McLaren Sabre 824 — новый эксклюзивный гиперкар, который будет выпущен только в 15 экземплярах
Содержание
- 1 McLaren Sabre 824 — новый эксклюзивный гиперкар, который будет выпущен только в 15 экземплярах
- 1.1 В «Рено» хотели слишком тесного сотрудничества, невыгодного «Макларену»
- 1.2 Самые известные модели авто «Макларен»
- 1.3 Технические характеристики и дизайн
- 1.4 Железо
- 1.5 Ссылки
- 1.6 Режимы
- 1.7 Технические особенности McLaren F1
- 1.8 «Макларен» потратил пять лет впустую: сперва не верил в успех с «Мерседесом», а теперь снова купил у них моторы
Последний эксклюзив, гиперкар ограниченного тиража McLaren, McLaren выпускает впервые за несколько лет машину, и это Sabre 824. Названный Sabre, это, по сути, серийная версия концептуального автомобиля McLaren Vision Gran Turismo, и будет создано только 15 экземпляров.
Как ни странно, первые официальные фотографии и информация о Sabre поступают не от самого McLaren, а от дилерского центра McLaren в Беверли-Хиллз, который на этой неделе поставляет свой первый Sabre.
В «Рено» хотели слишком тесного сотрудничества, невыгодного «Макларену»
В современной «Формуле-1» есть три способа построения команды: создать коллектив при заводской поддержке (не обязательно под брендом автомобильной компании – «Ред Булл» сейчас вполне существует в содружестве с «Хондой»), организовать полноценный конструкторский штаб с закупкой двигателей у производителей и стать сателлитом гиганта вроде «Феррари» или «Мерседеса» (путь «Хааса» и «Альфа Ромео»).
У каждого варианта свои плюсы и минусы: к примеру, у заводской команды большой бюджет, но и огромная ответственность – над неудачами будет потешаться буквально весь мир. Тем не менее, из-за огромных финансовых возможностей обычным гоночным командам трудно конкурировать с заводскими: если у вторых все получается, то первые почти без шансов проигрывают, если не могут тратить сравнимые суммы. С сателлитами все проще: на участие нужны совсем небольшие суммы (по меркам «Ф-1», естественно), но любое попадание даже в топ-5 должно встречаться с овациями, оркестром и торжественным фуршетом.
«Макларен» в данный момент находится на позиции самой сильной и перспективной гоночной команды: англичане бодро идут на четвертое место в Кубке конструкторов (а ведь в топ-4 они не появлялись с 2012-го). «Рено» же после четвертого года неудач подряд превратилась в главное посмешище «Формулы-1»: только французы изо всех производителей бодро рапортуют о превышении мощности в 1000 л.с. и потом сразу же ловят кучу насмешек от конкурентов в стиле «какое же у них тогда шасси!».
Судя по всему, машина и правда не очень: только в Италии желто-черный болид побил рекорд последних трех лет по лучшей позиции (четвертое место) – и то в основном благодаря сходу одного из «Макларенов» и очередному развороту Себастьяна Феттеля. Мечты о подиумах явно останутся только фантазиями вплоть до 2021-го.
В таких условиях инженеры из «Рено» попробовали ускорить прогресс максимально паразитическим способом – объединиться с главным на данный момент конкурентом.
«Мы планировали вывести сотрудничество на стратегический уровень, и, наверное, это не то, чего хотел «Макларен» на данном этапе, – объяснил босс французов Сириль Абитебуль после объявления о завершении контракта. – Им было нужно простое и понятное взаимодействие с поставщиком моторов. Мы же хотели партнерства, в рамках которого мы сотрудничали бы по части деталей, интеграции двигателя, сборки шасси. Думаю, мы были сильны вместе, и, конечно, станем слабее, чем могли бы быть. Для нас ключевая задача не сражаться друг с другом, а сократить отставание от топ-команд».
Инсайдеры Autosport уточнили слова Абитебуля, совершенно развернув их значение: по их данным, «Рено» даже предлагала «Макларену» разработать одну коробку передач на две машины. Фактически это означало бы превращение некогда легендарной команды с 8 Кубками конструкторов в сателлита вроде «Феррари»-«Хааса» или «Ред Булл»-«Торо Россо»: формально англичанам обещали равноправные партнерские отношения, но всем понятно: «Рено» помощь конкурентов нужна намного больше. Шасси «Макларена» переиграло французское практически на всех Гран-при, и инженеры из Уокинга не раз демонстрировали понимание, как и куда его развивать – желто-черным завистникам остается только чесать свой бюджет и высылать интересные предложения.
Естественно, обоим сторонам стало ясно: продолжение сотрудничества не имеет смысла. И у «оранжевых» не было альтернативных вариантов, кроме «Мерседеса»: «Хонда» бы только посмеялась над просьбой вернуться, а с «Феррари» Уокинг не сработался бы из-за острого противостояния на рынке дорожных суперкаров (по крайней мере, Браун в этом уверен).
На самом деле, временность альянса с «Рено» читалась еще в 2017-м при подписании контракта: тогда «Мерседес» отказался снабжать моторами потенциального конкурента, и «Макларену» тоже пришлось выбирать единственный доступный вариант. Практически никто не сомневался, что в 2021-м с новым регламентом англичане надут нового поставщика – правда, для этой роли ждали нового автопроизводителя. Однако после закрепления действующих правил для силовых установок до 2024 года стало ясно: лучшего варианта не будет.
Самые известные модели авто «Макларен»
Все авто с иконкой «Макларен» уникальны и отличаются феноменальными ходовыми характеристиками.
Однако наибольшее впечатление на автолюбителей произвели:
- Легендарный F1.
- Mercedes-Benz SLR McLaren.
- MP4-12C — суперкар 2009 года.
- P1 — модификация F1 с гибридным двигателем.
- 650S – выпущен в 2014 году. Существует также более дорогая версия Spider.
- McLaren Senna 2018 года. Выглядит как трекинговый автомобиль, но на нем разрешено ездить по дорогам общего пользования.
- McLaren Speedtail — очередной преемник F1 и новая эра британского автопроизводителя.
- GT — самый комфортный суперкар компании.
История бренда McLaren полна ярких взлетов и стремительных падений, но он продолжает радовать поклонников новыми достижениями как в гонках, так и в производстве великолепных гиперкаров.
Технические характеристики и дизайн
Таким образом, дорожный McLaren получил монокок и наружные панели, полностью выполненные из карбона, среднемоторную компоновку, наконец, подвеску типа push-rod, которую мы сегодня называем «формульной схемой», — все эти решения перекочевали на суперкар. Сегодня вышеперечисленными составляющими мало кого увидишь, но не следует забывать, что эта модель создавалась в самом начале 90-х. Тогда карбоновый монокок называли «космическими технологиями», а королева серийных суперкаров того периода — Ferrari F40 — щеголяла сварным несущим каркасом из стальных труб и кузовом из стеклопластика.
Конструкция Мюррея — сплошные компромиссы. Он вел беспощадную борьбу за снижение веса машины. Все, что только можно, было сделано из углеволокна — здесь 5500 больших и малых деталей из карбона, а там, где он не подходил, применяли титан. В результате при снаряженной массе 1137 килограммов модель и по сей день считается самым легким суперкаром в мире и не имеет конкурентов по удельной мощности.
ДВИГАТЕЛЬ НОВОЙ МОДЕЛИ ОБЛАДАЛ НЕВИДАННОЙ ДЛЯ СУПЕРКАРОВ ДОЛГОВЕЧНОСТЬЮ. А МОТОРНЫЙ ОТСЕК ВМЕСТЕ С КРЫШКОЙ БЫЛИ ПОКРЫТЫ ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ ДЛЯ ЛУЧШЕЙ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ
Вдумайтесь: у F1 отсутствуют гидроусилители руля и тормозов, нет здесь АБС, подушек безопасности и противобуксовочной системы. Стоит ли упомянать о весьма коварном характере автомобиля даже на сухом асфальте, не говоря уже о мокром. Зато есть кондиционер и аудиосистема, маленькие боковые форточки-окошки, снабженные электроприводом, кожаные кресла, а на полу салона, отделанного «алькантарой», шерстяные ковры. Английские снобы в своем репертуаре: экстремальная техника, жесткая «экономия» веса, но комфорт и роскошь — это святое.
К слову о салоне, плод фантазий Гордона Мюррея — посадка пилота на манер формульных болидов, по центру кокпита — была реализована в модели F1. Два пассажирских кресла расположены симметрично по бокам. Двери открывались на манер «крыла чайки», со смещением вперед — решение, прямо скажем, не блиставшее удобством в эксплуатации. Неподражаемый дизайн автомобиля — заслуга английского стилиста Питера Стивенса, профессора и преподавателя Королевской академии искусств.
И если ответы на вопросы касательно шасси и кузова витали в прохладном воздухе Туманного Альбиона, то задача выбора мотора была не из самых простых. Все дело в том, что поставщиком двигателей для победоносных болидов McLaren «Формулы-1» была Honda. Но двигателей V10 или V12 для суперкаров, подходящих для повседневной эксплуатации, у японцев не было. Да и мотор Honda был не лучшей партией голубокровому шасси McLaren с точки зрения генно-имиджевой составляющей. Тогда Мюррей вовремя вспомнил о своем бывшем партнере из BMW-Motorsport Пауле Роше. Немецкий завод располагал потрясающим по тем временам серийным V12 от модели 750, и за основу был взят именно его блок (с углом развала цилиндров 60°), а созданием самого мотора занялась команда гоночного подразделения BMW-Motorsport. В результате инженеры из Мюнхена построили для McLaren F1 один из лучших двигателей в своей истории — объемом 6,1 л и мощностью 627 л.с.
Абсолютно все компоненты двигателя, включая головки блока, систему питания и электронику, были уникальными и не имели ничего общего с массовыми моторами BMW. Двигатель новой модели обладал невиданной долговечностью и выносливостью, что, без сомнений, является большой редкостью для суперкаров. Моторный отсек вместе с крышкой были покрыты чистым золотом для лучшей теплоизоляции.
Железо
По сути, это первый массовый гибрид компании. Конечно, можно вспомнить McLaren P1 стоимостью от 866 тысяч фунтов стерлингов (около 90 млн рублей).
Давайте начнём с классики — с ДВС. Это алюминиевый V6 3.0 M630 с двойным турбонаддувом. Его мощность составляет 585 л. с., а крутящий момент — 584 Н·м. Но это же гибрид. Проблема таких автомобилей заключается в излишнем весе, который «накидывается» благодаря дополнительному электромотору и батареям.
Но McLaren не зря считается одним из успешнейших спортивных производителей. Электромотор Artura весит всего 15 кг. Он выдаёт незначительные для спорткара 95 л. с. и 225 Н·м крутящего момента. Благодаря нему автомобиль только на электротяге может разгоняться до 130 км/ч. Дальность хода благодаря аккумулятору ёмкостью 7,4 кВт·ч небольшая — всего 30 км. Зато весит батарея немного: 88 кг. Восполнить её заряд на 80 % с помощью кабеля EVSE можно за 2,5 часа.
В итоге гибридная силовая установка выдаёт суммарно 680 л. с. и 720 Н·м крутящего момента. И всё это с приводом на задние колёса. Звучит слегка по-сумасшедшему. Система стабилизации работает в трёх режимах: Standard, Dynamic и в выключенном состоянии. А сама силовая имеет четыре режима работы в порядке передачи мощности на колёса: E-Mode, Comfort, Sport и Track. Есть помощник Variable Drift Control, активируемый при управляемом заносе.
Пока мы подходим к динамике, стоит вспомнить, что McLaren Artura получил восьмиступенчатого «робота» SSG с двумя сцеплениями. У этой коробки нет задней передачи, а назад автомобиль может ехать благодаря электромотору.
Силовая установка вкупе с SSG позволяет разгоняться с нуля до «сотни» ровно за 3 секунды. Если вы и не думаете останавливаться, то скорости в 200 км/ч достигнете уже через 8,3 секунды после старта, а до трёхсот — за 21,5 секунды. Максимальная скорость — 328 км/ч.
Благодаря всем облегчениям сухая масса автомобиля составляет 1395 кг, что всего на 82 кг тяжелее McLaren 570S, а со всеми жидкостями вес «Артуры» превышает 570S лишь на 45 кг.
Во многом такому низкому весу Artura обязан новой модульной платформе MCLA (McLaren Carbon Fibre Lightweight Architecture), которая включает в себя новый углепластиковый монокок весом 82 кг и алюминиевые подрамники по обеим сторонам автомобиля:
Экономия в весе тут прослеживается во многих деталях. Например, новая многорычажная подвеска, используемая на задней оси автомобиля, экономит около 5 кг веса.
Усилитель рулевого управления электрогидравлический. Амортизаторы адаптивные. Стабилизаторы поперечной устойчивости обычные. Сзади используется новая многорычажка, которая экономит до 2,4 кг с каждой стороны по сравнению с предшественниками.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме McLaren
- Официальный сайт McLaren Automotive
- Официальный сайт McLaren Performance Technologies
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Me 323
- Me-109
Смотреть что такое «McLaren» в других словарях:
McLaren F1 LM — McLaren F1 Hersteller: McLaren Cars ltd Produktionszeitraum: 1994–1998 Klasse … Deutsch Wikipedia
McLaren F1 GT — McLaren F1 McLaren F1 Constructeur McLaren Automotive Production totale Toutes versions confondues, 107 exemplaires Classe Supercar … Wikipédia en Français
McLaren F1 LM — McLaren F1 McLaren F1 Constructeur McLaren Automotive Production totale Toutes versions confondues, 107 exemplaires Classe Supercar … Wikipédia en Français
Mclaren f1 — Constructeur McLaren Automotive Production totale Toutes versions confondues, 107 exemplaires Classe Supercar … Wikipédia en Français
McLaren F1 — Hersteller: McLaren Cars ltd Produktionszeitraum: 1993–1997 Klasse … Deutsch Wikipedia
McLaren F1 — Constructeur McLaren Automotive Années de production 1993 1998 Production Toutes versions confondues … Wikipédia en Français
McLaren F1 LM — Manufacturer McLaren Automotive Production 1995 5 produced (plus one prototype) Class Sports car … Wikipedia
McLaren F1 — Fabricante McLaren Empresa matriz McLaren … Wikipedia Español
McLaren M7 — McLaren M7A/B/C/D Категория Формула 1 Конструктор Bruce McLaren Motor Racing Т … Википедия
McLaren M2 — McLaren M2B Der McLaren M2 war ein Formel 1 Rennwagen, gebaut und eingesetzt vom Formel 1 Team McLaren. Der McLaren M2 war in seiner Urform ein Testwagen und gleichzeitig der erste McLaren Einsitzer. Robin Herd entwarf das Fahrzeug 1965 für die… … Deutsch Wikipedia
McLaren F1 LM — Fabricante McLaren Empresa matriz McLaren … Wikipedia Español
Режимы
Их у автомобиля три- Race, Sport, Normal. Для каждого существуют свои настройки подвески, управления, системы контроля и работы мотора.
McLaren P1 — это авто, вызывающие прилив адреналина, которое за максимальной скоростью не гонится, но становится на короткой прямой или в поворотах бесспорным лидером. Количеству использованных в нем технологий позавидует даже космический корабль.
Стартовая цена одного из самых быстрых авто в западных странах и Америке – 1313000 USD , но это не помешало продать в первый же день шесть суперкаров.
Автомобиль с пробегом приобрести в Украине и России несложно ( https://auto.ria.com/car/mclaren ), а вот новый гибрид пока не продается в этих странах.
Хотя купить Макларен П1 — превосходный плод инженерной мысли по карману единицам, ведь в пересчете на рубли его стоимость ориентировочно составляет 52 миллиона .
Под заказ авто доставит в Украину Автосалон «Статус-Авто» ( http://status-auto.ua/mclaren/ ).
Технические особенности McLaren F1
Технические особенности F1 Автомобиль представляет собой настоящее средоточие необычных технических и технологических решений – при огромном двигателе его вес, в зависимости от модификации, колеблется между 1062 и 1138 килограммами, а силуэт предельно низкого кузова обладает характеристиками, которые есть не у всех современных суперкаров. При этом за счет оригинальной компоновки инженерам удалось поместить в нем 3 места вместо традиционных для автомобиля этого класса двух. Кресло водителя расположено посередине, а не с краю, как это принято. Такое положение облегчает посадку в заднюю часть салона, где расположены кресла для двух пассажиров, которые могут выходить через двери на обеих сторонах кузова. При среднемоторной компоновке (и моторном отсеке, занимающем добрую половину кузова) необычная структура расстановки кресел позволила разработчикам не ломать голову над тем, как обеспечить пассажирам место для ног – оно нашлось по обеим сторонам водительского кресла. Дабы обеспечить сидящим сзади пассажирам комфортабельные условия и защитить их от пышущего жаром двигателя было также найдено оригинальное решение – передняя стенка моторного отсека (за спиной у пассажиров) обклеена листовым золотом, обладающим выдающейся способностью отражать инфракрасные лучи. В каждом автомобиле использовано приблизительно 16 граммов золота – так мало весят тончайшие золотые листки.С первого взгляда понятно, что автомобиль представляет собой не что иное, как спорт-прототип, предназначенный для состязаний, и все же инженерам удалось найти возможность сделать из него относительно комфортабельный автомобиль, подходящий для ежедневного использования.
McLaren F1
Гордон Мюррей настаивал на том, что двигатель для суперкара обязательно должен быть атмосферным, так как предполагалось, что автомобиль будет использоваться для езды по городу, а значит, он должен быть надежным. Турбины позволяют использовать имеющийся объем двигателя по максимуму, но они усложняют конструкцию и делают автомобиль более «капризным». В результате Паулю Роше из BMW-Motorsport удалось усовершенствовать двигатель V12, увеличив объём до 6,1 литров, «снять» с него аж 627 л.с. Эта мощность на 16% превышала проектные требования Мюррея, а мотор при массе в 266 кг оказался всего на 16 килограмм тяжелее ожидаемого.
McLaren F1
McLaren F1 была первой серийной машиной в кузове, полностью сделанном из карбона с усилителями в местах крепления панелей, сделанными из алюминиево-магниевого сплава. Эта конструкция до появления F1 была свойственна разве что малой авиации и спортивным болидам, предназначенным только для трека. Исключение составляет только моторный отсек – температура, возникающая в нем в моменты работы двигателя на полную мощность, оказывала бы на карбон разрушительное действие. Для охлаждения отсека в крыше над головой водителя предусмотрен воздухозаборник, направленный раструбом вперед. При невероятно низком кузове двери сделаны в стиле «крылья бабочки» (известном у нас как «ламбо-двери»), облегчающие посадку в автомобиль.
Шестиступенчатая механическая коробка передач была разработана специально для McLaren F1. Корпус коробки первоначально был сделан из стали, в дальнейшем, в модификации GTR его заменили на алюминиевый в целях дальнейшего снижения массы автомобиля. Из алюминиевого сплава сделан и маховик двигателя, чей вес и размеры так же тщательно просчитаны для обеспечения передачи крутящего момента.
«Макларен» потратил пять лет впустую: сперва не верил в успех с «Мерседесом», а теперь снова купил у них моторы
Зря мучился с «Хондой».
Перед Гран-при России «Макларен» взорвал «Формулу-1» сенсационным сообщением: контракт на поставку моторов «Рено» не продлят после 2020-го. В эру нового регламента легендарная английская команда войдет бок о бок с «Мерседесом». Французы остались одни – от них ушел последний клиент.
Вряд ли кто-то всерьез ждал подобного поворота: немецкий мотор уже не считается самым эффективным (лидерство перехватили в «Феррари»), а после сентябрьских обновлений его не назвать и самым надежным – установки отказывали и на машинах клиентов («Уильямса» и «Рейсинг Пойнт»), и на заводском болиде Валттери Боттаса.
Обновления «Рено» же в свою очередь улучшили надежность (силовые установки уже месяц не ломались), а четвертое и пятое места заводской команды в Италии доказало и вполне приемлемую мощность.
Также «Макларен» вряд ли опасался не получать свежие и улучшенные агрегаты от французов, поскольку по современному регламенту «Формулы-1» моторист обязан снабжать всех клиентов той же техникой, что и собственную заводскую команду.
«Можно проверить на телеметрии – из нее абсолютно ясно, что в болидах «Мерседеса» стоит то же самое, что и в «Уильямсе» и «Рейсинг Пойнт», – уточнил босс всего «Макларена» Зак Браун.
Так почему же тогда англичане пошли на столь неоднозначный шаг?
В «Рено» хотели слишком тесного сотрудничества, невыгодного «Макларену»
В современной «Формуле-1» есть три способа построения команды: создать коллектив при заводской поддержке (не обязательно под брендом автомобильной компании – «Ред Булл» сейчас вполне существует в содружестве с «Хондой»), организовать полноценный конструкторский штаб с закупкой двигателей у производителей и стать сателлитом гиганта вроде «Феррари» или «Мерседеса» (путь «Хааса» и «Альфа Ромео»).
У каждого варианта свои плюсы и минусы: к примеру, у заводской команды большой бюджет, но и огромная ответственность – над неудачами будет потешаться буквально весь мир. Тем не менее, из-за огромных финансовых возможностей обычным гоночным командам трудно конкурировать с заводскими: если у вторых все получается, то первые почти без шансов проигрывают, если не могут тратить сравнимые суммы. С сателлитами все проще: на участие нужны совсем небольшие суммы (по меркам «Ф-1», естественно), но любое попадание даже в топ-5 должно встречаться с овациями, оркестром и торжественным фуршетом.
«Макларен» в данный момент находится на позиции самой сильной и перспективной гоночной команды: англичане бодро идут на четвертое место в Кубке конструкторов (а ведь в топ-4 они не появлялись с 2012-го). «Рено» же после четвертого года неудач подряд превратилась в главное посмешище «Формулы-1»: только французы изо всех производителей бодро рапортуют о превышении мощности в 1000 л.с. и потом сразу же ловят кучу насмешек от конкурентов в стиле «какое же у них тогда шасси!».
Судя по всему, машина и правда не очень: только в Италии желто-черный болид побил рекорд последних трех лет по лучшей позиции (четвертое место) – и то в основном благодаря сходу одного из «Макларенов» и очередному развороту Себастьяна Феттеля. Мечты о подиумах явно останутся только фантазиями вплоть до 2021-го.
В таких условиях инженеры из «Рено» попробовали ускорить прогресс максимально паразитическим способом – объединиться с главным на данный момент конкурентом.
«Мы планировали вывести сотрудничество на стратегический уровень, и, наверное, это не то, чего хотел «Макларен» на данном этапе, – объяснил босс французов Сириль Абитебуль после объявления о завершении контракта. – Им было нужно простое и понятное взаимодействие с поставщиком моторов. Мы же хотели партнерства, в рамках которого мы сотрудничали бы по части деталей, интеграции двигателя, сборки шасси. Думаю, мы были сильны вместе, и, конечно, станем слабее, чем могли бы быть. Для нас ключевая задача не сражаться друг с другом, а сократить отставание от топ-команд».
Инсайдеры Autosport уточнили слова Абитебуля, совершенно развернув их значение: по их данным, «Рено» даже предлагала «Макларену» разработать одну коробку передач на две машины. Фактически это означало бы превращение некогда легендарной команды с 8 Кубками конструкторов в сателлита вроде «Феррари»-«Хааса» или «Ред Булл»-«Торо Россо». Формально англичанам обещали равноправные партнерские отношения, но всем понятно: «Рено» помощь конкурентов нужна намного больше. Шасси «Макларена» переиграло французское практически на всех Гран-при, и инженеры из Уокинга не раз демонстрировали понимание, как и куда его развивать – желто-черным завистникам остается только чесать свой бюджет и высылать интересные предложения.
Естественно, обоим сторонам стало ясно: продолжение сотрудничества не имеет смысла. И у «оранжевых» не было альтернативных вариантов, кроме «Мерседеса»: «Хонда» бы только посмеялась над просьбой вернуться, а с «Феррари» Уокинг не сработался бы из-за острого противостояния на рынке дорожных суперкаров (по крайней мере, Браун в этом уверен).
На самом деле, временность альянса с «Рено» читалась еще в 2017-м при подписании контракта: тогда «Мерседес» отказался снабжать моторами потенциального конкурента, и «Макларену» тоже пришлось выбирать единственный доступный вариант. Практически никто не сомневался, что в 2021-м с новым регламентом англичане найдут нового поставщика – правда, для этой роли ждали нового автопроизводителя. Однако после закрепления действующих правил для силовых установок до 2024 года стало ясно: лучшего варианта не будет.
«Макларен» уже сотрудничал с «Мерседесом» 18 лет и ушел из-за неверия в продолжения побед
Альянс двух компаний начался в 1995-м после катастрофического сезона с «Пежо». Немцам потребовалось два сезона, чтобы нормально интегрироваться в процесс – все изменилось только в 1997-м. Именно тогда «Макларен» подписал эпохальный контракт с West, представил легендарную серебряную ливрею и выиграл первую гонку новой эры.
Уже в следующем сезоне Мика Хаккинен зарубился с Михаэлем Шумахером за титул и дважды подряд оказался сильнее – именно так большинство фанатов «Формулы-1» и запомнило серебристый «Макларен-Мерседес».
Потом были эпохи быстрых, но ненадежных машин для Кими Райкконена, эпичная битва Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо, завоевание чемпионского титула на последних километрах в 2008-м и бесконечная война с «Феррари» и «Ред Булл» в начале 2010-х.
Всего за 18 лет альянс собрал 77 побед в Гран-при, 3 первых места в общем зачете и один Кубок конструкторов.
Почему успешный дуэт развалился? «Мерседес» впечатлился перфомансом «Брауна» с немецкими моторами в 2009-м (команда должна была исчезнуть из-за отсутствия бюджета и спонсоров, но выиграла титул) и решил войти в чемпионат с командой под собственным брендом. «Макларен» отказался продаваться и переименовываться (до этого штутгартцам принадлежали 40 процентов акций), а потому будущий доминатор выкупил как раз «Браун».
Боссам англичан (Рону Деннису и Мартину Уитмаршу) стало ясно: титул в прямой конкуренции с производителем моторов не выиграть. Они занялись поисками альтернативы для возвращения заводского статуса и в 2013-м подписали контракт с «Хондой» (со стартом в 2015-м).
«По моему мнению, разделяемому многими в нашей организации, невозможно победить без лучших двигателей от любого поставщика, – объяснил Деннис в 2014-м после начала гибридной турбоэры. – Сила современного мотора – не только в чистой мощности, но и в способах накопления энергии. В методах рекуперации и накапливания энергии. И если нет контроля над процессами – полного контроля, включая доступ к исходному коду программного обеспечения – не будет возможности стабилизировать машину в поворотах, что приведет к потере времени на круге».
В «Мерседесе», наверное, со смехом вспомнили эти слова.
«Макларен» рискует застрять в середняках
Между двумя контрактами с немцами англичане в основном мучились, а не соревновались: «Хонда» долго не могла подстроиться под требования инженерного штаба, проектирующего шасси. Бесконечные сходы, отказы, поломки и слабая мощность откровенно надоели флагману уокингцев Фернандо Алонсо – он постоянно при каждом удобном случае унижал японцев в радиопереговорах и интервью. В итоге через три года сотрудничество просто развалилось, и «Макларен» вновь остался без заводского статуса, потеряв целую кучу денег.
По сути в этом исходе виноваты только англичане: они загнали «Хонду» в жесткие рамки при разработке моторов, требовали мгновенного результата (чего в автоспорте не бывает примерно никогда) и публично хвалили только собственное шасси («лучшее в пелотоне» (с). Неудивительно, что отношения между партнерами просто выгорели раньше предполагаемого прорыва.
С «Рено» лучше сразу не стало: за годы барахтаний на дне «Макларен» обнаружил полную потерю компетенции в разработке эффективных машин, разлад в персонале на базе, устаревшую аэротрубу (данные из нее не совпадали с симулятором и расходились с телеметрией из трековых заездов) и неумение вести борьбу. Даже быстрые пит-стопы ушли в прошлое – пришлось падать в перестройку. И первые ее плоды заметны только сейчас – чуть больше, чем через год после фигурального признания в стиле «Мы в дерьме».
А ведь если представить, что шасси «Макларена» взаправду были лучшими в пелотоне все это время, то с мотором «Мерседеса» англичане явно могли бы включиться в борьбу за подиумы с 2015 по 2018 годы: за это время в топ-3 6 раз побывал «Уильямс» (с топорной машиной, заточенной под скорость на прямых) и 4 раза – малобюджетный середняк «Форс-Индия». Оранжевая машина показала бы себя точно не хуже и запросто могла бы забрать этот десяток подиумов.
Теперь же ситуация совсем другая: «Большая тройка» оторвалась от середняков примерно на секунду с круга. «Макларен» также отстал от бывших конкурентов по борьбе за титулы – а сокращать такие заделы в «Ф-1» непросто даже с заводскими бюджетами (доказано «Рено»). Более того, вплоть до 2024 года «оранжевым» придется справляться исключительно с ограниченными ресурсами, поскольку новых производителей в чемпионате не будет. Возможно, уокингцам и правда поможет смена регламента и грядущий потолок бюджетов, но в предыдущие годы у них не все выходило и с финансовой помощью «Хонды». Предсказать же результат перестройки заранее не может никто – пять потерянных лет в 2010-х могут убить перспективы на добрую половину следующего десятилетия.
Фанатам «Макларена» остается только одна надежда – в ребилд имени Зайдля и его уверенность в своих действиях. Пока бывший босс «Порше» в LMP1 влиял на организацию команды исключительно благотворно – возможно, он и тут не ошибся.