Беспилотные автомобили: Каким будет наше будущее
Содержание
- 1 Беспилотные автомобили: Каким будет наше будущее
- 1.1 Беспилотные автомобили: Каким будет наше будущее?
- 1.2 Без удовольствия за рулем: почему у беспилотных автомобилей нет будущего
- 1.3 Инновационный транспорт будущего, который воплотится в реальность в нынешнем году
- 1.4 Фермерство будущего: автоматизация и IoT
- 1.4.1 Что же такое «умное» фермерство?
- 1.4.2 Вкалывают роботы.
- 1.4.3 Беспилотные тракторы
- 1.4.4 Высев и посадка
- 1.4.5 Автоматический полив и орошение
- 1.4.6 Прополка и уход за растениями
- 1.4.7 Сбор урожая
- 1.4.8 Беспилотники: высоко сижу, далеко гляжу
- 1.4.9 Дроны для контроля в реальном масштабе времени и анализа
- 1.4.10 Подключенная ферма: датчики и Интернет вещей
- 1.5 Как беспилотные автомобили изменят мир
- 1.6 Беспилотные автомобили в 2020 году. Как далеко продвинулись технологии
- 1.7 Циклолет: как в России создают летающий автомобиль будущего
- 1.8 Гонка агломераций
Беспилотные автомобили: Каким будет наше будущее?
Цель исследования: Выяснить как изменится жизнь человека после внедрения в массовое использование беспилотных автомобилей?
Гипотеза: В ближайшем будущем водителей заменят компьютеры, управляющие автомобилем вместо человека.
Задачи исследования:
- Определить, что из себя представляет беспилотный автомобиль?
- Выяснить, каковы причины и цели создания данных технологий?
- Определить, какие есть преимущества и недостатки у беспилотного автомобиля?
У машин первого уровня автономности есть адаптивный круиз-контроль (поддерживает переменную скорость движения и обеспечивает безопасное расстояние до впереди движущегося автомобиля), системы помощи при парковке и система предупреждения о сходе с полосы. В большинстве автомобилей есть эти технологии — это, например, Jeep Grand Cherokee 2011 года, Chevrolet Malibu 2015 года и Toyota Corolla 2018 года.
Автоматизация второго уровня включает в себя системы помощи водителю в управлении рулем, скоростью автомобиля, а также систему помощи движения по полосе. В то же время водитель должен постоянно держать руки на руле, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств (например, подрезает другая машина) взять управление машиной на себя. Tesla Model S, X и 3 — пример автомобилей второго уровня беспилотности.
Без удовольствия за рулем: почему у беспилотных автомобилей нет будущего
Автомобили с автономным управлением, которые могут обходиться без водителя не только при парковке, но и на дороге, захватили умы, воображения и новостные заголовки. Буквально каждый день мы слышим о все новых и новых успехах автопроизводителей, разрабатывающих системы автопилотирования: вот машина сама тормозит перед препятствием, вот она принимает управление на автобане, а вот сама пересекает целую страну без посторонней помощи. Но значит ли все это, что через пять-десять лет автопилот окончательно займет место водителя, и мы будем ездить на автомобиле, как на лифте? Нет.
На самом деле, наиболее вероятный сценарий для беспилотных автомобилей в частном потребительском секторе – ровно такой же, какой был у 3D-телевизоров в последние годы. Для тех, кто справедливо не понимает, о чем речь, поясним: их эпоха закончилась, на начавшись – несколько лет 3D-телевизоры преподносились как новая веха в развитии этой техники, затем они триумфально вышли на рынок, гордо заняли полки магазинов и… остались красиво пылиться там, где их поставили. Массовый потребитель просто не понял, зачем ему нужна вся эта морока с очками при просмотре прогноза погоды, да еще и с доплатой, когда современные фильмы при желании можно посмотреть в кинотеатре в куда лучшем качестве, а количество подходящего контента еще недостаточно даже для обычных Full HD телевизоров. Слегка обогнав свое время и оставшись ненужным усложнением, 3D-телевизоры быстро ушли на второй план, уступив место новому тренду – очкам виртуальной реальности. Но это уже совсем другая история.
Зачем мы дали такой подробный экскурс по непрофильной теме, спросят некоторые? Да затем, что в предыдущем абзаце дано буквально «краткое содержание» того, что с наибольшей долей вероятности ждет главных героев текста – «дорожные беспилотники». Разумеется, речь идет о потребительском сегменте – в целом у автомобилей с автопилотом будет достаточно работы.
Разумеется, автопилот – это важно
Было бы странно ставить под сомнение значимость и уровень разработок, посвященных автономному вождению. На данный момент практически все крупные концерны имеют собственные наработки в этой сфере, а какие-то из них добились весьма значительных успехов. Так называемые гугломобили, например, уже прошли суммарно более миллиона километров в реальных дорожных условиях и сделали это довольно-таки безопасно. Ну, не считая «подрезанного» автобуса в феврале этого года.
В Google отреагировали традиционно быстро и заверили всех, что «внесли в программное обеспечение изменения, благодаря которым автомобили с автопилотом будут учитывать то, что автобусы и другие крупные транспортные средства не склонны уступать дорогу при перестроении», что поможет избежать подобных ситуаций в будущем. Для нас этот инцидент любопытен даже не подробностями ДТП и не фактом своего наличия, а пониманием уровня систем автопилотирования, который достигнут к настоящему моменту: он изрядно высок.
Никто давно не ставит под сомнение возможность сосуществования автопилота и человека на одной дороге, и это подтверждается уже на самых высоких уровнях. Так, американское Национальное управление безопасности движения на трассах (NHTSA) постановило, что разработка нормативных документов, регламентирующих эксплуатацию автопилотируемых автомобилей, должна быть завершена уже к лету этого года!
Как сообщает Engadget.com, Ассоциация мировых автопроизводителей всерьез обеспокоена этим, считая, что темпы законодательной интеграции автопилота в нашу жизнь изрядно форсированы. Ведь текущий уровень систем автономного управления, представленных в потребительском секторе, сильно разнится – какие-то автомобили могут частично брать управление на себя практически на любых скоростях, а какие-то ограничиваются «пробочным» режимом, какие-то умеют менять полосы и перестраиваться, а какие-то обучены лишь держать текущую полосу движения.
Однако европейский комитет по проведению краш-тестов Euro NCAP уже ввел в список тестируемых систем ассистенты экстренного торможения: «при оценке уровня защиты пешеходов автомобили, показывающие хорошие результаты в стандартных тестах, теперь могут заработать дополнительные баллы при наличии у них системы автономного экстренного торможения, распознающей пешеходов».
Любопытно и следующее уточнение о расчете баллов: «электронная система курсовой устойчивости теперь удалена из списка устройств обеспечения безопасности, поскольку все автомобили должны по закону иметь такую систему». Темпы впечатляют: еще через три-пять лет и автоматическое торможение перед пешеходом вполне может стать обязательным атрибутом…
Работа для робота
Не вызывает сомнений и то, что в ближайшее десятилетие автомобили с автономным управлением займут свои ниши. Перевозка пассажиров по фиксированным маршрутам – поначалу в студенческих городках, кампусах и прочих некрупных объектах, а затем, вполне возможно, – и по открытым городским маршрутам, транспортировка грузов между близлежащими производственными объектами, и даже частично автоматизированные таксопарки – все это вполне имеет право на существование и, скорее всего, подтвердит это на практике.
Это становится тем более ясно, что вполне осязаемые планы по реализации подобных проектов озвучиваются регулярно. Причем в общей массе звучат голоса не только крупных зарубежных автоконцернов – российские производители тоже не остаются в стороне. Пока Google, Audi, Kia, Hyundai, Ford и многие другие получают лицензии на проведение открытых тестов, подразумевающие свободную эксплуатацию автономных машин на дорогах общего пользования (главным образом, в США), о своих планах заявляют, например, КАМАЗ и Volgabus.
Не стоит забывать и о применении автопилота в военной технике – как ни крути, это огромный рынок, и разработки на нем ведутся уже давно. Пока уровень развития «самоходных» боевых и не очень машин не поражает воображение, но абсолютно ясно то, что при должной реализации они могут стать весьма серьезным орудием в умелых руках. Ведение боевых действий, наземная поддержка пехоты, оперативная транспортировка личного состава и грузов, эвакуация раненых с линии огня – вот только самые очевидные сферы применения автопилотируемых машин, и это понимаем не только мы с вами.
Так что же?
Все вышеперечисленное лишь подтверждает мнения о том, что автомобили, оснащенные автопилотом – наше будущее. Но так ли это? Задайте вопрос себе: а вы готовы отдать управление автомобилем на откуп автопилоту? Не спешите с ответом, представив себе идеализированную картину, где вы расслабленно движетесь по автобану, нежась в сладкой дреме по пути на работу, или читаете интересную книгу, пока автомобиль неспешно катит вас по улицам большого города: реальность будет иной. Да и не это главное.
Отказаться от ощущения контроля над машиной, от возможности получить удовольствие от каждой поездки, от игры рулем и педалями? Идея автопилотируемого автомобиля для каждого потребителя противоречит самой сути развития автопрома: из года в год нам показывают все более быстрые, комфортные, управляемые и драйверские машины, чтобы в итоге… отказаться от драйва? К этому ли мы стремились?
Иметь возможность комфортно постоять в пробке, не заботясь о постоянном перемещении на полметра вперед раз в минуту, или обеспечить помощь начинающему водителю, неуверенно чувствующему себя в плотном городском потоке – это одно. Полностью отказаться от повседневного управления автомобилем, лишь задавая ему маршруты – совсем другое. Разумеется, некоторые возразят – мол, руль и педали у вас никто не отнимает, водите себе на здоровье, если есть желание. Но тогда возникает другой резонный вопрос – станет ли потребитель переплачивать за то, чем не будет пользоваться на постоянной основе? И вот тут мы снова возвращаемся к 3D-телевизорам…
Потребительский сегмент не станет массовым для автопилотируемых транспортных средств – по крайней мере, до тех пор, пока не переродится само понятие автомобиля. Возможно, когда-нибудь он станет пережитком прошлого, а процесс перемещения из точки А в точку В не будет связан с вождением вообще – но это, скорее, тянет на малонаучную фантастику. Реальность же такова, что, пожалуй, единственная целевая аудитория подобной техники – домохозяйки, для которых вождение является ненужным стрессом и вынужденной необходимостью и которые готовы полностью отказаться от вождения так же, как от ручной стирки белья и мытья посуды. Не нужно иметь бензин в крови и быть прожженным «петролхэдом», чтобы получать удовольствие от самого процесса вождения, равно как и для того, чтобы понимать, что это – одно из тех немногих развлечений, что доступны нам каждый день.
. и переплачивать за V8, если управление всем этим останется прерогативой трек-дней или редких выездов за город? Кто будет готов отдать деньги за полный привод, если факт его использования будет ощущаться не больше, чем страхование пенсионных накоплений? Кому, в конце концов, потребуется подогрев руля, если прикасаться к нему придется лишь для переключения треков в плейлисте?
Вместо заключения
Все эти вопросы не требуют ответов, так же, как справедливость утверждения о бесперспективности автопилота в потребительском секторе не требует аргументации. Но мы ее все-таки привели.
А в качестве заключения взгляните на эту милейшую тетушку, которая пользуется современнейшими достижениями автомобильной индустрии, и узнайте в ней себя – по крайней мере, в первые два месяца реального использования автопилота.
Инновационный транспорт будущего, который воплотится в реальность в нынешнем году
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Беспилотные автомобили
Уже долгое время в автомобильной индустрии меняется дизайн, эффективность и мощность, но настает время значительных перемен. На сегодняшний день множество знаменитых компаний занимается разработкой беспилотных транспортных средств массового применения. Появление полностью автоматически управляемой машины ожидается уже в этом году. Проектом занимается Илон Маск основной идейный вдохновитель компании Tesla. После его воплощения, автомобиль станет не просто средством передвижения, но и вложением, способным приносить прибыль.
Сейчас владельцы авто в среднем используют его 1-2 часа в день. С помощью беспилотного транспортного средства можно будет зарабатывать на сторонних перевозках, чтобы оно не простаивало зазря на парковке или в гараже. Благодаря установке автоматических систем, также предполагается значительное снижение стоимости поездок на такси. Илон Маск считает, что беспилотные электромобили будут самыми выгодными на дороге средствами передвижения. В будущем развитие этой отрасли ожидается повсеместно путем создания передвижных магазинов, кинотеатров и салонов красоты, которые будут ждать своих клиентов прямо возле дома.
Внедрение беспилотных автомобилей также благотворно повлияет на количество транспортных средств на дороге и экологическую ситуацию в мире. Если у людей будет возможность передвигаться на доступном дешевом такси, то автоматически отпадет необходимость покупать личное средство передвижения. Также использование сверхчувствительного искусственного интеллекта существенно снизит количество аварий на менее загруженных дорогах.
2. Hyperloop
Проект Hyperloop напоминает изобретение из какого-нибудь крутого фильма про будущее. На самом деле он подразумевает разработку вакуумного поезда, предложенного еще в 2013 году американским предпринимателем Илоном Маском. Проект находится в разработке и со многими государствами ведутся переговоры об использовании скоростных поездов. По задумке поезд должен двигаться по трубе, которая строится над землей и из которой откачивается весь воздух. Передвигаться внутри нее будет специальная капсула за счет выгодной в использовании магнитной левитации.
Интересный факт от Novate.ru: Предполагалось, что сопротивление воздуха в такой постройке будет минимальным, а значит и скорость движения значительно повысится до 1220 км/ч. Такая скорость в 3 раза превышает скорость движения самых лучших современных скоростных поездов и в 1,5 раза самолетов. Путешествия между городами будут занимать минуты, при том, что стоимость билета на расстояние в 500 км будет составлять около 20 долларов. И еще одно немаловажное преимущество проекта — его экологичность.
Однако в таком масштабе реализовать проект оказалось довольно трудно и теперь над ним работают три конкурирующие фирмы. Они занимаются собственными наработками и постепенно меняют проект Hyperloop, который был бы адоптирован под современную реальность. На данный момент удалось создать экспериментальные модели, способные разгоняться до 463 км/ч на коротком участке дороги. Возможно, в будущем этот показатель значительно повысится. В 2020 году планируется постройка трубы для вакуумного поезда, протяженностью в 10 км. В Абу-Даби появится первая коммерческая ветка в Дубае с возможностью ее последующей доработки и расширения. Две другие конкурирующие компании собираются построить транспортные линии в 35 км в Саудовской Аравии, а также 10 миль на окраине Балтимора.
3. SkyWay
SkyWay — это инновационная транспортная система, которая способна быстро перевозить людей и в пределах города, так и в другие населенные пункты. Основой этой разработки стали струнные технологии и задумка инженера Анатолия Юницкого, который работает над проектом уже более 30 лет. Построить SkyWay хотят власти Арабских Эмиратов, а в Беларуси уже тестируются на специальном полигоне. SkyWay — это пассажирские и грузовые модули, которые на стальных колесах двигаются по специальным рельсам, закрепленным между опорами. Между опорами может быть от 40 до 1000 м.
Струнные рельсы представляют собой пучок предварительно напряженных натяжением стальных проволок. Они находятся в специальном бетонном корпусе, который сводит к минимуму шум и добавляет постройке прочности. Беспилотный с бортовым компьютером, машинным зрением и искусственным интеллектом. Транспорт будет двигаться на высоте от нескольких метров до их десятков, без опасности столкнутся с наземными объектами. Ожидаемая скорость движения до 500 км/ч. Различные модели и формы SkyWay позволят создавать транспортные связки необходимого назначения, которые могут работать в любых климатических и географических условиях.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фермерство будущего: автоматизация и IoT
Население Земли уже превышает 7,3 миллиарда, и продолжает расти. По оценкам ООН, к 2050 году на планете будет проживать 9,7 миллиарда человек. Одна из проблем, стоящая перед человечеством — как прокормить такое громадное население. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization, FAO) прогнозирует, что для этого в ближайшие десятилетия потребуется увеличить производство продуктов на 70 процентов.
Добиться такого роста, конечно, непросто, однако инженеры и фермеры уже работают над этой задачей и ищут способы ее решения с помощью технологий точного земледелия (Precision agriculture, PA) и «умного» фермерства (Smart Farming).
Сельское хозяйство — древнейшая отрасль в истории человечества, но технологический прогресс ей совсем не чужд. После промышленной революции XIX и XX веков, на смену ручным орудиям и плугам на конной тяге пришла техника на бензиновых двигателях и минеральные удобрения.
Сейчас мы на пороге четвертой промышленной революции и новых фундаментальных перемен в сельском хозяйстве, которые произойдут с внедрением киберфизических систем, Интернета вещей (IoT), облачных вычислений и когнитивных технологий.
Что же такое «умное» фермерство?
Под этим понятием подразумевается включение передовых технологий в существующие методы ведения сельского хозяйства для повышения эффективности производства и качества сельскохозпродукции. Как дополнительный бонус — улучшение качества жизни сельхозработников за счет сокращения тяжелого физического труда и монотонных операций.
Достижения технического прогресса могут пригодиться практически на всех этапах земледелия: от посадки сельхозкультур и их полива до поддержания здоровья всходов и сбора урожая. Уже внедряемые и грядущие сельскохозяйственные технологии можно разделить на три основные категории, которые и станут основой «умного» фермерства — это автономные роботы, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) или дроны, и различные IoT-датчики.
Как же передовые технологии меняют сельское хозяйство, и какие дальнейшие инновации ждут нас впереди?
Вкалывают роботы.
Автоматизация и замена людского труда роботами — распространенная тенденция во многих отраслях, и сельское хозяйство не исключение. Фермерство — трудоемкое занятие, с большим числом однообразных, частоповторяющихся действий, а значит — это идеальная сфера для робототехники и автоматизации.
Фермерские хозяйства уже применяют сельскохозяйственных роботов для различных задач — посева, полива, сбора и сортировки урожая. «Умная» техника продолжает совершенствоваться и в будущем позволит увеличить объемы сельхозпродукции и повысить ее качество при меньшем использовании человеческих ресурсов.
Беспилотные тракторы
Тракторная техника — основа любого фермерского хозяйства. Она используется для самых различных задач, в зависимости от типа фермы и имеющегося вспомогательного оборудования. Технологии беспилотного транспорта стремительно развиваются, и тракторы, по всей видимости, одними из первых превратятся в автономные.
Конечно, поначалу без человека не обойтись. Люди будут вводить картографические данные и задавать границы полей, программировать траекторию движения с помощью специальных программ и определять другие параметры работы беспилотных тракторов. Также, люди потребуются для ремонта и технического обслуживания.
Однако со временем, возможности беспилотных тракторов расширятся, и они станут более автономными. В них появятся дополнительные камеры, системы компьютерного зрения, GPS-навигация, подключение к интернету для дистанционного мониторинга и управления, технологии лазерного сканирования LIDAR для обнаружения препятствий и предотвращения столкновений.
По прогнозам компании CNH Industrial, в 2016 году представившей концепт беспилотного трактора, в будущем подобная техника сможет самостоятельно использовать оперативную информацию с метеорологических спутников, чтобы автоматически определять наилучшие условия для работы, вне зависимости от команд человека и времени суток.
Высев и посадка
Когда-то посев был тяжелым ручным трудом, но с появлением сеялок, способных справиться с задачей гораздо быстрее людей, делать это стало намного проще. Правда, зачастую поля засеваются разбросным способом, для которого характерны неточность и неэкономичность. Для более эффективного посева необходимы два условия: семена должны находится на правильной глубине и расстоянии друг от друга для оптимального роста.
При точном высеве оба условия максимально соблюдаются. Технологии геокартирования в сочетании с данными датчиков о качестве почвы, ее плотности, уровне влажности и плодородности помогают свести на нет фактор случайности. С их помощью у семян наилучшие шансы на всхожесть, рост, а значит, и урожайность.
В будущем прецизионные сеялки будут использоваться совместно с беспилотными тракторами и IoT-системами, передающими информацию о ходе сева фермеру. Таким образом, всего один человек сможет засевать целые поля, наблюдая за работой многочисленных машин с помощью видеотрансляции или цифровой панели управления на компьютере или планшете/
Автоматический полив и орошение
Широко используемое подпочвенное капельное орошение уже позволяет фермерам контролировать, когда и сколько воды получают сельхозкультуры. Добавив в системы орошения IoT-датчики, следящих за уровнем влажности почвы и состоянием растений, фермеры сделают ее практически полностью автономной. Вмешиваться в процесс потребуется лишь в случае каких-то проблем.
Прополка и уход за растениями
Борьба с сорняками и вредителями — важная составляющая возделывания сельхозкультур, также может быть поручена автономным роботам. Несколько экспериментальных систем такого рода уже существует. Например, четырехколесный полевой робот BoniRob. Он передвигается по полю, ориентируясь с помощью спутниковой навигации и лазерных локаторов LiDAR. Пользуясь камерами и технологией машинного обучения, BoniRob следит за всходами, оценивает их состояние, находит среди растений сорняки и уничтожает их. В будущем ИИ-возможности полевых роботов станут еще шире, и они полностью избавят людей от ручной прополки, а также необходимости следить за состоянием сельхозкультур.
Еще один пример — автоматизированный культиватор, созданный специалистами Университета Калифорнии в Дэйвисе (UC Davis) в рамках научного проекта Smart Farm. Система немного отличается от BoniRob. Передвигающийся с помощью трактора культиватор оснащен системой визуализации, которая распознает флуоресцентный краситель на всходах и таким образом отличает сельхозкультуры от сорных растений. Сорняки без маркера уничтожаются.
Подобная технология подойдет и для борьбы с вредителями. С помощью сенсоров, камер и распылителей такие системы смогут находить вредных насекомых, распознавать их и уничтожать инсектицидами.
Фермерские хозяйства, оснащенные этими и другими роботами, беспилотными тракторами и IoT-системами смогут работать почти сами по себе.
Сбор урожая
Для сбора урожая сильхозкультур важны своевременность, хорошая погода и оперативность. Фермерские хозяйства используют разнообразные машины для уборки, многие из которых можно автоматизировать. Нужно лишь адаптировать технологию беспилотных тракторов и снабдить комбайны и прочую уборочную технику передовыми сенсорами, а также подключенными к интернету IoT-датчиками. Машины смогут автоматически приступать к работе, как только для уборки урожая наступят идеальные условия.
Технологические достижения особенно пригодятся для уборки нежных фруктов и овощей, при которой нужен более деликатный подход. Инженеры уже работают над такими системами. Например, в компании Panasonic создан прототип робота для автоматизированного сбора помидоров. При помощи камер и алгоритма анализа цвета и формы он умеет распознавать плоды и определять зрелые томаты.
Робот Panasonic собирает помидоры, срезая их со стебля, но инженеры также пытаются создать роботов, которые могли бы аккуратно обхватывать фрукты и овощи, не повреждая их нежную кожицу.
Другой путь выбрали в компании Abundant Robotics: их прототип роботизированного сборщика яблок, который тестируется в США, действует по принципу пылесоса и засасывает спелые плоды, находя их с помощью компьютерного зрения.
Это только несколько примеров из десятков перспективных роботов, которые скоро возьмут на себя уборку урожая, освободив от тяжелого труда людей.
Беспилотники: высоко сижу, далеко гляжу
Какой фермер не хотел бы видеть свои поля с высоты птичьего полета? Если раньше для аэрофотосъемки сельхозугодий приходилось прибегать к услугам вертолета или малой авиации, то теперь сделать то же самое можно с помощью дронов, оснащенных камерами. И денег на это потребуется гораздо меньше.
Технологии обработки изображений не стоят на месте, и сегодня на рынке доступны БПЛА-системы с самыми разнообразными камерами — от стандартных до самых передовых, с поддержкой сверхвысокого разрешения, возможностью съемки в инфракрасном или ультрафиолетовом спектрах и даже в гиперспектральном режиме.
Данные, получаемые с помощью дронов, позволяют оценивать состояние сельскохозкультур и качество почвы, планировать посевные площади, оптимизируя использование ресурсов и земли. Также регулярная полевая съемка помогает при выборе схем посадки и орошений, картографировании сельскохозяйственных угодий и в других аспектах фермерской деятельности.
Впрочем, беспилотники полезны не только своими возможностями фото- и видеосъёмки. Среди других сценариев использования — посев и опрыскивание.
Несколько компаний и групп ученых работают над БПЛА, которые с помощью сжатого воздуха могут разбрасывать капсулы с семенами и удобрениями. В частности, подобные проекты с применением дронов реализуют компании DroneSeed и BioCarbon. Их цель — восстановление лесов, но данный способ нетрудно адаптировать и для высадки различных сельхозкультур. Флотилия дронов под управлением IoT-датчиков и ПО для автономной работы могла бы высаживать растения в идеально подходящих для них местах с наилучшими условиями для более быстрого роста и высоких урожаев.
Также дроны могут применяться для опрыскивания сельскохозкультур. При помощи GPS, систем лазерного измерения и ультразвукового позиционирования БПЛА могут легко регулировать высоту и зону полета с учетом таких параметров, как скорость ветра, топография и география местности. Это позволяет дронам проводить опрыскивание более эффективно, с большей точностью и меньшими потерями.
Например, китайская компания DJI создала БПЛА-систему Agras MG-1 специально для опрыскивания сельхозкультур. В комплекте с дроном предусмотрена емкость на 10 литров, которую можно наполнить жидкими пестицидами, гербицидами или удобрениями. Максимальная скорость полёта Agras MG-1 — 40 км/ч., максимальная дальность и высота — 1 км и 150 м. Микроволновый радар позволяет дрону сохранять правильное расстояние от посевов и обеспечивать равномерное распыление. Как заявляет производитель, Agras MG-1 может работать в автономном, полуавтономном или ручном режимах.
Дроны для контроля в реальном масштабе времени и анализа
Еще одна полезная функция дронов — возможность с их помощью вести дистанционный мониторинг и анализировать состояние полей и растущих на них культур. Несколько дронов способны заменить целую армию работников. Людям не нужно будет постоянно разъезжать по полям для визуальной оценки состояния всходов.
Получая такие данные по интернету, фермеры смогут выезжать в поля лишь по каким-то неотложным поводам, действительно требующим внимания, и не терять время на осмотр здоровых растений.
Впрочем, пока сельскохозяйственным дронам далеко до совершенства. Дальность и время полета у большинства моделей меньше, чем требуется фермерам. Даже самые «выносливые» БПЛА могут проводить в воздухе лишь около часа, а затем им требуется подзарядка аккумуляторов.
Кроме того, цены на сельскохозяйственные дроны еще «кусаются». Например, покупка одной из самых передовых на сегодня моделей Precision Hawk Lancaster обойдется в 25 тысяч долларов. Конечно, есть и менее дорогие БПЛА, но их комплектация зачастую скромная и не включает необходимое фермерам передовое фото и видео-оборудование или приспособления для опрыскивания.
Подключенная ферма: датчики и Интернет вещей
Автономные сельскохозяйственные роботы и дроны принесут фермерам много пользы, но по-настоящему «умной» ферму будущего сделают IoT-технологии.
Под термином Интернета вещей понимается концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия и обмена данными друг с другом и внешней средой. IoT-технологии уже внедряются на практике в виде домашних смарт-устройств с поддержкой цифровых голосовых ассистентов, «умной» медицинской техники и промышленного оборудования.
На «умных» фермах сенсоры будут внедряться на каждом из этапов сильхозпроизводства и во всех видах оборудования. Полевые датчики будут собирать данные об уровне освещения, состоянии почвы, орошении, качестве воздуха и погодных условиях. Информация будет направляться фермеру или напрямую сельскохозяйственным роботам в полях. Группировки роботов, оснащенные собственными датчиками и навигационным оборудованием, будут курсировать по полям и реагировать на поступающие им сигналы о необходимости прополки, полива, обрезки или сбора урожая. Кроме того, с воздуха за полями будут следить дроны, генерируя карты, которые будут служить руководством к действию для роботов и помогать фермерам планировать дальнейшие сельхозработы.
За счет всех этих инноваций возрастут объемы производства сельскохозяйственной продукции и качество продуктов питания.
Аналитическая компания BI Intelligence прогнозирует, что количество используемых в сельском хозяйстве IoT-устройств вырастет с 30 миллионов единиц в 2015 году до 75 миллионов в 2020-м. Также ожидается, что к 2050 году «умные» фермы будут ежедневно производить 4,1 миллиона замеров против всего 190 тысяч в 2014 году.
Вооруженные растущими массивами данных от «умного» оборудования и датчиков, а также сетевыми технологиями для обмена информацией, фермеры смогут видеть все аспекты деятельности своих сельхозпредприятий, понимать, какие растения здоровы, а каким требуется внимание, какие поля нуждаются в поливе, а где пора собирать урожай.
В этом материале затронута лишь верхушка айсберга — выращивание сельхозкультур. Не меньшие возможности для передовых технологий и в области животноводства. Если каждая ферма превратится в «умную», то цель по 70-процентному увеличению производства продуктов станет вполне выполнимой.
Как беспилотные автомобили изменят мир
По мнению некоторых экспертов, к 2025 году беспилотные автомобили полностью войдут в обиход и к 2030-му целиком захватят рынок личного транспорта. Давайте посмотрим, к чему это приведет.
Такие нововведения полностью изменят мировую экономику. Многие заводы и компании прекратят свое существование. Тем не менее безопасность на дорогах общего пользования вырастет в разы, что сохранит огромное количество человеческих жизней. Со временем машиностроительная отрасль перерастет в другую, более инновационную сферу разработок.
Первый шаг к такому будущему уже сделан. Основатель Tesla Motors Элон Маск утверждает, что скоро выпускаемые его компанией автомобили будут передвигаться автономно не менее 90% пути. Большие автоконцерны в свою очередь тоже пытаются не отставать — ходят слухи, что Cadillac скоро представит разработку, которая сможет контролировать движение автомобиля в трафике на скорости 120 км/ч.
Переход
Как показало исследование, владельцы автомобилей проводят в них не более 4% своего времени в год. Это как минимум нерационально, учитывая, что стоимость владения данным транспортным средством в среднем составляет 9 тыс. долларов в год. Это второй самый дорогой актив, в который люди вкладывают свои денежные средства. Благодаря специальным сервисам вроде Uber или Zipcar жители мегаполисов перестают столь нерационально распоряжаться своими финансами.
Тем, кто проезжает менее 16 тыс. км в год и редко выезжает за город, выгоднее использовать такси-сервисы. Таким образом, спрос на автономные автомобили, которые просто доставляют клиента из пункта А в пункт Б, существует уже сейчас.
Как показало исследование Колумбийского университета, 9 тыс. автономных автомобилей могут с легкостью заменить все такси Нью-Йорка. При этом на ожидание заказанной машины уйдет не более 40 секунд. Примерная стоимость мили (1,6 км) будет равна 50 центам, что намного дешевле, чем услуги настоящего водителя. Таким образом, владение собственной машиной станет абсолютно бессмысленным.
Падение
Такое развитие событий определенно приведет к банкротству мировых гигантов автоиндустрии. Причиной тому послужит широкий модельный ряд и разнообразие ненужных в современном мире комплектаций. А вот такие скромные компании, как Tesla, благодаря производству стандартизированных моделей станут пользоваться колоссальным спросом.
После этого практически исчезнет рынок страхования, который на данный момент оценивают почти в 200 миллиардов долларов. Позже упадут рынки автофинансирования и паркинга.
Кроме того, исчезнут общественный транспорт, большинство парковок и работники дорожно-патрульных служб. Также без участия человека будет происходить доставка разнообразных грузов.
По информации американского Бюро трудовой статистики, на данный момент автомобильным производством занимается по меньшей мере 915 тыс. человек. Еще шесть миллионов являются профессиональными водителями. Большинство из них в течение 10-15 лет потеряют свои рабочие места.
Будущее
После автоматизации всего транспорта планируется снижение количества аварий на 90%, что спасет как минимум 30 тыс. жизней в год. Беспилотные автомобили не нуждаются в парковке, так как постоянно находятся в движении, перевозя пассажиров. В результате полосы, которые ранее были заняты припаркованными машинами, освободятся, благодаря чему в разы сократятся городские пробки. Как подсчитали ученые, это будет экономить каждому жителю города около 38 часов каждый год, то есть полную рабочую неделю. Также с карт исчезнут автостоянки, гаражи и большинство дилерских центров.
Последним, но не менее важным фактором является защита окружающей среды, ведь автопилотные автомобили в большинстве своем будут использовать электротягу.
Беспилотные автомобили в 2020 году. Как далеко продвинулись технологии
В 2020 году, несмотря на пандемию, технологии не замедлились в своем развитии. Кроме того, некоторые из них стали еще актуальнее в эпоху социального дистанцирования. Например, сервис беспилотных автомобилей. Рассказываем о главных достижениях лидеров рынка в 2020 году, какие обновления и модели появились на рынке — от Tesla до «Яндекса».
Сейчас около 60 компаний занимаются разработкой и выпуском на рынок автомобилей с автопилотом. Кто из них добился наибольшего успеха в 2020 году? Для начала разберемся, что такое автомобиль с автопилотом вообще.
Четыре уровня «самоуправления» автомобилей
Само понятие «самостоятельное вождение» или «автопилот» — это довольно расплывчатый термин. Согласно SAE International, есть четыре уровня беспилотного вождения.
- Автоматизация уровня 1: некоторые небольшие задачи по рулевому управлению или ускорению выполняются автомобилем без вмешательства человека, но все остальное полностью находится под контролем человека.
- Автоматизация уровня 2 похожа на усовершенствованный круиз-контроль или оригинальную систему автопилота на некоторых автомобилях Tesla, автомобиль может автоматически принимать меры безопасности, но водитель должен оставаться начеку за рулем.
- Для автоматизации уровня 3 по-прежнему требуется водитель-человек, но он может добавить к транспортному средству некоторые «критически важные для безопасности функции» в определенных условиях движения или окружающей среды.
- Автоматизация уровня 4 — это автомобиль, который ездит самостоятельно почти все время без участия человека, но может быть запрограммирован так, чтобы не путешествовать по не нанесенным на карту участкам или в плохую погоду.
- Автоматизация уровня 5 означает полную автоматизацию в любых условиях.
Поскольку эти уровни не имеют большого значения для людей, не относящихся к отрасли, производители автомобилей часто не говорят о своих технологиях в этих конкретных условиях SAE. Наиболее интересны для людей либо автомобили, которые большую часть пути по шоссе находятся в режиме самоуправления (уровень 3), либо автомобили, которые могут ездить почти самостоятельно, за исключением нескольких условий (уровень 4).
Итак, какие компании отличились разработками в области беспилотных автомобилей и как в 2020 году?
Cruise — тестирует полностью беспилотные автомобили в Сан-Франциско
Cruise, компания по производству беспилотных автомобилей, аффилированная с General Motors и Honda, тестирует в Сан-Франциско автомобили без водителя, за рулем которого не должен сидеть человек. Компания одной из первых протестировала свои беспилотные автомобили 4-ого уровня в плотной и сложной городской среде.
На видео, опубликованном компанией, сотрудник Cruise сидит на пассажирском сиденье, пока машина едет по темным улицам Сан-Франциско. Все автомобили Cruise имеют аварийный выключатель в центральном канале рядом с переключателем передач на случай, если что-то пойдет не так.
Cruise был одобрен для тестирования автомобилей без водителя (уровня 4) в Калифорнии 15 октября 2020 года. По данным DMV (Автотранспортная инспекция США), Cruise может протестировать только пять беспилотных автомобилей «на некоторых улицах Сан-Франциско». Транспортным средствам не разрешается превышать скорость в 48 км/час, и они не могут работать во время сильного тумана или ливня.
Cruise стала пятой компанией, получившей разрешение на использование автопилота без водителя от Департамента автотранспортных средств штата. Другие компании — Waymo, Nuro, Zoox и AutoX.
Это первый раз, когда Cruise продемонстрировала свои возможности автомобиля уровня 4. Его главный конкурент, дочерняя компания Google Waymo, уже более года тестирует свои полностью беспилотные автомобили в Фениксе и недавно объявила, что сделает свою службу такси уровня 4 доступной для большего числа клиентов.
В прошлом году Cruise представила Cruise Origin, полностью беспилотный прототип автомобиля без рулевого колеса, педалей и каких-либо элементов управления, обычно связанных с вождением человека. Автомобиль, который будет запущен в производство на заводе GM в Детройте-Хамтрамке, построен для совместного использования несколькими пассажирами. Хотя насколько востребован общий транспорт в мире после COVID-19, неизвестно. Cruise недавно представила новый набор протоколов безопасности, направленных на то, чтобы люди оставались социально дистанцированными во время поездок, а транспортное средство дезинфицировалось между поездками.
Google Waymo — открывает доступ к своим беспилотным автомобилям
Waymo, самоуправляемое подразделение Alphabet, объявило, что откроет свои полностью беспилотные автомобили для всех клиентов службы вызова пассажиров в Фениксе, штат Аризона. Раньше к беспилотникам допускалось только несколько человек. Теперь более тысячи пользователей сервиса смогут ездить на автомобиле Waymo без водителя на переднем сиденье.
Waymo тестирует свои автомобили в районе Феникса с начала 2017 года. Беспилотные автомобили компании работают на территории площадью около 260 квадратных км. В конце 2018 года компания запустила ограниченную общедоступную службу вызова пассажиров под названием Waymo One, но единственными клиентами, которые получили доступ, были люди, которые сначала прошли проверку в рамках программы бета-тестирования ранних моделей Waymo. Компания сообщила, что у нее около 1500 активных пользователей в месяц из обеих программ.
Ранее только участникам программы Waymo было разрешено ездить в беспилотных автомобилях компании. Им надо было подписывать с компанией соглашение о неразглашении, чтобы получить доступ к ранним версиям технологии Waymo. Это запрещает им выступать публично, когда, скажем, одна из их поездок отклоняется от курса.
Для начала компания планирует предлагать поездки без водителя только для клиентов Waymo One — хотя эти люди могут брать с собой в поездку друзей и семью, заявил в своем блоге генеральный директор Waymo Джон Крафчик. В течение следующих нескольких недель еще больше людей будет приглашено подписаться на Waymo One. У компании есть список ожидания, из которого она выбирает участников.
Компания также планирует добавить автомобильные барьеры между передним рядом сидений и задней пассажирской кабиной. Затем будет «повторное введение поездок с обученным оператором транспортных средств, что увеличит пропускную способность и позволит нам обслуживать более обширную географическую зону», — сказал Крафчик. Транспортные средства также будут чаще мыть из-за пандемии COVID-19. Здесь изложены правила компании по охране труда и технике безопасности.
«В ближайшем будущем 100% наших поездок будут полностью без водителя», — сказал Крафчик, но не сообщил точных сроков. «Мы ожидаем, что новый сервис без водителя будет очень популярным, и мы благодарны нашим гонщикам за их терпение, когда мы увеличиваем доступность сервиса для удовлетворения спроса».
Отметим, что эти беспилотные автомобили не совсем бесконтрольные. У Waymo есть команда удаленных сотрудников, которые в реальном времени следят с восьми камер за трансляциями каждого автомобиля и могут помочь одним нажатием кнопки, если программа попадает в трудное место и требует человеческого вмешательства, чтобы понять, что происходит. Но Waymo настаивает на том, что, все же, автопилот будет принимать большинство решений о вождении благодаря своей объемной компьютерной системе и программному обеспечению с искусственным интеллектом.
Tesla и её бета-версия Full Self-Driving
В конце октября 2020 года Tesla начала продвигать свое обновление «Full Self-Driving» (FSD) для избранной группы клиентов. Генеральный директор компании, Илон Маск, сообщил, что еще больше владельцев Tesla получат обновление в течении нескольких недель для «широкого запуска» к концу года.
Только те клиенты, которые участвуют в программе раннего доступа Tesla, получат обновление программного обеспечения. Оно позволит водителям получить доступ к частично автоматизированной системе помощи водителю автопилота на городских улицах. Программа раннего доступа используется как платформа для тестирования, помогающая устранять программные ошибки.
Маск заявил, что Tesla подошла к обновлению программного обеспечения «очень осторожно», потому что «мир — сложное и беспорядочное место». В письме к инвесторам Tesla сообщила, что ее команда Autopilot «сосредоточилась на фундаментальном архитектурном переписывании нейронных сетей и алгоритмов управления».
Это переписывание, по словам Маска, позволит автомобилям Tesla интерпретировать окружающую среду в четырех измерениях, а не в двух. Маск уверен — это приведет к повышению производительности и более быстрому обновлению ПО.
Автопилот может центрировать Tesla на полосе движения, даже на поворотах, и регулировать скорость автомобиля в зависимости от движущегося впереди объекта. Функция «Навигация на автопилоте» предлагает и выполняет смену полосы движения, чтобы объехать более медленные автомобили, а также направить Tesla к развязкам и съездам. Еще одна функция может замедлить Tesla до остановки на светофоре и знаках остановки.
Автопилот не может выполнять некоторые из этих задач, если маркеры полосы дороги блеклые или отсутствуют, и он не может делать повороты. Водитель также должен постоянно держать руль, иначе автопилот выдаст серию предупреждений, прежде чем в конечном итоге полностью отключится. Но, когда эти функции работают согласованно, может казаться, что машина едет сама, но водитель по-прежнему несет ответственность, если машина допустила ошибку или разбилась. (Было несколько аварий со смертельным исходом с участием автомобилей Tesla с включенным автопилотом.)
Во время разговора Маск утверждал, что преимущество Tesla в области автономного вождения связано с наличием большого парка транспортных средств — около 930 000 — уже находящихся на дорогах. Эти автомобили записывают ситуации и предоставляют данные для обучения для улучшения нейронных сетей, необходимых для программного обеспечения ИИ, которое и обеспечивает работу беспилотных автомобилей. Подход компании к автономным транспортным средствам в первую очередь ориентирован на компьютерное зрение или использование камер.
«Почти миллион автомобилей, которые предоставляют обратную связь по странным ситуациям, которые вы просто не можете придумать в симуляции, — это действительно ценно», — сказал Маск.
«Яндекс» выпустил новый автономный автомобиль
Компания «Яндекс» выпустила новый беспилотный автомобиль четвертого поколения. Он создан вместе с южнокорейской компанией Hyundai Mobis, которая является «дочкой» концерна Hyundai Motors и производит всю электронную начинку автомобиля. Сотрудничество между компаниями началось в марте 2019 года, когда «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о намерениях, чтобы разработать совместную беспилотную платформу. Первые беспилотные Hyundai Sonata четвертого поколения выехали на улицы Москвы в марте — они были собраны до ограничительных мер из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Но официально они были представлены только недавно.
Первое поколение беспилотника «Яндекс» представил в начале 2017 года — оно объединило все экспериментальные сборки «Яндекса». Во втором поколении появилась унификация: компания поняла, какие из сенсоров лучше всего подходят. Десять таких машин «Яндекс» выпустил во второй половине 2017 и в 2018 году. Третье поколение беспилотников — 90 машин — появилось в 2019 году.
Первый беспилотник Hyundai Sonata сошел с конвейера в Южной Корее и был доставлен в Москву самолетом в мае 2019 года: «Яндекс» установил на машину сенсоры с одного из беспилотников Toyota Prius второго поколения, а также компьютер, после чего машина поехала. «Это подтвердило тот факт, что мы делаем универсальную технологию, которую можно было устанавливать в серийный автомобиль», — отметили в пресс-службе «Яндекса».
Далее полгода «Яндекс» и Hyundai Mobis работали над тем, чтобы глубже интегрировать систему управления в автомобиль. «Наши инженеры ездили в Корею, а корейские инженеры приезжали в Москву. Hyundai Mobis доработали все внутренние системы — настроили управление скоростью, работу генератора и т. д.», — рассказали в пресс-службе «Яндекса».
До конца 2020 года флот «Яндекса» пополнит сотня таких автомобилей — их общее число достигнет 200. Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе — бесплатно и с человеком на месте водителя, так как законодательство пока ограничивает использование беспилотных автомобилей. Часть также присоединится к тестовому флоту компании в США (Мичиган). Большинство автомобилей останутся в Москве, так как это основной тестовый полигон с разнообразными дорожными сценариями (пробки, неправильно припаркованные машины, пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте и т. д.).
Циклолет: как в России создают летающий автомобиль будущего
Летающий автомобиль – транспорт будущего, появления которого мы все давно ждем. Ведь он есть в любимых фантастических фильмах. Казалось бы, с нынешним уровнем развития науки до летающего авто рукой подать. Но на самом деле ученые давно бьются над его созданием. Правда, интересная разработка уже есть в России. И основана она на российском же изобретении 1909 года. Что такое циклолет, рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным.
Инженеры Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Жуковского испытали принципиально новую конструкцию винта для самолетов. Главная особенность схемы заключается в том, что используется не тянущий, а толкающий винт. Он расположен в хвостовой части воздушного судна. По словам разработчиков, такая конструкция позволит увеличить скорость полета и снизить потребление топлива. В истории авиастроения было немало оригинальных проектов летательных аппаратов. Один из них – так называемый цикложир. Это устройство изобрел русский инженер Евгений Сверчков в 1909 году. Вместо винта у машины был циклоидный пропеллер, напоминавший гребное колесо. Как прошли испытания чудо-аппарата? И может ли летательный аппарат без крыльев и винтов подняться в воздух?
Это не квадрокоптер
Экспериментальная модель первого в России циклолёта. Опытный образец представили в прошлом году на международном форуме «Армия-2020». По словам разработчиков, у такого летательного аппарата есть ряд преимуществ по сравнению с вертолётами или квадрокоптерами. В первую очередь, компактность.
«На самом деле, истоки подобной конструкции инженерных сооружений уходят далеко в эпоху Ренессанса. И Леонардо да Винчи один из первых создал некий прообраз подобного аппарата. Многие конструкторы, инженеры сооружали подобные интересные изделия. И одним из немногих стал Евгений Павлович Сверчков в 1909 году», — рассказывает инженер, директор «Школы дронов» МАИ Кирилл Щукин.
Провал 1909 года
Военный инженер Евгений Сверчков спроектировал летательный аппарат без пропеллеров и крыльев. Вместо них он предложил использовать систему в виде гребных колёс с лопастями, как у первых пароходов. Такая конструкция, по мнению изобретателя, при всей своей простоте должна была обеспечить машине повышенную грузоподъёмность и манёвренность.
«Очень необычный по конструктиву аппарат. Вместо традиционной подъемной силы, которая создавалась бы обычным крылом, правильной аэродинамической формы, были применены специальные барабаны с принципом, как бы, необычного действия. То есть, создавалась не просто подъёмная сила, а именно за счёт обтекания потока барабана, двух и более, происходил полет», — объясняет инженер, директор «Школы дронов» МАИ Кирилл Щукин.
Впрочем, полёт первого цикложира состоялся только на бумаге. Конструкция Сверчкова получила медаль на выставке новейших технических достижений. Анонсируемые испытания привлекли кучу зрителей, но с треском провалились. Машина не только не взлетела, но даже не тронулась с места. Аппарат построили на деньги Главного инженерного управления Санкт-Петербурга, и после публичного позора создателя циклолёта обвинили в растрате казённых средств. Сверчков разочаровался в своём детище, бросил науку и подался в политику. И лишь спустя сто с лишним лет российским инженерам удалось реализовать проект циклолёта на практике.
Как это работает?
«Циклолёт – это общее название летательных аппаратов с несущей системой, такое цилиндрическое устройство, которое обеспечивает подъемную и тяговую силу. Система позволяет аппарату вертикально взлетать, вертикально садиться, зависать в воздухе. А зависнув, делать эволюции поворота туда-сюда. В принципе, он может на месте сделать кувырок и вернуться в исходное состояние», — рассказывает главный разработчик циклолёта Виктор Мельников.
Демонстрационный аппарат, представленный на армейском форуме, весит около 60 килограммов и может перевозить груз до 20 килограммов. По словам конструкторов, управлять компактным воздушным судном сложнее, чем самолётом или вертолётом. Но эту проблему удалось решить благодаря современным системам автоматического управления. На основе экспериментальной модели уже к 2024 году планируют создать полноразмерный летательный аппарат. Машина сможет перевозить шестерых пассажиров.
«Вот эти возможности несущей системы позволяют рассматривать такую конструкцию для создания прообраза летающего автомобиля», — считает Виктор Мельников.
Инженеры утверждают, что их аппарат по многим параметрам превосходит близкие по конструкции мультикоптеры. При одинаковых габаритах и взлётной массе циклолёту требуются менее мощные электромоторы. Ещё одно преимущество перед аналогичными машинами вертикального взлёта и посадки – циклолёт может стартовать и приземляться на неподготовленную наклонную поверхность. Кроме того, у этого аппарата закрытые периферийной защитой двигатели. Такая конструкция считается безопасной, а также малошумной.
«На практике выяснилось, что они малошумные, чем сильно отличаются от винтов, традиционно используемых в качестве несущей системы. Очень важное качество летательного аппарата, предназначенного для города», — рассказывает Виктор Мельников.
За рубежом
В 2011 году о создании двух перспективных моделей заявили американцы. А четырьмя годами ранее первый циклолёт поднялся в воздух в Южной Корее. Удивительно, но за минувшее десятилетие ни одна страна не заявила об успешном завершении испытаний и старте серийного производства нового вида воздушного транспорта.
Гонка агломераций
В совокупности технологии XXI века создадут тип городов, отличающийся от тех, к которым мы привыкли, убежден Кирилл Игнатьев. Причем речь идет не только о транспортных технологиях.
«Численность населения Земли продолжит расти за счет иного качества медицинского мониторинга, биоинженерии, – объясняет он. – Следовательно, понадобятся новые территории для расселения. Одновременно развиваются агротехнологии, с помощью которых можно будет производить пищу без обширных сельхозплощадей. Эти площади и будут отданы под застройку. В итоге начнется распределенная урбанизация: вокруг мегаполисов расширится зона плотных малоэтажных кварталов, многоэтажки уйдут в прошлое».
По мнению Игнатьева, этот процесс не противоречит урбанистическому идеалу компактного города. «На окраинах агломераций сложатся самодостаточные новые центры, в которых будет все необходимое для жизни, включая деловую активность и досуг. Не будет только уникальных исторических мест – театров, музеев. За ними люди будут ездить в центр, используя скоростной транспорт. Сам центр превратится в парк культуры и отдыха с пешеходными аллеями. При этом экологические требования только вырастут: помимо чистоты воздуха внимание будет уделяться аудио- и видеоэкологии – отсутствию раздражающих шумов и образов. А рукотворные зеленые зоны будут все больше подражать дикой природе, используя особенности рельефа и водоемов», – говорит футуролог.
Такие «распределенные» мегаполисы станут главными субъектами международной конкуренции за человеческий капитал – основу экономического роста.
«Не будем забывать, что скоро в каждом смартфоне будет синхронный онлайн-перевод с любых языков, и психологические границы между странами окончательно рухнут, – уточняет Кирилл Игнатьев. – В России, очевидно, останется один мегаполис – Москва, которая будет конкурировать среди россиян с иностранными центрами: Берлином, Лондоном, Стамбулом. В Китае таких агломераций будет около тридцати. Но будут и проигравшие. В XX веке урбанизация «убила» деревню, затем взялась за малые города. На очереди – депрессивные индустриальные центры. В новой гонке выиграет тот, кто предложит людям комфортную для жизни среду. Остальных ждет кризис».