Асимметрия в автомобильном дизайне: 12 самых громких примеров
Содержание
- 1 Асимметрия в автомобильном дизайне: 12 самых громких примеров
- 1.1 Асимметрия в автомобильном дизайне: 12 самых громких примеров
- 1.2 Rolls-Royce Phantom I Jonckheere Coupe (1925)
- 1.3 Chevrolet Corvair
- 1.4 Cadillac Cimarron, 1982-1988
- 1.5 Фантастические концепты прошлого: автомодули – загадки аэродинамики
- 1.6 5. Tasco, 1948
- 1.7 Как разрабатывается дизайн автомобиля
- 1.8 Водонаева резко высказывалась об абортах и материнском капитале
- 1.9 Renault Eolab Concept
Асимметрия в автомобильном дизайне: 12 самых громких примеров
Иногда авангардному дизайну и гармонии нет места на кузове одного автомобиля
Как любое произведение искусства, дизайн автомобиля обычно основан на гармонии. И конечный результат этой симметрии, как правило, приводит к приковывающему взгляд привлекательному внешнему виду. Но если симметрия является основой, которая составляет 99,9 процента автомобилей в мире, то как насчет остальных 0,1 процента?
В «ноль-один» вошли именно асимметричные автомобили – странные жертвы дизайнерских экспериментов. Мы выбрали 12 самых интересных моделей – как серийных автомобилей, так и концептов. Некоторые, такие как Hyundai Veloster или Mini Clubman, иногда встречаются на наших улицах и дорогах. О существовании других вы, вероятно, вряд ли знали до сегодняшнего дня.
Но все они имеют нечто общее: они крайне нестандартные!
Rolls-Royce Phantom I Jonckheere Coupe
(1925)
Одна из лучших моделей Phantom I, которая когда-либо производилась. Изначально автомобиль должен был стать простым кабриолетом, но бельгийская фирма Jonckheere Carrossiers превратила ее в шедевр ар-деко.
Любопытный факт: в 30-е годы этот автомобиль покрыли золотом и возили по США как своего рода балаганный аттракцион. Посмотреть на «золотую машину» приходили десятки тысяч американцев — в общем, драгоценные металлы окупились.
Chevrolet Corvair
Неудачные дизайнерские решения уже приводили крупных автопроизводителей к провалам. Так, облик Chevrolet Corvair привел компанию General Motors к серьезным финансовым потерям. Corvair был создан в конце 1950-х годов как ответ на растущий импорт Volkswagen Beetle c задним расположением двигателя.
Автомобиль имел необычный угловатый дизайн с обилием острых граней. Нос машины не имел решетки радиатора. Многие стилистические решения Corvair затем вдохновляли советских дизайнеров при работе над вторым поколением «Запорожца».
Руководитель проекта Эд Коул, который впоследствии стал президентом General Motors, пытался сделать машину для хиппи и неформалов, однако таких оказалось не настолько много, чтобы обеспечить стабильный спрос. Автомобиль не нашел понимания у американцев и сильно проигрывал в продажах другим моделям GM. От заднемоторной схемы вскоре отказались, тем более что у Corvair наблюдались проблемы с управляемостью.
Cadillac Cimarron, 1982-1988
В начале 80-х годов в GM начали беспокоиться о том, что немцы перестали с особой охотой покупать их машины и решили спроектировать себе спортивный седан. Но вместо того, чтобы строить что-то, что могло бы взорвать авторынок, был запущен Cimarron, автомобиль размером с BMW 3-Series. По сути, это был просто переделенный Chevrolet Cavalier, но, правда, почти в два раза дороже.
10-15 лет назад вполне могли бы найтись жалеющие приобрести подобное новшество, но в разгар бума импорта автомобилей из-за рубежа, общественность усмотрела в этом циничную попытку GM захватить рынок. Положение Cadillac к тому времени уже серьезно ухудшилось, и производство Cimarron в 1988 году было решено прекратить.
Фантастические концепты прошлого: автомодули – загадки аэродинамики
Что и говорить, традиционные решения в 70-х мало кто исповедовал. Именно в такое время вместе с BMW M1 и Jaguar XJ-S могли появиться на свет гротескные аппараты вроде Ferrari 512 S Modulo. В честь последнего авто и решено было назвать данный материал. Да и каким другим словом определить странный колесный объект в приземистом клиновидном кузове с глухими колесными арками и отсутствием нормального входа-выхода? А поскольку автомодули были явлением распространенным, мы решили собрать здесь информацию о самых выдающихся из них.
Резвая капля
Джеймс Мартин заложил основы модульного дизайна еще в 1928 году, создав концепт легкового автомобиля в кузове каплеобразной формы. Все части, традиционно выступающие у автомобилей, инженер наглухо задраил в придуманный им конусный монолит. Ради чего? Название модели, Martin Aerodynamic car, говорит само за себя – ради лучшего скольжения по дороге.
Визуально сей концепт обладал слоновьим изяществом, а удобен был почти как гужевая телега: пухлая глазастая морда, плоское ветровое стекло в четыре угла и единственная дверь на всю машину. Положение водителя в Martin Aerodynamic car было во всех смыслах незавидным – кроме того, что бедняга, чертыхаясь, пробирался к своему креслу от самой галерки, ему еще и руль приходилось вращать, зажав его между ног. Зато низкая масса алюминиевого корпуса и его особая форма позволяли четырехцилиндровому движку Hercules разгонять машину до 107 миль/час (!), что в 1928 году было выдающимся достижением.
Построенный на деревянной раме автомобиль имел задний привод, беспружинную подвеску и понтонное днище
Основав крошечную факторию Martin Aircraft Company в Гарден Сити (штат Нью-Йорк), Джеймс отчего-то решил, что первый его прототип станет будущим американского автопрома. Мистер Мартин сделал все ходовые части взаимозаменяемыми, используя уже готовые агрегаты от моделей Buick, Harley-Davidson, Chevrolet. Все это должно было отразиться на конечной цене его автомобиля, а значит, и на покупательском интересе. Представив свой Aerodynamic car на Национальной Автомобильной выставке в Нью-Йорке в 1932-м, инженер рассчитывал, что найдет инвесторов для полноценного производства. По слухам, концепт Джеймса Мартина заинтересовал Уильяма Митчелла, генерала ВВС и ветерана Первой мировой. Тот заверил изобретателя в своей поддержке, но слова не сдержал, так как грянула Великая депрессия, похоронившая не один интересный проект.
Даже своим окрасом Martin Aerodynamic car соответствует «водяным истокам». Кто бы мог подумать, что в 20-х годах прошлого века бело-синий колер станет синонимом аэродинамики?
Плюсы: с запуском производства Martin Aerodynamic car штатовские фермеры получили бы возможность насладиться скоростью почти бесплатно. И ждать изобретения Ford Mustang не пришлось бы.
Минусы: странный дизайн. Казалось бы, что может испортить каплю воды? Ответ – данный автомобиль. Возможно, поменяй Мартин передок на узкую часть модели, она бы выглядела лучше. Хотя нет, вряд ли.
Чтобы донести свои идеи до потребителя, Джеймс Мартин предпринял целых три попытки. На большее у него не хватило ни средств, ни здоровья. Последний прототип, созданный инженером, появился на World Motor Sports Show в 1954-м. Его обшивка была полностью деревянной, что в пасмурном Нью-Йорке даже дворников распугало…
Революция в клане Энцо
Следующая модель, по сути, задала тон всей этой подборке, что не удивительно. Возникший в 1970 году концепт с названием Ferrari 512 S Modulo, являлся результатом острой конкуренции между ателье Bertone и Pininfarina. Первое старалось на благо Alfa Romeo и в этом более чем преуспело. Второе отстаивало интересы Ferrari, и всякий раз, когда те узнавали что-то новенькое о проекте конкурентов, на пороге вырастал сам Энцо Феррари и орал на каждого в пределах видимости. Мол, умрите, а сделайте лучше чертовых миланцев! Серджио Пининфарина помалкивал, но «лучше миланцев» его подопечные сделать сумели.
«Родным» цветом для Modulo являлся черный. Однако он невыгодно скрадывал изломы кузова, так что к Туринской выставке концепт получил свой знаменитый белый колер
Руководителем проекта стал главный стилист ателье Паоло Мартин. Он вдохновенно поколдовал над шасси гоночного Ferrari 512 S, переосмыслив концепцию спортивного болида, чем определил развитие автомобильного дизайна на ближайшее десятилетие. Именно с выпуском Ferrari Modulo «автомодули» получили столь широкое признание у конструкторов. Отныне низкая высота, среднемоторная компановка, нестандартная посадка водителя и острые линии корпуса стали «джентльменским набором» всякого уважающего себя дизайнера-авангардиста. Но все это было после Женевского автосалона. А до этого Паоло Мартин получил нагоняй от Пининфарины – за чрезмерное вольнодумство.
Кроме глухих колесных арок, «отъезжающего» кабинного купола и панорамных стекол концепт получил штатный движок 512-й модели. Это был пятилитровый V12 мощностью 550 л.с. (для клапанов которого в задней кузовной панели просверлили 24 отверстия). При отличной аэродинамике Modulo его разгон до первой сотни составлял всего 3,3 секунды
Щепетильный Серджио очень боялся, что новый концепт станет белой вороной в рядах Ferrari и опозорит честное имя его студии. Энцо пришлось лично настоять на доработке Modulo, хотя до последнего момента участие проекта в моторшоу было неопределенным. Но когда это случилось, критиков со всего света было не оторвать от стенда Ferrari. За время своего «вояжа» по автосалонам планеты новый концепт получил 22 международные награды в области дизайна. Все остальное – уже история.
Плюсы: в экспериментах с «будущим» автопрома главное – не хватить лишку. Пусть внешний вид Ferrari 512 S Modulo граничит с безумием, в нем, как ни странно, все на своем месте. И людям этого достаточно.
Минусы: все же мистер Мартин перестарался, задраив наглухо передние колеса. Из-за чего развернуть прототип можно было лишь по очень широкой дуге, а возможность разогнаться до 355 км/ч появлялась только на прямом треке.
Концепт Ferrari 512 S Modulo произвел революцию в автодизайне, чему и посвящена данная фотосессия. Коммунарка в красных галифе победно улыбается концепту. Это уже не намек, а триумф в чистом виде
Сверхнизкий «грифон»
Как вы, надеюсь, уже успели заметить, почти все представители модульного стиля не отличаются высотой кузова. Но раз этот изъян определил характер заголовка, следовательно, «клиент» под ним значится аховый. Знакомьтесь, Vauxhall SRV (то есть Styling Research Vehicle) – концепт-кар 1970 года, видный образчик стилевых экспериментов из «Дома Вокса»! Его создателями значились Крис Филд и Уэйн Черри – люди, собаку съевшие на дизайнерском оформлении различных авто. Последний персонаж, к слову, был одним из 25 претендентов на звание «Дизайнер века», присуждавшееся в 1999 году. Короче, это были одаренные люди.
Концепт Vauxhall SVR во всей красе. Девушки на его фоне выглядят испуганными и растерянными. Наверное, опасаются, что эта штука вдруг возьмет и сама поднимется в воздух
В качестве «домашнего задания» парни получили краткие, но четкие указания от GM-овского начальства: сделать концепт, который заставлял бы людей пускать слюни у стенда Vauxhall на грядущем автосалоне в Лондоне – нужно было повысить интерес британцев к бренду с грифоном на капоте. И как часто происходит с имиджевыми проектами, дизайнеры SRV пустились «во все тяжкие»…
Опираясь на образы гоночных болидов, Филд и Черри смоделировали эту горбоносую «птичку» с наглухо задраенной кормой. В отличие от «одноклассников» SRV, концепт (о, чудо!) возымел даже не две, а четыре распашные двери – задние открывались против хода движения и имели потайные ручки (идея с такими устройствами была внедрена в производство лишь 30 лет спустя). Но платой за ярко выраженную аэродинамическую внешность стала высота – предельно крошечные 104 см. Место в салоне при этом было рассчитано на четверых пассажиров (хотя им пришлось бы сильно попотеть, чтобы попасть внутрь).
Плохо, что люди, так отчаянно боровшиеся за лучший аэродинамический коэффициент, оказались лишены возможности приступить к испытаниям напрямую. Но если учесть, что секретный проект Aston Martin Bulldog был похожей формы и мгновенно разгонялся до «сотни», то за результаты SVR переживать не стоит
Среди прочих новшеств Vauxhall SRV числились регулируемое носовое крыло, электронный стабилизатор подвески, а также топливный насос, равномерно распределявший бензин в двух отдельных баках. Двигателем концепту служил 2,3-литровый Slant Four – вернее, его поперечная версия. К сожалению, конструкторы не успели к осени 1970-го разработать коробку передач для этого мотора, из-за чего Vauxhall SRV отправился на Лондонское моторшоу не своим ходом. А поскольку там и без него было на что поглазеть, «оживлять» в будущем концепт не стали, превратив в вечный памятник аэродинамическим исследованиям компании Vauxhall.
Плюсы: среди автомобильных брендов жажда спортивной славы – не редкость. На общем фоне Vauxhall SRV выглядит самодостаточным проектом, который не дожали лишь чуточку.
Минусы: фиксированное водительское кресло. Приборная панель, вынесенная на правую дверцу. Очень громкий двигатель. Словом, чрезмерное количество факторов превращает этого феникса в адскую птицу.
Самоходная рождественская витрина
Следующий наш герой родом из Японии, поэтому стал объектом удивительных анекдотов еще во время своего дебютного показа в Токио (1970 год). Его называли «витриной» из-за обильного остекления корпуса, а также «елочной гирляндой» из-за контрастной иллюминации кормы. И чтобы наверняка обозначить данный концепт, я просто объединил два этих прозвища. О ком речь? О Mazda RX-500, конечно!
Эскизы и ранние фото «мобильного стенда для высокотехнологичных исследований безопасности», как прозвали RX-500 инженеры Mazda Motor Corporation
В первые 30 лет своего существования этот бренд звучал по-другому – Тoyo Kogyo. Род деятельности у него тоже разнился: сначала ткацкие станки, потом винтовки для солдат Второй мировой. И лишь с приобретением лицензии на роторно-поршневой двигатель Ванкеля эти парни сменили вывеску, чтобы к началу 70-х выйти на рынок с целым выводком оригинальных и странных «самоходок». Концепт Mazda RX-500 был одним из лучших.
Старатели клана Mazda полюбили моторы Ванкеля за высокую отдачу, минимальное количество подвижных рабочих частей, а также за низкую вибронагруженность. Потому-то сразу за водительским креслом расположился такой движок, объемом 982 см³ и мощностью 247 л.с. Фишкой пассивной безопасности этого авто была активная «светомузыка» на кормовой его части: новый цвет загорался всякий раз, когда RX-500 менял скорость. Кузов концепта выполнили из пластика, отчего общий вес модели не превышал 850 кг. Предельная скорость при таких показателях достигала 250 км/ч. Еще одним инженерным новшеством были «крылья бабочки» – двери гильотинного типа, открывавшиеся вверх и в стороны (такие вскоре будут широко применяться у Lamborghini). Довольно круто для бывших «станочников», верно?
5. Tasco, 1948
Эта машина выглядит так, будто у неё вместо колёс ноги, и напоминает какого-нибудь персонажа из мультфильмов того времени. Tasco был спортивным автомобилем, разработанным Гордоном Беригом, и своей формой обязан желанию инженера сделать машину более обтекаемой. По задумке, колпаки странного вида должны были защищать колёса от ветра, что уменьшало бы сопротивление ему и увеличивало скорость.
В автомобиле использовались элементы управления, напоминающие самолёт, а также первая в мире Т-образная крыша. Недостатком машины была огромная по тем временам цена — 57 тысяч долларов, из-за чего он так и не попал на конвейер.
Как разрабатывается дизайн автомобиля
«Многие люди не понимают, чем мы занимаемся. Инженеры думают, что мы играем в бирюльки, наши родители уверены, что мы лепим из пластилина, как маленькие дети, друзья думают, что у нас нескончаемая вечеринка. На самом деле, конечно, наши задачи труднее и скучнее. Разработкой внешнего дизайна автомобиля занимается группа из 5–6 человек под управлением главного дизайнера. Мало кто учится на дизайнера автомобилей. У нас в команде есть мебельный дизайнер, графический дизайнер, но главное условие для всех — специалист должен иметь видение будущего автомобиля.
Здесь, в Кельне (дизайн-центр Ford of Europe в Мерценихе. — Прим. ред.), мы специализируемся на автомобилях малого и среднего класса: Galaxy, Mondeo, Fiesta и Focus. Но обычно разработка проходит в конкурентных условиях: новые машины рисуют в дизайн-офисах Ford по всему миру, а затем из всех проектов выбирают лучший. Мы вовлечены в каждый этап работы над машиной с самого начала до самого конца — от бумажного эскиза до линии сборки. Мы рисуем очень много скетчей. Некоторые рисуют маркером, другие аэрографом, кто-то рисует на цифровом планшете. У нас есть огромные экраны — powerwall, на которые мы можем проецировать свои рисунки, чтобы лучше их воспринимать. Мы также анимируем скетчи, чтобы увидеть, как машина выглядит в движении.
Закончив с набросками, мы приступаем к полноразмерным моделям из пластилина. Это, пожалуй, единственная индустрия, где дизайнерам приходится работать с пластилином. Только так на реальном объекте мы можем изучать изгибы линий модели. Такая объемная модель авто дает совсем другие ощущения восприятия, чем любое, пусть даже трехмерное изображение. Одно дело, если ты видишь картинку, совсем другое — когда ты можешь прогуляться вокруг объекта. Сейчас в этот процесс включаются и цифровые технологии, но в основном это все же ручная работа. Далее мы наносим на пластилин пленку, имитирующую краску, и добавляем детали: дверные ручки, фары и колеса. Специальный материал имитирует затемненные стекла — в общем, мы делаем модель настолько реалистичной, насколько это возможно. На создание модели в масштабе 1:10 уходит около двух недель, весит она около 10 кг; для того чтобы внести финальные правки и сделать модель в реальную величину, дизайнерам необходимо потратить еще два месяца и 1,2 тонны пластилина. Одни только материалы, которые для нее используются, обходятся в 30 000 долларов, в то время как разработка модели целиком стоит 2 млн долларов.
Далее эта модель проходит испытания в аэродинамической трубе, где изучается поведение каждой детали с точки зрения аэродинамики. Далеко не у каждого автопроизводителя есть своя установка для этого, но нам повезло. После тестов мы передаем трехмерные чертежи инженерам, которые говорят, какие элементы и изгибы кузова возможно воплотить в реальной машине, а от каких придется отказаться. Затем мы проверяем модель, чтобы не было никаких щелей и просветов в панелях: все должно выглядеть премиально. Параллельно работают дизайнеры интерьера над тем, как выглядит авто изнутри. Мы, дизайнеры, просто чокнутые на деталях».
Водонаева резко высказывалась об абортах и материнском капитале
Скандальные цитаты мы собирали тут: «Плодить нищету — это фашизм»: 5 цитат Водонаевой о материнском капитале. Если коротко, ее позиция такова: люди рожают, не потому что хотят детей, а чтобы получить материнский капитал. Также она призвала «не рожать рабов этому государству». Цитаты вызвали большой резонанс в интернете, а потом заинтересовали и полицию. В итоге ведущей удалось избежать наказания.
Фото: simpleslim.ru
Renault Eolab Concept
Renault Eolab – это прототип с гибридной подключаемой установкой. Он был представлен за несколько дней до Парижской выставки 2014 года, но так и не дошел до производства.
Где асимметрия? Как вы можете видеть на фотографии, тайна кроется в дверях. Опять их здесь две со стороны пассажиров и одна с водительской стороны.