164 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронная панель приборов своими руками

Электронная панель приборов своими руками

29 декабрь 2020 Лада.Онлайн 56 156 38

На Lada Vesta и Lada XRAY с завода установлена аналоговая приборная панель со стрелками, когда на многих современных иномарках уже используются электронные панели приборов. Однако разработкой цифровых комбинаций приборов занимается сразу несколько компаний. Некоторые из них уже продаются, а часть все еще на стадии проекта. Сайт Лада.Онлайн собрал всю информацию об этих щитках приборов.

McLaren P1

В гоночном автомобиле датчики важнее, чем интерьер и дизайн приборной панели. Именно поэтому суперкары McLaren P1 и P1 GTR оснащаются простой цифровой панелью приборов, на которой тахометр отображается горизонтально во весь экран.

Также на экране приборной панели водитель может видеть крупный спидометр и индикацию коробки передач. С одной стороны приборка получилась современной и элегантной, а с другой стороны очень простой. Но как говорится гениальность в простоте.

Audi R8

Сегодня многие автопроизводители (особенно премиальных авто) предлагают конфигурируемые калибровочные кластеры (цифровые приборные панели). То есть приборку водитель может настроить индивидуально под себя, воспользовавшись предустановленными режимами отображения виртуальных датчиков. Но одна из лучших настраиваемых цифровых приборок находится в спорткаре Audi R8.

Например, вы можете вместо стандартных датчиков вывести на приборку гигантскую карту навигационной системы. Кроме того управление экраном очень простое. Судя по всему, это и есть будущее автомобилей. Ведь в этом случае не нужен экран информационно-развлекательной системы, который обычно располагают по центру консоли. Скорее всего, уже совсем скоро все больше автопроизводителей будут следовать примеру Audi R8.

10 самых крутых электронных приборных панелей в автомобилях

Большинство современных автомобилей могут похвастаться электронными приборными панелями, но некоторые из них воистину достойны упоминания в нашей горячей десятке!

Аналоговые циферблаты на приборных панелях новых автомобилей встречаются все реже, и цифровые панели практически стали нормой. Мы решили бегло просмотреть 10 самых крутых электронных приборных панелей в современных автомобилях. Просим обратить внимание на то, что наш список составлен в произвольном порядке.

Tesla Model S

Ни одна дискуссия о современных технологиях не может обойтись без автомобиля Tesla Model S. Его панель приборов представляет собой радикальный отход от того, что вы обычно видите в серийном транспортном средстве. Она является полностью цифровой и вам понадобится набор инструментов палеонтолога, чтобы найти в этом автомобиле измерительный прибор со стрелочкой.

Широкие возможности настройки с подробным дисплеем, который может показать вам карту интерфейса, любую медиа-информацию (в том числе обложки музыкальных альбомов звучащих из динамиков), и много других контекстных экранов.

Когда вы выключаете автомобиль, на экране появляется картинка, которая детально описывает статистику вашего путешествия. Цифровой экран всегда укажет вам на то, что одна из дверей не закрыта (и какая именно из них), заряжен ли автомобиль, и каков уровень зарядки. Следует отдать должное дизайну цифровой приборной панели этого автомобиля, который, явно, является одним из самых лучших в отрасли.

Audi TT модели 2015 года

Самые новые автомобили, как правело, оснащены самыми лучшими технологиями, так что не удивительно, что Audi TT тоже вошла в наш список. Автомобиль оснащен только одним дисплеем, который выступает в качестве приборной панели и информационно-развлекательной системы, размещен он непосредственно перед глазами водителя. Богатые визуальные эффекты можно использовать в качестве основы видеоигры, одновременно вы можете иметь доступ к большому количеству информации, и все это не отвлекаясь от дороги.

Следует отметить, что подобная приборная панель может быть использована и в других автомобилях Volkswagen Group. Она уже используется в новом Lamborghini Huracan и можно ожидать, что мы увидим эту цифровую панель приборов в следующем поколении R8.

Chevrolet Corvette модели 2014 года

Вот несколько фактов о новом поколении Chevrolet Corvette (о силовой установке которого мы уже рассказывали в нашем предыдущем материале): автомобиль отличается прекрасной производительностью, он великолепен и может похвастаться высокотехнологичным интерьером. Для начала оцените этот настраиваемый дисплей прямо перед водителем. Конечно, владельцам Corvette нравились старые добрые аналоговые спидометры и тахометры, но мы сомневаемся, что они будут возражать против цифровой панели приборов. Скорость, время разгона от 0 до 100 км/ч и даже температура шин – все это записывается и отображается на дисплее, что делает его прекрасным инструментом измерения производительности.

SRT Viper модели 2014 года

Прошлые поколения автомобиля Viper зарекомендовали себя как сдерживающие водителя транспортные средства, и не дающие ему грубо говоря «ехать на автомобиле боком». Новый Viper оснащен такими функциями безопасности, которые вселяют в водителя больше уверенности, но гадюка по-прежнему показывает свой ужасающий оскал. В буквальном смысле. Когда стрелка тахометра достигает красной черты, экран краснеет и на его месте появляется логотип «Stryker».

Но это не единственная крутая функция электронной панели приборов в Viper. Вызвав необходимое меню, вы можете ознакомиться со всей интересующей вас информацией: время разгона от 0 до 100 км/ч, время тормозного пути, самую высокую скорость и т.д.

Cadillac CTS и XTS моделей 2014 года

Прощай Old School, здравствуйте электронные дисплеи? Такая мысль посетила нас после того, как мы ознакомились с последними моделями Cadillac, включая новое поколение модели CTS. Конфигурируемый дисплей, который находится прямо перед водителем, отличается не только высоким разрешением, но и возможностью выбора среди четырех разных тем и макетов.

Темы варьируются от традиционных трех круглых датчиков, до совершенно спортивного дизайна, где главным акцентом выступает тахометр. Также, для любителей научной фантастики, есть совершенно минималистская тема. Кроме того, вы можете сами выбирать, что именно будет показываться на дисплее. Вы можете добавить изображение карты или любого медиафайла.

Kia K900 модели 2014 года

В последнее время Kia находится на гребне волны (об этом мы уже писали здесь), удивляя нас высокотехнологичными функциями и продуктами премиум-класса. Последний автомобиль корейского автопроизводителя, К900, оснащен впечатляющей электронной панелью приборов с ясным и ярким цифровым дисплеем. Он очень красиво отображает детали поездки, навигацию и мультимедийную информацию, но наше особое внимание привлекли маленькие детали. Например, на дисплее можно найти небольшой квадратик, в котором отображается текущая передача. Однако, следует вам только переключить режим вождения в Sport или Reverse, и квадратик тут же превращается в куб, каждая из граней которого отображает передачу. Когда вы переключаете передачи, куб вращается. Такие небольшие детали делают автомобиль особенным и выделяют его в толпе других автомобилей премиум-класса.

Lexus LFA модели 2009 года

Не смотря на то, что данная модель была снята с производства в 2012 году, Lexus LFA никогда не перестает удивлять. Да, японский суперкар сейчас уже недосягаем, но это не значит, что мы не можем немного насладиться его высокотехнологичным интерьером.

Читать еще:  Статистика продаж новых автомобилей в России за апрель 2019 и январь-апрель 2018/2019 года

Приборная панель LFA представляла собой целую стадию производства – когда вы запускали двигатель, четыре цифровых датчика (температура масла, температура воды, уровень топлива и давление масла) уплывали от центра тахометра и занимали свои позиции по обе стороны от центрального циферблата. Во время движения тахометр светится и меняет цвет, как будто автомобиль краснеет и задыхается по мере того, как вы выжимаете педаль газа.

Теперь подобным дисплеем оснащена модель IS спорт седан, сам циферблат можно сместить, чтобы на дисплее появилось больше информации и настроек.

BMW i8 модели 2015 года

Новый спортивный плаг-ин гибрид от компании BMW (об этом автомобиле мы уже упоминали ранее в репортаже о Пекинском автошоу, подробности тут) оснащен полностью цифровой приборной панелью, которая богата деталями и способна показывать 3-D графики, которые меняются в зависимости от того, в каком режиме едет автомобиль. Например, если установить автомобиль в режим топливной экономии «Eco Pro», изображение на дисплее поменяется, и будет поощрять водителя быть более сознательным и эффективно расходовать топливные ресурсы.

Cadillac ELR модели 2014 года

ELR относится к автомобилям класса люкс и является электрическим транспортным средством, поэтому дисплей должен показывать водителю важные детали электрического силового аппарата.

Вместо того, чтобы идентифицировать эффективность вождения с помощью привычной стрелки или монометра, слева от спидометра вы можете увидеть зеленый шар, который плавает вверх и вниз, в зависимости от манеры вождения. Если стиль вождения агрессивный, шар поднимается вверх. Если автомобиль начинает торможение, шар опустится вниз, указывая на то, что автомобиль подзаряжает свои батареи. Наиболее эффективной манерой вождения будет та, при которой этот зеленый шар балансирует где-то посередине.

Помимо эффективности вождения, дисплей может показывать и другую информацию, включая навигационную систему.

GMC Sierra Denali модели 2015 года

Модель GSM Sierra Denali оснащена цифровым дисплеем эксклюзивного класса, это значит, что ни в одном другом пикапе на автомобильном рынке вы не найдете ничего подобного. Окруженный обычными аналоговыми измерительными приборами, экран отображает такую информацию, как ваше текущее местоположение (с картой), медиафайлы и экран связи, который поможет вам выполнить телефонный звонок так, чтобы при этом ваши руки оставались на руле.

Десять лучших цифровых панелей приборов за всю историю автопромышленности

Лучшие цифровые измерительные устройства в автомобиле.

Цифровые приборные панели показались на удивление не в отечественном высокотехнологичном 21 веке. В действительности история цифровых измерительных устройств началась еще в 1980-х годах. К сожалению, в начале 90-х годов интерес производителей к инновационным цифровым кластерам измерительных устройств в машинах фактически провалился сквозь землю.

Это связано с рядом неудачных ответов в этом направлении, а также в связи с отсутствием на то время разработок. Но в 21-м веке цифровые приборные панели сделали собственный возвращение на авторынок. И складывается такое чувство, что на это раз они пришли, дабы остаться в автопромышленности на долгое время.

Вот самые лучшие и потрясающие цифровые приборные кластеры за всю историю автомира.

McLaren P1

В гоночном автомобиле датчики серьёзнее, чем дизайн и интерьер приборной панели. Как раз исходя из этого суперкары McLaren P1 и P1 GTR оснащаются несложной цифровой панелью устройств, на которой тахометр отображается горизонтально во целый экран.

Кроме этого на экране приборной панели шофер может видеть большой спидометр и индикацию коробки передач. С одной стороны приборка оказалась современной и элегантной, а иначе весьма простой. Но как говорится гениальность в простоте.

Audi R8

Многие производители машин Сейчас предлагают комбинированные приборные панели, каковые сочетают в себе аналоговые кластеры и цифровые. Кроме этого кое-какие производители машин предлагают настроить личный стиль отображения комбинации цифровых устройств. Но Ауди отправилась дальше.

Их полная цифровая панель устройств в спорткаре Audi R8 не только может настраиваться водителем по собственному личному предпочтению, но и может отображать карту навигации во целый экран. Но основная изюминка приборки Ауди в ее простоте настройки.

При взоре на эту приборную панель складывается чувство, что мы уже в далеком будущем. Мы думаем, что уже совсем не так долго осталось ждать многие производители машин последуют этому же примеру.

Subaru XT Turbo

Subaru XT Turbo была одной из самых ранних попыток компании Субару привлечь интерес всемирный публики к собственной продукции. Для этого инженеры оснастили XT цифровыми измерительными устройствами. Самое занимательное что, не обращая внимания на отсутствие в то время разработок, цифровой тахометр имел эффект 3-D.

Vector W8

Vector W8 был самых необыкновенным и неординарным автомобилем 90-х годов. Так же как и целый автомобиль, его интерьер было весьма футуристичен. Особенно панель устройств, которая удивляет кроме того Сейчас.

В чем суть многих датчиков мы затрудняемся ответить кроме того в отечественную цифровую эру.

Lamborghini Reventon

При создании спорткара Lamborghini Reventon, конструкторы были вдохновлены скоростными истребителями. Как раз исходя из этого инженеры Lamborghini решили оснастить суперкар цифровой панелью устройств, выполненную в стиле цифровых авиационных кластеров, каковые используются в военных самолетах.

В случае если простое отображение кластера еще не очевидно намекала на авиатехнику, то при настройках меню, у водителя совершенно верно имело возможность сложиться чувство, что он за рулем истребителя. И возможно не сомневаться, что аналогичной приборки вы больше не заметите ни в одном втором автомобиле.

Chevrolet Corvette C4

Четвертое поколение Corvette было создано с целью поднять уровень компании Шевроле с чёрных времен в яркое будущее. Само собой разумеется, чтобы привлечь интерес к новой модели и рассчитывать на успех инженерам было нужно попытаться.

Особенно это относится цифровой панели устройств. Сейчас приборка Шевроле Corvette C4 может показаться через чур устаревшей. Но помните, что в то время, когда машина вышла на рынок, это был финиш 1984 года. Вы воображаете, что такое цифровая панель устройств в автомобиле середины 80-х.

Это была фантастика.

Honda S2000

В течение 90-х годов популярность цифровых измерительных устройств быстро упала практически до нуля. Однако, этому периоду автопромышленности имеется чем похвастаться.

К примеру, цифровой панели устройств Honda S2000, которая была выполнена в стиле приборных панелей болидов Формулы-1. Данный стиль отображения приборной панели был сделан компанией Хонда в честь собственных прошлых удач в автоспорте.

Необходимо подчеркнуть, что все датчики S2000 поразительно легко читаются и воспринимаются, не обращая внимания на дефицит в то время цифровых разработок.

Эта приборная панель перевернула представление об автомобильных цифровых кластерах в автопромышленности.

И если бы популярность этого направления в автомобильных разработках не упала в 90-х годов, то автомир заметил бы во всех машинах цифровые приборные панели намного раньше.

Lexus LFA

В то время, когда компания Lexus выпустила спортивную модель LFA, на пресс-конференции представитель компании объявил, что цифровая панель устройств была установлена в связи с тем, что из-за немыслимой мощности V10 двигателя аналоговые устройства не успевают своевременно отображать повышение скорости при разгоне.

Смотрите кроме этого: Автомобильный дизайн ЖК экранов наконец то выйдет за рамки прямоугольного стиля

Весьма интересно это очередная маркетинговая хитрость? Возможно, но независимо от того панель устройств Lexus LFA есть на данный момент одной из самых прекрасных в мире за всю историю автопромышленности. Кстати эту приборку вы кроме этого имеете возможность отыскать в Lexus RC F и GS F.

Buick Reatta

В то время, когда Buick Reatta в первый раз начинал на авторынке, то изначально все автомобил оснащались сенсорным дисплеем на центральной консоли. Но в первой половине 90-ых годов XX века компания Бьюик отказала от сенсорного экрана. Однако, это не показывает, что панель устройств была некачественной и некрасивой.

Читать еще:  Что скрывается под обивкой интерьера автомобиля

Наоборот. Цифровая панель измерительных устройств Buick Reatta являлась потрясающий. Легко сначала 90-х интерес публики к цифровым разработкам в автомобильном мире фактически исчез.

Необходимо подчеркнуть, что в истории автопромышленности опыт компании Дженерал моторс был последним проектом по оснащению машин цифровыми приборными панелями. К идее оснащать машины цифровыми устройствами возвратилась лишь в начале 2010 года.

Ferrari LaFerrari

Спорткар LaFerrari кроме этого имеет одну из самых несложных приборных панелей основанную на цифровых разработках. Правда в отличие от McLaren P1, дисплей цифрового кластера LaFerrari выглядит намного холоднее. Однако, отображение комбинаций устройств выглядит поразительно. Но по-второму быть и не имело возможности.

Необыкновенному автомобилю — необыкновенную приборную панель.

Установка планшета в панель автомобиля.

Лучшие аналоговые автомобильные манометры

Аналоговые, или механические, манометры показывают результат измерений с помощью стрелки, которая передвигается по табло с делениями. Рассмотрим 4 лучших модели подобных устройств.

BERKUT ADG-031

BERKUT ADG-031 – почти профессиональный манометр для измерения внутреннего давления шин от отечественного производителя. Несмотря на то, что устройство изготовлено в России, стоит оно не меньше зарубежных аналогов – около 1 500 рублей. Чем же обусловлена столь высокая цена? Прежде всего точностью прибора. Он способен уловить колебания давления вплоть до 1/10 атмосферы. Не каждый аналоговый девайс может этим похвастаться. Заявление производителя о точности было подтверждено и тестами, которые несколько лет назад провели журналисты популярного автомобильного журнала За рулем.

Выглядит приспособление предельно просто: оно состоит:

  • манометра со стрелкой;
  • соединительного шланга;
  • клапана.

В общем, ничего лишнего.

Фиксатора показаний устройство не имеет. Поэтому придется смотреть на табло во время замеров. Впрочем, сложности это не составит – ведь шланг позволяет свободно манипулировать прибором.

Максимальное давление, которое можно измерять с помощью BERKUT ADG-031, составляет 250 атмосфер. В комплект поставки входит чехол из синтетического материала.

Magnum mg2-s

Magnum mg2-s – недорогой шинный манометр. Он стоит от 300 до 400 рублей. Конечно, прибор не так точен, как предыдущий участник нашего рейтинга. Зато он обладает другими не менее привлекательными для водителя характеристиками.

Похожие статьи

  • Топ 10 рамных внедорожников
  • Рейтинг недорогих кроссоверов 2019-2020 года в России по качеству
  • Лучшие кроссоверы до 1 млн рублей в 2019-2020 году
  • Самые надежные и экономичные кроссоверы по расходу топлива в 2019-2020 году
  • Выносливость. Верхний порог максимально допустимого для измерения давления составляет 450 атмосфер. Это означает, что вероятность, что Magnum mg2-s выйдет из строя при замерах в плотно накачанных шинах, сводится к нулю.
  • Надежность. Конструкция приспособления максимально упрощена. Она не предусматривает трубку – клапан присоединен непосредственно к устройству. Это несколько затрудняет измерение, зато исключает такую частую поломки, как перелом шланга, тем самым существенно продлевая «жизнь» приспособления.

Устройство умеет фиксировать показания.

Heyner 564100

Heyner 564100 – недорогой механический автоманометр. Конструкция устройства полностью повторяет таковую у предыдущего участника нашего рейтинга. А вот максимально допустимое значение давления немного выше и составляет 500 атмосфер. При этом нижний порог этого параметра выше: устройство нельзя использовать при давлении в шинах меньше 50 атмофсфер – оно просто не выдаст корректные показания. Есть фиксатор результатов измерений.

Стоимость Heyner 564100 составляет приблизительно 400 рублей.

Вымпел МН-02

Если вы не знаете, какой недорогой автоманометр выбрать, стоит обратить внимание на прибор отечественного производства под названием Вымпел МН-02. Это ультрабюджетное устройство, стоимость которого находится в диапазоне от 100 до 200 рублей. Мало какой производитель готов предложить такую цену.

Конструкция здесь тоже очень проста и состоит из манометра и клапана. Клапан при этом изготовлен не из металла, а из прочного полимера. Это один из факторов, благодаря которым удалось снизить цену модели. Несмотря на бюджетность есть фиксатор показаний.

Максимально допустимое для измерения давление составляет 340 атмосфер. Маловато, конечно, но Вымпел МН-02 вполне это можно простить, если вспомнить, что его можно найти в магазинах всего за 100 рублей.

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось

Когда в середине семидесятых годов на ВАЗе начали заниматься темой электромобилей, одновременно в том же бюро автозавода занялись и разработкой перспективных изделий, которые принято называть «автомобильная электроника».

У же на ВАЗ-2103 образца 1972 года появились два транзисторных прибора: часы АЧХ-1 минского часового завода и тахометр ТХ193 производства ПО «Автоприбор» во Владимире.

Владимир Сергеевич Соловьёв, ставший первым в истории предприятия главным конструктором Волжского автозавода, поставил перед инженерами-«электронщиками» ряд интересных задач – в частности, разработку коммутатора бесконтактной системы зажигания, электронных часов и тахометра, антиблокировочной системы тормозов и даже такой экзотики, как системы управления углом опережения зажигания.

Цифра атакует

Уже на ранних этапах конструкторы столкнулись с проблемами не только технического, но и экономического характера – по сравнению с чисто механическими или электромеханическими аналогами себестоимость автомобильной электроники была на порядок выше. Снизить затраты на изготовление каждого изделия можно было путем разработки и производства специальной элементной базы с минимумом навесных элементов и одной интегральной микросхемы.

Увы, Министерство электронной промышленности было полностью занято военными заказами и работами по «ширпотребу» заниматься не могло (или не хотело?). Другие профильные министерства (Минприбор, Минрадиопром, Минавтопром) планировали наладить производство подобной электроники для различных отраслей промышленности на базе калужского завода КЗАМ, однако для этого не хватало средств.

Небольшое отступление. Электроника стремительно наступала и захватывала не только инженерные умы, но и привлекала простого обывателя по всему миру. Немаловажно, что в середине семидесятых годов даже рядовому советскому гражданину стали доступны кварцевые часы с цифровой индикацией, которым отдавали предпочтение те, кто шел в ногу со временем и научно-техническим прогрессом.

В тот период «дигитальная эра» наступила и в автомобильной отрасли: некоторые производители первыми отреагировали на новейшие тенденции и уже в начале восьмидесятых годов выпустили диковинные комбинации приборов с цифровыми указателями вместо традиционных стрелочных.

Как показал исторический опыт, ВАЗ работал практически на опережение, поскольку одновременно с завершением разработки наших электронных компонентов «цифровые приборки» появились на самых знаковых конкурентах Спутника – Volkswagen Golf MKII (панель под названием Digifiz) и Opel Kadett E (Digitaltacho). В то время «дигитальные дашборды» были модной инновацией, которую не обошли своим вниманием многие мировые производители. В частности, информационным табло с электронной индикацией оснащались: Dodge Daytona Shelby, Chevrolet Cavalier Z24, Nissan 300ZX Turbo, Subaru XT6TT, Audi UR-Quattro, Fiat Tipo, Chevrolet Lumina, Renault 11 (AMC Encore), Buick Riviera и т.д.

Сложный путь

Но вернёмся к ВАЗам. Работу над маршрутным компьютером и электронной комбинацией приборов для «люксовых» модификаций Спутника начали с разработки датчика скорости.

Выбранный вариант установки датчика (в разрыв троса спидометра) позволял как на ранних этапах сохранить механический привод спидометра, так и использовать электронную комбинацию приборов без вращающихся деталей привода.

Кроме датчика скорости, для работы комбинации приборов и маршрутного компьютера был необходим еще один датчик – расхода топлива. В очередной раз инженеры столкнулись с проблемой – изделие получалось либо слишком дорогим, либо ненадёжным и неподходящим для крупносерийного производства в силу нетехнологичности.

Более того, ранние опытные образцы страдали не только низкой надежностью, но и «никакой» точностью – бывало, что испытатели вставали в чистом поле, что называется, «с сухим баком» по той причине, что полагались на показания опытного прибора.

Вообще, тема точности и надёжности сразу стала больной для практически любого изделия автоэлектроники СССР. При этом инженеры автопрома ничуть не уступали «оборонным» специалистам по квалификации – просто для ВПК не существовало ограничений по стоимости или рентабельности продукции, а надёжность обеспечивалась драгметаллами и схемами с дублированием и даже троированием одной и той же функции.

Читать еще:  Имеют ли детские автокресла срок годности?

В то время как на «ширпотреб», к которому относилась и автомобильная отрасль, смотрели «сквозь пальцы» – особенно в случае, если изделия формально соответствовали ТУ и укладывались в номинальные требования заказчика, которого никто особо и не спрашивал – чай, не ракеты в космос на «жигулёвских» деталях запускали…

Попытки привлечения различных институтов приборостроения и авиапрома не увенчались успехом, зато в начале восьмидесятых советским предприятиям по политическим соображениям разрешили сотрудничать со странами, входящими в совет экономической взаимопомощи (СЭВ), на что предусматривались достаточные средства.

В рамках такого сотрудничества в болгарском городе Пловдив «с чистого листа» был построен объект по производству микросхем и других компонентов для автомобильной электроники. Кроме того, на производственном объединении «Электрон» в Софии совместно со специалистами ВАЗа был разработан маршрутный компьютер, который прошел все этапы доводки и приёмочных испытаний.

Однако «маршрутник» был лишь вспомогательным оборудованием, в то время как на ВАЗе задумали «перевести на цифру» показания основных указательно-измерительных приборов переднеприводных автомобилей – конечно, не всех, а лишь «люксовых» модификаций.

Для этого понадобилось «с нуля» разработать элементную базу на шести (!) различных предприятиях оборонной отрасли, расположенных в разных уголках СССР – Киеве, Минске, Вильнюсе, Риге, Саратове и Новосибирске. Под этот проект были выделены немалые средства – три с половиной миллиона долларов, на которые были приобретены лицензия и оборудование для выпуска вакуумно-люминесцентных индикаторов, без которых производство электронных комбинаций было бы невозможным.

Электронную приборку планировали ставить на улучшенные комплектации ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099, которые должны были оснащаться и другими опциями – центральной блокировкой дверей, АБС и даже кондиционером!

Правда, все эти «допы» должны были заметно увеличить розничную цену автомобиля, ведь одна только цифровая комбинация приборов по себестоимости обходилась впятеро (!) дороже обычной аналогово-механической. Однако Самара с подобными «фишками» была крайне необходима на внешних рынках, где даже в гольф-классе электроприводы стёкол, зеркал и дверных замков уже встречались в качестве опций в списке оборудования, устанавливаемого за отдельную плату. Именно поэтому новомодные «допы» не выглядели излишеством, ведь их освоение было изначально связано с экспортными планами и «хотелками» Волжского автозавода.

Электронная приборка (выделена салатовым) и маршрутный компьютер – предполагаемые «навороты» для улучшенных комплектаций Спутника

Опция, так и не ставшая реальностью

Производство электронных комбинаций должны были наладить на двух советских предприятиях – производственном объединении «Автоприбор» (давний поставщик электрооборудования на ВАЗ) и житомирском заводе «Измеритель», который к началу выпуска «восьмерки» в конце 1984 года провёл весь цикл испытаний и даже поставил на ВАЗ первую товарную партию из 1 500 штук электронных «приборок» КЭП 43.501 для автомобиля ВАЗ-21093-03.

Функционал электронной комбинации приборов был детально расписан в руководстве по эксплуатации Лады Спутник

На владимирском же «Автоприборе» процесс так и застопорился на опытных образцах. При этом реальное сравнение двух «живых» приборок показывает, что, несмотря на общую схемотехнику и единую элементную базу, в мелочах владимирские и житомирские изделия всё же отличались. Как и следовало ожидать, комбинация от «Автоприбора» с изнанки все же больше походила на опытный образец, в то время как житомирский «дашборд» вплоть до самых незначительных нюансов соответствовал уровню серийной продукции.

КЭП 43.501 производства ПО «Автоприбор» (г. Владимир). Фото: Евгений Карпунин

Начинка электронной комбинации радикально отличалась от обычных «приборок» с аналоговыми циферблатами и механическим приводом спидометра. Фото: Евгений Карпунин

Предполагалось, что электронная комбинация приборов вместе с другими опциями будет поставляться из Житомира и Владимира на вазовский конвейер в крайне небольших количествах – 1 500-2 000 комплектов ежегодно.

Увы, даже столь скромным планам не суждено было сбыться по простой причине – автомобили ВАЗ пользовались стабильным спросом в любой версии, а для завода освоение подобных опций и обеспечение требуемой стабильности их характеристик было настоящей головной болью. Ведь при этом слишком многое было завязано на поставщиков-смежников, у которых также хватало своих производственных проблем.

К сожалению, именно поэтому электронная комбинация приборов так и осталась «вещью в себе», став в наше время желанным и очень редким артефактом – этаким святым Граалем «зубиловодов», за которым не без успеха гоняются некоторые энтузиасты-владельцы автомобилей переднеприводного семейства. Особенной редкостью по понятным причинам является предсерийная продукция владимирского завода, которая так и не получила статус товарного изделия.

Несмотря на то, что электронную комбинацию приборов запустить в производство так и не получилось, даже сегодня трудно отрицать, что автомобильной электроникой на ВАЗе занимались плотно и успешно. Ведь уже к 1986 году в Тольятти были разработаны и реализованы на практике: электронный коммутатор и цифровая система зажигания, электронные часы, блок управления заслонкой карбюратора (так называемый «автоподсос»), блок управления системой экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) и даже такая экзотичная для СССР система, как сигнализация оставленного в замке ключа зажигания и индикация непристёгнутых передних ремней безопасности.

Останавливаться на достигнутом на ВАЗе не собирались. В ближайших планах новосозданного отдела автомобильной элекроники были АБС и электронная система впрыска топлива, о которой мы уже рассказывали. Увы, переход автопрома наряду с другими отраслями промышленности на систему хозрасчета и самоокупаемости поставил крест на многих перспективных разработках, без которых автомобиль мог выпускаться. Упомянутых выше электронных «фишек» в силу их некоторый «экзотичности» это коснулось в первую очередь.

Тем не менее, работа над сложной и высокотехнологичной электроникой в середине восьмидесятых не была напрасной, ведь многое из наработок, а также общий подход к проектам удалось на практике реализовать несколько позже – уже в девяностые годы.

Правда, к тому времени «цифровая тема» несколько утратила свою актуальность – как оказалось, пользоваться аналоговыми шкалами все равно удобнее, чем модными электронными. Однако «изнанка» у якобы обычных приборов стала полностью электронной – как показало время, так намного проще, технологичнее и удобнее.

Интересно, что многие из функций, над которыми инженеры трудились еще тридцать лет назад, сегодня реализованы во многих автомобилях с ладьей на капоте. К примеру, это и бортовой компьютер с функцией измерения расхода топлива, и спидометр с датчиком скорости без механического привода, и жидкокристаллические дисплеи одометров, появившиеся на серийных ВАЗах в начале двухтысячных годов.

В статье использованы данные и изображения книги «Высокой мысли пламень» (том 2, Тольятти, 2004 год).

Имеется распространенное вывод, что ЖК-экраны в машинах отнимают заряд аккумуляторных батарей в электрических и гибридных машинах. Но обладатель бренда Tesla с этим не соглашается. Кроме этого многие поклонники современных автомобильных разработок уверены в том, что во всех новых автомашинах.

К сожалению поклонников машин Citroen на данный момент значительно меньше, чем 30 лет назад, в то время, когда эти Французике машины были примером для автомобильных инновационных идей того времени. Поразительно, что данной цифровой панели устройств более 30 лет. Как же не достаточно таких ответов с учетом современности новому автомобилю Citroen DS5.

Buick Reatta

Коли Buick Reatta вперше дебютував на авторинку, то спочатку все автомобіл оснащувалися сенсорним дисплеєм на центральній консолі. Але в 1990 році компанія Б’юік відмовила від сенсорного екрану. Тим не менш, це не говорить про те, що панель приладів була неякісною і негарною.

Навпаки. Цифрова панель вимірювальних приладів Buick Reatta була приголомшливий. Просто на початку 90-х інтерес публіки до цифрових технологій в автомобільному світі фактично зник.

Варто зазначити, що в історії автопромисловості експеримент компанії General Motors був останнім проектом з оснащення автомобілів цифровими приладовими панелями. До ідеї оснащувати автомобілі цифровими приладами повернулася лише на початку 2010 року.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector