Экономический кризис в россии: история падения авторынка
Содержание
- 1 Экономический кризис в россии: история падения авторынка
- 1.1 Экономический кризис в россии: история падения авторынка
- 1.2 Как изменятся цены
- 1.3 Нефть, долги и спекуляции: история финансовых кризисов в России
- 1.4 Украинский кризис 2014: его причины и последствия
- 1.5 Заключение
- 1.6 5. Финансовый кризис 2007–2008 годов
- 1.7 Из-за чего бывают кризисы?
- 1.8 Кризис 2014–2015 годов
- 1.9 Экономический кризис 2014–2015 годов
Экономический кризис в россии: история падения авторынка
Падение продаж машин, рост цен на новые машины, рост цен на горючее…
2015 год стал для автомобильного рынка России в буквальном смысле шоком во всех отношениях. Рост стоимостей, понижение доходов населения, огромная инфляция, падение нефтяных котировок на мировых биржах, и беспрецедентное обесценивание Русском валюты, сделали собственный злое дело, обвалив рынок машин. В этих условиях для 70 процентов населения России приобретение нового автомобиля, стала несбыточной мечтой.
К сожалению, экономические индикаторы говорят нам о том, что восстановление рынка машин на уровень 2012 года стоит ожидать не ранее чем через 6-7 лет.
И нам ничего не остается делать, как жить в этих тяжелейших экономических условиях и рассчитывая лишь на себя. Давайте отыщем в памяти, как начинался финансовый кризис в стране, как смотрелся авторынок России в беззаботные годы, в то время, когда котировки нефти были выше 100 американских долларов, и большая часть населения думало, что сейчас так будет неизменно. Кроме этого давайте пройдемся по всем этапам падения авторынка до сегодняшних дней.
Обращаем ваше внимание, что по мере появления новой статистики продаж новых машин, и курса котировок рубля и изменения нефти по отношению к мировым валютам мы будем иногда обновлять данные, дополняя историю, одного из самых тяжелых кризисов в Российской Федерации за последние годы.
2012 год: Рекорд продаж новых машин в Российской Федерации
Текущий год стал для Русского автомобильного рынка рекордным за всю историю. Отметим, что по итогу 2012 года в РФ было реализовано 2,935,111 новых машин. Именно поэтому фантастическому для нашей страны результату отечественный автомобильный рынок стал вторым в Европе.
Сейчас это думается фантастикой, в особенности, в случае если учесть что мы были вторыми по продажам новых машин, по окончании Германии, которая уже много лет есть Европейским фаворитом продаж новых машин.
В 2012 году средняя цена одного бареля нефти не мировых биржах составляла 110-128 долларов. Курс рубля к доллару в 2012 году в среднем составлял 30 рублей за 1 американский доллар.
Как видите в текущем году отечественной экономики до тех пор пока нет ничего, что угрожало. Иногда кое-какие оппозиционеры и экономисты, правда заявляли, что в недалеком будущем нас ожидает снижения ВВП, из-за структурного кризиса. Но их никто не слушал, и само собой разумеется никто не верил в такие апокалиптические прогнозы.
2013 год:Все у нас прекрасно
Нефть супердорогая. Курс рубля к доллару так же, как и прежде устойчив. Средняя цена рубля составила по итогу 2013 года 31 рубль за 1 доллар. Но, не обращая внимания на внешнюю стабильность, разные экономические индикаторы уже говорили, что в экономике что-то не то. Прежде всего на это отреагировало ВВП страны, которое по отношению к 2012 году начало замедляться. На это отреагировал рынок новых машин.
Так по итогу 2013 года продажи новых автомобилей сократились на 5 процентов, завершив год с результатом продаж в 2,777,447 шт.
Начало 2014 год: Ожидание нехорошего
По итогу 1 квартала продажи новых машин продолжили понижаться, опустившись на 2 процента если сравнивать с прошлым периодом 2013 года (реализовано 602 523 машин, в то время, когда как в этом же периоде 2013 года было реализовано 616 965 машин).
Нефть, действительно, так же, как и прежде стоит выше 100 долларов за баррель. Но в случае если котировки нефти на мировых биржах внушали самообладание, то вот курс рубля по отношению к доллару начал пугать. За первые лишь 1,5 месяца 2014 года рубль обесценился на 7 процентов, упав с 32,5 руб. до 35,1.
Февраль 2014 года: Все внимание к Олимпиаде в Сочи
7 февраля 2014 года наша страна открыла зимнюю Олимпиаду в городе Сочи. Вся страна примкнула к экранам телевизора, болея за отечественных спортсменов. Но сейчас Русский экономика начала быстро понижаться.
18 февраля 2014 года: Крым опять ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ
В эту дату был подписан соглашение о вхождении Крыма в состав РФ, по итогу совершённого на полуострове референдума о выходе из состава Украины. Страна замечает подъем патриотических настроений. Рейтинг Главы Российской Федерации начал расти.
Сразу после этого в отношении России начали вводить интернациональные санкции. Практически сходу на это отреагировали котировки Русском валюты. В итоге в марте 2014 году за 1 доллар уже давали 36,5 рублей.
1 Евро = 50 рублей.
Второй квартал 2014 года: Авторынок начал чувствовать начала спада в Экономике в стране
Во втором квартале специалисты рынка совсем осознали, что автомобильный рынок новых машин в Российской Федерации не прекратит падать в 2014 году, и рекорды 2012 года предстоит забыть на долгое время.
Апрель: Продажи -8 процентов
Май: Продажи -12 процентов
В первых числах Июня участники рынка думали, что крутое пике на рынке новых машин в мае 2014 года, это последний месяц падения рынка. Но как же они ошибались. Итоги июня 2014 года повергли специалистов в шок.
Июнь: Продажи -17,3 процентов
Самое занимательное, что в июне нефть еще стоила 112 долларов. Но как раз с данной цены начался глобальный спад нефтяных котировок.
17 июля 2014 года: Падение Боинга
В это сутки всю землю скорбил. В восточной части Украины был сбит Boeing «Малазийских авиалиний». Место крушения — 50 километров от Русского границы.
В результате крушения самолета погибло 298 человек.
Август-Сентябрь 2014 года: И это было лишь начало
Стоимость одного бареля нефти уже стоит меньше 100 американских долларов, и падение длится. Но самое ужасное падение происходит не на нефтяном рынке, а на авторынке России. По итогу августа 2014 года продажи новых машин упали на 25,8 процентов.
По итогу сентября продажи упали на 20,1 процент.
Падение кроме этого отмечается и на валютном рынке, где в последних числахСентября 2014 года за 1 американский доллар уже давали 39 рублей, что было историческим максимум.
Для поддержания рынка Правительство России вводит национальную программу по субсидированию приобретений новых машин, по программе трейд-ин и утилизации. Сейчас все ожидали, что программа окажет помощь остановить падение авторынка.
Октябрь-Ноябрь 2014 года: Падение котировок нефти длится
Благодаря Государственной помощь авторынка, падение продаж в ноябре 2014 года замедлилось. В октябре рынок упал 9,9 процентов, в то время, когда как в ноябре продажи упали всего на 1,1 процентов. Многие специалисты преждевременно начали сказать о том, что рынок машин удалось стабилизировать.
Но пугали котировки нефти и курс рубля. К примеру, в ноябре за 1 американский доллар уже давали 46 рублей. Но больше всего стращала цена 1 барреля нефти.
В случае если в октябре 2014 года цена одного бареля нефти составляла 90 американских долларов, то в ноябре котировки уже были у отметки 75 рублей за баррель. В итоге население России начали массово избавляться от рублей, скупая валюту, товары народного потребления и а также машины. Именно это поддержало рынок машин в ноябре.
16 декабря 2014 года: Тёмный вторник для Русского валюты
Это сутки на долгое время войдет в историю Россию, как провал Рубля на валютном рынке. В данный сутки была настоящая валютная паника. Курс американского доллара в моменте превышал 80 рублей.
За 1 Евро на бирже давали больше 100 рублей. Но это рыночные цены. Во многих банках и валютках американский доллар реализовывали по 120 рублей, а дабы приобрести 1 евро, нужно было дать как минимум 150 рублей.
Последние 14 дней перед новым 2015 годом: Скупай все…
Вторая декада декабря 2014 года кроме этого вошла в историю, ажиотажным спросом на все товары народного потребления, и новые машины. По окончании обесценивания рубля, люди поспешили израсходовать рублевые накопления на электронику, бытовую технику, мебель, одежду и на транспортные средства, опасаясь резкого повышения цен в связи с обесцениванием рубля. В итоге из-за огромного спроса на новые машины по итогу декабря специалисты зафиксировали рост продаж на 2,6 процентов.
Однако, по итогу 2014 года рынок упал на 10,3 процента.
Первые два месяца 2015 года: Начался резкий рост стоимостей
В Январе 2015 года специалисты осознали, что рост продаж в декабре был связан с паникой среди населения, из-за опасения повышения цен. В январе у населения России уже не осталось больших накоплений, чтобы поддержать рынок новых машин. В итоге падение продаж продолжилось.
Рынок в январе 2015 года упал на 24,4 процента.
Но февраль поразил всех экспертов и экономистов Российского авторынка. Падение продаж уже если сравнивать с кризисным 2014 годом в феврале 2015 года составило -37,9 процентов. Вместе с этим начался неминуемый рост стоимостей.
Рынок кредитования практически остановился из-за высоких ставок, которые связаны с повышением ставки ЦБ РФ. Средняя ставка автокредитования на февраль 2015 года составляла 25-30 процентов годовых.
Продолжилось и падение котировок нефти. В январе 2015 года нефть уже стоила 47 долларов за баррель.
Март, май и апрель 2015 года: Не весеннее настроение
До наступления второго квартала казалось, что хуже уже не будет. Но во втором квартале кризис продемонстрировал собственную подлинную силу. Прежде всего это коснулось автомобильного рынка:
Март: -42,5 процентов
Апрель: -41,5 процентов
Май: -37,6 процентов
Для многих автомобильных компаний второй квартал стал важным опробованием. У некоторых марок продажи упали на 70 процентов.
18 марта 2015 года ознаменовалось шоковой новостью. С рынка уходит компании Опель и Шевроле.
Июнь 2015 года: Еще не дно, но надежда имеется
В июне 2015 года автомобильный рынок России начал показывать показатели стабилизации. Однако, сказать о том, что падение закончилось не приходиться. В июне рынок все равно упал на 29,7 процентов.
Однако, продажи стали расти, из-за понижения ставок по автокредитам и в связи с привыканием потребителям к новым ценам и реалиям на рынке.
Ноябрь 2015 года: Далеко не дно кризиса
До ноября многие экономисты и а также кое-какие министры неоднократно заявляли, что Русский экономика достигла дна. Но в ноябре 2015 года все осознали, что дна не было. В ноябре продажи новых машин упали на 42,7 процентов если сравнивать с подобным периодом 2014 года.
В случае если же сравнивать продажи в 2012 и 2013 годах, то падение на ноябрь 2015 года составило -82 процентов и -76 процента соответственно.
Итоги 2015 года: Целой минус
В соответствии с официальной статистике продажи новых машин в Российской Федерации с января по декабрь 2015 года упали на 35,7 процентов. В декабре 2015 года продажи упали на 45,7 процентов.
Как видите кризис на рынке машин не закончился. Чтобы любой из вас имел возможность бы понять масштаб падения с 2012 года, достаточно взглянуть статистику продаж машин за прошлые годы. К примеру, по итогу 2012 года было реализовано 2,935,111 машин.
По итогу 2015 года на рынке было реализовано лишь только 1,601,216 новых машин.
2016 год: Время Х (
Смотрите за обновлениями. Отечественное интернет-издание будет обновлять данные на данной странице по мере появления событий в будущем периоде. Так что вы имеете возможность в настоящем времени видеть как изменяется история самого тяжелого финансового кризиса в современной российской истории.
Экономический кризис 2008 года — НАГЛЯДНО . АНАЛИЗ Финансового кризиса 2008 В СРАВНЕНИИ С 1998
Как изменятся цены
Автомобили начнут дорожать уже с января. Насколько — зависит от колебаний курса рубля.
«Если сильных колебаний не произойдет, изменение цен будет не таким существенным, как в 2020 году. К настоящему моменту это в среднем +10% и до +30% по отдельным брендам. Если на валютном рынке опять будут резкие взлеты, то участники авторынка неминуемо отреагируют на ситуацию», — дал свой прогноз аналитик компании JATO Dynamics Сергей Баранов.
Андрей Ольховский отметил, что существует ежегодный рост стоимости автомобилей с учетом инфляции и таких факторов, как утилизационный сбор и размер НДС. Источники в кругу автопроизводителей утверждали, что с нового года в России снова вырастет утилизационный сбор на все автомобили, включая спецтехнику. Причем повышение грядет ощутимое — на 25–30%.
«Делается это для того, чтобы давать больше преференций тем компаниям, которые производят автомобили внутри страны. Само повышения утилизационного сбора дает прибавку к цене всего на 1–2%, для тех, конечно, кто играет по правилам Минпромторга. На остальных это бремя ложится полным грузом», — обрисовал ситуацию вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.
По прогнозу Андрея Ольховского, в течение I квартала 2021 года цены по разным брендам и моделям вырастут от 5% до 10%. Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин считает, что средний рост цен по итогам года составит до 15%.
Нефть, долги и спекуляции: история финансовых кризисов в России
2020 год может войти в историю: коронавирус и последующая изоляция обрушили за пару месяцев и производство, и потребительский спрос, и мировые биржи. Экономисты МВФ прогнозируют, что мировой ВВП упадет по итогам года на 3%, а российский — на 5,5%.
Нынешний спад будет для России уже девятым серьезным кризисом за последние полтора века. Мы посмотрели исторические сводки и публикации в СМИ, чтобы понять, что становилось причиной подобных событий и как страна справлялась с проблемами в экономике.
🏭 1866—1867
Что произошло: тканей в России производили больше, чем требовалось рынку. Излишки шли на экспорт, но в 1866 году упали цены на хлопок за рубежом. Вдобавок за границей снизился спрос на российскую сельхозпродукцию: упали объемы производства и доходы населения
Как справились: экономику спасли железные дороги. Масштабные стройки подстегнули развитие угольной промышленности и металлургии
📊 1873—1875
Причина: биржевые спекуляции
Что произошло: акции железнодорожных компаний росли и ими активно спекулировали. Пузырь лопнул в мае 1873 года: случился крах на Венской бирже, а следом — и на биржах Европы и США. В России на это наложилось товарное перепроизводство и начались массовые банкротства
Как справились: производство поддержали высокими импортными пошлинами, а Русско-турецкая война загрузила заказами промышленность
🕯 1900—1903
Причины: дыра в бюджете и техническая отсталость
Что произошло: кризис во всем мире. Европейские банки сократили кредитование российских банков и компаний. Денег на модернизацию предприятий не было, а техническую отсталость компенсировали дешевым трудом. За три года закрылись 3 тысячи предприятий, около 100 тысяч человек потеряли работу
Как справились: государство поддержало крупные компании и банки деньгами и сократило заказы за границей. Проблемы в экономике продолжались до 1909 года
⚙️ 1923—1924
Причина: высокие цены на промышленные товары
Что произошло: после Гражданской войны не хватало станков и квалифицированных рабочих. Расцвела спекуляция. Стоимость промтоваров выросла в три раза по сравнению с 1913 годом. Крестьяне отказывались продавать зерно по заниженным ценам и покупать заводскую продукцию по завышенным
Как справились: уменьшили издержки производства — сократили персонал и количество посредников. Промышленникам дали указание снижать цены
🛢 1989—1991
Причины: падение цен на нефть, высокие госрасходы, низкая производительность труда
Что произошло: экспорт нефти составлял существенную часть доходов госбюджета СССР. С 1981 по 1986 год цены на нефть упали с 37 до 15 долларов за баррель. При этом большая часть госрасходов шла на ВПК и дотации республикам Закавказья и Средней Азии. Госдолг рос, возник дефицит товаров. Экономический кризис перерос в политический. СССР распался
Как справились: правительство отказалось от госрегулирования цен, сняло ограничение на занятие частным бизнесом, но полностью восстановить экономику не удалось
Причины: государственные заимствования под высокие проценты, снижение собираемости налогов
Что произошло: дефицит бюджета пополняли продажей государственных казначейских облигаций — ГКО. Доходность по ним достигала 140% годовых. Чтобы погашать старые ГКО, выпускали новые. Вдобавок упали цены на газ и нефть. Курс доллара вырос за полгода с 6 до 21 рубля. Предприятия и банки массово разорялись. Правительство объявило дефолт
Как справились: из-за падения курса рубля российские предприятия смогли конкурировать с импортом. Цены на природные ресурсы начали расти, и это помогло пополнить бюджет
🏚 2008—2010
Причины: ипотечный кризис в США, падение цен на нефть
Что произошло: глобальный финансовый кризис привел к обвалу цен на нефть. Банки по всему миру перестали выдавать кредиты. После конфликта с Грузией зарубежные инвесторы начали выводить деньги из России. Вкладчики начали забирать деньги из банков. Реальные доходы населения снизились на 7%
Как справились: власти нарастили госрасходы — погашали внешние долги, выделяли дотации регионам, крупным банкам и предприятиям давали беспроцентные ссуды
🗽 2014—2015
Причины: снижение цен на нефть, санкции против России
Что произошло: цена на нефть упала в три раза — со 114 до 38 долларов за баррель. Из-за событий на границе с Украиной западные страны ввели санкции против России. Курс доллара вырос с 33 до 60 рублей, в максимуме достигая 100 рублей. В 2014 году инфляция составила 11,4%, в 2015 — 12,9%
Как справились: центробанк несколько раз повышал ключевую ставку, чтобы сдержать инфляцию, и продавал валюту для стабилизации курса рубля. Правительство дало госгарантии крупным компаниям и смягчило требования для банков, которые реструктуризировали кредиты населению
Причины: коронавирус, падение цен на нефть, падение производства и спроса
Что произошло: Китай, а следом и другие страны начали останавливать предприятия и вводить изоляцию населения из-за коронавируса. В марте Россия и Саудовская Аравия не смогли договориться о ценах на нефть, и они упали в 2,5 раза — до 20 долларов за баррель. После этого произошел обвал фондового рынка
Как справились: пока не справились ¯_(ツ)_/¯
Как избежать кризиса
Можно проще:
Кризис с 2000 по 2020
Причина: Путин, олигархия, коррупция
Grigory, старые данные
Кризис с 2000 по 2036
Grigory, Нужно отдать должное: ВВП принял страну с Нокией 3310, а оставит с iPhone 28.
Grigory, ну я бы поспорил. 2005-2010 были достаточно жирные годы для России. Нефть ваше сотки, рост зарплат. Нормальный курс. Помню люди работали торговыми представителями в Магните или грузчиками в Мвидео — могди позволить себе раз в год сгонять в Европу. Сейчас это фантастика конечно.
Grigory, а до 2000 ты хорошо жил? Или титьку мамкину сосал и не помнишь как богато жили и вкусно ели?
Разбудите меня через сто лет и спросите, что сейчас творится в России, и я вам отвечу сразу — мечтают стать рантье, берут «льготную» ипотеку под конский процент и продолжают работать на пенсии (с) Стэтхем
Основная причина стагнации в последние лет 10 — институты. Все эти справедливые суды, защита прав собственности, административное недавление и остальные сложные штуки, которые упорно не развиваются. Но когда-то все равно придётся этим заняться, вопрос только в том, как: последовательно и спокойно или впопыхах.
Я, конечно, не таксист и глобальных советов по управлению экономикой давать не готов, но с коррупцией в стране надо что-то делать. Невозможно никуда двигаться, когда на ногах по пуду грязи висит. Сплошные откаты, попилы и липовые тендеры. Причём пока все усилия государства (ну если, оно, конечно, вообще их прилагало ) приводят к обратному результату — для законопослушных людей ведение любых дел усложняется до бессмысленности, а чиновники с их одаренными жёнами купаются в этом всем как рыба в воде. Что ни сделают на государственные деньги, пальцем ткни- развалится, а ведь это наши деньги, трудом заработанные и налогами отданные. Если на лошадь пять человек упитанных посадить, она никуда не поедет, хорошо если сразу не упадёт, так и экономика.
Россия мне кажется никогда из кризисов не выползала. Как один закончится так другой начинается, видимо это и есть та пресловутая «стабильность»
забыли еще касыгинские реформы, постоянные банркотсва казны при императрийах, печатание фальшивых псевдоденег сибирскими промышленниками.
Украинский кризис 2014: его причины и последствия
Главной причиной политического кризиса на Украине 2013-2014 гг. стал отказ правительства подписывать соглашение об ассоциации страны с ЕС. Одной из причин, почему произошел кризис 2014 г на Украине, являются противоречия между западными и восточными регионами страны. Первые отличаются прозападной позицией, вторые настроены на сохранение отношений с РФ.
Киев. Майдан 2014
Причины кризиса также крылись в нестабильности украинской экономики. В стране снизились золотовалютные резервы, имелись большие долги перед «Газпромом» и МВФ по полученным ранее кредитам.
Политический кризис 2013-2014 перерос в вооруженные столкновения в Киеве. Его последствием стала смена власти в стране. В дальнейшем протесты распространились на юго-восток Украины в связи с недовольством новой властью. Главным последствием кризиса на Украине 2014 стал вооруженный конфликт на территории Луганской и Донецкой областей. Разразившийся Крымский кризис 2014 года привел к присоединению полуострова к РФ на основании проведенного для его жителей референдума.
Украинский кризис 2013-2014 годов спровоцировал обострение отношений между РФ и Украиной, что привело к введению санкций ЕС и США в отношении российских компаний и политических деятелей.
Заключение
- Платёжеспособность населения снижается вместе с падением зарплат и ростом цен.
- Массовая безработица, бедность и банкротства – признаки спада.
- Экономика России не диверсифицирована и зависит от нефти, сырья.
- Военная агрессия против соседей приводит к экономическим санкциям.
- Государство значительно вовлечено в рыночные отношения.
- Населению необходимо повышать уровень финансовой грамотности.
5. Финансовый кризис 2007–2008 годов
Начало этому глобальному экономическому кризису, который, по мнению некоторых экспертов, продолжается и по сей день, было положено ещё в 2006 году, когда в США снизилось число продажи домов. Стандартный сегмент ипотечного рынка США к тому моменту был уже перегрет, и тогда банки пошли на кредитование лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Весной 2007 года начался кризис высокорисковых ипотечных кредитов вследствие множества факторов, в том числе отсутствия возвратов кредитных средств высокорисковыми клиентами. После этого пошла вторая волна ипотечного кризиса, которая распространилась уже на стандартный сегмент, где займы, которые выдаются банками, рефинансируются государственными ипотечными корпорациями.
Это вызвало отток денег не только из развивающихся стран, но и из развитых. Из-за этого уровень безработицы к 2009 году достиг 199 миллионов человек, бедные и средний класс потеряли значительное количество средств, а 1 % самых богатых людей мира сконцентрировал в своих руках 50 % всех денежных средств.
И даже в октябре 2018 года, спустя 10 лет, МВФ отметил, что последствия кризиса сохраняются до сих пор, замедляя экономический рост. Большинству экономик мира так и не удалось вернуться к докризисному росту ВВП.
Из-за чего бывают кризисы?
Причины кризиса могут подразделяться на:
- Объективные — потребности реструктуризации и модернизации в стране
- Субъективные — ошибки в управлении, природные катаклизмы.
- Внешние — макроэкономические факторы и внешнеполитические эффекты. Геополитика.
- Внутренние — несовершенство производства и управления им, ограниченная инновационная и инвестиционная политика
Из этих подразделений вытекают сами причины кризисных явлений, как например, кризис власти после распада СССР, в результате которого произошел кризис 1994 года.
Кризис 2014–2015 годов
Причиной этого недавнего кризиса в российской экономике вновь стал обвал стоимости нефти, а также санкции против РФ из-за присоединения Крыма и ситуации в Донбассе. Нефть рухнула в цене со 114 до 38 долларов, что сразу сказалось на российских доходах от экспорта. Кроме того, западные страны из-за событий в Украине ввели экономические и финансовые ограничения, что тоже стало причиной сокращения объемов экспорта и инвестиций, оттока капитала.
На пике кризиса курс доллара достигал 100 рублей, в среднем же поднялся с 33 до 60 рублей. Инфляция подскочила до 11,4% и даже 12,9%, что снизило покупательскую способность населения.
Выйти из кризиса помогли политика замещения импорта отечественными товарами, а также повышение ключевой ставки Центробанка Росси, который сдерживал инфляцию и продавал валюту, чтобы стабилизировать курс рубля. Правительство помимо этого приняло меры по государственной поддержке крупных предприятий, смягчило требования для банковских учреждений, которые в свою очередь провели реструктуризацию кредитов граждан.
Экономический кризис 2014–2015 годов
Кризис в России, начавшийся в 2014 году, был спровоцирован целым рядом факторов:
- падение цены на нефть;
- экономические санкции со стороны стран Запада;
- отток капитала, наметившийся ещё в предыдущие годы.
Комплекс данных факторов привел к тому, что произошла двукратная девальвация рубля, рост инфляции, а отток капитала ещё больше усилился.
В то же время решительные действия российского правительства, в том числе путём временного поднятия учётной ставки, и стабилизация цены на нефть позволили значительно ослабить негативные последствия кризиса.
Ко второму кварталу 2015 года девальвация национальной валюты была остановлена, и она даже смогла отвоевать ряд позиций у доллара, но в целом кризисные явления в экономики страны продолжают свое отрицательное воздействие.
Проведя анализ кризисов, которые постигли Россию за последние 150 лет, можно сделать вывод, что периоды падения экономики и стабильности меняют друг друга с определённой цикличностью.
Следует отметить, что в период действия в стране рыночных методов ведения экономики финансовое положение России значительно зависело от внешних факторов.
Во времена, когда применялась административно-командная система, эта зависимость была значительно меньше, но данный метод управления сам по себе нёс скрытые угрозы для экономики страны.