Volkswagen отказался от разработки бензиновых и дизельных двигателей
Содержание
- 1 Volkswagen отказался от разработки бензиновых и дизельных двигателей
- 1.1 Volkswagen отказался от разработки бензиновых и дизельных двигателей. Что дальше?
- 1.2 Инновации Automotive Lighting
- 1.3 Die Welt: на борту задержанного Лукашенко самолета были агенты КГБ
- 1.4 Риск неуместен
- 1.5 Дача в придачу: видео тест-драйв обновленного Cadillac Escalade
- 1.6 Как едет?
- 1.7 Новые технологии от Tesla
- 1.8 Как цифровые технологии продолжают менять современный мир
- 1.9 Безопасность пешеходов
Volkswagen отказался от разработки бензиновых и дизельных двигателей. Что дальше?
Недавно корпорация Audi официально подтвердила, что больше не будет заниматься разработкой двигателей внутреннего сгорания. Это не значит, что производитель решил завязать с выпуском новых машин: ещё какое-то время Audi будет выпускать автомобили с бензиновыми и дизельными силовыми агрегатами, однако прекращает исследования в области разработки новых двигателей с выбросом CO2. Никаких вам двухлитровых турбированных TFSI и прочего. Не трудно догадаться, что Audi хочет использовать взамен — электромоторы. Вскоре после этого генеральный директор Volkswagen Ральф Брандштеттер заявил, что новых двигателей внутреннего сгорания, бензиновых или дизельных, в линейке производителя не будет. Кажется, мы приближаемся к электромобилям гораздо быстрее, чем предполагаюсь ранее.
В ближайшие 10 лет линейка новых авто Volkswagen будет выглядеть как-то так
На данный момент у нас нет планов по разработке и запуску совершенно нового семейства двигателей, — заявил глава Volkswagen.
Инновации Automotive Lighting
На выставке CES ASIA 2018 подразделение Automotive Lighting продемонстрировало свои последние достижения в области синтеза дизайна и технологий. Для систем заднего освещения Marelli представила решение, основанное на сочетании последних достижений светодиодной и « светоуправляющей » технологий. Для передних световых приборов компания показала электронные блоки управления (ECU) последнего поколения, обеспечивающие контроль всех интеллектуальных функций головных фар — например, функций матричного и адаптивного освещения. Проще говоря, фары теперь не просто светят, а управляют интенсивностью и распределением света, подстраиваясь под условия движения.
На Женевском автосалоне 2018 года был представлен спорткар Audi R8, оснащенный передними фарами с дополнительным лазерным модулем дальнего света, разработанным при прямом участии Automotive Lighting.
Первое поколение этой системы, разработанное в 2014 году и установленное на Audi R8, стало первой в мире светодиодной фарой головного света с лазерным модулем для спорткара . Система способна послать полноценный световой пучок на расстояние свыше 500 метров. Сотрудничество Marelli со спортивным подразделением Audi имеет продолжительную историю — так, еще в 2007 году подразделение Automotive Lighting разработало первую в мире светодиодную фару для Audi R8.
Второе поколение лазерного модуля стало меньше, также новый модуль призван найти применение в средне размерных легковых автомобилях. В различных вариантах применения новый лазерный модуль будет использоваться в сочетании со светодиодной сборкой на поворотном блоке.
Это высокотехнологичное решение, управляемое благодаря получаемой с камеры информации, может использоваться также в режиме регулируемого дальнего света.
Die Welt: на борту задержанного Лукашенко самолета были агенты КГБ
— Некоторым наблюдателям эта ситуация напоминает инцидент с боливийским президентом Эво Моралесом, самолет которого был вынужден приземлиться в 2013 году в Вене, так как было подозрение, что на борту среди пассажиров находится Эдвард Сноуден и поэтому многие европейские страны закрыли свое пространство для самолета Моралеса. Так в чем тут совпадения, или еще важнее, что нового с исторической точки зрения в белорусском инциденте?
— Действительно, такой случай был, я его почти забыл, возможно, даже хотел забыть. Но на борту никакого Сноудена не было, и Моралес только посмеялся над непрофессионализмом ЦРУ. А вот самолет компании Ryanair стал жертвой хорошо продуманной операции спецслужб: выдумка о заложенной бомбе, сотрудники КГБ, севшие в самолет еще в Афинах, истребитель-перехватчик, арест Романа Протасевича и его девушки. Это захват самолета в чистом виде. Самолету Моралеса австрийцы дали разрешение на посадку, а борт компании Ryanair принудили к приземлению военные самолеты. Месседж был таков: никто не уйдет от лукашенковских ищеек, даже на международных рейсах.
— То есть, воздушное пространство превратилось в еще одну арену противостояния?
— Воздушное пространство с момента возникновения авиации всегда было ареной противостояния — в символическом, логистическом и военном смысле. Вспомним снимки пространств, контролируемых Стратегическим командованием ВВС США в Омахе, как сбили У-2 над Уралом, воздушный мост во время блокады Западного Берлина. Вспомним захваты самолетов в 70-х годах, самолеты, направленные на башни Центра мировой торговли в Нью-Йорке, которые как бы возвестили миру, что линия фронта теперь проходит по Нижнему Манхэттену. И подумаем о том, что случилось уже совсем недавно: о тысячах ракет, выпущенных «ХАМАС» по Израилю, и о «Железном куполе», защитившим Израиль от самого страшного.
— Вероятно, данный инцидент — это некое послание белорусским диссидентам, да и западным странам, наблюдающим за событиями в Белоруссии. Как вы понимаете его?
— Мы можем сделать с вами что угодно. Нигде вы не будете чувствовать себя в безопасности. Это — действие реакционного, жестокого диктора, бьющего всех вокруг себя, потому что он не справляется с новыми социальными группами, образовавшимися за пределами сферы его власти и его пропаганды. Он хочет схватить людей, которые распространяют информацию о происходящем на улицах Минска, и он сделает все, чтобы их уничтожить через тайные и показательные процессы с добытыми под пытками признаниями обвиняемых, смертные приговоры. Тысячам людей пришлось бежать из страны в поисках убежища, тысячи сидят в тюрьмах. Да, а мы «наблюдаем за происходящим».
— Какое значение имеет Роман Протасевич для правителя Лукашенко? Является ли Протасевич с вашей точки зрения угрозой для режима диктатора? И если да, то в какой степени?
— Протасевич — ясно мыслящий, ангажированный журналист и активист, который показал, что происходит в его стране — правду о событиях на улицах, в задних дворах, в тюрьмах Минска, Гродно и других городов. Судя по всему, это бесит Лукашенко и его хунту, и он готов на все. Достаточно посмотреть и послушать его выступления, чтобы понять, что происходит сейчас в центре Европы.
— Помимо Протасевича была арестована и его подруга, имеющая российский паспорт. Какую роль играет Россия в этом деле? Историк Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) пишет, что Россия видит в Западе с его высоким уровнем жизни и демократическими свободами угрозу, и, так как Россия никогда не сможет быть такой, как Запад, Путин пытается наоборот сделать Запад похожим на его собственную страну. По мнению историка, Путин ведет себя как врач-вредитель, который использует свои диагнозы не для того, чтобы помочь пациенту, а чтобы его слабить. Какую роль играет Путин в данном кризисе?
— Нельзя говорить о Лукашенко, не говоря о Путине. Диктатор Лукашенко не может существовать, не имея за спиной диктатора Путина, который его поддерживает, давит на него, использует его и которому он иногда действует на нервы своими топорными действиями. Известно, что люди Путина сидят в государственных белорусских средствах массовой информации и других местах. Лукашенко и Путин нужны друг другу — в экономическом, политическом и военном отношении. В такой ситуации нужно быть готовым ко всему. В этом и состоит гений Путина: так как он не знает, как сделать Россию современной страной, ему остается только рассказывать сказки о коварном заговоре Запада, о могучем противнике, против которого нужно сплотиться. При этом он использует великодержавный шовинизм, уничижительную риторику и антизападные предрассудки, а в случае необходимости и «маленькую войну» против Украины.
Его главная сила состоит в том, что он знает, насколько слаб сейчас Запад. Его министр иностранных дел пренебрежительно говорит о «наших западных партнерах», на государственных телеканалах люди типа Соловьева и Киселева пытаются перещеголять друг друга в нагнетании военной истерии. Но есть и Россия помимо Путина, помимо его кагэбэшного представления о мире, помимо его комплекса неполноценности, который он пытается внушить гражданам России. Все силы и структуры, которые могли бы модернизировать Россию, он ослабил, вынудил покинуть страну или разрушил. Но он насильственно не сажает самолеты, но перенаправляет их и арестовывает Навального сразу после приземления.
Он натравливает своих силовиков на мирных демонстрантов по примеру Лукашенко, но при этом не забывает и о псевдо-юридических спектаклях. Минск был опытной лабораторией для методов использования ОМОНа в российских городах для беспримерного насилия. Месседж обществу был таков: мы посадим вас, потому что вы вышли на улицы, мы сделаем из вас иностранных агентов, посадим вас в лагеря и проведем осенью выборы, о которых уже сейчас каждый знает, что они будут фальсифицированы.
— Есть ли вообще шансы у белорусского народа на ненасильственную смену режима? Стала известна такая фраза Светланы Алексиевич: «Мы хотели победить словом, мы хотели победить красотой, но тысячи людей оказались за решеткой».
— Никто не знает, как будут развиваться события. Никто прошлым летом не был готов к тому, что в Белоруссии возникнет народное движение, появятся бесстрашные и мужественные люди, для которых такое поведение нечто само собой разумеющееся. Вдруг заговорила Белоруссия, о существовании которой зарубежные наблюдатели в массе своей не догадывались, в том числе и люди, разбирающиеся в Белоруссии. Нет рецепта для подобных переворотов, нет инструкций и планов, можно рассчитывать только на воображение, гражданское мужество и уверенность в себе граждан, это должна быть «революция достоинства по-белорусски». К таким событиям всезнающие эксперты и так называемые реальные политики, как правило, не бывают готовы.
— В прошлом году после протестов сотен тысяч человек против Лукашенко вы говорили, что там происходит «становление нации». В какой степени это становлении нации может пострадать от данного инцидента?
— Совершенно очевидно, что Белоруссия, так же, как и Украина, относится к категории «запоздалых наций», процессу формирования которых как самостоятельных единиц постоянно что-то мешало, или он прерывался. Белоруссия была то частью Великого княжества Литовского, то Речи Посполитой, то Российской империи, а после Первой мировой войны частью Второй Польской Республики и Советского Союза. Так и двигали ее туда-сюда, и она сильно пострадала во время войн, происходивших на ее территории.
Красота народного движения в Белоруссии состояла именно в том, что оно было основано на достоинстве, на самостоятельности и было не направлено ни на что другое, кроме лжи и диктатуры, в нем не было ничего милитаристского, ксенофобского или антироссийского. Бело-красное знамя олицетворяло страну свободных граждан, которые хотели только одного — чтобы их оставили в покое и дали возможность устроить самими жизнь в своей стране. Это было бы выражением «всеобщей воли» по Руссо, осуществлением представления Ренана о нации как о «повседневном плебисците», обретением самосознания народа после распада советской империи.
— Белоруссия невероятно пострадала во время немецкой оккупации. Какую роль это играет в настоящем конфликте в Белоруссии, если учесть, что диссиденты называют отрицание Александром Лукашенко поражения на выборах и его жестокое подавление демократического движения «фашизмом»?
— Белоруссия и Украина были главными аренами войны Германии против народов Советского Союза. Дважды огненный каток войны прокатился по Белоруссии, оставляя после себя выжженную землю, подвергая ее народ геноциду. Белоруссия была одним из главных мест расселения восточно-европейских евреев, однако гетто Минска и лагерь смерти «Тростенец» в системе представлений о войне среднестатистического европейца и в особенности немцев, которые побывали там еще во время Первой мировой войны, как правило, не присутствуют.
Белоруссия, которую немецкие оккупанты называли Белорутенией, относилась к тем частям Советского Союза, которые, как установил историк Кристиан Герлах (Christian Gerlach), особенно сильно пострадали от оккупации. У немцев, которые гордятся своей культурой исторической памяти, есть все основания для того, чтобы во имя именно этого прошлого проявить особую заботу о Белоруссии. Точно так же, как это случилось после катастрофы в Чернобыле, когда они приняли у себя тысячи детей из зараженной радиацией зоны и ухаживали за ними. Возможно, что тогда Белоруссия впервые была воспринята в Германии как самостоятельная и многострадальная страна.
— ЕС требует освобождения Протасевича. Здесь тоже прослеживается кризис дееспособности Европы?
— Санкции против хунты Лукашенко необходимы, так же как и требования освобождения Романа Протасевича, Марии Колесниковой и всех других. Но у политики и дипломатии возможности ограничены. В этой драме мы — только сторонние наблюдатели. У нас не было больших демонстраций солидарности с гражданами Белоруссии. Невероятно, но факт: феминистки не выразили никаких протестов, когда в Минске силовики избивали женщин.
На Западе говорят о «постгероической эпохе», но демонстранты Минска доказали, что герои еще есть. За свободу нужно бороться не только в социальных сетях и с помощью компьютерной мыши. Европа должны проявить солидарность, в том числе на улицах Берлина.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Риск неуместен
Директор по клиническим исследованиям группы компаний Инвитро Яна Новикова отметила, что в вопросе производства вакцин не разработчиками есть несколько аспектов.
— Прежде всего, сегодня в мире известны и используются несколько принципиально различных подходов к созданию вакцин, — пояснила эксперт. — Одни из них сравнительно легки в воспроизводстве, другие требуют высокотехнологичных производственных мощностей, которые на сегодняшний день может себе позволить далеко не каждая страна. Также важно отметить, что не все из существующих в мире вакцин от коронавируса прошли все необходимые стадии клинических исследований. Мы знакомы с этим заболеванием сравнительно недавно, далеко не все добрались до третьей фазы испытаний, необходимой для получения регистрации вакцины.
Таким образом, по мнению Яны Новиковой, по объективным причинам нельзя полностью быть уверенными в безопасности и эффективности вакцин, которые были разработаны за пределами РФ.
Вообще, в производстве дженериков есть множество нюансов. Например, если новая вакцина получается хоть немного отличной от оригинальной, она автоматически приравнивается к новой, что требует дополнительного цикла клинических исследований. Естественно, это не помогает ускорить процесс.
Вопрос о том, как выбирать вакцину для производства, тоже пока открыт. У каждой есть достоинства и недостатки, у каждой свой технологический процесс. Возможно, этот вопрос требует решения на международном уровне, считают эксперты.
Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса — «Спутник V». Ее разработал Центр имени Н.Ф. Гамалеи. Затем регистрацию прошла вакцина «ЭпиВакКорона» (разработчик — Центр «Вектор»). Позже была зарегистрирована третья вакцина от коронавируса «КовиВак», которую разработал Центр имени Чумакова.
Дача в придачу: видео тест-драйв обновленного Cadillac Escalade
Однако, драйв не идет в подарок — 130 тысяч рублей стоит опция. Изящные 20-дюймовые колеса и адаптивные амортизаторы тоже требуют доплаты. Поэтому мы не можем ничего сказать о поведении базовой A6, версии с заниженной спортивной подвеской или пакетом плохих дорог с увеличенным клиренсом, но наверняка они едут по-другому.
Совет пока один: любите комфорт — не спешите докупать пневмоподвеску. Мелочь она глотает неплохо, а вот на разбитом асфальте неприятно потряхивает вплоть до пробоев. «Шестерка» на пружинах, впрочем, ковер-самолет тоже напоминает мало. Странно видеть (а заодно и чувствовать, простите, пятой точкой) жестковатые настройки на бизнес-седане. Как прикажете регулировать финансовые потоки с заднего сиденья, сводки с биржи изучать, от офисной депрессухи отдыхать, когда перед глазами рябит картинка?
С шумоизоляцией опять же не все гладко: мотор и ветер почти не слышны, а вот гул зимних покрышек до ушей долетает отчетливо. Утешение, видимо, следует искать в просторе — ценой багажника, который по-прежнему вмещает 530 литров, салон сделали заметно вместительнее. Настолько, что Audi не стесняясь уверяет, будто A6 превосходит по внутренним размерам «всех прямых конкурентов». Вот только втроем здесь не сядешь — ногам среднего пассажира мешает высокий центральный тоннель.
У водителя свои заботы — ему бы разобраться в виртуальной реальности передней панели, целиком, от доски приборов до переключателя света и треугольника «аварийки», скроенной из дисплеев да сенсорных кнопок. В Audi серьезно заморочились доводкой столь «хайтечного» интерьера. Графику сделали нарочито сочной, добавили в меню миллион настроек, научили нарисованные клавиши сопротивляться и вибрировать при нажатии с разной интенсивностью. Стоило ли так изворачиваться, если смартфонный интерфейс пришлось подгонять под привычные олдскульные ощущения?
Да и опрятность глянцевые панели теряют моментально — следы пальцев приходится постоянно протирать специальной тряпочкой, иначе засмеют: неряха, мол, за рулем. Причем отказаться от гламурного цифрового окружения не выйдет — принимайте как должное, остается выбирать лишь размер экранов и декоративную отделку. Рекомендуем дерево, алюминий почему-то подразумевает ампутацию декоративной крышки с подстаканников — мелочь, а салон теряет часть премиальности.
В общем, пока новая A6 выглядит странным продуктом. Теоретически, к середине года ситуация изменится: появятся недорогие переднеприводные версии с маленькими моторами, дефорсированный до налоговыгодных 249 сил дизель V6 под нормы «Евро-5» в сочетании с классическим «автоматом» и настоящим «железным» quattro. Вопрос один — не упущен ли момент? Не исключено. По серьезному влезать в разборки «большой немецкой тройки» будет уже слишком поздно, а ведь A6 и без того по популярности отстает от баварской «пятерки» и Е-класса…
Как едет?
Так же в меру азартно и выверенно, как и дорестайлинговая версия. На выбор покупателям предлагают три бензиновых мотора с турбонаддувом. Базовая модификация 35 TFSI развивает мощность 150 л.с. Версия 40 TFSI — 190 л.с. Самая мощная в линейке модификация — 45 TFSI мощностью 249 л.с. Первые две по умолчанию предлагаются с приводом на передние колеса, а 249-сильная — стандартно с полным приводом quattro ultra.
Всем моторам ассистирует 12-вольтовая система умеренного гибрида, главная задача которой — снизить расход топлива. Заметить эффект от ее работы будет непросто даже самым наблюдательным водителям. Но производитель заявляет, что система позволяет экономить 0,4 л на 100 км пути. Стоило ли ради таких показателей внедрять эту сложную технологию? Вряд ли, по правде говоря.
Топовый в линейке мотор мощностью 249 л.с. хорошо знаком и по предыдущей Audi A5, да и по многим другим моделям марки. Хорошо сбалансированный по всем параметрам двигатель (а главное — выгодный с точки зрения налогообложения) решили оставить без изменений. И это хорошо. Audi A5 45 TFSI шустро разгоняется до 100 км/ч за 5,8 с и способен развить максимальную скорость 250 км/ч. Есть и несколько различных режимов движения. Для тех, кто любит погорячее, есть спорт-режим, который делает отклик на нажатие педали газа чуть более эмоциональным.
Новые технологии от Tesla
Пару дней назад глава компании Tesla Motors Элон Маск пообещал, что владельцам электрокаров компании больше никогда не придется беспокоиться о запасе хода их автомобилей, а затем анонсировал ряд доработок для седана Model S. «Мотор» разобрался, какие именно новшества подготовили для модели.
После анонса Маска, социальные сети наполнились шутками, что, мол, «Тесла» наконец-то приручила силы природы и электричество теперь будет поступать в машины прямо из космоса. Или что «апдейт» активирует спрятанный в где-то недрах Model S бензиновый мотор, просто очень-очень маленький.
В реальности все оказалось не так оригинально, но оттого не менее интересно. Анонсированное Маском 19 марта обновление программного обеспечения, которое в скором поступит во все Model S «по воздуху» (апдейты в электромобили Tesla загружаются автоматически, как в смартфоны), содержит две новые функции. И именно они, по словам Маска, сведут к нулю вероятность того, что владелец электрокара останется с пустой батареей где-нибудь на хайвее посреди Долины смерти.
Новинка первая. Всегда на связи
По-английски эта функция называется Range Assurance или, в литературном переводе, «доедете куда хотите, даже не парьтесь». Фактически, это новое специальное приложение, которое работает «в фоне» и постоянно держит связь со всей «тесловской» сетью зарядок Supercharger, а также общественными парковками, где установлены розетки для подзарядки электрокаров.
Электроника научится в непрерывном режиме следить за температурой окружающей среды, дорожной ситуацией на маршруте, изменением высоты над уровнем моря, стилем вождения, скоростью ветра и даже прогнозом погоды, запрашивая необходимую информацию через интернет (мы бы добавили туда еще курсы валют и цены на нефть). Обработав все данные, электроника рассчитает запас хода, заранее найдет подходящую станцию подзарядки и предупредит об этом водителя.
При этом в «Тесле» уточняют, что Range Assurance работает и следит за зарядом всегда, а не только когда запущена навигационная система и необходимо рассчитать точное время прибытия. Поэтому, даже если водитель сам не обратит внимания на уменьшающийся запас хода, электроника выдаст «неоднократные» напоминания о низком заряде и запросит подтверждение, действительно ли этот безумец за рулем желает опустошить аккумуляторы «в ноль».
Новинка вторая. Спланировать все
Второе новшество – функция под названием Trip Planner, которая позволяет планировать длительные путешествия с учетом необходимости подзарядки батарей. Система выберет самый удобный маршрут, проложив его через места базирования станций зарядки таким образом, чтобы минимизировать и время нахождения за рулем, и время, проведенное на «заправках».
Электроника будет каждые 30 секунд обновлять данные, проверяя количество свободных мест на близлежащих станциях – чтобы не пришлось стоять в очереди. Чтобы водитель не уставал за рулем во время длительной поездки, система предложит каждые несколько часов устраивать «перекуры» по 20-30 минут, которые можно совместить с «заправкой» автомобиля.
В качестве примера «Тесла» приводит спланированный маршрут от западного до восточного побережья США. Поездка протяженностью более 5,2 тысячи километров, по подсчетам системы, займет 62 часа 30 минут, при этом самая длительная подзарядка отнимет у путешественников всего 58 минут. Как раз то что надо, чтобы пообедать.
В этот же пакет обновлений войдет функция автоматического торможения в случае возможной аварии, электронный комплекс слежения за мертвыми зонами и специальный «парковочный» режим – это когда вы оставляете ключи от машины специально обученному человеку на входе в ресторан или отель. В этом режиме будет ограничена скорость передвижения (прощайте, веселые ролики на YouTube), заблокированы бардачок и багажник, а также закрыт доступ к персональным данным, записанным в мультимедийную систему.
Что-то еще?
На этом обновления закончились, но Маск обещает еще множество нововведений. В будущем у Model S появится автопилот. И это не просто фантазия – систему уже испытали. По словам главы «Теслы», без участия водителя автомобили проехали из Сан-Франциско в Сиэтл.
«Технически уже возможно проехать на автопилоте от одной парковки до другой, – говорит Маск. – Но пока мы не будем делать автопилот доступным для всех».
И даже когда он появится, работать электронный водитель будет только на скоростных магистралях и крупных шоссе. На городских улицах рулить все равно пока придется самостоятельно, зато около дома можно будет представить себя Джеймсом Бондом: по команде со смартфона автомобиль сам выедет из гаража к водителю, или точно так же припаркуется. Теоретически, система сможет работать и на подземных парковках, но пока все упирается в юридические тонкости — кто должен отвечать за машину, внутри которой никого нет, пока непонятно.
Автопилот Tesla сможет перестраиваться в другую полосу и совершать обгоны в автоматическом режиме. Но ждать его выхода придется еще несколько месяцев.
К сожалению, точных сроков выхода апдейта с автопилотом для Tesla Model S пока нет. Предполагается, что это произойдет через несколько месяцев, а там, глядишь, мы доживем до момента, когда машинам можно будет выдавать паспорт и отправлять за пивом. Будущее уже рядом?
Как цифровые технологии продолжают менять современный мир
Спасительные технологии
Пандемию коронавируса 2020 года часто сравнивают с эпидемиями прошлых веков. И это неизбежно. Так, Александр Сергеевич писал «Пир во время чумы» в Болдино в 1830 году, находясь в карантине из-за разразившейся в тот год в России эпидемии холеры. Четвертая из «Маленьких трагедий» Пушкина была написана как перевод одной из сцен пьесы «Чумной город» шотландского поэта Джона Вильсона, посвященной лондонской чуме 1660 года. Современники страшных эпидемий прошлого часто находили утешение в религии. Многие священники в Европе и в России также информировали и просвещали население. У Пушкина священник вслед за персонажем Вильсона убеждает пирующих на улице: «Ступайте по домам!» В наши дни эту функцию с успехом выполнили цифровые платформы. «Яндекс», «ВКонтакте», Facebook, Instagram в дни карантина пестрели уведомлениями: «Носите маски! Соблюдайте социальную дистанцию, а лучше — оставайтесь дома!»
Фиксация современного человека на социальных сервисах за последние годы много раз подвергалась критике, осуждению или просто высмеивалась. По поводу свиданий, где люди только и «сидят в телефонах», в ходу было выражение «смартфонная вечеринка». И вот внезапно онлайн-сервисы превратились из удобства в средство первой необходимости.
В доковидные времена была популярна мысль, что онлайн-формат, цифровые сервисы — новый признак бедности в мире, где офлайн становится роскошью. Но мне сложно представить, как бы перенесли карантин люди, далекие от технологий, которые не жили в социальных сетях, не знали о существовании онлайн-заказов еды или вещей. Надеюсь, для них эти дни прошли за чтением книг или за разговорами с семьей. Интернет же позволил людям не просто пережить карантин, но и продолжить вести вполне привычную жизнь — плодотворно работать, жить, общаться и даже ходить на онлайн-концерты, не выпадая из социума.
Фото: Из личного архива Ольги Пивень
Цифра против пандемии
Цифровые технологии в том числе использовались для контроля распространения инфекции. Так, в Китае искусственный интеллект присваивал смартфону человека красный, желтый или зеленый цветовой код и отслеживал геолокацию и маршрут передвижения. Система называлась Alipay Health Code, — это приложение работает на смартфоне как мини-программа внутри мессенджера WeChat и кошелька AliPay. Если человек получал красный код, это обязывало его оставаться дома на карантине.
В России смартфоны также использовались для контроля распространения коронавируса. Приложение «Социальный мониторинг» должны были ставить на телефон те, кто имел положительный результат теста на коронавирус, но болел в легкой форме дома. Приложение следило за перемещениями людей и время от времени требовало сделать фото, подтверждающее, что человек не вышел на улицу. Для выявления больных, нарушивших изоляционный режим, также использовались технологии распознавания лиц.
Работа вновь возникших государственных платформ, связанных с введенными из-за коронавируса ограничениями, зачастую вызывала опасения тотального надзора государства за гражданами. Однако, я думаю, риски были несколько преувеличены. Конечно, советское прошлое и связанный с ним страх является для россиян достаточно сильной прививкой от «социальной инженерии» — общество всегда настороже и будет сопротивляться попыткам злоупотреблений слежкой. При этом безопасность и комфорт стали важнейшими ценностями, и люди ожидают, что технологии смогут предоставить им высокий уровень того и другого.
COVID-19 и цифровая медицина
Пандемия дала необходимый толчок для развития цифровых сервисов в области здравоохранения. Еще в декабре директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов говорил, что в перспективе ближайших пяти лет заниматься телемедициной не нужно, что «Яндекс» «зашел [на рынок телемедицины], довольно быстро стал игроком №1, пощупал почву и понял, что это не бизнес». Однако в апреле-июне столичный телемедицинский центр, в котором работали до 150 врачей в смену, провел 340 000 дистанционных консультаций для 114 000 человек, больных коронавирусной инфекцией. Возможность консультировать больных через интернет помогла оказать им своевременную помощь, без утомительного ожидания визита врача, а также исключить риски заражения медицинского персонала. В результате, по словам Евгения Паперного, руководителя направления медицинских информационных продуктов Сбербанка, если до пандемии телемедицина не была бизнесом, то сейчас она им стала: «До пандемии врачи были противниками дистанционного консультирования и считали, что они не готовы нести ответственность за качество таких услуг. Но сейчас все попробовали, и поняли, что ничего страшного, задачи эти решаемые».
Начали активно развиваться и сервисы помощи врачам, например, такие как «Третье мнение», позволяющие с помощью искусственного интеллекта провести анализ медицинских снимков и данных исследований и обратить внимание врача на те или иные особенности. Думаю, подобные сервисы, увеличивающие продуктивность работы врачей и точность их диагнозов, получили за время пандемии дополнительный толчок к развитию. Это непростое время должно коренным образом изменить отношение врачей и пациентов к новым технологиям.
Онлайн-учеба — от необходимости к возможностям
Меняется — и будет меняться дальше — сам подход к образованию. В апреле и мае школы и вузы были вынуждены осваивать онлайн-инструменты для обучения. Конечно, были опасения по поводу качества такого образования, но, к примеру, результаты ЕГЭ, прошедшего в формате личного присутствия в июле и августе, показали, что вынужденный онлайн не повлиял на качество подготовки выпускников. Согласно данным Рособрнадзора, по большинству предметов результаты ЕГЭ практически остались на уровне прошлого года, а по некоторым предметам незначительно улучшились.
Основатель и гендиректор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов даже заявил на онлайн-сессии «ЦИПР Дома», что образование можно разделить на два периода: до ковида и после. Технически онлайн-образование способно обеспечить 90% потребностей населения, как в России, так и в мире, считает он. Однако, по мнению Спиридонова, люди пока не готовы к этому психологически.
В предыдущие годы, «до ковида», в России исповедовался осторожный и консервативный подход к онлайн-образованию. Внедрение онлайн-инструментов в основном не шло дальше электронных дневников. Во многом поэтому часть школ и вузов первоначально не были готовы к вызовам пандемии. Однако я уверена, что постепенно в образовательной среде накопилась критическая масса, необходимая для начала цифровой трансформации образования. И тот импульс, который придал этой трансформации ковид, изменило лицо российского образования навсегда.
И после пандемии внедрение онлайн-образования, очевидно, ускорится. Уже сейчас многие вузы и школы заявили, что будут активнее использовать возможности цифровых платформ. В частности, они надеются, что это поможет разгрузить аудитории, чтобы учащиеся могли соблюдать социальную дистанцию. Спиридонов считает, что постепенно офлайн станет в образовании новой формой роскоши, за которую человеку придется платить дополнительно.
Хлеба и зрелищ — онлайн!
Больше всего выгоды от периода ограничений, связанных с коронавирусом, получила, пожалуй, отрасль цифрового ретейла. Эксперты и раньше предрекали, что самым большим потенциалом роста среди электронной торговли обладает продажа продуктов питания. Так в октябре 2019 года, гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков говорил, что она станет основным драйвером роста E-commerce в мире в ближайшие пять лет: «Сегодня продукты питания люди еще стараются покупать в магазине. Им хочется понюхать и потрогать еду перед покупкой. Но качество доставки улучшается, поколения меняются, поэтому скоро это [покупки продуктов онлайн] будет в порядке вещей».
Пандемия подтолкнула эту отрасль к развитию. Так, по данным Сбербанка, интернет-продажи продуктов питания в апреле этого года выросли в четыре раза. Многие офлайн-магазины, такие как «Пятерочка» или «ВкусВилл», во время пандемии запустили свои сервисы доставки или многократно увеличили продажи через этот канал. Аналитики компании InfoLine прогнозируют, что рынок электронной торговли продуктами по итогам 2020 года в России составит 135 млрд рублей — втрое больше, чем годом ранее. И это только начало трансформации отрасли под воздействием цифровых платформ.
По меткому замечанию древних римлян, второй после «хлеба» базовой потребностью человека являются «зрелища». В самом деле, во время самоизоляции резко подскочил интерес к различными медиаплатформам в онлайне. Речь и о социальных сетях — люди начали намного больше общаться друг с другом на всех платформах. Так, руководитель соцсети «Одноклассники» Антон Федчин говорит, что звонки и сообщения внутри сети выросли во время пандемии в 3–5 раз. Это и сервис видео-конференц-связи Zoom, ставший главным открытием пандемии (его капитализация выросла по сравнению с началом года в 2,5 раза — до $50 млрд!). Это и различные видеоплатформы и онлайн-кинотеатры, взявшие на себя развлекательную функцию в условиях отмены офлайн-мероприятий.
Для нашей страны рост подобных медиаплатформ особенно важен, ведь русский язык уже является вторым по распространенности в интернете. И это создает мощный плацдарм для продвижения своей повестки с помощью так называемой «мягкой силы» (soft power), то есть влияния на мир и его ценности через культуру и язык.
Что нас ждет дальше
Конечно, когда люди вышли из самоизоляции, их пользование онлайн-платформами вновь сократилось, но главное уже произошло — многие пользователи в России были вынуждены сделать шаг навстречу цифровым сервисам и почувствовали их удобство и безопасность. Сделать следующие шаги им уже будет намного проще. Да, скорее всего, онлайн-платформы не станут новой религией, но они уж точно смогут облегчить жизнь миллионам россиян.
После тотального энтузиазма в связи с развитием интернета в нулевые, маятник общественного мнения относительно технологий во всем мире в последнее десятилетие качнулся в обратную сторону. Признавая их важную роль, люди и политики все чаще концентрировались на тех проблемах, которые возникают из-за внедрения цифровых сервисов, таких как, например, утечки персональных данных. Создавались все новые ограничительные законы, призванные защитить людей от негативных сторон цифровизации. В России примером таких законов стал так называемый «закон Яровой», в Европе — GDPR (общий регламент защиты персональных данных).
Мне кажется, что благодаря успешному примеру использования технологий во время карантина, к людям во всем мире вернется «технооптимизм». Пандемия уже ускорила цифровизацию многих отраслей, создав самое важное, что необходимо для принятия людьми новых технологий, — доверие к ним. Людям стало очевидно главное: плюсов от внедрения цифровых платформ намного больше, чем минусов.
Безопасность пешеходов
Укрытый за силовым каркасом из высокопрочной стали и окружённый подушками безопасности, водитель сегодня более-менее защищён от последствий ДТП. Чего не скажешь о других участниках движения. Однако о безопасности пешеходов и велосипедистов автопроизводители тоже не забывают. Опции, о которых рассказано ниже, уже устанавливаются на автомобили премиального сегмента. В ближайшем будущем они станут таким же штатным оборудованием всех без исключения машин, как ремни безопасности.
Любой автомобилист знает, что увидеть пешехода в тёмное время суток — задача не из лёгких. Зачастую он появляется на проезжей части совершенно неожиданно для водителя. И дело тут не в невнимательности: в темноте у человека ослабляется периферийное зрение и глубина восприятия. Однако то, что не в состоянии разглядеть человек, может обнаружить электроника.
Системами «ночного видения» сегодня оборудуются автомобили таких марок, как Mercedes-Benz (Night View Assist) и Toyota (Night View) — эти бренды используют «активное» обнаружение живых существ при помощи встроенного в блок головного света источника инфракрасного излучения. Дополнительная «подсветка» позволяет объективу тепловизора обнаруживать пешеходов на дистанциях до 300 метров.
Системы попроще (скажем, Intelligent Night Vision компании Honda) не имеют собственной инфракрасной подсветки, поэтому тепловизор может обнаружить «цель» только за счёт её собственного «свечения» (температура тела человека обычно выше окружающей среды), что существенно сокращает дистанцию распознавания — до 150–200 метров.
Любопытно, что компания BMW вдобавок к обычному «ночному видению» разработала ещё и вспомогательную систему Dynamic Light Spot. Это сверхчувствительные датчики, улавливающие сердцебиение на расстоянии до 100 метров. Помимо предупреждения водителя о том, что в опасной близости от автомобиля находится человек, система оповестит пешехода. Для этого используются яркие поворотные диоды, встроенные в противотуманные фары.
Но что, если удар всё-таки произошёл? Ответ на этот вопрос дают инженеры Volvo: хэтчбек V40 стал первой в мире серийной машиной, оборудованной системой безопасности для пешеходов. Датчики удара, расположенные в переднем бампере, дают команду на подрыв пиропатронов, которые приподнимают капот машины и надувают подушку, закрывающую низ лобового стекла. Таким образом, сбитый человек падает на довольно податливый тонкий металл капота, не соударяясь с жёсткими компонентами подкапотного пространства. Кроме того, исключается риск удара о лобовое стекло и стойки, который чаще всего приводит к тяжёлым травмам.