0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Безопасность вождения зимой: этому не учат в автошколе

Безопасность вождения зимой: этому не учат в автошколе

Как сказал поэт-сатирик Огден Нэш в своем стихотворении, зима – это сезон молодости, когда ты стараешься поймать снежинки языком. Конечно, снежные дни – это весело для детей, но для водителей зимняя погода опасна.

Проблема состоит в том, что нас, по сути, не учат в автошколах зимнему безопасному вождению. Мало того, многие автоинструкторы даже скрывают от кандидатов в водители отличия летнего вождения от зимнего, умалчивают, как избегать и справляться с заносами. Нет, конечно, обучение вождению в автошколе не должно превращаться в курсы контраварийного вождения, но все же ученикам в автошколах просто обязаны дать определенный минимум знаний о зимнем вождении. К сожалению, не все автоинструкторы готовы делиться своим опытом.

Сегодня у многих учителей в автошколе одни деньги на уме. Ведь, скорее всего, многие водители-новички провалят свои первые экзамены. В таком случае им понадобится взять либо дополнительные уроки вождения, либо искать связи в ГАИ. Угадайте, у кого они спросят о знакомстве в ГИБДД? Ну, конечно, у автоинструктора, у которого, как правило, есть знакомые в ГАИ. Так мы получаем не только развитие коррупции в системе выдачи прав, но и личную заинтересованность инструктора в плохой подготовке своих учеников.

В итоге каждый год на дорогах России появляется все больше водителей, не только плохо обученных вождению, так и еще практически не знающих, как вести себя за рулем в зимнее время. Особенно опасны для любого новичка первые две зимы. По статистике, именно в первые годы новички и становятся виновниками аварии. Особенно с наступлением зимы.

Но проблема зимнего вождения касается не только водителей-новичков. Знаете ли вы, что даже водители с опытом все равно делают ошибки за рулем при движении по скользкой зимней дороге? А все дело в том, что либо их когда-то неправильно научили водить автомобиль в зимних условиях, либо им никто никогда вообще не объяснял, как водить машину в сложных погодных условиях.

Например, знаете, какая самая частая причина ДТП в зимнее время? Это несоблюдение скоростного режима, в результате чего увеличивается время, необходимое для остановки машины (увеличивается тормозной путь). В этом случае нужно знать, как правильно тормозить.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 57

Самоучитель безопасного вождения. Чему не учат в автошколах

Управлять автомобилем – заветная мечта многих наших соотечественников. Рабочие и служащие, учителя и врачи, домохозяйки и пенсионеры, олигархи и депутаты, студенты и даже школьники – никто не может представить свое будущее иначе как в компании с четырехколесным другом. В автошколах нет отбоя от желающих обучаться вождению, а самые нетерпеливые пытаются освоить учебную программу самостоятельно и сдать экзамен в ГИБДД экстерном.

Однако любой более или менее опытный автомобилист подтвердит: получить на руки водительское удостоверение – совсем не означает стать полноценным водителем. Новичку предстоит еще многому научиться, – причем уже тогда, когда он самостоятельно будет управлять автомобилем. Только опыт, полученный в условиях, «приближенных к боевым», поможет стать по-настоящему хорошим водителем. Образно говоря, каждый автомобилист должен хотя бы пару раз почувствовать, как холодным потом покрывается спина в какой-либо опасной ситуации на дороге – это даст тот бесценный опыт, который невозможно получить ни в одной автошколе.

Вот для тех, кто лишь недавно получил водительское удостоверение, и предназначена эта книга. В ней раскрываются некоторые малоизвестные секреты водительского мастерства, рассказывается о том, чему не учат в автошколе (или чего касаются только вскользь), даются ценные советы и рекомендации, которые так необходимы каждому новичку. Вы узнаете, каковы особенности движения по городу и на загородной трассе, как избежать дорожно-транспортного происшествия, как управлять автомобилем в сложных метеорологических условиях, что делать, если вы попали в пробку, когда можно нарушить Правила дорожного движения во избежание более серьезных последствий, а также о многом другом. Каждому новичку будет интересно узнать о водительской этике и культуре вождения, опасности агрессивного вождения, используемых водителями условных сигналах, а также о том, как себя вести при внезапном отказе органов управления автомобилем.

При этом мы не будем рассматривать такие основополагающие вопросы, как устройство автомобиля, органы управления, порядок переключения передач и т. п., – подразумевается, что человек, имеющий водительское удостоверение, с этим уже знаком. Однако некоторые базовые навыки вспомнить все же не помешает.

Базовые навыки управления автомобилем

Невероятно, но факт: даже получив водительское удостоверение, многие новички по- прежнему испытывают затруднения в том, чтобы тронуться с места и начать движение. Иногда это удается сделать только со второй или третьей попытки. О том, почему так происходит и как решить эту проблему, а также о многом другом пойдет речь в данной главе.

Как правильно тронуться с места и начать движение

Почему же человек, успешно сдавший экзамен в ГИБДД, получивший права и севший после этого за руль своего автомобиля, не всегда может с первой попытки тронуться с места? Ведь в автошколе у него это отлично получалось, да и на экзамене проблем не возникло. В чем же дело?

Существует две основные причины такого явления. Одна заключается в том, что человек впервые сел за руль и получил начальные водительские навыки на конкретном учебном автомобиле и на нем же впоследствии сдавал экзамен в ГИБДД. В результате он привык именно к этой машине (к свободному ходу педалей, расположению органов управления, габаритам и т. д.). Поэтому, сев за руль другой, «непривычной» машины, человек вполне может ощущать определенный дискомфорт. Например, если свободный ход педали сцепления будет меньше, чем у учебного автомобиля, вполне вероятно, что отпускать эту педаль с той же интенсивностью не стоит, иначе машина просто заглохнет (что, собственно, и происходит). То же самое с педалью газа: возможно, что на вашей машине ее нажимать нужно не так сильно, как на учебной (или наоборот).

Вторая причина носит психологический характер. В автошколе человек привык, что рядом сидит опытный инструктор, и само его присутствие вселяет уверенность в силах. Когда же он садится за руль своего автомобиля, инструктора рядом нет (а может, и наоборот – рядом сядет какой-нибудь полный «чайник»), что никак не способствует укреплению уверенности в себе. Поэтому возможно и резкое «бросание» педали сцепления, и недостаточное нажатие педали газа, приводящее все к тому же – автомобиль глохнет.

Поэтому еще в процессе обучения в автошколе вы можете периодически садиться за руль своей машины (разумеется, если она у вас есть, и только в присутствии опытного водителя), чтобы почувствовать разницу между вашим и учебным автомобилем. Это позволит впоследствии избежать ненужных ошибок при трогании с места.

Необходимо отметить, что даже более или менее опытный водитель не всегда будет уверенно чувствовать себя за рулем «непривычной» машины, ведь каждый автомобиль имеет свои специфические особенности, к которым нужно привыкнуть. Однако опытный водитель сумеет быстрее приспособиться к другой машине, в то время как новичку для этого потребуется больше времени и попыток.

Кстати, часто новички запускают мотор, едва успев занять свое место. Это серьезная ошибка, которая может привести к тому, что, во-первых, вы очень быстро устанете (начнет ломить спину и т. п.), а во- вторых, у вас будет ограничен обзор, поскольку, как вскоре выяснится, зеркала заднего вида не отрегулированы и в них ничего не видно. Все это происходит потому, что вы не заняли удобную позу и не отрегулировали водительское место так, чтобы вам было удобно управлять автомобилем. Еще одна распространенная ошибка – машина стоит на включенной передаче с опущенным «ручником» (то есть стояночный тормоз не работает). Поэтому, перед тем как завести мотор, убедитесь в том, что рычаг переключения передач стоит в нейтральном положении, иначе сразу после включения стартера автомобиль может резко дернуться вперед, ударившись о какое-либо препятствие (машина, стоящая впереди, столб, стена гаража, пешеход и т. д.).

Читать еще:  Викторина об отечественных российских автомобилях

Итак, учитывая изложенное вам нужно: сев на водительское сиденье, принять удобную позу и отрегулировать место применительно к себе (подать кресло вперед или назад, поднять или опустить спинку). Обязательно удостоверьтесь в том, что положение зеркал заднего вида гарантирует максимальный обзор (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Зеркала заднего вида должны обеспечивать максимальный обзор

После этого необходимо проверить, не опущен ли «ручник». Если опущен, поднимите его, включив стояночный тормоз. Благодаря этому машина останется на месте даже в том случае, если вы утратите над ней контроль (запуск мотора при включенной передаче, самопроизвольное начало движения на склоне и т. п.).

Далее удостоверьтесь в том, что рычаг переключения передач стоит в нейтральном положении. Если все в порядке – включайте зажигание и, убедившись, что все приборы работают нормально (для этого обратите внимание на индикаторы приборной панели), включайте стартер и заводите мотор.

При запуске мотора в морозную погоду рекомендуется перед включением стартера нажать до упора педаль сцепления. Этот нехитрый способ облегчает запуск двигателя. После того как двигатель заработал, еще раз убедитесь в том, что рычаг переключения передач стоит в нейтральном положении, и плавно отпустите педаль сцепления.

Теперь ваш автомобиль готов к началу движения. Но учтите, что мотор должен предварительно прогреться в течение нескольких минут, если до этого более двух часов он не работал. Как известно, рабочая температура охлаждающей жидкости 90 °С, но трогаться с места допускается уже после того, как двигатель прогреется примерно до 50–60 °С. Это в первую очередь относится к карбюраторным машинам (хотя такие автомобили – это уже «вчерашний день»): холодный двигатель работает нестабильно, постоянно «чихает», машина «дергается», не может набрать полную мощность и т. п.

Перед тем как начать движение, обязательно внимательно посмотрите вперед, по бокам и назад, причем не только через зеркала заднего вида, но и оглянувшись. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в отсутствии помех для движения (автомобилей, пешеходов, животных и др.).

Затем включите указатель левого поворота – тем самым вы дадите знать другим участникам дорожного

«Представь, что это сосед с перфоратором в 12 ночи»

А теперь самое интересное — практика. Будем мучить Focus! Зимнее испытание шин сорвалось из-за аномально теплой погоды, к результатам антикор-теста мы еще вернемся, так что самое время для полигона!

К слову, чтобы упростить выполнение заданий, специалисты заранее просят повысить давление в шинах на 0,5 атмосферы. Ставлю «лето», которое не жаль, подкачиваю резину — и вперед, к знаниям и навыкам!

Первое впечатление — крутая работа команды инструкторов: ни секунды простоя и все под контролем. Курсантов быстренько распределяют на упражнения по всему полигону. Мне в первый день сразу досталась медленная «змейка». Время и траектория на ней вообще не важны, главное — правильная работа рулем, перехват строго через самый верх обода, так называемое положение «12 часов».

А еще — правильная посадка! В народе принято считать, что максимально близко к рулю обычно сидят выпускницы автошкол, мол, так они лучше чувствуют габариты. Не смешите этим работников Центра контраварийной подготовки: правильную посадку по рукам очень легко проверить — вы кладете запястья на верхнюю часть обода, а локти при этом должны слегка провисать.

«В таком случае можно даже пожертвовать видимостью приборов, — считает Сергей Овчинников. — Вам же не нужно, например, все время проверять температуру охлаждающей жидкости — пускай руль стоит чуть ниже, перекрывает приборы верхней частью обода. Зато вы сможете быстро действовать руками».

Действительно дельный совет — тянуться никуда не надо, руки сразу в «рабочем» состоянии. С непривычки чувствуешь себя немножко «утрамбованным» в панель, но при этом растет точность и контроль движений.

Дальше — отработка экстренного торможения. Суть в том, чтобы заставить машину остановиться максимально эффективно и быстро всего-то с 60 км/ч.

Казалось бы, все просто — бей в педаль, а дальше все сделает ABS. Но то недоезд, то слишком слабо надавил, пощадил машину.

— Да не жалей ты тормоза, ударь со всей силы! Представь, что педаль — это сосед, который долбит перфоратором стену в 12 часов ночи, — инструктор Павел Вашкевич веселит замечаниями.

А случалось, что у курсантов на этом упражнении проваливалась педаль тормоза? — уточняю из любопытства.

— Если тормозная жидкость была залита абы какая, то бывало. Но лучше пускай такие вещи случаются на полигоне, а не где-нибудь после 100 километров в час на МКАД.

Оригинальная жидкость в Focus серию жестких торможений выдержала. Но темп занятий едва ли сбавляется — впереди кульминация, «лосиный тест»! И вот тут начались самые большие проблемы.

Скорость на «лосе», как его сокращенно называют инструкторы, варьируется от 40 до 70 км/ч. Если вы считаете, что это черепаший темп и с ним можно легко объехать внезапное препятствие, то мне остается только пожелать вам удачи.

Курсанты же регулярно цепляли фишки (в этом деле я, пожалуй, вообще был лидером), эффектно слетали с траектории (как минимум два ярких вылета и на моем счету) или хватались за руль как мартышка за лианы (самокритично, ага).

Главный совет от инструкторов — действовать рулем надо быстро, но плавно, смотреть нужно не на препятствие, а куда надо ехать. Но удается это далеко не сразу.

И напоследок — быстрая «змейка», где опять нужно следить за положением рук. К концу занятий мозг просто «плавится» от переизбытка информации.

Безопасное вождение

Безопасное вождение предполагает обучение водителя умению избегать ДТП, вызванных неблагоприятной погодой, некачественным дорожным покрытием, ошибками других участников движения.

Программы контраварийной подготовки и защитного вождения

Понятие

Такие курсы станут логичным мостиком от учебной программы автошколы к контраварийному вождению.

Указанную методику разделяют на две составляющие: правила действий в летних и зимних условиях, учитывая различие маневров на трассах зимой и летом.

Польза

Обучающиеся узнают, как без потерь выйти из опасной ситуации, предотвратить чрезвычайные события на трассе. После окончания курсов водитель научится минимизировать влияние рисков за счет рациональных маневров и правильной оценки действий других участников движения.

Можно ли пропускать занятия

Можно. Но то, что пропустите, скорее всего, сгорит, и деньги вам не вернут. Ученики набираются в группы. В договоре четко прописывается, что ученик должен следовать графику. Правда, некоторые автошколы придумывают собственную систему посещения занятий: например, группы выходного дня, которые посещают ученики, пропустившие занятия на неделе.

Помните: пропуская занятия, вы рискуете упустить важную информацию, а также лишиться часов для тренировки водительских навыков.

Этому не учат в автошколах. И зря

Выезжая на дороги страны, начинающие водители не знают множества элементарных вещей. «За рулем» разобрался, каких именно и чья в этом вина.

Камеры фотовидеофиксации хороши для пополнения бюджета. Но они не снизят смертность на дорогах в три раза к 2024 году, как того требует федеральная Стратегия безопасности дорожного движения. Придется делать что-то еще.

Читать еще:  Показано первое в мире автомобильное детское кресло с аэрбегами

Сама Стратегия (документ на 19 страницах) признаёт, что безопасность движения «во многом определяется дисциплиной и уровнем мастерства водителей». Свыше 85% аварий происходит из-за нарушений ПДД. Допустим, дисциплину действительно можно немного повысить камерами. А как нарастить уровень мастерства?

Первое, что приходит на ум, — поголовно-принудительные курсы контраварийной подготовки. Естественно, платные. Надеемся, что до этого не дойдет. Да и зачем открывать новые школы? У нас же есть огромная сеть обычных автошкол. Может, в «консерватории» что-то поправить?

Слабые места

Автошколы реформировали не раз, но как-то не в ту сторону. Программа ­обучения по-прежнему базируется на канонах времен СССР и скоростях до 60 км/ч. Тогда как интенсивность дорожного движения неуклонно растет: за последние десять лет машин в стране стало в полтора раза больше, «достигнуто значение 57,1 млн». И появились магистрали, где разрешена скорость 130 км/ч (плюс ненаказуемые 19 км/ч по доброте премьер-министра).

А выпускники автошкол остаются недоучками. Они досконально освоили парковку «задом в гараж», но ни разу не обгоняли фуру в дождь на двухполосном шоссе (большинство дорог в России — такие). Те, кто обучался вождению летом, не имеют представления о специфике зимней езды. Они, конечно, получат это представление, но в «боевых» условиях, когда рядом не будет инструктора-хранителя с дублирующими педалями.

Что неплохо бы добавить в программу обучения, подсказывает статистика аварийности. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, например, 77% всех ДТП происходит в населенных пунктах. Но при этом около 52% погибших приходится на загородные аварии.

Наивысшую тяжесть последствий ДТП (индекс определяется как отношение числа погибших к числу пострадавших) дает выезд на полосу встречного движения — обычно это обгоны на двухполосках. Самые большие неприятности приносит сочетание «загород + ночь»: 28,7% аварий происходит в темное время, с жизнью в них расстаются 43,8% общего числа погибших.

Мы так и продолжим обучать водителей только в светлое время суток да на тихих улицах с низким трафиком, а несчастных мотоциклистов — только на закрытых площадках? Это всё равно что учить плавать в бассейне без воды.

Самообучение

Знания, недополученные в автошколах, водители приобретают глядя на соседей по потоку. И учатся друг у друга не только хорошему. Например, парковаться вторым рядом. Сигналить на светофорах — давай, мол, быстрее! Объезжать пробки по тротуарам. Включать аварийку во всех случаях остановки — вне зависимости от того, запрещена остановка или нет. Не пользоваться поворотниками при маневрах. Игнорировать знаки «Уступи дорогу» — выруливать с примыкания, вынуждая кого-то снизить скорость или поменять полосу. Или ехать ночью в тумане с прицепом со скоростью 120 км/ч.

Два вида нарушений, из-за которых происходит почти треть всех ДТП: несоблюдение очередности проезда перекрестков и неправильный выбор дистанции. Очередности в автошколах обучают тщательно, но, как видим, это не работает. Дистанции тоже учат, но сразу после сдачи экзамена, в типичных для горожан условиях плотного потока, про эти уроки быстро забывают. Дистанцию вообще никто не держит: ни в городе, ни за его пределами. Это же касается и скорости. Большинство стойко следует режиму «60 (+ 19)» или «90 (+ 19)» и не собирается учитывать «интенсивность» и всякие там «дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения», как того требуют ПДД. Иначе до дачи и к утру не доберешься!

Интернет — плохое пособие для самообучения. Множество ресурсов, к примеру, определяет безопасную дистанцию так: «значение скорости поделить на два». Учитывают примерный тормозной путь, но забывают про время реакции водителя и инертность тормозной системы. Получается, что для остановки со скорости 100 км/ч хватит 50 метров (по сухому асфальту). А в реальности-то выходит больше.

Чему еще не учат в автошколах? Элементарному выживанию. Скажем, как ночью определять дистанцию до встречной машины и куда направлять взгляд, если встречный слепит. А самое главное — нужно вложить в голову будущего водителя, что автомобиль — это источник повышенной опасности, в первую очередь — для него. И если не в автошколах всему этому обучать, то где и когда?

С чего начать?

Например, ввести дополнительно практику езды по загородным дорогам — днем и в темноте. Или обязательные часы ознакомления со скользким покрытием (навыки управления быстро не приобретутся, но обучаемый хоть ощутит, почему МЧС и ГИБДД так назойливо предупреждают о гололеде). В некоторых странах Европы езда по магистралям и скользким дорогам — обязательная часть обучения. Там автошкола не инструмент для успешной сдачи экзаменов, а печка, от которой пляшет вся безопасность движения.

Расширение программы непременно ударит по карманам соискателей водительских прав. Но в дальнейшем обязательно окупится из-за смягчения «тяжести последствий». Хотя вместо всего этого можно просто добавить камер, а через пять лет выработать еще более эффективную Стратегию.

ОПЫТ ЗАГРАНИЦЫ

В ФИНЛЯНДИИ, если экзамены сданы успешно, выпускник получает временные права (на два года) и… продолжает обучение вождению с эпизодическими проверками навыков. К каждому новичку прикреплен инструктор-контролер. В эти два года допустимо попасться на нарушениях не более трех раз, в противном случае права изымают и цикл начинается с нуля. Обязательны двухчасовые занятия с инструктором на скользком покрытии (зимой это снег и лед, летом — водно-масляная смесь).

В ШВЕЦИИ теорию и практику можно изучать в школах или самостоятельно (вождение — с наемным инструктором). Обязательная часть программы — езда по загородным трассам, а также на скользких дорогах. Четырехчасовой «скользкий» курс проходит на специальных платных площадках, и без него не допустят к экзамену.

В КАНАДЕ в разных провинциях порядки чуть разнятся. Есть автошколы, но теорию и практику можно изучать самостоятельно; успешно сдав теорию и получив ученические права, будущий водитель начинает постигать азы вождения. На это отводится ровно год, то есть ученик пройдет через все четыре сезона. Или восемь месяцев, если уроки вождения он получает в сертифицированной школе. На экзамене досконально проверяют навыки езды по городу — «площадки» нет. Посмотреть в зеркалá перед выполнением любого маневра на экзаменах недостаточно: нужно еще крутить головой, отслеживая мертвые зоны.

В ГЕРМАНИИ обучаемые самостоятельно осваивают теорию, а занятия по ней сводятся к тестам и разъяснению ошибок. Самая страшная ошибка на дороге — создание помехи, в первую очередь пешеходам. Обучения на «площадке» нет, только «улица». Навыки парковки отрабатывают на платных учебных автодромах ADAC. Для сдачи экзамена нужно уметь парковать машину семью способами, на экзамене их проверяют выборочно. Норм наката нет — момент, когда ученика можно отправлять на экзамен, определяет инструктор. Езда по автобану (ученикам рекомендована скорость 130 км/ч) — обязательная часть обучения.

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ нет развитой сети автошкол. Желающие получить водительские права изучают теоретическую часть самостоятельно и, оплатив временные, «учебные» права, обучаются вождению — обычно с профессиональным инструктором (можно и со знакомым, имеющим достаточный стаж, как когда-то было в СССР). Рекомендовано накатать не менее 30 часов, при этом выезд на скоростные магистрали запрещен. При выдаче прав настоятельно рекомендуют пройти дополнительный курс обучения на магистралях.

Знания, недополученные в автошколах, водители приобретают глядя на соседей по потоку. И учатся друг у друга не только хорошему. Например, парковаться вторым рядом. Сигналить на светофорах — давай, мол, быстрее! Объезжать пробки по тротуарам. Включать аварийку во всех случаях остановки — вне зависимости от того, запрещена остановка или нет. Не пользоваться поворотниками при маневрах. Игнорировать знаки «Уступи дорогу» — выруливать с примыкания, вынуждая кого-то снизить скорость или поменять полосу. Или ехать ночью в тумане с прицепом со скоростью 120 км/ч.

Это обычные условия движения в России. В автошколах такого не преподают ни устно, ни практически.

Читать еще:  Стоимость автомобилей продолжает расти, прогноз на 2017 год [Главные причины]

Материалы по теме

Два вида нарушений, из-за которых происходит почти треть всех ДТП: несоблюдение очередности проезда перекрестков и неправильный выбор дистанции. Очередности в автошколах обучают тщательно, но, как видим, это не работает. Дистанции тоже учат, но сразу после сдачи экзамена, в типичных для горожан условиях плотного потока, про эти уроки быстро забывают. Дистанцию вообще никто не держит: ни в городе, ни за его пределами. Это же касается и скорости. Большинство стойко следует режиму «60 (+ 19)» или «90 (+ 19)» и не собирается учитывать «интенсивность» и всякие там «дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения», как того требуют ПДД. Иначе до дачи и к утру не доберешься!

Интернет — плохое пособие для самообучения. Множество ресурсов, к примеру, определяет безопасную дистанцию так: «значение скорости поделить на два». Учитывают примерный тормозной путь, но забывают про время реакции водителя и инертность тормозной системы. Получается, что для остановки со скорости 100 км/ч хватит 50 метров (по сухому асфальту). А в реальности-то выходит больше.

Чему еще не учат в автошколах? Элементарному выживанию. Скажем, как ночью определять дистанцию до встречной машины и куда направлять взгляд, если встречный слепит. А самое главное — нужно вложить в голову будущего водителя, что автомобиль — это источник повышенной опасности, в первую очередь — для него. И если не в автошколах всему этому обучать, то где и когда?

Вождение как наука: советская школа подготовки водителей в наши дни

Кто этот человек?

За плечами инструктора Валентина Крылова более 40 лет стажа работы и тысячи подготовленных водителей. Автор уникальной практической методики, лауреат премии «Безопасность – дело каждого-2014» рассказывает о том, чего не хватает современным автошколам, о психологии вождения, езде в «пьяном» виде, палочной дисциплине, «побеге из плена» и многом другом.

С чего все началось

— Высшее образование я получил в Челябинском высшем автомобильном училище, а службу после него проходил в Германии. Я был там командиром взвода подвоза горюче-смазочных материалов. Помимо всего прочего меня приглашали на разбор различных ДТП. Дороги там хорошие, наших людей там тянуло разогнаться, превысить скорость, полихачить. На грузовиках. Часто это кончалось печально, ведь законы физики не объегоришь. Я там насмотрелся на искалеченные тела в груде железа. Ни есть, ни спать потом не мог. Думал: как же так? Что, ну что надо сделать, чтобы до людей дошло? Пытался я разговаривать с нашими солдатиками, но куда там… Хорошие ребята, но дурачки необстрелянные… Молодость, боевой задор, какая такая культура вождения? Ничего не попишешь, от разговоров пользы никакой, надо что-то делать. Пошел к начальству, говорю: «Нужна автоподготовка, без нее никуда». Убедил.

Стал я готовить программу обучения, набросал кое-что, потом подумал: нет, одного моего опыта маловато. Требуется научная основа. Поехал в Ленинскую библиотеку, затребовал все диссертации на тему комплексной подготовки водителей транспорта. Принесли на следующий день три штуки, больше их не было. Две из них я отмел, в них не было ничего для меня интересного. Голая теория, ускорение, обгон, какие-то расчеты, формулы. Все то, что мне не нужно. Автором третьей был профессор Эрнест Сергеевич Цыганков.

Сейчас он заслуженный тренер России, академик, профессор. Я прочел его труд, законспектировал. Было это в 1983 году. Три года спустя мы познакомились лично и очень быстро поладили. Под его руководством я проработал 15 лет. Можно сказать, он был моим учителем. В соавторстве с ним я как раз и придумал многие свои преподавательские трюки.

Физиология и психология

Еще мне довелось поработать с ныне покойным Романом Леонидовичем Боушем, по специальности физиологом и педагогом. Он мне много рассказывал про то, что даже у водителей-профессионалов самого высокого класса, прошедших через армейские автомобильные батальоны и школы ДОСААФ, мастерство – результат спонтанно закрепленной водительской практики.

Невероятно, но и у этих асов имеются существенные изъяны в манере езды, часто связанные с отсутствием базовых навыков. Боуш с 1988 года разрабатывал и внедрял специальные обучающие тренажеры. На них и происходила автоматизация всех профессионально значимых навыков. Это не имитаторы езды на автомобиле, как может показаться. Это система, которая сама контролирует и корректирует действия ученика с учетом его физиологических параметров. Все это – квинтэссенция лучших достижений отечественной физиологии и спортивной педагогики, которые высоко котируются на мировом уровне.

«На автомате»

Тогда-то и пришло понимание: секрет успешного обучения – в отработке движений, как в спорте, за счет многократного повторения одних и тех же действий, но в разных дорожных условиях и в разных скоростных режимах. Если водитель постоянно думает о том, как ему включить первую, вторую, третью передачу, он теряет контроль над ситуацией на дороге и рано или поздно попадает в аварию. Потому базовые навыки управления транспортным средством должны быть сформированы у водителя на уровне подкорки.

На дороге он должен решать задачи более высокого уровня – обеспечивать безопасность движения. Потому так и важна отработка движений на тренажере, шлифовка техники действий в тех или иных ситуациях. Но в темпе, в котором работают современные автошколы, это нереально. Трогаться там учат всего одно занятие. А если кому-то этого мало, то это его проблемы. Но ведь из-за того, что водитель не умеет трогаться, происходит масса неприятностей: двигатель глохнет, автомобиль дергается и т.п. А это чревато как повреждением транспортного средства, так и дополнительными рисками для участников дорожного движения.

Первые мои ученики пришли ко мне по рекомендации Цыганкова. Меня очень интересовала их обратная реакция. Инструктор же, обучая, сам тоже постоянно учится. И вот, наблюдая за ребятами, я собрал данные, обобщил их и понял: все ошибки учеников – мои ошибки. И аварии, да, тоже мои. По сути дела, моя методика – это работа над ошибками. Нашими общими ошибками.

Потом, лет 5 назад, судьба свела меня с журналистом Юрием Гейко. Я познакомил его со своими наработками. Он «загорелся» и захотел непременно увидеть это вживую. Я посадил его за руль, мы с ним два часа катались по Москве. Он проникся и с тех пор оказывает мне всяческую поддержку.

Чего не хватает автошколам…

Автошкол сейчас много, обучение в них поставлено на поток. Два месяца – и человек считается обученным. Это при том, что автомобиль – средство повышенной опасности, а культуры вождения у нас как не было, так и нет. Да и по количеству ДТП мы занимаем третье место в мире, уступая лишь Соединенным Штатам и Китаю. Сразу вопрос: кто те люди, что преподают в автошколе?

Инструктором можно работать, имея 3 года водительского стажа, этого у нас достаточно. Да, есть программа на 120 часов, но учесть все нюансы обучения вождению за этот срок невозможно. У нас на школьного учителя 5 лет учатся, экзамены сдают, практику проходят, научной работой занимаются. А вот аналогичной системы подготовки автонаставников у нас просто нет. И это очень печально.

Можно ли учиться на своей машине с инструктором?

Как мы уже сказали, учебный автомобиль по закону должен быть оборудован дублирующими средствами управления, с помощью которых инструктор может вмешаться в управление в случае необходимости. Это зеркало заднего вида для инструктора, педаль тормоза и педаль привода сцепления (на машинах с МКПП).

Поскольку, личные автомобили не имеют таких устройств, обучение вождению на собственном транспорте невозможно.

По этой же самой причине нельзя сдавать экзамен по вождению на своей машине.

Если у вас остались вопросы к автоюристу по теме статьи – задайте их прямо сейчас дежурному онлайн-консультанту нашего сайта. Вопросы принимаются круглосуточно

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector