Как работает система автоматического торможения автомобиля
Содержание
- 1 Как работает система автоматического торможения автомобиля
- 1.1 Как работает система автоматического торможения автомобиля?
- 1.2 1. Система помощи экстренного торможения
- 1.3 Основные достоинства использования автоматического торможения
- 1.4 Большой тест автомобилей с системой автоматического торможения. Часть 2
- 1.5 Тормозим в экстренной ситуации
- 1.6 Технические проблемы
- 1.7 Автоматическое торможение в машине: это работает? Необычный немецкий тест
- 1.8 Плюсы и минусы метода
- 1.9 Возможно ли торможение двигателем на автомате и вариаторе
Как работает система автоматического торможения автомобиля?
Ах, эти утренние поездки на работу за рулем своего любимого автомобиля. Как же опасны они бывают, когда Ваш утренний кофе не справился со своей задачей и не до конца вырвал вас из объятий Морфея. И вот, вы до сих пор находитесь в полусонном состоянии, окружающие вас автомобили еле движутся, словно сонные мухи, на телефон приходит уйма сообщений накопившихся за ночь. Вы обращаете свое внимание на экран телефона, чтобы узнать, последние новости о ночных похождения друга / подруги, и когда вы возвращаете свой взгляд к дороге, вы обнаруживаете зад внедорожника в нескольких сантиметрах от переднего бампера вашего автомобиля. На лице написано удивление и испуг, вы резко выжимаете тормоз в надежде, что еще есть время остановиться и избежать «качелей» с недалекой блондинкой, или грубым небритым верзилой, которые наверняка сидят в этом внедорожнике и только и ждут, чтобы получить травму шейного отдела позвоночника от столкновения, которое вы им везете.
Но такого рода неудачи могут навсегда остаться в прошлом, благодаря функции автоматического торможения. Эта сложная система, при помощи датчиков и компьютеров вашего автомобиля, предвидит аварию, и помогает сонному хозяину избежать неминуемого столкновения с внезапно появившейся перед его «носом» целью.
За рубежом подобные системы предотвращения аварий доступны уже в течение многих лет, но к нам они начали пробиваться только в последние годы. И не потому, что в нашей стране самые квалифицированные водители или самая лучшая правовая база в мире (не забывайте про злых дядек, которые могут пострадать в столкновении). Эксперты объясняют такую задержку тем, что в Российской Федерации проживает весьма широкий и разнообразный контингент водителей, обладающий различными стилями вождения, в различных условиях. Поэтому подстроить данную систему, под менталитет того или иного автомобильного сообщества регионов РФ, раньше не представлялось возможным.
Теперь, когда эта технология появляется все в большем числе моделей на территории нашей страны, давайте взглянем на то, что ценного она в себе несет, и каким образом она может вам помочь, если утренний кофе не выполнил свое предназначение.
Система City Safety от компании Volvo автоматически применяет тормоз, если водитель вовремя не среагирует на замедление или остановку впереди идущего автомобиля.
Как устроена система автоматического торможения на примере автомобилей Volvo и Subaru.
Практически в каждом случае, автоматическое торможение является частью набора систем и технологий безопасности, которые работают вместе с одно лишь целью: спасти вашу, извините, задницу. В автомобилях Subaru эта система называется EyeSight, компания Volvo назвала свою систему автоматического торможения City Safety. Другие производители автомобилей, в том числе Cadillac и Mercedes-Benz, также имеют нечто подобное.
«С технической точки зрения система работает очень просто», говорит Адам Копштейн, менеджер по безопасности в компании Volvo. «Нет ничего сложного в том, чтобы заставить автомобиль резко остановиться, для этого у нас есть различные датчики и ABS. Фокус заключается в том, чтобы заставить автомобиль затормозить именно в тот момент, когда это больше всего необходимо, при чем сделать это без участия водителя». Копштейн очень забавный малый, после того, как он заявил, что система автоматического торможения очень простая, он начал подробно объяснять то, как этот фокус выполняется на практике.
Каждый автопроизводитель использует различные настройки для своей системы, поэтому в качестве примеров мы будем рассказывать как работают системы автоматического торможения Subaru и Volvo.
Система EyeSight компании Subaru, что не удивительно, использует две черно-белые камеры, которые работают как ваши глаза для триангуляции скорости и расстояния до автомобиля, следующего впереди вас. Они установлены в верхней части ветрового стекла, и сканируют обстановку каждые 0,1 секунды, ища контраст между фоном и любой вертикальной поверхностью. Программное обеспечение запрограммировано на распознание нескольких типов изображений, например, задней части автомобиля, мотоцикла, велосипеда и даже пешехода.
Компания Volvo использует лидар (не путать с лигр – смесь льва и тигра) в своей системе City Safety. Лидар – это лазерный радар, который с помощью ультразвуковых импульсов определяет объекты перед автомобилем, а также их скорость и расстояние до них. Так как лидар лучше всего работает с близкого расстояния, компания Volvo установила камеру в лобовом стекле и радар в переднем бампере, которые работают вместе на высокой скорости в рамках системы предупреждения столкновения с полной возможностью торможения. Радар может обнаруживать объекты в нескольких сотнях метрах перед автомобилем, но он не может определить, что это за объект. Здесь к работе подключается камера, которая может идентифицировать объект и определить, является он проблемой или его можно проигнорировать.
К слову сказать, компания Volvo и ранее удивляла нас своими техническими новинками в системе дорожной безопасности. О паре таких новинок можно прочитать здесь.
На данный момент мы разобрались в том, как именно ваш автомобиль может увидеть этот злосчастный внедорожник на своем пути, который так неожиданно остановился. Пока бортовой компьютер вашего автомобиля делает некоторые панические расчеты, мы пойдем дальше, и надеемся, что вы остаетесь с нами.
Как работает система автоматического торможения автомобиля на практике?
Итак, ваш автомобиль определил, что неминуемо столкнется с внедорожником впереди. Он также может определить, что вы ничего не собираетесь предпринять по этому поводу. Вы не пытаетесь вывернуть руль в попытке объехать массивный бампер впереди идущего автомобиля, вы не выжимаете педаль тормоза. Пришло время вашему автомобилю взять все в свои руки. Вернее схемы. Хотя, какая разница?
На скорости менее, чем 32 км/ч или около того, большинство систем могут полностью предотвратить аварию, хотя задачей подобных технологий является минимизация повреждений, а, следовательно, и травм. «Это дополнительный уровень безопасности, но мы не пытаемся полностью забрать ответственность за управление у водителя. Если система определила опасность, она предупредит об этом водителя и поможет ему, если тот в панике замешкается, и не будет знать, что делать», говорит все тот же Адам Копштейн.
Система EyeSight предупредит вас, когда вы будете в секунде от бампера этого страшного внедорожника, а затем, чтобы помочь вам, легко выжмет педаль тормоза. Как это ни странно, но большинство людей не достаточно сильно жмут на педаль тормоза во время аварии.
Система Volvo по сути является наслоением друг на друга двух систем: City Safety, которая работает на малых скоростях, и система предупреждения столкновения, которая работает тогда, когда автомобиль едет на достаточно высокой скорости. Так как мы рассматриваем ситуацию, в которой движение не слишком интенсивное, то в игру вступит система City Safety. Если лидар посчитает, что автомобиль находится слишком близко к впереди идущему транспортному средству, и вы ничего не делаете по этому поводу, вы не получите никакого предупреждения. Система начнет торможение за вас, а затем в лобовом стекле загорится красный светодиод, который имитирует свет стоп-сигнала, чтобы привлечь ваше внимание. Идея заключается в том, что возможно после этого вы начнете наконец-то действовать и нажмете тормоз, но если вы и теперь ничего не предпримите, то Volvo сделает все за вас.
Если же ваш автомобиль набрал хорошую скорость, то в подобной ситуации сработает другая система, а City Safety уйдет на второй план. На скорости выше 50 км/ч система даст вам предупреждение о том, что вы движетесь слишком близко к транспортному средству, следующему перед вами. Также система активирует тормозную систему, чтобы она была готова к действию, когда вы начнете тормозить, или, если вы этого не сделаете, система сделает это за вас.
Эти системы работают лучше, когда скорость между вашим автомобилем и автомобилем, с которым возможно столкновение, менее 30 км/ч. Если перепад скорости больше, все в ваших руках и только под вашей ответственностью. Если вы летите по дороге быстрее пули, никакой EyeSight не спасет вас от самого себя.
Какого развития ждать от новой системы?
Как компания Subaru, так и компания Volvo – как, в прочем, и любой другой производитель автомобилей – не собираются отобрать у вас контроль над вождением, как это хочет сделать компания Nissan, автомобили которой скоро смогут ездить самостоятельно. «Если система начнет активацию, но вы решите, что опасности нет, то вам не придется вступать в ожесточенную борьбу с вашим транспортным средством», говорит Копштейн. «Автомобиль лишь притормозит, чтобы вы могли без потерь выйти из сложившейся ситуации». Представитель компании Subaru выразился еще проще: «Мы хотим, чтобы машину вели именно вы».
Если же никто не пытается отнять ответственность у водителя, зачем тогда вообще устанавливать эту систему автоматического торможения? Почему бы тогда просто не подавать звуковой или световой сигнал, или, как в случае с Cadillac, вибрацию сидения, чтобы привлечь внимание водителя к разумному управлению своим транспортным средством? Результаты множества исследований говорят о том, что треть всех зарегистрированных столкновений происходят, когда передний бампер одного автомобиля встречает задний бампер другого автомобиля. И в половине этих несчастных случаев водитель заднего автомобиля вообще не тормозит. Так что, становится очевидным тот факт, что в такие стрессовые моменты водителю просто необходима небольшая помощь от его транспортного средства, дабы избежать неприятных последствий и непредвиденных походов в автомагазин запчастей своего города за новым бампером.
Один исследовательский институт даже успел установить, что у автомобилей с системой автоматического торможения было намного меньше страховых случаев, чем у автомобилей без таковой (на 14-27%). При этом процент варьировался в зависимости от системы. И это было в 2010 году, в практически темный век для столь молодой системы.
Кроме того, автоматическое торможение не работает в одиночку. Оно является частью более всеобъемлющего комплекса автомобильных опций, который включает в себя управление дроссельной заслонкой, систему предупреждения об отклонении от заданной траектории движения, адаптивный круиз-контроль и другие системы безопасности. Поскольку технология движется вперед, она будет дешеветь, и, как следствие, появляться в большем количестве автомобилей, что сможет принести пользу покупателям совершенно разных моделей транспортных средств. В том числе и тому злому дядьке, который по нашему сценарию едет во впереди идущем внедорожнике.
Теперь осталось спросить вашего мнения, дорогие читатели, как вы считаете, была бы полезна такая система в вашем автомобиле?
Система EyeSight компании Subaru, что не удивительно, использует две черно-белые камеры, которые работают как ваши глаза для триангуляции скорости и расстояния до автомобиля, следующего впереди вас.
А вот как работает эта система при взгляде со стороны.
1. Система помощи экстренного торможения
Если взять во внимание принцип создания предельного тормозного давления, то конструкции в системе помощи экстренного торможения можно поделить следующим образом:
Конструкции пневматического типа помогают правильному функционированию вакуумному усилителю тормозов, они включают в себя следующие системы:
- на автомобилях марки BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Toyota – Emergency Brake Assist, Brake Assist и Brake Assist System;
Конструкции пневматического типа имеют одинаковое устройство и состоят из электромагнитного привода штока, электронного блока управления и датчика быстроты перемещения штока вакуумного усилителя, устанавливаются обычно на те автомобили, которые оборудованы антиблокировочной системой тормозов — ABS.
Основные достоинства использования автоматического торможения
Этот пункт вполне понятен. Если мы научим машины тормозить качественно перед любыми препятствиями, такое достижение значительно сократит количество ДТП, поможет избежать миллионов смертей на дорогах. Подобные достижения явно становятся основой для многих потенциальных покупателей. Особого внимания заслуживает система распознавания людей и животных на дороге, которая уже сегодня спасает жизни тысяч человек ежегодно. Достоинства таких технологий очевидны:
- люди меньше будут попадать в аварии, терять жизнь и здоровье только в крайних случаях, а также сохранят свое имущество, так что мир автотранспорта можно сильно измениться с такой технологией;
- меньше ответственности будет лежать на водителе автомобиля, достаточно будет просто соблюдать правила, а вся ответственность ляжет на производителей авто и систем такого торможения;
- поездка на авто не будет такой стрессовой, достаточно будет включить все автоматизированные модули и расслабиться, пока авто довезет вас по пробкам до места парковки;
- уменьшится количество мелких неприятностей на дорогах, которые чаще всего становятся причиной пробок в больших городах, ведь при любом ДТП нельзя убирать машину с места происшествия;
- использование автомобильного транспорта в целом станет более безопасной затеей, так что многие люди смогут с большей уверенностью эксплуатировать машины без особой опаски.
Впрочем, многие преимущества доступны только в том случае, если компании разработают действительно эффективные системы, а не просто сомнительно работающие модули. Сегодня эффективность многих технологичных и дорогостоящих решений остается под вопросом, и об этом мы поговорим ниже. Пока крупные производители внедряют системы в серийные авто, покупатели этих машин переплачивают за тестирование и разработку. Но так было всегда, и на этом строится современный прогресс.
Большой тест автомобилей с системой автоматического торможения. Часть 2
СНАЧАЛА НЕ ЗАЛАДИЛОСЬ
Команда журнала «За рулем» организовала и провела первый в России тест автомобилей, оснащенных системой автоматического торможения.
Испытаниям на Дмитровском автополигоне подвергли девять машин, которые умеют тормозить самостоятельно. В первой части публикации мы рассказали о методике тестирования и о том, как проявили себя четыре участника теста: Land Rover Discovery Sport, Ford Focus, Opel Insignia Country Tourer и Hyundai Genesis. Герои заключительной части нашего повествования – Volkswagen Golf, Volvo S60, Infiniti Q50, BMW X4 и Cadillac SRX.
INFINITI Q50
- Комплектация: Hybrid Hi-Tech+
- Цена тестового автомобиля: 2 836 000 рублей
- Система Forward Emergency Braking (FEB) входит в стандартное оборудование топ-комплектации Hi-Tech+. В более
бюджетных версиях недоступна.
Седан Q50 вел себя как капризная барышня: может, остановлюсь перед стоящим «булли», а может, и нет. Поначалу он дважды отказался тормозить со скорости 20 км/ч. Для очистки совести попробовали еще раз, и – вуаля! – Q50 встал как вкопанный, сильно натянув ремень безопасности.
В одном из заездов с неподвижным препятствием Infiniti вновь проигнорировал опасность – и водителю пришлось резко оттормаживаться. Q50 так клюнул носом, что вырвал у «булли» кусок направляющей. На следующий день мы починили рельсы, по которым катается «булли», но впредь старались не доводить до критических ударов.
К счастью, дальнейший процесс пошел без сбоев: 30, 35, 40 км/ч – система работает! Но почему-то после почти каждого заезда на панели приборов вспыхивала надпись «Сбой системы»… Приходилось глушить и заводить двигатель, чтобы перезагрузить электронные мозги автомобиля. Предел наступил на 45 км/ч: полностью затормозить Infiniti не смог и бедняжка «булли» получил хороший пинок, отскочив по рельсам до самого тягача.
О приближающейся опасности Q50 предупреждает невнятно.
На малых скоростях всё прекрасно, но на средних система срабатывает чересчур рано. Такая перестраховка оборачивается ложными срабатываниями, из-за чего многие владельцы предпочтут отключить систему. На высокой скорости предупреждений вовсе не поступило.
Испытания с движущимся «булли» тоже принесли много интересного. Все упражнения Infiniti выполнил четко. При сокращении дистанции до движущего объекта сначала загорается предупредительный сигнал и педаль акселератора начинает сопротивляться нажатию.
Если водитель снимает ногу с газа, машина плавно, без экстрима автоматически притормаживает. Если же продолжать давить на газ, невзирая на сигнал тревоги, FEB сама убирает тягу, подтягивает ремни безопасности и резко нажимает на тормоз.
ВЫВОД
Infiniti мог бы претендовать на место в призовой тройке, если бы не ошибалcя так часто при торможении перед неподвижным препятствием.
АМЕРИКА ДОГОНЯЕТ
СADILLAC SRX
- Комплектация: 3.6 V6 Тор
- Цена тестового автомобиля: 2 850 000 рублей
- Комплексная система экстренного торможения до полной остановки предлагается в качестве опции (75 000 рублей) только в высшей комплектации Top.
Мы не ожидали, что Cadillac разделит вторую ступеньку подиума с Volvo. У шведов?то безопасность – считай, жизненное кредо. Более того, «янки» по ходу теста выглядел даже чуть надежнее. По крайней мере, не зажигал предупреждений о сбоях и не требовал перезагрузки. Но все-таки без промахов не обошлось.
Например, SRX просигналил о приближающейся опасности лишь единожды – на 50 км/ч, а в диапазонах ниже и выше молчал.
От тройки за это упражнение спасла лишь нестандартная функция: вместо зуммера, предвещающего опасность, можно включить мелкую вибрацию кресла. Причем такая подсказка работает при движении не только вперед, но и назад – это мы обнаружили случайно, впопыхах едва не помяв зад машины о неприметный столбик. Парктроник при этом предательски молчал. Хорошо, что водитель почуял неладное. Обидно было бы в столь сложном тесте сохранить лицо, но помять корму.
Cadillac уверенно тормозил перед неподвижным «булли» на скорости до 40 км/ч. И без промашек выполнил все упражнения динамической программы. Причем автоматическое торможение происходит в два этапа – сначала кратковременное торможение, предупреждающее водителя, потом основное, если тот вовремя не среагировал на сигнал.
ВЫВОД
Cadillac порадовал хорошими и стабильными результатами. На него вполне можно положиться – способен подстраховать и в городских пробках, и на трассе.
СЛЕДУЯ ТРАДИЦИЯМ
VOLVO S60
- Комплектация: T5 AWD Summum
- Цена тестового автомобиля: 2 690 500 рублей
- Система автоматического торможения City Safety входит в стандартное оснащение всех Volvo.
Поначалу Volvo S60 разочаровал, протаранив стоящий «булли» уже на 35 км/ч. Производитель заявляет, что система City Safety нынешнего поколения работает на скорости до 50 км/ч, а реальный порог получился в полтора раза ниже.
Были у системы и сбои. В ходе одного из заездов она не успела затормозить со скорости 30 км/ч и влетела в «булли» с такой силой, что передний бампер слегка ушел с креплений. Починили.
А потом умная электроника и вовсе заглючила. При нажатии на педаль акселератора она почему-то включала экстренное торможение! Недуг быстро вылечили дедовским методом – перезапуском двигателя. Но осадочек остался, а потому тройка – вполне заслуженная оценка за это упражнение.
Но дальше все пошло как по маслу. На любой скорости Volvo своевременно подсказывал, когда нужно тормозить. Если водитель быстро реагировал на сигнал и точно дозировал усилие на педали тормоза, замедление получалось на грани срабатывания ABS. Идеальный вариант – не поздно и не рано. За десяток попыток – ни одного сбоя. Без нареканий S60 отработал и динамическую программу, догоняя «булли».
Контраварийная система притормаживала автомобиль в непосредственной близости от движущейся установки, но до контакта не доводила. Причем торможение довольно мягкое – ну, насколько это возможно при экстренном вмешательстве.
ВЫВОД
От Volvo, слывущего символом безопасности, мы ожидали чуть большего. Посредственный результат при торможении перед неподвижным объектом – не есть хорошо. И к стабильности работы имеются претензии. Но в остальных упражнениях машина реабилитировалась и подтвердила высокий статус.
БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
BMW X4
- Комплектация: xDrive 35i
- Цена тестового автомобиля: 4 250 500 рублей
- Функция экстренного торможения для модели X4 входит в опцию «Ассистент вождения Plus» (134 000 рублей).
До круглой пятерки дорогому BMW не хватило совсем чуть-чуть – он не подал сигнал при подъезде к движущемуся препятствию на скорости 90 км/ч. Все остальные упражнения X4 выполнил на отлично – со свойственной немцам расчетливостью и пунктуальностью.
На протяжении всей серии заездов с торможением перед неподвижным «булли» – начиная с 15 км/ч и заканчивая 50 км/ч – поведение автомобиля не менялось. Сначала следовало короткое предупредительное торможение, затем более интенсивное – до полной остановки. На скорости 55 км/ч BMW мягко пнул «булли», указав на предел своих возможностей.
И тут в дело вмешались фотографы, которые ради эффектного кадра готовы на любые эксперименты: давай, мол, разгонись до шестидесяти! Кадр действительно получился эффектным: после жесткого удара «ноздри» BMW оставили на световозвращающей металлической фольге такой рельефный отпечаток, словно его отштамповали тяжелым прессом.
BMW и «булли» выжили (крепкие радиаторные решетки делают в Баварии!), а пилот в сердцах ушел на перекур.
Зато потом было совсем не страшно выполнять упражнения с движущимся «булли». Тем более что BMW вовсе не давал повода усомниться в его надежности: все задания он выполнял четко, как под копирку!
ВЫВОД
Безоговорочный лидер. Самая надежная и точная система из всех протестированных. Но дармовой сыр бывает только в мышеловке: посмотрите-ка на цену «икс-четвертого»!
VOLKSWAGEN GOLF: СЛОМАВШИХСЯ НЕ БЬЮТ
Собирая машины для теста, мы разослали запросы всем российским представительствам автомобильных компаний, чьи машины могут быть оснащены подобной системой. Некоторые отказались от участия в программе – по разным причинам. Скажем, фирмы Mercedes-Benz, Audi и Volkswagen сообщили, что в тот момент у них не оказалось машин с такими системами, хотя нам в это верится с трудом. На наше счастье, функцией автоматического торможения City Emergency Brake наделен редакционный Volkswagen Golf, который оказался девятым в тестовом списке.
На этом девятом месте он и остался поcле проведенных испытаний. Когда Golf трижды пнул практически родного ему «булли», мы хотели закончить испытания. Но все-таки дали Гольфу еще один шанс и дополнительно наклеили на корму «булли» кусок алюминиевой фольги – вдруг световозвращающие наклейки небольшой площади не отражают лазерный луч радара? Поможем сложной электронике!
И – о чудо! – система заработала. Но только один раз. На панели зажглось предупреждение о неисправности, и Гольф окончательно отказался самостоятельно тормозить. Поэтому с соревнований мы его сняли и отправили в сервис для выяснения причины неисправности и ее устранения. О результатах сообщим в ближайших выпусках журнала в рубрике «Парк ЗР».
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Общий вывод таков: большинство систем автоматического торможения еще не достигло такого уровня, чтобы на них можно было полностью положиться. И все-таки уже сегодня их вмешательство в экстренных ситуациях избавляет от недешевого кузовного ремонта, а иногда даже спасает жизнь. Поэтому польза от них, безусловно, есть, а четче работать они научатся со временем – так было со всеми электронными помощниками, которые уже стали массовыми. Кстати, системы автоматического торможения уже появляются на бюджетных моделях. А потому такие тесты в недалеком будущем окажутся для большинства автолюбителей не только любопытными, но и полезными. Мы будем держать вас в курсе.
Тормозим в экстренной ситуации
Существует шутка о том, что в экстренной ситуации можно тормозить любым способом, только не головой. Мы надеемся, что при возникновении аварийных условий голова у вас как раз будет работать на полную и вы вспомните описанный нами самый простой способ торможения в экстренной ситуации:
- Сначала немного надавливаем на тормоз, чтобы машина немного сбросила скорость.
- Когда почувствовали потерю в динамике, нажимаем на тормоз до конца. Ждём ощущения полной недвижимости колёс.
- Далее, отпускаем педаль до положения, которое мы описали в пункте №1.
- Через мгновение снова тормозим «в пол».
Описание этого процесса создаёт ложное впечатление его длительности. Однако, по сути, все эти манипуляции должны уложиться примерно в две секунды.
Для того чтобы эффективно разобраться в том, как это делать и для чего, проведите тест на пустой и ровной дороге. Разгоните свой автомобиль и попробуйте затормозить указанным способом. Если дорожные условия позволяют, отработайте эти действия до автоматизма, а заодно запомните, какой отрезок пути необходим вам для полной остановки автомобиля и при какой скорости.
Мы надеемся, что знания о способах экстренного или аварийного торможения никогда вам не понадобятся. Однако расширение теоретической базы о процессе вождения никому ещё не мешало.
Удачи вам на дорогах.
Технические проблемы
К сожалению, самым большим недостатком электрического стояночного тормоза является его значительно более сложная конструкция и принцип работы, а также частота вероятных отказов. Стоит отметить, что такая система используется сегодня уже гораздо чаще, чем старая классическая система, основанная на ручном механическом ручнике. Например, во всех автомобилях с системой автоматического удержания машины при остановке в настоящий момент используется только электронный ручник. Из-за более сложной конструкции существует больший риск возможных поломок.
Самый большой враг EPB – это влага и грязь, которых нельзя избежать. Неудивительно, что через несколько лет некоторые автомобили могут потребовать технического обслуживания или даже ремонта электрической системы стояночного тормоза. Что еще хуже, исправить проблему электронного ручника намного сложнее и дороже, чем механический стояночный тормоз. Даже заменить тормозные колодки, используемые электрическим ручником, не так-то просто. Например, во многих автомобилях вы не можете этого сделать без компьютера. Естественно, при обращении в мастерскую, где есть такой компьютер, вам придется за замену тормозных колодок отдать больше денег.
Простая необходимость замены одного из компонентов системы EPB создает дополнительные расходы для автовладельцев по сравнению с затратами, необходимыми для обслуживания классического ручника. Да, конечно, электрический ручник – это не зло, но тем не менее факт остается фактом – обслуживать современный автомобиль намного дороже, чем старый, где нет таких продвинутых систем. Да, пользоваться современным ручником удобнее и даже в некоторых ситуациях безопаснее. Но есть и минусы, о которых мы вам рассказали. Но, увы, таков современный мир, в котором никуда не деться от новых технологий. А современность всегда стоит намного дороже. Поэтому если у вас есть выбор, то решайте, что вам больше по душе: платить за обслуживание электрической стояночной тормозной системы больше, но пользоваться ручником в более комфортных условиях, получив вдобавок несколько полезных функций, или же уменьшить затраты на обслуживание, купив автомобиль с классическим механическим ручником, но оказаться без современных продвинутых опций комфорта и безопасности.
Автоматическое торможение в машине: это работает? Необычный немецкий тест
Дельта принтеры крайне требовательны к точности изготовления комплектующих (геометрия рамы, длины диагоналей, люфтам соединения диагоналей, эффектора и кареток) и всей геометрии принтера. Так же, если концевые выключатели (EndStop) расположены на разной высоте (или разный момент срабатывания в случае контактных концевиков), то высота по каждой из осей оказывается разная и мы получаем наклонную плоскость не совпадающая с плоскостью рабочего столика(стекла). Данные неточности могут быть исправлены либо механически (путем регулировки концевых выключателей по высоте), либо программно. Мы используем программный способ калибровки.
Далее будут рассмотрены основные настройки дельта принтера.
Для управления и настройки принтера мы используем программу Pronterface.
Калибровка принтера делится на три этапа:
1 Этап. Корректируем плоскость по трем точкам
Выставление в одну плоскость трех точек — A, B, C (расположенных рядом с тремя направляющими). По сути необходимо уточнить высоту от плоскости до концевых выключателей для каждой из осей.
Большинство (если не все) платы для управления трехмерным принтером (В нашем случае RAMPS 1.4) работают в декартовой системе координат, другими словами есть привод на оси: X, Y, Z.
В дельта принтере необходимо перейти от декартовых координат к полярным. Поэтому условимся, что подключенные к двигателям X, Y, Z соответствует осям A, B, C.(Против часовой стрелки начиная с любого двигателя, в нашем случае смотря на логотип слева — X-A, справа Y-B, дальний Z-C) Далее при слайсинге, печати и управлении принтером в ручном режиме, мы будем оперировать классической декартовой системой координат, электроника принтера сама будет пересчитывать данные в нужную ей систему. Это условность нам необходима для понятия принципа работы и непосредственной калибровки принтера.
Точки, по которым мы будем производить калибровку назовем аналогично (A, B, C) и позиция этих точек равна A= X-52 Y-30; B= X+52 Y-30; C= X0 Y60.
Алгоритм настройки:
- Подключаемся к принтеру. (В случае “крагозяб” в командной строке, необходимо сменить скорость COM порта. В нашем случае с 115200 на 250000 и переподключится)
После чего мы увидим все настройки принтера. - Обнуляем высоты осей X, Y, Z командой M666 x0 y0 z0.
И сохраняем изменения командой M500. После каждого изменения настроек необходимо нажать home (или команда g28), для того что бы принтер знал откуда брать отсчет. - Калибровка принтера производится “на горячую”, то есть должен быть включен подогрев стола (если имеется) и нагрев печатающей головки (HotEnd’а) (Стол 60град., сопло 185 град.) Так же нам понадобится щуп, желательно металлический, известных размеров. Для этих задач вполне подойдет шестигранный ключ (самый большой, в нашем случае 8мм, он предоставляется в комплекте с принтерами Prizm Pro и Prizm Mini)
- Опускаем печатающую головку на высоту (условно) 9мм (от стола, так, что бы сопло еле касалось нашего щупа, т.к. высота пока что не точно выставлена.) Команда: G1 Z9.
- Теперь приступаем непосредственно к настройке наших трех точек.
Для удобства можно вместо g- команд создать в Pronterface четыре кнопки, для перемещения печатающей головки в точки A, B, C, 0-ноль.
Далее командой меняем параметры высоты оси Y: M666 Y <посчитанная величина>
M666 Y0.75
M500
G28
2 Этап. Исправляем линзу
После того как мы выставили три точки в одну плоскость необходимо произвести коррекцию высоты центральной точки. Из за особенности механики дельты при перемещении печатающей головки между крайними точками в центре она может пройти либо ниже либо выше нашей плоскости, тем самым мы получаем не плоскость а линзу, либо вогнутую либо выпуклую.
Корректируется этот параметр т.н. дельта радиусом, который подбирается экспериментально.
Калибровка:
- Отправляем головку на высоту щупа в любую из трех точек стола. Например G1 Z9 X-52 Y-30
- Сравниваем высоту центральной точки и высоту точек A,B,C. (Если высота точек A, B, C разная, необходимо вернутся к предыдущей калибровки.)
- Если высота центральной точки больше остальных, то линза выпуклая и необходимо увеличить значение дельта радиуса. Увеличивать или уменьшать желательно с шагом +-0,2мм, при необходимости уменьшить или увеличить шаг в зависимости от характера и величины искривления (подбирается экспериментально)
- Команды:
G666 R67,7
M500
G28 - Подгоняем дельта радиус пока наша плоскость не выровняется
3 Этап. Находим истинную высоту от сопла до столика
Третьим этапом мы подгоняем высоту печати (от сопла до нижней плоскости — столика) Так как мы считали, что общая высота заведомо не правильная, необходимо ее откорректировать, после всех настроек высот осей. Можно пойти двумя путями решения данной проблемы:
1 Способ:
Подогнав вручную наше сопло под щуп, так что бы оно свободно под ним проходило, но при этом не было ощутимого люфта,
- Командой M114 выводим на экран значение фактической высоты нашего HotEnd’а
- Командой M666 L получаем полное значение высоты (Параметр H)
- После чего вычитаем из полной высоты фактическую высоту.
- Получившееся значение вычитаем из высоты щупа.
Таким образом мы получаем величину недохода сопла до нижней плоскости, которое необходимо прибавить к полному значению высоты и и записать в память принтера командами:
G666 H 235.2
M500
G28
2 Способ:
Второй способ прост как валенок. С “потолка”, “на глаз” прибавляем значение высоты (после каждого изменение не забываем “уходить” в home), добиваясь необходимого значения высоты, но есть шанс переборщить со значениями и ваше сопло с хрустом шмякнется об стекло.
Как сделать авто калибровку для вашего принтера и что при этом авто калибрует принтер вы узнаете из следующих статей.
Плюсы и минусы метода
Торможение двигателем в значительной степени снижает вероятность заноса на скользкой дороге — в этом, пожалуй, его главная выгода. При таком способе замедления колеса не блокируются, в отличие от использования штатных тормозов, а значит, нет опасности потери управляемости. Даже в машинах с ABS полностью исключить заносы на скользком покрытии невозможно, хотя наличие электронных систем безопасности в значительной мере повышает устойчивость на дороге.
Также торможение двигателем часто используется в горной местности при движении по серпантину, — в основном по причине значительного перегрева колодок вследствие их интенсивного использования. При возникновении нештатной ситуации, требующей быстрого реагирования, все же лучше давить на тормоз, а не тратить время на торможение двигателем, которое точно не поможет быстро остановиться.
В городе двигателем тормозят чаще всего из-за экономии топлива. Автолюбителей привлекает тот факт, что машина движется при отсутствии подачи топлива. При этом не истираются покрышки колес и тормозные колодки. На деле экономия оказывается незначительной, а ошибка в последовательности действий может испортить двигатель.
Метод нередко применяется, если тормоза вышли из строя. Конечно, в этом случае мы рекомендуем обращаться в сервис. Но если транспортировать автомобиль с помощью эвакуатора невозможно, некоторые смельчаки практикуют перемещение машины с использованием данного метода. Скорость замедляется с помощью переключения на пониженные передачи, далее машина останавливается посредством стояночного тормоза (ручника).
Основной недостаток торможения двигателем заключается в том, что стоп-сигналы в момент замедления не зажигаются, значит, идущие сзади автомобили могут не сразу заметить, что ваша машина снижет скорость, повышается риск возникновения аварийной ситуации. Однако гораздо печальней, что злоупотребление способом не лучшим образом сказывается на состоянии механизмов.
Вообще обратные нагрузки плохо переносятся двигателем. Надо понимать, что поршни современных моторов размещены несимметрично и при замедлении с помощью двигателя растут боковые нагрузки. Также повышается разряжение (давление становится ниже атмосферного) во впускном коллекторе, соответственно, увеличивается нагрузка на вентиляционную систему и могут возникнуть утечки. Масло перетекает прямо с распредвала во впускной коллектор. Смазка сочится через поршни прямо в цилиндры, а если машина оснащена турбиной, то еще и через нее. Избыточное масло скорее всего приведет к нагару свечей и порче поршневых колец, не говоря уже о засорении катализатора. В целом скачки давления отрицательно влияют на состояние элементов впуска. Загрязнение впускного коллектора тоже происходит по причине злоупотребления торможением двигателем. Это особенно вредно, если катализатор находится близко к коллектору.
Возможно ли торможение двигателем на автомате и вариаторе
На автомобилях с автоматической коробкой передач постепенное принудительное снижение передач невозможно, ввиду специфики способа управления машиной. В автоматах взаимодействие с двигателем обеспечивает гидротрансформатор. Передача вращательного момента здесь происходит за счет турбин, помещенных в масляный резервуар. При вращении одной направленные потоки масла приводят в движение другую. Торможение мотором здесь будет не так эффективно, как в случае с механикой, но все же возможно.
При увеличении скоростного режима начинается синхронное вращение валов, происходит блокировка гидравлической муфты. На скорости 50 км/ч блокировка отключается, провоцируя работу масляного демпфера. Автомобили с автоматической КПП тормозят значительно медленнее аналогов с механической трансмиссией. В некоторых моделях вовсе не предусмотрена возможность торможения двигателем, в других такой метод автоматически блокируется электронной системой управления. Также есть на рынке ряд автомобилей, где подобный способ запускается даже без участия водителя.
Тормозить двигателем на автомате можно разными способами. Рассмотрим один из них:
- Активировать режим Overdrive, в котором КПП переключится на 3 передачу.
- После снижения скорости зафиксировать 2 передачу.
- Установить рычаг коробки передач в режим «L» — он соответствует самой низкой передаче.
Чтобы не спровоцировать серьезную поломку, во время торможения устанавливать рычаг рекомендуется только в положения «D-2-L». Использовать позиции «R» и «P» на ходу чревато дорогим ремонтом. Автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит пренебрегать стандартным использованием тормозных дисков и колодок.
На многих автомобилях с вариатором предусмотрена функция динамического торможения двигателем. Для этого водитель должен отпустить педаль газа, если рычаг установлен в режиме «D» и переставить его в позицию «L». С целью улучшения динамики авто некоторые водители стремятся программным способом отключить опцию торможения двигателем. Однако, это нерационально. Осваивая методы контраварийного управления машиной, можно избежать серьезных аварий в сложных ситуациях на дорогах.