Что делать, если вашу машину эвакуировали
Содержание
- 1 Что делать, если вашу машину эвакуировали
- 1.1 Как действовать в обычной ситуации?
- 1.2 Новые правила эвакуации: машину вам отдать обязаны
- 1.3 Вы будете обжаловать постановление
- 1.4 Порядок действий следующий:
- 1.5 Когда применяется эвакуация автомобиля
- 1.6 Памятка: когда эвакуатор имеет право увезти автомобиль
- 1.7 Как вывернуть колеса, чтобы не забрал эвакуатор
- 1.8 Менее эффективные, но популярные уловки
Допустим, при вас эвакуируют чей-то автомобиль. Владелец припарковался в метре от пешеходного перехода и ушел по своим делам. За такую парковку предусмотрен штраф 1000 рублей и перемещение на специальную стоянку. В Москве и Санкт-Петербурге штраф больше — 3000 рублей.
Не оставайтесь безучастным и помогите владельцу. Подойдите к машине и попробуйте найти телефон владельца. Он может быть на записке под стеклом.
Нашли номер? Позвоните владельцу и предупредите, что его машину эвакуируют. Он успеет вернуться к месту парковки и забрать автомобиль до того, как его увезут на специализированную стоянку. Это сэкономит ему несколько тысяч рублей за эвакуацию.
Сотрудники службы эвакуации сами не станут звонить владельцу. Они заинтересованы поскорее увезти машину на штрафстоянку, ведь закон обязывает нарушителя оплатить затраты на перемещение автомобиля.
Автовизитка
Напишите на оборотной стороне любой белой визитки свой номер телефона и положите изнутри в правый угол лобового стекла. Так свидетели эвакуации вашего автомобиля смогут позвонить и предупредить вас.
Как действовать в обычной ситуации?
Если ваш автомобиль эвакуировали законно и нет оснований для того, чтобы оспорить это действие, вы должны действовать следующим образом:
- Уточните, на какую спецстоянку его увезли. Сделать это можно на горячей линии (уточняйте номера телефонов в вашем городе) или в специальном приложении (искать придется по госномеру автомобиля).
Куда звонить, если эвакуировали машину в Москве:
Горячая круглосуточная линия московского парковочного пространства: +7 (495) 539-54-54 или 3210 (для бесплатных звонков с мобильного);
Мобильное приложение «Парковки Москвы» в разделе «Спецстоянка»
- Подготовьте документы, которые потребуются для того, чтобы вызволить автомобиль. Если вы собственник, нужны будут документ, удостоверяющий вашу личность, а также документ, подтверждающий право владения автомобилем. Если вы представитель собственника, то потребуются также: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС, страховой полис ОСАГО, путевой лист.
Важно! Если документы остались в машине, забрать их может только собственник или человек, имеющий право на управление этим автомобилем (то есть, вписанный в полис ОСАГО)! Для них с автомобиля снимут пломбы, заберут документы, потом снова апломбируют. Заехать за документами придется перед тем, как отправляться в ГИБДД.
Новые правила эвакуации: машину вам отдать обязаны
19 июня 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который существенно меняет правила работы эвакуаторных служб и уточняет порядок перемещения припаркованных с нарушениями автомобилей на штрафстоянку.
Туманное прошлое
Доселе в вопросе платной эвакуации автомобилей было много белых пятен. Ряд не нашедших отражения в законе нюансов неизбежно приводил к конфликтам между автовладельцами и водителями эвакуаторов.
Что именно считать моментом эвакуации авто? Когда фактически составляются протоколы о задержании транспортного средства? Как понять, что автомобиль действительно мешает полноценному движению? Дискуссия не утихала с момента введения процедуры платной эвакуации. Законопроект, касающийся этой щекотливой темы, претерпел множество изменений, прежде чем, наконец-то, смог дать ответы на многие спорные вопросы и превратиться в Федеральный закон № 143-ФЗ от 08.06.2015.
Главный спорный вопрос касается момента начала эвакуации. А точнее, когда наступает та секунда, после которой вернуть себе машину прямо на месте нарушения уже нельзя? Существовавший в законе пробел по этому вопросу лишь подливал масла в и без того пылающее пламя. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то вступал в горячую полемику с дорожной инспекцией и даже лично с водителем эвакуатора, а наиболее отважные закрывались в салоне своих машин. Небезызвестный герой Ютуба Константин Алтухов по прозвищу «Паркмен», например, просидел в своем пикапе почти сутки. В общем, с этим что-то нужно было делать.
Два золотых правила
С принятием нового закона причин для конфликтов должно стать меньше, поскольку теперь совершенно определенно сказано: под началом процедуры эвакуации нужно понимать старт движения эвакуатора.
До тех пор, пока погрузчик стоит на месте, у водителя есть возможность оплатить штраф, а затем самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки. Более того, если водитель эвакуатора отказывается вернуть машину, он вынужден будет заплатить штраф, составляющий 20 000 рублей. Почему? А потому, что в связи с изменениями, внесенными в статью 12.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), водители эвакуаторов включены в число должностных лиц, несущих административную ответственность за незаконное нарушение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.
Картинка выглядит справедливой. Но как все это будет реализовано на практике? Существует же гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? Эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, слава богу, законодатель предвидел такую ситуацию.
Так, водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.
То есть де-факто не получится быстро загрузить машину, а лишь потом оформить протокол. На процедуру оформления уйдет время, которого водителю может хватить, для того, чтобы прибежать на место, забрать авто и избежать волокиты со штрафстоянкой.
Должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора.
Благодаря этому нововведению есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину. Эта мера позволит избежать вариантов, при которых инспектор мог покинуть место эвакуации, а пришедший автовладелец уже был не в силах повлиять на ситуацию, так как водитель эвакуатора не имеет права переписывать сей документ и делать в нем пометки самостоятельно.
Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент отъезда эвакуатора с места нарушения, и в эту самую секунду у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.
Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование – по возможности запишите процесс погрузки на видео. Если рядом находится инспектор ГИБДД, он обязан представиться и сообщить вам номер жетона (абзац 1 статьи 20 Приказа МВД от 02.03.2009 №185). Все эти данные вы потом сможете представить при подаче искового заявления в суд (о том, как это правильно делать, мы уже писали).
Частные случаи
Забытые права
Задерживать машину и эвакуировать ее в этом случае инспектор теперь не имеет права: в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Сотруднику Госавтоинспекции достаточно достоверно установить личность водителя для того, чтобы затем оперативно выяснить с помощью ведомственных информационных баз наличие или отсутствие у автовладельца права на управление машиной и, в частности, факта лишения этого права на основании решения суда. Раньше машину могли на полных основаниях увезти на штрафстоянку, хотя достаточно было просто уточнить по рации, есть у гражданина Иванова Ивана Ивановича права на самом деле или нет. В очередной раз скажем Госдуме «спасибо» за приведение законодательства в соответствие с современными реалиями.
Машина зарегистрирована за границей
В отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств закон более категоричен и суров. В случае отсутствия у водителя такого автомобиля документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз), законом введен не только штраф в размере 500 рублей, но и задержание такого транспортного средства.
Это очередная мера по борьбе с иностранцами (чаще всего – мигрантами с Кавказа и Средней Азии), которые ранее успешно покупали в Литве машины по доверенности и без всяких пошлин ввозили их в Россию. Теперь, судя по всему, все эти автомобили пустят на запчасти или попытаются сделать из них «конструкторы», перебив номера кузова.
Машина стоит на месте для инвалидов
Наказание за это нарушение ужесточено. Отныне придется не только заплатить штраф 5000 рублей, но и проехать на штрафстоянку, ибо эвакуация, не применявшаяся за это нарушение ранее, теперь введена.
Кроме всего прочего, не получится теперь и воспользоваться льготами инвалидов, повесив соответствующий значок «Инвалид» на автомобиль. За незаконную установку на транспортное средство опознавательного знака «Инвалид», а также за незаконное управление им установлен внушительный штраф в размере 5000 рублей с конфискацией знака.
Вы будете обжаловать постановление
Вся идея эвакуации за неправильную парвоку сводится к коммерции. С простых граждан просто собирают деньги за навязанную услуг эвакуатора. Не платите за эту услугу на месте. Пусть выписывают счет.
З адерживать ваше транспортное средство работники службы эвакуации не имеют право. По факту они это делают. Если они совсем наглеют — вызывайте полицию. Пусть проводят проверку.
Иногда, эвакуаторщики просто беспределят:
Как правило «эвакуаторщики» — это некая коммерческая структура, которая навязывает и оказывает услугу по произвольно установленному тарифу.
Для того, что бы вам выставить счет на услуги эвакуатора, эвакуаторщики должны знать персональные сведения о водителе транспортного средства. Можно не предоставлять никаких сведений эвакуаторщикам и не подписывать никаких заявлений. Но в этом случае они не будут выпускать вашу машину со стоянки. Если у вас позиция принципиальная, то вызывайте полицию. Дело в том, что эвакуаторщики не имеют право задерживать вашу машину. Это могут делать только сотрудники полиции.
Не платите эвакуаторщикам на месте. Пусть выписывают счет на услуги (выдают квитанцию).
Далее, по оплате услуг эвакуаторов есть два пути:
- после того, как постановление об административном правонарушении вступит в законную силу и штраф будет оплачен, вы можете добровольно оплатить услуги эвакуаторщика.
- не оплачивать вообще услуги эвакуаторщика, пусть идут в суд и взыскивают в судебном порядке, доказывают в суде, что ими была оказана услуга по транспортировке транспортного средства.
Порядок действий следующий:
- Требуйте протокол, составленный сотрудником ГИБДД при эвакуации автомобиля. В документе должны быть указаны дата и время, состав административного правонарушения, личные данные инспектора ГИБДД, сведения об автомобиле и владельце транспортного средства, перечень вещей, оставленных в салоне. И главное – список видимых неисправностей, которые были на кузове в момент эвакуации.
- Просите показания и контактные данные свидетелей – при составлении протокола инспекторы ГИБДД берут показания очевидцев, если на месте задержания нет водителя.
- Запросите фото и видео с места эвакуации – процесс конфискации должны снимать на камеру. Владелец авто вправе требовать материалы в качестве доказательств согласно ст. 55 Гражданско-правового кодекса РФ. Если эвакуацию не снимали сотрудники ГИБДД, эвакуаторщики или очевидцы, попросите копии снимков с камер наблюдения на здании, рядом с которым стояло авто.
Вы осмотрели авто и обнаружили повреждения, запросили протоколы и снимки, высказали претензию владельцу стоянки… а он ни в какую не соглашается признавать вину. Тогда придётся доказывать свою правоту в суде. После осмотра вы подписываете акт приёма-передачи, в котором и должны указать результаты осмотра.
Приехал выручать машину, а оказалось, что надо платить за ремонт. Фото: 2gis.com.
Что указывается в акте приёма-передачи:
- название документа, дата и время заключения;
- в первый раздел вносят информацию о факте конфискации авто: личные данные инспектора, сотрудника службы эвакуации и водителя, сведения об автомобили, механических повреждениях, дополнительном оборудовании, имуществе в салоне, место и время задержания авто;
- во второй части – о хранении задержанной машины: время и дата постановки на хранение сотрудников ГИБДД и службы эвакуации, данные о проведении фотовидеофиксации задержанного авто;
- в третьей части – о возврате транспортного средства: данные должностного лица, дата выдачи авто, сведения о собственнике и ход осмотра автомобиля при получении на руки.
Сведения о состоянии машины фиксируются в трёх разделах акта приёма-передачи, но в последней части документа владелец вправе указать на повреждения, которые не были описаны в первом и втором разделах. На основании хода осмотра и можно подавать претензию владельцу стоянки или службы эвакуации – в зависимости от того, кого вы считаете виновником.
Когда применяется эвакуация автомобиля
Эвакуация автомобиля представляет собой принудительную меру, призванную обеспечить производство по делу об административном правонарушении ПДД РФ.
В статье 27.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее Кодекса), данная мера именуется, как задержание транспортного средства.
В отличие от наказания, целью которого является пресечение правонарушения и «воздание нарушителю по делам его», эвакуация транспортного средства на специализированную площадку, есть ни что иное, как средство достижения указанной цели.
Закон разрешает применять эвакуацию автомобиля за нарушения правил остановки и стоянки в следующих случаях:
Cтатья 12.16., часть 4 Кодекса
несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Cтатья 12.16., часть 5 Кодекса
нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 12.16. Кодекса, совершенных в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей:
3.27 Остановка запрещена, 3.28 Стоянка запрещена, 3.29 Стоянка запрещена по нечетным числам месяца, 3.30 Стоянка запрещена по четным числам месяца, 8.24 Работает эвакуатор
Примечание: обязательным условием, для возможного задержания автомобиля, за нарушения, предусмотренные частью 4-5 статьи 12.16 Кодекса, является наличие под запрещающими знаками дополнительной информации в виде таблички, указывающей на применение в зоне действия знака эвакуации.
Cтатья 12.19.,часть 2 Кодекса
нарушений правил парковки в местах, предназначенных для инвалидов, с наказанием в виде штрафа в размере 5000 рублей:
8.17 Инвалиды, 8.18 Кроме инвалидов
Cтатья 12.19., часть 3 Кодекса
при парковке на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, а равно на тротуаре за исключением вынужденной остановки, с наказанием в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Cтатья 12.19.,часть 3.1 Кодекса
при парковке на остановке для маршрутных транспортных средств или местах стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от указанных мест, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, или вынужденной остановки, с наказанием в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Статья 12.19.,часть 3.2 Кодекса
при парковке на трамвайных путях, либо далее первого ряда от правого края проезжей части, за исключением вынужденной остановки, с наказанием в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Cтатья 12.19.,часть 4 Кодекса
при несоблюдении правил парковки на проезжей части дороги и создании препятствий для движения автомототранспортных средств, при остановке (стоянке) транспортного средства в тоннеле, с наказанием в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Cтатья 12.19.,часть 6 Кодекса
при нарушении перечисленных в частях 3-4 статьи 12.19. Кодекса, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, с наказанием в виде штрафа в размере 3000 рублей.
В дополнение к изложенному выше материалу следует добавить, что в соответствии с частью 4 статьи 12.19 Кодекса эвакуации на штрафстоянку подлежат любые автомобили, которые припаркованы с нарушением главы 12 ПДД РФ по признаку создания препятствий для движения транспортных средств по проезжей части дороги.
Само понятие «создание препятствий» носит строго оценочный характер и может обоснованно применяться любым сотрудником автоинспекции при принятии решения о эвакуации автомобиля на штрафстоянку.
Таким образом, водителям, которые паркуют своих железных коней с нарушением правил остановки — стоянки, не стоит недооценивать имеющиеся риски.
Памятка: когда эвакуатор имеет право увезти автомобиль
Мы уже рассказывали, что делать, если эвакуатор увез авто на штрафстоянку. Чтобы этого избежать, лучше быть подготовленным и знать, когда специальные службы могут забрать транспортное средство:
- Отсутствие у водителя документов на машину, в том числе при лишении.
- Нарушены требования таможенного законодательства, то есть машина зарегистрирована в другом государстве.
- Несоблюдение знаков и разметки, которые запрещают парковку. Но автомобиль могут увезти только в том случае, когда рядом висит табличка, свидетельствующая о работе эвакуатора.
- Остановка на проезжей части, тротуаре, в тоннеле – во всех местах, где это мешает остальным участникам дорожного движения.
- Остановка на трамвайных путях или на участках с созданием помехи для движения общественного транспорта.
- Парковка во втором и последующем рядах.
- Управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
В Правилах дорожного движения четко прописано, что водитель может исправить нарушение в течение 30 минут. Кроме того, в его присутствии эвакуатору запрещено увозить машину на штрафную стоянку. Так что выбирайте места парковки по правилам, и не будете иметь дела ни с какими эвакуационными службами.
Как вывернуть колеса, чтобы не забрал эвакуатор
Для того, чтобы эвакуатор не забрал автомобиль, нужно вывернуть колеса до упора. Почему так происходит? У эвакуатора не получается зацепиться за колеса машины, поэтому поднять на платформу автомобиль технически невозможно. Существуют более современные модели эвакуационной техники со специальными креплениями, но она слабо распространена в городе.
Есть другой, более простой способ избежать эвакуатора. Можно припарковаться вблизи бордюра, чтобы эвакуаторщику пришлось оттаскивать машину за свободные колеса. Только после этого появится возможность погрузки машины на борт и транспортировки на штрафстоянку. Но любой водитель эвакуатора избегает таких действий, так как велик шанс повреждения подвески и других элементов транспортного средства. На него ложится ответственность по возмещению причиненного ущерба.
Менее эффективные, но популярные уловки
Выворачивание колес. Если уж и решились припарковать автомобиль в не предназначенном для того месте, нужно поставить машину рядом с высоким бордюром или стеной и вывернуть колеса вашего транспортного средства в сторону заграждения. С этим эвакуаторщики, конечно, уже научились бороться, но погрузить такой автомобиль все же сложнее, чем авто с невывернутыми колесами, а «крокодилы» обычно идут по принципу наименьшего сопротивления.
Часто также советуют подбирать максимально неудобные для эвакуаторщиков места: рядом со стенами, под ветвями деревьев и пр. Конечно, все препятствия преодолимы, но риск того, что вы не найдете на парковке своего автомобиля все же снижается.
Увеличение габаритов. Этот способ не подходит низким «легковушкам». У них, как ни увеличивай размер, а в погрузчик все равно влезет. Другое дело – внедорожник. Высокий джип, на крыше которого стоит, скажем, велосипед, ни в какой эвакуатор не поместиться.
И здесь перед сотрудниками эвакуаторной службы вновь возникнет вопрос: а стоит ли игра свеч. Можно, конечно, дождаться сотрудника дорожной полиции и устранить препятствие для поездки на «штрафстоянку», но это займет дополнительное время и силы, поэтому такие машины эвакуируют редко.
Муляжи. Для того, чтобы автомобиль отправили на штрафстоянку, в ней не должно находиться людей и домашних животных. Если в машине оставить кошечку или собачку, отправлять ее на штрафстоянку строго запрещено. Есть здесь один существенный минус: а вдруг эвакуаторщики не заметят или не захотят замечать мирно спящую на заднем сидении собачку? Тогда несчастному животному придется несладко, так как ему придется несколько часов, а то и суток провести в закрытом салоне автомобиля, без еды и воды. Такое сложно пережить даже человеку, что уж говорить о домашних питомцах. Сотрудники службы эвакуации при этом всегда могут сказать (и говорят), что не заметили животное в салоне. В этом случае претензии к ним предъявлять будет бесполезно, а вот здоровье питомца будет безвозвратно испорчено. Если ему вообще, конечно, удастся выжить.
Поэтому к такой уловке прибегают редко и в самом крайнем случае. Другое дело – кукла. Если на заднем сиденье есть что-то похожее на ребенка в автокресле, никто вашу машину не заберет (особенно эффективно при тонированных стеклах). Есть, конечно, шанс того, что в муляже распознают куклу, но для этого нужно длительное время наблюдать за машиной, а это снова излишняя трата времени и сил. Минус у такого способа в том, что наличие куклы в детском автокресле на заднем сидении автомобиля – это, по меньшей мере, странно. Ну а во-вторых, способ весьма затратный, ведь нужно купить не только пупса, но и автомобильное кресло для «ребенка».
Отсутствие номеров. Простой, но привлекающий внимание метод. Ездить в нашей стране без госзнаков не разрешено, а вот стоять – вполне законно. Эвакуировать такой автомобиль можно только при содействии сотрудников правоохранительных органов. Вот только в случае отсутствия опознавательных знаков полиция обычно реагирует довольно быстро. Владельцы автомобиля без номеров вполне могут быть замешаны в чем-то нелегальном, поэтому такие машины моментально привлекают внимание правоохранительных органов. Если же полиция подоспела к месту, где был припаркован автомобиль, то такое транспортное средство эвакуировать могут, а вот найти его на штрафстоянке будет практически невозможно, так как поиск по номеру в этом случае будет исключен.
Успеть за 60 секунд. Самый популярный способ избежать эвакуации: следить за своим автомобилем из окна. И если вдруг вы заметили приближение эвакуаторщиков: бегите к своей машине немедленно. Успейте запрыгнуть в салон и все, правда теперь на вашей стороне. Наверное… По закону автомобиль с сидящим в ней водителем эвакуировать нельзя, но на деле практика показывает, что эвакуаторщики иногда «идут на принцип».
Спецзнаки. Наличие на автомобиле наклейки с нарисованным инвалидом является веским аргументом против эвакуации транспортного средства. Такой автомобиль отправлять на штрафстоянку запрещено. Однако стоит помнить, что и пользоваться знаком «инвалид» без справки об инвалидности – незаконно.
Ни одна хитрость не способна дать вам стопроцентную гарантию того, что ваш автомобиль не эвакуируют. Лучший способ предохранения, как говорится, воздержание. В данном случае: воздержание от парковки в ненадлежащих для того местах. Мало кто любит сотрудников служб эвакуации автомобилей, но без их работы город бы встал в вечной мертвой пробке, поэтому не стоит злоупотреблять неправильной парковкой, не только из страха перед штрафстоянкой, но из элементарного уважения к другим водителям. Ведь если парковка запрещена, значит, это кому-нибудь нужно…