0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История двух поколений автомобиля Запорожец

История двух поколений автомобиля Запорожец

Россия – не самый известный и успешный производитель автомобилей в мире. Очевидно, что в Советском Союзе не очень хорошо делали машины, но это не значит, что не было попыток создать что-то стоящее. Вдохновили руководителей огромной страны на создание собственного современного «народного автомобиля» успехи Volkswagen Beetle, разработанного в Западной Германии, и Trabant, пользующийся спросом в восточной части страны.

Эти автомобили настолько понравились бонзам коммунистической партии, что было принято решение создать микс двух успешных немецких моделей. В результате появился «Запорожец». От «Жука» он унаследовал двигатель с воздушным охлаждением, который устанавливался в задней части, соответственно и задний привод.

В отличие от 4-цилиндрового V-образного мотора Beetle, «Запорожец» получил принципиально новый двигатель. Это был радикальный конструкторский ход, но он имел существенный изъян – мощность в 23 лошадиные силы. Этот недостаток не стал помехой для долгого пути «Запорожца». Автомобиль выпускался с 1960 до 1994 года в 2-х поколениях и нескольких модификациях.

На смену «Запорожцу» в середине 90-х годов пришла переднеприводная «Таврия». Двигатель с водяным охлаждением располагался уже под капотом. Это стало неудачной, скучной заменой по-настоящему «народного автомобиля». Тут не было новаторских технических решений, поэтому о «Таврии» нечего написать. Она стала худшей разработкой уже украинских конструкторов.

Сельскохозяйственная родословная

Как родилась в умах инженеров и конструкторов идея подобного автомобиля: слишком маленького, слишком громкого, неказистой конструкции и невероятно дешевой цены?

Действительно, по сравнению с Москвичом, стоившим порядка 2,5 тысяч рублей, и уж тем более с Волгой, чья цена превышала 5 тысяч рублей, сумма в 1800 рублей за худо-бедно транспортное средство казалась фантастически привлекательной. Поэтому многие семьи откладывали свои зарплаты, вставали в многолетнюю очередь и дожидались первого собственного автомобиля.

Хотя он вызывал массу насмешек, став объектом поговорки про полчаса позора, зато в работе он был доступен, экономичен и ремонтопригоден.

В то время в Москве существовал завод малолитражных автомобилей, ныне закрытый и забытый, которому и поручили разработку. Хрущев как раз получил подробное описание итальянской модели Фиат-600 и решил, что подобная машина достойна пойти в широкие массы советских трудящихся.

Получив соответствующее распоряжение, команда завода изучила «итальянца» и к 1957 году представила первый образец, названный Москвич 444. Однако заводские цеха были настолько загружены собственной работой, что для полноценной работы над новой моделью просто не было ни времени, ни ресурсов, ни мощностей.

Читать еще:  Эволюция автомобильных акссесуаров и автомира

И Совет Министров нашел менее загруженное предприятие – Запорожский завод сельхозтехники. Причем несмотря на то, что автомобиль пришлось создавать с нуля, заводу велели продолжать выпуск собственной продукции в тех же объемах. Кроме того, ориентированный на сельхозтехнику, завод попросту не имел специалистов, умеющих конструировать автомобили. Поэтому на помощь были командированы специалисты с ГАЗа и МЗМА, а запорожские работники, в свою очередь, отправились на автомобильные производства для стажировки. Поставщиком силовых агрегатов стал моторный завод из Мелитополя.

Ваш любимый журнал в обычном и travel-форматах

  • О компании
  • Состав издательства
  • Правовая информация
  • Правила использования материалов
  • Пользовательское соглашение
  • Реклама
  • Контакты

Сетевое издание «Сайт VokrugSveta.ru (ВокругСвета.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67787, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 года.

Учредитель сетевого издания: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Сарханянц К. Р.

Copyright (с) ООО«Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе для Роскомнадзора):

«Запорожец» 968М

Модель с индексом «М» пошла на выпуск в 1979 году. Именно она и закрыла ведущую эру «Запорожцев». На данный автомобиль ставились двигатели мощностью в 28, 41, 45 и 50 лошадиных сил. Наиболее часто встречался второй вариант.

От основной модели «М» отличилась экстерьером и интерьером. Дизайн был совершенно иным. Количество хромированных деталей сократилось, пластика, наоборот, стало больше. Из-за того, что была изменена система охлаждения силового агрегата, «уши» больше не устанавливались на кузов. Эта модель стала той, которую отечественный производитель так долго ждал – она не перегревалась. Однако с устранением такого минуса добавился другой. Стала засоряться коробка воздуховода, а его герметичность слишком быстро нарушалась.

Именно этот автомобиль «Запорожец» стал наиболее популярным. Именно его можно было встретить в свое время чаще всего на дорогах. Данная модель также выпускалась в варианте для инвалидов.

С миру по нитке

А началось все в середине 50-х годов прошлого века, когда партия и правительство (а по некоторым сведениям — лично генсек Никита Хрущев) выдали советской промышленности важнейшее задание: разработать и запустить в серию недорогой автомобиль, специально рассчитанный на автолюбителя-частника — к тому времени их армия медленно, но неуклонно росла. При этом машина должна быть доступна каждому простому труженику. Была даже такая шутка, что цена этого авто не должна была превышать стоимость тысячи бутылок водки!

Конечно, отечественный автопром к тому времени выпускал несколько моделей автомобилей. Была «Победа», к примеру, но объемы выпуска были совсем небольшими, и в основном эта машина предназначалась для работы в такси, скорой помощи или как служебная. «Москвич-400», по факту — «Опель Кадет» довоенной конструкции, к тому моменту уже сильно устарел. Ему на смену должен был вот-вот прийти «Москвич-402», но он был больше, дороже… и объемы выпуска опять же были совсем невелики. А в это время в Европе уже выпускались в огромных количествах разные простые, недорогие и неприхотливые микролитражки, которые пользовались большой популярностью у населения. Одной из таких машин был итальянский «Фиат-600». При этом в СССР даже не рассматривали идею закупки за рубежом готовой конструкции автомобиля вместе с технологией его производства (как это сделали спустя десять лет с ВАЗ-2101). Страна в 1950-е годы еще не оправилась от ущерба, нанесенного войной, а сибирские запасы нефти еще не открыли. Так что подобные покупки за границей были попросту не по карману.

Читать еще:  Лучший автомобиль 2015 года: Финалисты

По нынешним меркам автомобиль создали очень быстро. Задание на разработку машины получили НАМИ и МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей, впоследствии — АЗЛК), в 1956 году началось проектирование, в 1957 году был собран первый опытный образец, получивший индекс «Москвич-444». При этом автомобиль, конечно, создать с нуля не было никакой технической возможности в стране, недавно пережившей самую страшную войну. И, конечно, наш образец не был оригинальным: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у «Фиат-600», переднюю — сделали такую же, как у «Фольксваген-Жук». Впрочем, в те времена это была нормальная мировая тенденция, и удачные решения охотно «подсматривали» и копировали друг у друга все известные компании.

При этом советские конструкторы слепым копированием не занимались, а старались придумать решения, подходящие для наших условий эксплуатации и наших технологий производства. Так, от итальянского автомобиля осталась общая концепция (задний привод, заднее же расположение двигателя воздушного охлаждения) и стилистка кузова. Подвеска была переделана с учетом состояния наших дорог, вернее, зачастую — полного их отсутствия. Колеса взяли увеличенной размерности — 13 дюймов. Кстати, независимая задняя подвеска и заднее расположение силового агрегата придали легкому автомобилю такую проходимость, какой позавидуют многие современные кроссоверы!

Сначала собирались установить мотоциклетный мотор (пробовали и импортный вариант, и отечественный), но от этой идеи быстро отказались: не тянул. В результате в серию пошел мотор конструкции НАМИ — четырехцилиндровый, но оригинальной конструкции: V-образный. Говорят, правда, что этот мотор удивительно походил на чешский от компании «Татра», только сильно уменьшенный в размерах. По другим сведениям, в качестве «первоисточника» был взят мотор BMW, разработанный в начале 1950-х годов для армейского вездехода. В любом случае основными преимуществами двигателя воздушного охлаждения считались его дешевизна и феноменальная ремонтопригодность.

Читать еще:  Современные автомобили, которые станут классикой в будущем

Был еще один важный момент, о котором тогда говорили только шепотом: двигатель воздушного охлаждения был нужен и военным — его должны были устанавливать в герметичном моторном отсеке легкого транспортера-амфибии ТПК (работы над ним велись параллельно). Так уж повелось в Советском Союзе, что все технологии были «двойного назначения». Однако мотор в отсеке не помещался, поэтому и появился «горб», который дал одно из имен автомобилю.

Юбилей [ править | править код ]

С 15 по 16 июля 2016 года в Запорожье прошёл 8-й международный слёт владельцев автомобилей «Запорожец», который был приурочен к 50-летию начала выпуска ЗАЗ-966. 16 июля 2016 года «Запорожцы» организованной колонной проехались по городу, после чего сделали остановку на центральной площади, где из автомобилей была построена фигура ЗАЗ — 50. В слёте принимали участие более 50 автомобилей любителей и поклонников «Запорожцев» со всей Украины, а также представители Беларуси, Германии и Польши. Старейшей моделью на слёте была модель 1959 года выпуска [4] .

  • Trabant
  • Wartburg
  1. ↑ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Словарь русского арго
  2. Жевачевский В.Наш самый старый «чебурашка» круче машины Путина (рус.) (недоступная ссылка — история) . «Комсомольская правда»-Украина» (21 июля 2006). Проверено 24 августа 2009.
  3. ↑ Образ «новых русских» в современном фольклоре // Народная культура Сибири. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 197—202.

Первый автомобиль «Запорожец» получил мало положительных отзывов, хотя и заинтересовал публику своим появлением. Основные плюсы, которые можно выделить, это:

  • простота в эксплуатации;
  • 100% гарантия того, что автомобиль не угонят;
  • низкая стоимость;
  • малое потребление топлива;
  • быстрая замена двигателя;
  • хорошая проходимость;
  • вместительность.

Однако вместе с этими преимуществами можно выделить огромное количество минусов. Водители часто жаловались на перегрев мотора и ужасную шумоизоляцию. А также на то, что при наборе высокой скорости передок начинает подниматься, что ухудшает условия езды. С хорошей проходимостью нужно отметить плохую устойчивость. В принципе, данный автомобиль подойдет тем, кто любит раритет или хочет проехаться на нем недалеко всего несколько раз. Для постоянной езды, особенно на большие расстояния, автомобиль не подходит и вызывает массу неудобств. Многие отмечают недостаток оконных проемов сзади – они не открываются.

  • Trabant
  • Wartburg
  1. ↑ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Словарь русского арго
  2. Жевачевский В.Наш самый старый «чебурашка» круче машины Путина (рус.) (недоступная ссылка — история) . «Комсомольская правда»-Украина» (21 июля 2006). Проверено 24 августа 2009.
  3. ↑ Образ «новых русских» в современном фольклоре // Народная культура Сибири. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 197—202.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector