Покупали и будем покупать: авторынок России в цифрах
Содержание
- 1 Покупали и будем покупать: авторынок России в цифрах
- 1.1 Покупали и будем покупать: авторынок России в цифрах
- 1.2 Глубокая ванна
- 1.3 Период дефицита
- 1.4 Авторынок России продолжает падение
- 1.5 Кредиты притормозят
- 1.6 Вторичный рынок: рост есть, а покупать нечего
- 1.7 Рынок новых автобусов 2020 г.
- 1.8 Почему падение рынка несет большие риски для инвестора?
- 1.9 Что по маркам?
- 1.10 Что дальше?
Покупали и будем покупать: авторынок России в цифрах
В 2020 году Россия заняла 4-е место по продажам новых легковушек в Европе. Впереди Германия (2,92 млн машин, падение за год на 19,1%), Франция (1,65 млн, —25,5%) и Великобритания (1,63 млн, —29,4%). За нами Италия (1,38 млн, —27,9%) и Испания (0,85 млн, —32,3%).
А российский рынок закончил прошлый год со снижением продаж на 2,3%. На 2020‑й Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала примерно такой же минус, а мы предполагали падение примерно на 5%.
Глубокая ванна
Несмотря на то что с карантином и последовавшим за ним обвалом продаж столкнулись все основные автомобильные рынки в мире, характер кризиса во всех странах разный. Существуют три основных сценария развития событий: V-образное падение продаж, «ванна» и «глубокая ванна». В первом случае за стремительным падением продаж следует столь же быстрое восстановление. Такой сценарий характерен для стран, где пандемия и карантинные меры не были долговременными. Например, в Китае и Южной Корее общенациональный локдаун не превышал шести недель. Причем в случае с Китаем рынок продолжил рост и после восстановления — сработал эффект отложенного спроса. Рост продаж новых автомобилей в апреле составил 0,9 процента, хотя до этого они сокращались с июня 2018 года.
Сценарий «ванна» характерен для стран, где локдаун продлился более двух месяцев. Например, для Германии и Франции. Согласно прогнозу компании Bain&Company, авторынок в этих странах полностью восстановится лишь к концу третьего квартала. Превышение докарантинных продаж будет кратковременным и незначительным. Наконец, наихудший вариант — это сценарий «глубокая ванна», который присущ странам с самым продолжительным карантином, таким как Италия, Испания и США. Мало того, что эти рынки ждет тяжелое и длительное восстановление, эффект отложенного спроса тут будет минимальным. Соответственно, в самом тяжелом положении окажутся те автопроизводители, в структуре продаж которых наиболее пострадавшие рынки играли ключевую роль. В группе риска — американские, японские и итальянские производители.
Пока поводов для радости у автопроизводителей нет — ситуация развивается по негативному сценарию между «ванной» и «глубокой ванной». По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), падение продаж в Европе в мае 2020 года по сравнению с маем 2019 года составило 56,8 процента. Падение по итогам пяти месяцев 2020 года составило 42,8 процента. Германия показала снижение на 49,5 процента, Италия — на 49,6 процента, Франция — на 50,3 процента, а Испания — на 97,6 процента. При этом, как сказано в отчете, итальянские автодилеры столкнулись с крайне низким спросом после снятия карантина. В США ситуация несколько лучше — падение на 24,6 процента по итогам мая.
Период дефицита
Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев рассказал Москве 24, что ноябрь и декабрь для дилеров машин – в целом объемообразующие месяцы.
«В этот период всегда продавалось в среднем на 30–40% автомобилей больше. Общая доходность, естественно, выше за счет увеличенных объемов, однако за счет дополнительных скидок доходность на единицу была ниже, чем в другие периоды», – отметил Мосеев.
Ситуация с наличием автомобилей на рынке сейчас действительно непростая, рассказали опрошенные Москвой 24 автодилеры. Генеральный директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин отметил, что на сегодняшний день сохраняется дефицит практически по всем маркам и моделям.
«Наиболее позитивная ситуация по корейским брендам и SKODA, где первые авто из новой партии пришли в конце сентября. По остальным локальным брендам поставки ожидаются в конце октября. По импортным брендам, вероятно, уже после Нового года, если не будут введены новые ограничения. Поэтому ближайшие месяцы товарного изобилия на авторынке не предвидится», – сказал Петрунин.
Он добавил, что дефицит автомобилей и тем более конкретных моделей пока сохранится, так как поставки машин неравномерны.
По словам председателя правления автомобильной группы «АВИЛОН» Андрея Павловича, самая большая нехватка на сегодняшний день наблюдается в сегменте CUV – машин, которые предназначены для эксплуатации как в городе, так и по бездорожью.
«Предполагаю, что до конца года ситуация сохранится. Возможно, в ближайшие месяцы постепенно объемы поставок придут в норму. Но резкого скачка по количеству привоза автомобилей в Россию не будет», – считает Павлович.
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль заявил Москве 24, что дефицит на модели в массовом сегменте, особенно качественные, продлится примерно от шести месяцев до года.
«Но если производство новых моделей затянется, то представители среднего класса, которые рассчитывали их купить, пойдут в более дорогой сегмент «в пробеге». Кроме того, повышенный спрос сохранится, если премиум-марки будут дорожать на фоне ослабевающего курса рубля», – добавил эксперт.
С учетом всех факторов ноябрь – декабрь покажет плюс-минус 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подчеркнул Мигаль. Если смотреть по текущим показателям, то эксперт прогнозирует падение продаж примерно на 10% с небольшим оживлением в декабре.
Авторынок России продолжает падение
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России продолжают демонстрировать отрицательную динамику. В прошедшем июне падение составило 11%. В стране было продано 241 346 новых машин. С начала года авторынок упал на 6%. Об этом пишет АвтоВести.ру.
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), первое полугодие текущего года завершилось для авторынка страны в минусе, чего и стоило ожидать.
Расстановка сил принципиально не изменилась. Первое место по продажам по-прежнему удерживает отечественная Lada и так же, как и раньше продажи вазовских автомобилей продолжают падать. В июне «АвтоВАЗ» реализовал 37 177 машин, что на 17% меньше, чем годом ранее. Впрочем, частично это обусловливается сменой поколений Lada Kalina.
Второе место занял французский Renault, реализовав в июне 18 849 машин, что на 5% меньше, чем годом ранее. На третьем месте удерживается Kia, причем с положительной динамикой, – 17 541 проданный автомобиль, +1%.
Что касается моделей, что лидерство все так же удерживает Lada Granta. В прошедшем месяце объем реализации вырос сразу на 98%, до 17 005 машин. Второе место по продажам занимает Hyundai Solaris, который, похоже, твердо намерен вернуть себе прочное лидерство среди иномарок. Продажи этой модели, которые еще совсем недавно стабильно падали, в июне выросли на 11%, до 10 575 машин. На третьем месте – Kia Rio с результатом в 8 047 проданных машин, что на 3% больше, чем годом ранее.
Самое большое падение в июне закономерно продемонстрировала Lada Kalina (-77%), а самый большой рост – Kia Cee’d (+2825%).
«Я думаю, стало очевидно, что в целом российский автомобильный рынок в настоящее время находится не в лучшей форме. 2-ой квартал завершился с результатом на 10% ниже прошлогоднего, и уже ясно, что это не то, на что надеялись участники рынка после сбалансированного 1-ого квартала. Сейчас вопрос заключается в том, сможет ли улучшиться ситуация на рынке во 2-ой половине года. Я лично верю в то, что такое возможно, и шансы на это возросли после объявления планов правительства о субсидировании ставки розничного кредитования при покупке автомобиля. Мы надеемся, что эти планы быстро воплотятся в жизнь, и положительный эффект от их внедрения скажется в ближайшие месяцы», — прокомментировал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Кредиты притормозят
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин в комментариях для экспертного дайджеста РОАД рассказал, что продажи новых автомобилей в компании по итогам 2019 года снизились на 7% по отношению к прошлому году. «Наш прогноз по рынку на 2020 год — сокращение продаж новых автомобилей на 4–5%. При позитивном сценарии и активной поддержке государства возможно замедление падения до -2,5%, но положительных тенденций по итогам года ждать не стоит», — полагает Петрунин.
В «АвтоСпецЦентре» отмечают, что государство сейчас делает ставки на развитие кредитования, однако население уже достаточно закредитовано и объем рынка финансовых услуг в авторетейле, по всей видимости, будет сокращаться.
В исследовании НБКИ говорится, что по итогам 2019 года было зафиксировано наибольшее с 2013 года количество автомобилей, проданных в кредит. В прошлом году было выдано 947,3 тыс. автокредитов, что на 11,9% больше, чем в предыдущем году. В Петербурге рост автокредитования составил 5,5%.
Увеличение выдачи автокредитов оказывает существенную поддержку российскому авторынку в момент, когда продажи автомобилей сокращаются, прокомментировал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. «Стоит отметить, что, если бы не автокредитование, падение продаж было бы еще более ощутимым. При этом рост выдачи автокредитов связан в первую очередь с действием госпрограмм льготного кредитования («Первый/Семейный автомобиль»), которые были направлены как раз на массовый сегмент», — пояснил Удалов.
На данный момент качество автокредитов находится на стабильном уровне. Ситуация с просрочкой здесь существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования, резюмировал генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
В материалах БКИ «Эквифакс» указано, что рост объемов портфеля автокредитов, выданных в течение 2019 года, составил рекордные 19,1%. Такой рост можно считать уникальным в условиях падения спроса на автомобили. Однако пик выдачи займов пришелся на первую половину и середину года. Во втором полугодии началось постепенное снижение объемов выдачи кредитов.
В декабре ситуация снова перевернулась: по итогам месяца было выдано сразу 62,1 млрд рублей, что стало максимальным показателем с 2015 года, когда рынок начал восстанавливаться после кризисных явлений. Спрос в числе прочего был подстегнут ожидаемым повышением стоимости автомобилей в 2020 году в связи с ростом утилизационного сбора и рядом иных изменений.
«Ожидать подобного бурного роста автокредитования в 2020 году, скорее всего, не стоит, так как спрос в первом полугодии будет ориентирован на автомобили нижнего и среднего ценового сегмента, поддерживаемого государственными программами. С другой стороны, спрос на более дорогие модели явно будет поддержан банкирами, которые уже анонсировали, а некоторые успели запустить упрощенные программы автокредитования», — подытожили в «Эквифаксе».
Вторичный рынок: рост есть, а покупать нечего
На вторичном рынке также отмечается подъем. По данным сети по продаже автомобилей с пробегом Automama, количественный прирост вторичного рынка в России составил 43% относительно прошлого года. Цены тоже пошли вверх: если в апреле 2020 года средняя стоимость автомобиля с пробегом составляла 597 000 рублей, то в прошлом месяце она поднялась уже до 725 000 рублей. Только с начала года, по данным аналитиков, рост цен составил 15 000 рублей – с 710 000 рублей в январе до 725 000 рублей в апреле.
Однако, несмотря на более богатый выбор в этом году, качественных вторичных автомобилей по-прежнему мало.
«Апрель стал первым месяцем в 2021 году, в котором сегмент топ-20 самых популярных моделей показал положительную динамику по объему предложения – рост, по данным сервиса Autocheck, составил 9% по отношению к марту. Однако объем качественного предложения не увеличился. По-прежнему наблюдается острый дефицит качественных автомобилей, а их продавцы, как дилеры, так и частники, не склонны на большие уступки по цене.
Тем не менее небольшой прирост предложения сказался и на средних рыночных ценах в данном сегменте. Если в марте в целом по России средняя рыночная цена самых популярных моделей на вторичном рынке составляла 727 тыс., то в апреле – только 725 тыс. Несмотря на некоторую остановку роста цен в апреле, прогноз по эволюционному росту в пределах 1% в месяц в течение года сохраняется», – комментирует операционный директор Automama Михаил Ерцев.
По данным Avito, лидером по предложениям в апреле 2021 года стала Lada 2114, на втором месте Lada Granta и бронза у Ford Focus. А чаще всего люди интересовались Priora, 2114 и Granta. Средняя цена на эти модели в апреле составила 220 000 рублей, 115 000 рублей и 352 004 рубля соответственно.
Рынок новых автобусов 2020 г.
На рынке автобусов в РФ лидируют отечественные марки. Первое место в годовой статистике продаж занимает «ПАЗ» — 6 109 проданных за год автобусов, что на 22% меньше продаж за 2019 год (7 864 единицы техники). На 54% за тот же период выросли перепродажи автобусов марки «ЛИАЗ» с 1 593 до 2 455 машин, что обеспечило бренду второе место в рейтинге автобусного рынка.
Третье место досталось «НефАЗу»: прирост составил +35% за прошлый год к показателю 2019 года, то есть с 1 404 до 1 898 единиц. Четвёртый результат на рынке автобусов в РФ демонстрирует «МАЗ»: +77% к продажам 2019 года с 377 до 667 штук, а пятый результат — «КАвЗ» (+1%, с 419 до 421 авто).
Годовой топ-5 самых популярных в стране автобусов на авторынке РФ в 2020 году возглавил ПАЗ-3205. Продажи модели за год упали на 13% с 3 480 до 3 029 единиц, отмечают в материалах статистики «Автостат Инфо».
Второй результат показывает ПАЗ-3204: 1 907 проданных машины, что на 29% ниже уровня реализации 2019 года, когда было продано 2 669 таких автобусов.
У НефАЗ-5299 продажи выросли на 44%, с 1 218 в 2019 году до 1 748 штук в 2020 году (3-е место в сегменте), четвёртую строчку завоевал ЛИАЗ-5292 с результатом 1 744 единицы против 715 машин (прирост на 144%). Замыкает «пятёрку» модель ПАЗ-4234, показавшая спад на 20% в отчётный год — с 1 176 до 936 единиц техники.
Региональный анализ автобусного рынка РФ показывает, что основные продажи техники пришлись на рынок Центрального ФО. За год объём реализации новых автобусов вырос здесь на 2% до 4691 авто. На рынке Приволжского округа продажи автобусной техники, наоборот, упали на 15% до 2 235 единиц. Третий по ёмкости продаж рынок сбыта — Северо-Западный округ, где за год было реализовано 1 772 новых автобуса, на 22% больше, чем за предыдущий год.
В Сибирском округе объём автобусного рынка за год упал на 7% до 1690 единиц. На Урале за год продаж составил +11%, в абсолютном значении объем реализации вырос до 1 319 единиц техники. На Дальнем Востоке, как показывают исследования «Автостат Инфо», за 2021 год продажи автобусов «просели» на 22% до 556 штук, а на северокавказском рынке показатели реализации упали на 42% до 181 авто.
Почему падение рынка несет большие риски для инвестора?
Авторы книг о биржевой торговли и различных финансовых сайтов учат тому, что одинаково зарабатывать можно как на росте, так и на падении цены. Я тоже не раз об этом писал.
Если актив растет в цене — открывается сделка long на покупку, если падает — short на продажу (подробнее об этом в статье Шорт и лонг на бирже). Но есть один важный момент: таким образом зарабатывают трейдеры, а не инвесторы. Трейдеры нацелены на открытие краткосрочных сделок в любом направлении, где есть возможность заработать, поэтому им все равно, растет актив в цене или падает. Инвесторы же покупают активы на более длительные сроки и с перспективой роста. Они зарабатывают именно на росте, а не на падении активов. Поэтому, когда инвестиционный актив начинает падать в цене, для инвестора это всегда стресс, который может стать причиной принятия необдуманных финансовых решений.
Если рассматривать падение рынка акций, то это только усиливает психологическое давление на инвестора. Потому что, как я уже писал, все акции в перспективе растут в цене. Когда начинается падение — это всегда сопровождается паникой среди инвесторов, а паника никогда не приводит к чему-то хорошему. И если говорить об инвесторах-новичках, которые еще не имеют достаточного опыта поведения на рынке, когда он не растет, а падает, то они особенно чувствительны к панике и под ее воздействием могут открывать/закрывать сделки, приводящие к большим убыткам.
Начало падения рынка всегда порождает огромное количество публикаций на финансовых сайтах, форумах, блогах, Youtube-каналах. Разные авторы воспринимают падение рынка по-разному, дают разные прогнозы, разные советы и рекомендации. Что именно произойдет: коррекция, медвежий рынок или обвал — начинающему инвестору непонятно. И он, как правило, прислушивается к прогнозам каких-то аналитиков, которые могут ошибаться, и действует на основании этих прогнозов. Причем часто эмоционально.
Что касается опытных инвесторов, то при падении рынка они либо продают свои активы (часто приходится это делать с определенным убытком), чтобы потом, когда падение остановится, купить заново уже дешевле, либо «пересиживают» такое падение в убытках. В большинстве случаев даже опытные инвесторы несут определенные потери при падении рынка, просто они меньше, чем у новичков.
Что по маркам?
Если смотреть на продажи машин чуть пристальнее, то самой продаваемой моделью в России по итогам января — апреля окажется доступная LADA Granta , реализация которой увеличилась на 35% и составила 44 246 авто.
Второе место принадлежит тоже отечественному LADA Vesta с показателем 35 049 машин, что на 18% больше по сравнению с прошлым годом.
Третью строчку занимает доступный седан KIA Rio — 31 634 проданных автомобиля (28%). Следом идет бюджетный кроссовер Hyundai Creta , в объеме 25 768 единиц (30%). Далее седан Hyundai Solaris , чьи продажи тоже существенно (на 58%) увеличились — до 20 103 машин.
Любопытно, что шестую строчку рейтинга моделей занимает LADA Niva с приростом на половину (49%) до 18 540 автомобилей. Volkswagen Polo продали в количестве 17 345 штук, что на 22% больше показателя предыдущего года. Кроссовер Toyota RAV4 выбрали 14 189 покупателей, что на 16% больше, чем годом ранее. Skoda Rapid второго поколения нашла 13 918 новых хозяев. Замыкает топ-10 самых популярных моделей в России кроссовер Volkswagen Tiguan с показателем 12 252 проданных авто (21%).
Что дальше?
Уверен, этот год будет богат на интриги в продажах новых машин. Во-первых, будет интересно посмотреть, каковы будут продажи мая – с высокой долей вероятности можно утверждать, что они будут выше, чем в мае 2020 года, но вот темп роста, скорей всего, уже будет ниже, чем в апреле. Ключевой вопрос – на сколько?
Также далее будет интересно понаблюдать за продажами в летний и осенний периоды – в 2020 году в эти месяцы наблюдался, достаточно, высокий спрос на машины, который большинство экспертов связывали с фактом отложенных покупок – можем ли утверждать, что высокий темп роста апреля и ожидаемый рост мая – это, всего лишь, смещение отложенного спроса с будущих месяцев, или продажи машин так себя не ведут?
Может ли быть такое, что высокий рост апреля был связан с ожиданиями потребителей относительно дальнейшего роста цен на новые автомобили и снижение доступности автокредитов вслед за повышением Центральным Банком России ключевой ставки два раза в течение месяца?
Ответы на эти вопросы мы узнаем уже достаточно скоро. И будем следить за динамикой продаж в том числе на нашем сайте.
Статья подготовлена и одобрена by эксперт страхового рынка Максим Чернов