Тренды авторынка: «Дилеров предупредили — автомобилей в достаточном количестве не будет»
Содержание
- 1 Тренды авторынка: «Дилеров предупредили — автомобилей в достаточном количестве не будет»
- 1.1 Тренды авторынка: «Дилеров предупредили — автомобилей в достаточном количестве не будет»
- 1.2 Статистика продаж автомобилей в России за январь 2021 года
- 1.3 Какие марки были наиболее востребованы у потребителей в апреле?
- 1.3.1 Продажи автомобилей Suzuki в России в январе-августе увеличились на 20% — до 3,4 тыс. машин
- 1.3.2 Корпоративные продажи автомобилей Kia в России в августе выросли на 69% — почти до 2,5 тыс. машин
- 1.3.3 Продажи новых автомобилей китайских марок в России в январе-августе выросли на 16% — до 22 тыс. машин
- 1.3.4 Объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России в августе вырос на 2,7% — до 493,4 тыс. машин
- 1.4 Российский рынок грузовых автомобилей пережить 2020-й
- 1.4.1 По итогам 2019 года продажи новых грузовиков в России сократились на 2%. Всплеск продаж в самом конце года не изменил негативную динамику. Для автопроизводителей ситуация на рынке не стала сюрпризом — причины роста продаж в течение последних трёх лет утеряли актуальность, а новых стимулов не появилось. Но будущее совсем не безнадёжно.
- 1.4.2 Прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5% к показателям 2019 года
- 1.4.3 Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%
- 1.5 Самые продаваемые иномарки в России в 2021 году на вторичном рынке
- 1.6 Борьба за лидерство
- 1.7 Какие автомобили подорожали в 2021 году и почему
- 1.8 до 2 000 000 руб.
Тренды авторынка: «Дилеров предупредили — автомобилей в достаточном количестве не будет»
Эксперты предвещают новый дефицит машин и, как следствие, рост цен
Прирост объемов продаж автомобилей в России по итогам четырех месяцев 2021 года измеряется десятками процентов, а по отдельным маркам и сотнями. Однако не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Дилеры по прежнему испытывают дефицит машин, а высокие показатели — результат восстановления поставок на фоне обвала прошлого пандемийного года. Об этом и перспективах автомобильного рынка — в обзоре «Реального времени».
Статистика продаж автомобилей в России за январь 2021 года
Количество проданных автомобилей в январе составили 95 213 штук, что на 4,2% (4 156 штук) меньше чем в январе 2020 года. По количеству продаж как всегда лидирует Lada, второе место Киа (KIA), третье место Hyundai.
Ежемесячные данные не включают статистику продаж BMW и Mercedes-Benz Rus, в связи с решением BMW Group и Mercedes-Benz AG изменить периодичность публикации данных о продажах с ежемесячной на ежеквартальную. Смотрите ежеквартальную статистику снизу после статистике по месяцам.
ТОП – 25 самых продаваемых автомобиля за январь 2021 года в России
Какие марки были наиболее востребованы у потребителей в апреле?
Картинка, примерно, та же самая, однако, несложно заметить, что непосредственно в апреле серьезный рывок сделали корейские автопроизводители KIA и Hyundai, тем роста которых был наибольшим в группе лидеров – 341% и 534% соответственно. Этот рост, в том числе, способствовал увеличению доли в объеме продаж. Причем настолько, что доля практически всех остальных производителей снизились.
Продажи автомобилей Nissan в России в январе-августе 2018 г. выросли на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., составив 50 тыс. 106 машин. Об этом сообщили в пресс-службе аналитического агентства “ Автостат ” .
«По итогам восьми месяцев 2018 г. в России было продано 50 тыс. 106 автомобилей Nissan, что на 7% превышает показатель за аналогичный период прошлого года» , — говорится в сообщении.
Уточняется, что в августе 2018 г. было продано 7 тыс. 108 автомобилей. Это на 21% больше, чем в аналогичный период в 2017 г. По продажам всех автопроизводителей в России Nissan занял седьмое место.
«Бестселлером Nissan на российском рынке в августе стал внедорожник Nissan X-Trail, чьи продажи увеличились на 42% до 2 тыс. 124 штук. Второе место по количеству продаж занял кроссовер Nissan Qashqai — 2 тыс. 110 автомобилей, что на 23% больше, чем в 2017 г.» , — отметили в пресс-службе.
Продажи автомобилей Suzuki в России в январе-августе увеличились на 20% — до 3,4 тыс. машин
«Российские дилеры Suzuki в августе реализовали 540 автомобилей — на 18% больше, чем годом ранее. По итогам восьми месяцев 2018 г. продажи Suzuki в нашей стране составили 3 тыс. 430 машин, что на 20% выше показателя за аналогичный период прошлого года» , — говорится в сообщении.
Как уточнили в пресс-службе «Сузуки Мотор Рус», бестселлером Suzuki в августе стал компактный кроссовер Vitara с показателем 399 проданных автомобилей. Реализация кроссовера Suzuki SX4 составила 116 единиц. По итогам восьми месяцев 2018 г. компактный рамный внедорожник Jimny показал рост спроса на 127% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Корпоративные продажи автомобилей Kia в России в августе выросли на 69% — почти до 2,5 тыс. машин
Корпоративные продажи автомобилей Kia в России в августе 2018 г. выросли на 69% и составили почти 2,5 тыс. машин. Об этом сообщает аналитическое агентство “ Автостат ” .
«Корпоративные продажи Kia в августе выросли на 69% и составили 2 тыс. 494 автомобиля. Доля корпоративных сделок в прошлом месяце возросла до 13,2% от общего объема продаж автомобилей Kia в России» , — говорится в сообщении.
Отмечается, что за восемь месяцев 2018 г. корпоративным клиентам было реализовано 18 тыс. 822 машины. Всего в августе российские дилеры Kia реализовали 18 тыс. 857 автомобилей, что на 25,3% больше по сравнению с прошлым годом. . . . . . 575 автомобилей Kia, что на 27,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате Kia удерживает лидерство среди всех представленных в России иностранных автомобильных брендов.
Продажи новых автомобилей китайских марок в России в январе-августе выросли на 16% — до 22 тыс. машин
Продажи новых автомобилей китайских марок в России в январе-августе 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 16% — до 22 тыс. машин, сообщили в пресс-службе аналитического агентства “ Автостат ” .
«Согласно оценке аналитического агентства “ Автостат ” , в августе 2018 г. продажи китайских автомобилей на территории РФ составили 3 тыс. 24 единицы, что на 10,3% больше, чем год назад. За восемь месяцев 2018 г. реализация новых китайских автомобилей составила 22 тыс. 54 единицы, что на 16% больше, чем в январе-августе прошлого года» , — говорится в сообщении.
Уточняется, что самой популярной маркой здесь остается Lifan — в августе 2018 г. обладателями таких машин стали 1 тыс. 250 россиян, что на 11% меньше, чем в августе 2017 г. На второй позиции располагается Chery, продажи которого тоже упали на 27%, до 416 единиц. На третье место поднялся Geely, автомобили которого в августе разошлись тиражом в 306 автомобилей (рост на 51%).
«Наибольшую динамику (на 229%) в этом рейтинге показал Zotye, расположившийся на четвертой позиции — за месяц реализация машин этого бренда составила 293 экземпляра. Замыкает пятерку лидеров Changan, результат которого составил 252 проданных автомобиля (рост на 142%). Продажи автомобилей других китайских марок в последний месяц лета выглядят следующим образом: Haval (211 штук; рост на 32%); FAW (122 штук; рост на 65%); DFM (118 штук; рост на 82%); Foton (46 штук; снижение на 62%), Brilliance (15 штук) и HTM/Hawtai (15 штук; рост на 150%)» , — добавили в пресс-службе.
Объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России в августе вырос на 2,7% — до 493,4 тыс. машин
Объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России в августе 2018 г. по сравнению с августом прошлого года вырос на 2,7% и составил 493,4 тыс. машин, сообщили в пресс-службе аналитического агентства “ Автостат ” .
«Согласно данным аналитического агентства “ Автостат ” , в августе 2018 г. объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 493,4 тыс. единиц, что на 2,7% выше результата годичной давности. Лидером этого рынка традиционно является отечественная марка Lada, на долю которой в прошлом месяце пришлось более четверти от общего объема. В количественном выражении это составляет 125,5 тыс. штук — на 2,8% меньше, чем в августе 2017 г.» , — говорится в сообщении.
Уточняется, что также лучшей среди иномарок является японская Toyota, чей показатель в августе 2018 г. достиг 54,6 тыс. экземпляров, что на 2,9% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Замыкает тройку лидеров другой японский бренд — Nissan с реализованными 28 тыс. машинами (рост на 7,1%).
«Среди моделей лидерство сохраняет хэтчбек Lada 2114, объем вторичного рынка которого в последний летний месяц 2018 г. составил 13,4 тыс. единиц — на 4,6% меньше, чем годом ранее. Вторую позицию в модельном рейтинге снова занял Ford Focus (12,7 тыс. штук; рост на 5,4%), который в очередной раз стал лучшим среди иномарок с пробегом. На третьей строчке остался седан Lada 2107 (11,3 тыс. штук; снижение на 9,1%)» , — отметили в пресс-службе.
Как отмечают эксперты аналитического агентства “ Автостат ” , по итогам восьми месяцев 2018 г. объем вторичного рынка легковых автомобилей достиг 3,5 млн единиц. Это на 2,2% больше, чем в январе-августе 2017 г.
Российский рынок грузовых автомобилей пережить 2020-й
По итогам 2019 года продажи новых грузовиков в России сократились на 2%. Всплеск продаж в самом конце года не изменил негативную динамику. Для автопроизводителей ситуация на рынке не стала сюрпризом — причины роста продаж в течение последних трёх лет утеряли актуальность, а новых стимулов не появилось. Но будущее совсем не безнадёжно.
В 2019 году объём продаж грузовых автомобилей достиг 87 тыс. ед., что на 2% меньше, чем годом ранее. При этом сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV) остался примерно на уровне 2018 года. На рынке LCV доминирует «Группа ГАЗ», с показателем продаж 50,7 тыс. ед., что на 3% больше, чем годом ранее. УАЗ реализовал 17,4 тыс. ед., на 3,5% меньше, чем в 2018 году.
Ford продемонстрировал, как можно достигать прогресса на общем депрессивном фоне, нарастив продажи на 13%, до 12 тыс. автомобилей. На 3,5% выросли продажи Lada, до 11,1 тыс. ед. и Volkswagen, до 5,7 тыс. ед.
В сегменте тяжёлых грузовых автомобилей выросли на 7,3% продажи автомобилей КамАЗ, до 27,6 тыс. ед., а в сегменте магистральных грузовиков, за счёт новых моделей, рост продаж КамАЗ составил более 8%, до 4 тыс. ед. В то же время сократились продажи Volvo на 11%, Scania на 16%, до 5,6 тыс. ед., MAN на 1,5% до 5 тыс. ед.
Больше всего грузовиков было продано в Москве, 9,8 тыс. ед., что на 2,3% меньше, чем годом ранее. В Татарстане продажи грузовых автомобилей сократились больше, чем на 13%, до 4 тыс. ед. На 11%, до 3,5 тыс. ед. уменьшились продажи грузовиков в СанктПетербурге. Зато на 13% увеличились продажи в ХантыМансийске, до 3,7 тыс. ед.
Бренды и модели
Наиболее востребованной моделью КамАЗа в 2019 году был КамАЗ43118, продажи которого выросли больше, чем на 4% до 6,8 тыс. ед. Это наиболее продаваемый в России грузовой автомобиль. Основу продаж «Группы ГАЗ» в рассматриваемое время составляли машины «Газон NEXT», объём реализации которых составил 6,5 тыс. ед, что на 6,5% больше, чем в 2018 году.
Продажи флагманской модели Volvo FH сократились на 22%, но это всё равно самый покупаемый грузовик бренда, с показателем продаж в 2019 году 2,8 тыс. ед. Наиболее востребованным грузовиком Scania был седельный тягач серии R, объём продаж которого достиг 1,8 тыс. ед., что на 25% меньше, чем в 2018 году.
При этом выросли продажи грузовиков 8х4 серии Р, на 13,5%, до 582 ед., — но сокращения продаж в целом это не компенсировало.
Высокие темпы продаж показали 40тонные 6х6 грузовики MAN TGS, +50%, но это всего 340 ед., в то время как реализация популярных седельных тягачей MAN TGX сократились на 7,5%, до 2139 ед., что и определило снижение продаж бренда в целом.
Кстати, существенно сократились продажи грузовиков МАЗ в России, на 10,5%, до 3800 ед., при том, что выросли продажи МАЗ5340 на 43%, до 574 ед. и МАЗ6731 «Купава» на 46,5%, до 482 ед. Isuzu с положительным приростом менее 1% продавал модели NQR, в количестве 1,1 тыс. ед., зато обрушились продажи NPR, на 37%, до 1 тыс. ед.
Уральский автозавод показал рост продаж на 4,5%, до 2766 ед., за счёт того, что пользовалась неплохим спросом наиболее популярная модель бренда, Урал4320 (+2,5%, до 1556 ед.). Сильно выросли продажи Урал43206, на 97%, но это всего 145 ед. Продажи DAF сократились на 6%, до 2554 ед., так как упали продажи наиболее популярного DAF XF105 FT. Также нужно отметить положительные результаты 2019 года .
Renault Trucks, чьи продажи выросли на 25%, до 1182 ед. и китайского бренда SHAANXI, с ростом продаж 90%, 1378 ед. Сильно упали продажи довольно заметных на российском рынке Hyundai, на 18%, до 1502 ед.; HINO, — на 32%, до 1165 ед.; FUSO, — на 40%, до 604 ед.
Бу тоже в цене
Что касается динамики продаж грузовых автомобилей с пробегом, то в 2019 году этот сегмент рынка немного вырос, на 1,4%, до 270,2 тыс. ед., по данным АА «Автостат». На грузовики КамАЗ пришлось более 26% этого рынка, с показателями продаж более 71 тыс. ед., что почти на 5% больше, чем в 2018 году. Автомобилей ГАЗ с пробегом было продано более 26 тыс. ед., что на 1,5% меньше, чем годом ранее.
В сегменте подержанных машин сильные позиции удерживает МАЗ, хотя в 2019 году его продажи сократились, но это всё равно довольно много, более 20 тыс. ед. До сих пор успешно продаются автомобили ЗиЛ, что, наверное, можно уже рассматривать как феномен отечественного грузового рынка.
Рост продаж автомобилей этой марки составил более 13% и достиг 16,5 тыс. ед. Тот же Volvo уступает конкуренту из советского прошлого, его продажи сократились примерно на 1%, до 15,2 тыс. ед. Москва и Московская область — регионы с самыми высокими показателями продаж грузовиков с пробегом.
Прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5% к показателям 2019 года
Очевидные причины
Снижение продаж грузовых автомобилей в 2019 году определяется сокращением спроса, которое произошло по многим причинам, среди которых:
• отсутствие достаточной поддержки со стороны государства;
• продолжение действия санкций, некоторые санкции были ужесточены;
• колебание цены на нефть с фиксацией на более низких ценах;
• колебание курса валют к рублю со значительными периодами ослабления рубля;
• рост НДС до 20% в начале 2019 года;
• сокращение объёмов и темпов роста малого бизнеса;
• вынужденный рост стоимости автокомпонентов и автомобилей.
Внесли свой вклад высокие ставки по кредитам, бегство инвестиций с российского рынка, спад инвестиционной активности отечественного бизнеса, продолжающееся падение платёжеспособности потребителей. Кроме естественной необходимости обновления автопарка в 2019 году практически не было причин для роста рынка грузовых автомобилей.
Но в декабре продажи грузовиков подскочили на 8,7%, продажи LCV — на 7,1%, но тоже не от хорошей жизни, а изза того, что государство анонсировало увеличение утилизационного сбора с января 2020 г.
Потребители поспешили купить грузовики до повышения цен и оказались правы, утильсбор вырос:
• на новые грузовики массой до 2,5 тонн на 25,3%;
• от 3,5 до 5 тонн на 5,3%;
• от 8 до 12 тонн на 15%;
• от 12 до 20 тонн на 18,6%;
• от 20 до 50 тонн на 21,5%.
Базовая ставка утилизационного сбора для грузовиков и автобусов составляет 15 тысяч рублей. Разумеется, автопроизводители вынуждены будут компенсировать пошлины повышением стоимости машин.
Хорошее начало
Повышение утильсбора не сразу повлияло на цены автомобилей, потребители по инерции продолжали покупать, и в январе 2020 года рынок грузовых автомобилей продемонстрировал положительную динамику. По данным АА «Автостат», рост продаж по сравнению с показателями января 2019 года составил 18,6% до 6,1 тыс. ед.
Объём продаж автомобилей КамАЗ составил 1925 ед., что на 3,3% больше, чем годом раньше. Продажи «Группы ГАЗ» выросли на 18%, до 615 ед., резко нарастили продажи Volvo, почти на 70%, до 494 ед., MAN (412 ед.; +42,6%), MercedesBenz (369 ед.; +60,4%). Положительная динамика была характерна для большинства брендов коммерческого автотранспорта.
Продажи подержанных грузовиков тоже выросли, более чем на 16%, до 17191 ед. Больше всего было продано автомобилей КамАЗ, 4725 ед., что на 18% больше, чем в январе 2019 года. Существенно выросли продажи грузовых автомобилей Volvo, на 18%, до 1,04 тыс. ед. и Scania, на 35%, до 1, 03 ед.
Объём продаж «Группы ГАЗ» вырос незначительно, на 2%, до 1,8 тыс. ед. Однако прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5%, но уже к показателям 2019 года.
Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%
Светлое старое будущее
По данным АА «Автостат», устаревший грузовой автопарк в России насчитывает почти 4 млн ед. При этом грузовиков, соответствующих устаревшему стандарту Евро3, около 1 млн ед. Грузовиков, которые не соответствуют даже стандарту Евро2 в России около 60%.
Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%. Практически, национальный грузовой автопарк представляет собой настоящий автохлам и эту проблему уже нельзя игнорировать, так как она угрожает экологии, экономике и, в конечном итоге, безопасности граждан. И, кроме того, это отличный повод ввести новый налог, чтобы пополнить казну.
Министерство промышленности и торговли России предложило Министерству транспорта увеличить с 2021 года базовую ставку транспортного налога на коммерческие автомобили Евро3 и ниже. А глава комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев предложил вообще запретить коммерческие автомобили с классом Евро0 и Евро1. Запрет, конечно, неосуществим, таких машин очень много. Но налог вполне могут ввести, и скорее всего введут, и под его действие попадут примерно 80% грузовых автомобилей.
Выиграть от этого может не только госбюджет, но и автопроизводители. Несколько лет назад благодаря программе утилизации автохлама автопроизводители смогли существенно нарастить объём производства и продаж. В случае с грузовым автохламом потребители будут считать, что обойдётся дешевле — платить налог на «зилок» тридцатилетней давности или купить новый грузовик.
Позднее глава ведомства Денис Мантуров пояснил, что предложенное Минпромторгом повышение ставок транспортного налога для автомобилей экологического класса Евро3 и ниже не коснется владельцев личных автомобилей. Таким образом, за модернизацию автопарка заплатят юридические лица.
Возможно, это вызовет какоето небольшое возмущение, так как основные потребители старых грузовиков это малый и средний бизнес, который экономит за счёт старых машин. Но ведь приняли в России и дорожный сбор и даже повышение пенсионного возраста, без особых эксцессов. Тем более, что в случае с автохламом хоть какаято польза есть всем. КамАЗ, «Группа ГАЗ» и «Соллерс» практически поддержали инициативу Минпромторга.
Если налог будет введён, это и будет та самая государственная поддержка автопрому, которую постоянно требуют автопроизводители. Это такая поддержка, о которой можно только мечтать в кризис, благодаря ей можно загрузить мощности всех заводов выпускающих грузовики и надолго.
Поскольку налог планируется ввести с 2021 года, то автопроизводителям нужно продержаться 2020 год, а дальше будет лучше. Предположительно.
Самые продаваемые иномарки в России в 2021 году на вторичном рынке
- Первую строчку в топе наиболее востребованных на вторичном авторынке иномарок по итогам первой половины 2021 года занимает Ford Focus. Средняя цена автомобилей этой модели выросла по сравнению с концом прошлого года на 5,7% и составляет 307 тыс. рублей.
- Вторая позиция в рейтинге — у красавца Hyundai Solaris со средней ценой 598 999 рублей.
- На третьей позиции рейтинга уверенно расположился Kia Rio. Его средняя стоимость по России 607 000 рублей.
Борьба за лидерство
Представители бизнеса отмечают, что отрасли потребуется еще много времени, чтобы ситуация с поставками полностью пришла в норму. Тройка самых продаваемых автомобилей в апреле 2021 года выглядит так: Lada Granta – 14 050, Lada Vesta – 11 178 и Kia Rio – 6996 машин.
Hyundai Solaris потерял одну позицию относительно результата марта и оказался на седьмом месте (5163 штуки). Недавно обновившаяся Toyota Camry обогнала своего главного конкурента Kia K5, поднявшись на девять пунктов и заняв 13-ю строчку. Впервые в топ-25 появился обновленный Hyundai Santa Fe. Nissan Qashqai и X-Trail, наоборот, исчезли из списка бестселлеров в апреле.
«Четверо крупнейших локальных производителей демонстрируют особенно высокий результат по сравнению с прошлым годом, когда они больше всего пострадали в результате локдауна. Совокупный объем продаж за первые четыре месяца 2021 года составил 515 934 автомобиля, что, как и ожидалось, на 24,3% выше, чем в 2020 году, но на 4,5% ниже, чем в тот же период 2019 года», – отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По его словам, достигнутые в этом году продажи подтверждают прогноз о росте рынка к концу года на 2,1%. В то же время он отметил, что комитет автопроизводителей сможет скорректировать свой прогноз в июле.
«Для дальнейшей̆ стабилизации спроса и бизнеса по-прежнему необходимы меры государственной̆ поддержки», – отметил Томас Штэрцель.
Какие автомобили подорожали в 2021 году и почему
Каждый год в январе среднестатический владелец впадает в ностальгию и жалеет, что не прикупил себе новенький Volkswagen Passat в те времена, когда он стоил чуть больше миллиона рублей. Трудно представить, да? Цены на машины индексируются в течение всего года, однако начало — время самого масштабного и массового пересмотра прайс-листов. 2021-й, разумеется, не стал исключением, тем более что в этот раз играет много нестандартных факторов, которые сформировала пандемия. Рассказываем, насколько уже подорожали новые и подержанные автомобили популярных моделей, а также как изменятся цены в наступившем году.
Спойлер: цены на новые автомобили в 2021 году вырастут ещё на 10–15%.
Очередное подорожание эксперты связывают сразу с несколькими причинами — среди них и девальвация рубля, и связанные с пандемией запреты, и планы правительства по повышению утилизационного сбора на 25%, а также традиционная корректировка в связи с инфляцией и выходом новых, технически более продвинутых и хорошо оснащенных моделей.
Цена нового Volkswagen Passat в 2007 году. Фото drive2.ru
Насколько подорожали новые авто
По данным экспертов, рост стоимости начнётся уже в январе. В среднем цены повысятся на 2–3%, но некоторые модели авто могут подорожать на 10% и более. По подсчётам аналитиков портала «Авто.ру», в прошлом году больше всего цены выросли на новые автомобили следующих марок:
- Авто Mercedes-Benz подорожали в среднем на 25,2%. Рекорд за внедорожником Mercedes-Benz G-класса в версии G 350 d — за год стоимость автомобиля увеличивали шесть раз, теперь машина стоит почти в полтора раза дороже: 11 130 000 вместо 7 570 000 рублей;
- Jeep — на 17,1%. Один из кроссоверов бренда — Jeep Compass — стал дороже почти на 500 тыс. рублей, или 21,9%, теперь он стоит 2 619 000 рублей;
- Nissan — на 17%. Средняя цена популярной модели Nissan Qashqai, предлагавшейся в начале прошлого года по 1 250 000 рублей, в течение 2020 г. повышалась четыре раза и увеличилась на 163 000 рублей, или 13%, — цена машины на сегодня составляет 1 413 000 рублей;
- BMW — на 16,7%. Больше всего подорожала BMW M2 Competition — за год стоимость машины изменилась почти на 25%, или 1 260 000 рублей, теперь авто стоит 6 160 000 вместо 4 900 000 рублей;
- Changan — на 15,5%. Кроссовер CS73 в среднем подорожал на 100 тыс. рублей, или 6,6%, за год стоимость модели изменилась с 1 500 000 на 1 600 000 рублей;
- Cadillac — на 12,7%. Escalade подорожал в среднем на 630 тыс. рублей, или 10,4%, цена машина за год изменилась с 6 006 000 на 6 636 000 рублей;
- Citroen — на 12,4%. Кроссовер C3 Aircross за год стал дороже на 16%, теперь стоимость автомобиля составляет 1 540 000 вместо 1 320 000 рублей;
- Honda — на 12,0%. Цена на кроссовер Honda Pilot за год выросла на 13%, или 402 тыс. рублей. Теперь в базовой комплектации автомобиль обойдётся по меньшей мере в 3 467 000 вместо 3 065 000 рублей;
- Opel — на 11,9%. Grandland X подорожал примерно на 100 тыс. рублей и теперь продаётся по цене 2 069 000 вместо 1 970 000 рублей;
- Suzuki — на 11,0%. Все комплектации внедорожника Jimny стали дороже примерно на 85 тыс. рублей. В базовой комплектации авто обойдётся в 1 539 000 рублей.
Что касается популярных моделей машин, больше других подорожали Kia Ceed (стоимость выросла на 13%), Renault Duster (11,6%), Kia Sportage (10,3%) и Skoda Kodiaq (10,2%). Также 10% прибавили к цене Renault Arkana. Значительно возросли цены и на внедорожник Volkswagen Touareg — за год автомобиль подорожал на 9% или 288 — 495 тыс. рублей.
Тенденция к повышению цен на автомобили продолжится и в 2021 году. Однако, по мнению Романа Слуцкого, генерального директора ГК «Аларм-Моторс», ожидать того, что автомобили сильно подорожают уже в январе или феврале, не стоит. Он отмечает, что цены будут расти постепенно — примерно на 0,5-1% в месяц. Это позволит всем участникам рынка сохранить своё место в потребительской корзине.
Как сильно подорожали автомобили с пробегом
На вторичном рынке ситуация складывается схожим образом. Б/у автомобили в прошлом году стали стоить больше примерно на 10-16%. Больше всего подорожали подержанные автомобили следующих моделей:
- Стоимость Mercedes-Benz E-Класса выросла на 23% и теперь в среднем составляет 1,2 миллиона;
- Toyota Camry подорожала на 12% и стоит 1,1 миллиона;
- В одинаковой степени выросли цены на подержанные Kia Rio и Skoda Octavia — за прошедший год они стали стоить на 11% дороже: 577 и 598 тыс. рублей соответственно;
- Б/у Ford Focus подорожал лишь на 5% и стоит около 372 тыс. рублей;
- Цены на Opel Astra поднялись на 4%, теперь подержанная машина этой марки стоит в среднем 383 тыс. рублей.
Эксперты ожидают, что рост цен продолжится до весны этого года, пока продавцы и производители не отыграют девальвацию рубля в размере 30%. При этом количество «неликвида» в объявлениях о продаже увеличилось, а найти машину с пробегом в хорошем состоянии стало сложней.
Как изменились цены на российские автомобили
Машины российских производителей в большинстве случаев подорожали не так сильно, как иномарки. Например, стоимость Lada Vesta с вариатором, по данным Autonews.ru, за год выросла с 736 до 808 тыс. рублей — разница составила около 10% или 71 тыс. рублей. Цена УАЗ Патриот возросла на 8,5% (69 тыс. рублей) и составила 889 тыс. рублей. Lada 4×4 за год подорожала на 34 тыс. рублей, её стоимость выросла на 6,1%. Lada Granta — на 28 тыс. рублей (6%), а Lada Vesta — на 40 тыс. рублей (6,28%).
На вторичном рынке ситуация более оптимистичная. Некоторые подержанные российские автомобили не только не выросли в цене, но и стали дешевле. Так, например, Lada 2114 теперь стоит на 2% меньше, чем год назад, — 106 тыс. рублей. Схожим образом дела обстоят у б/у «Лады Приоры», которая теперь стоит на 3% дешевле или 209 тыс. рублей.
Что повлияло на рост цен
Пандемия 2020 года и связанные с ней запреты нанесли мощный удар по автобизнесу — в апреле из-за ограничительных мер автосалоны стали недоступны для покупателей. Некоторые дилеры умудрялись отпускать машины через пожарный вход, но на выполнение плана это не слишком повлияло. По данным аналитического агентства «Автостат», всего за шесть месяцев в России стало меньше на 218 автомобильных дилеров. В этом году продавцам предстоит столкнуться с другой, вызванной локдауном, сложностью — рынок ждёт дефицит поставок новых автомобилей из-за сложностей с производством и поставкой компонентов и остановками конвейеров, что обязательно скажется на индексации цен.
Серьёзной проблемой для продавцов стал и обвал рубля из-за кризиса в российской экономике. Изменения валютных курсов непосредственным образом сказались на стоимости автомобилей. Цены будут расти, пока не сравняются с разницей роста курса, произошедшего за год. Таким образом производители будут восстанавливать потери, связанные с девальвацией рубля. Несмотря на это, снижения спроса на новые автомобили в этом году не ожидается. По мнению специалистов, рост продаж на российском рынке составит 3-4%.
Ещё одна причина предстоящего подорожания авто — планы российских властей по повышению утилизационного сбора. Большим сюрпризом для производителей это назвать сложно — сбор увеличивают почти каждый год. На этот раз, по данным Autonews.ru, в крупных концернах ожидают поднятия сбора на 25%. Что ожидаемо, дополнительные расходы бренды будут компенсировать за счёт повышения цен.
По мнению Романа Слуцкого, увеличение сбора повысит цены на чистый импорт и снизит его объёмы продаж. Стоимость машин разных брендов в 2021 году из-за таких изменений вырастет на 1,5-5%. Больше других подорожают импортные автомобили, поскольку господдержку в качестве компенсации получат только бренды с локализованными в России производствами.
Специалисты отмечают, что в первую очередь подорожают машины премиальных сегментов, так как именно они чаще всего импортируются в Россию. Несмотря на то что покупатели таких машин менее чувствительны к колебаниям цены, предстоящие изменения могут привести к исчезновению некоторых импортных моделей с российского рынка, что непременно скажется на всей дилерской сети в стране.
Когда лучше покупать авто
Несмотря на недостаток «хороших предложений» на рынке, стоимость новых и б/у автомобилей в начале 2021 года будет расти. На одном уровне цены зафиксируются лишь после стабилизации экономической ситуации в стране.
По мнению экспертов нашего агентства matador.tech, если покупать машину сейчас, то выбирать лучше среди автомобилей российского производства. Стоимость новых авто сейчас ниже у тех брендов, которые локализовали своё производство в России. Они находятся в более выигрышном положении, чем импортёры, так как менее чувствительны к скачкам валютных курсов и к предстоящему повышению утилизационного сбора. Тем более что на машины с высоким уровнем локализации стоимостью менее 1,5 миллиона рублей действуют скидку по государственной программе утилизации, которая продлена и на 2021 год.
Согласно прогнозу «Открытие Research», ждать стабилизации ситуации на авторынке стоит в 2021-2022 годах после восстановления российской экономики.
до 2 000 000 руб.
В этой категории представлены более мощные и оснащённые автомобили. Они располагают максимумом удобств и функций как для водителя, так и пассажиров.
Hyundai Santa Fe
Это внушительный по размерам и комфортный кроссовер, доступный в трёхрядном исполнении. У него есть несколько конфигураций сидений и кнопка, облегчающая доступ и посадку в третий ряд. Просто нажмите на неё, чтобы откинуть кресла второго ряда и освободить проход.
Также модель оснащена оконными шторками, вентиляцией и подогревом сидений, беспроводной подзарядкой устройств и премиальным звуком.
Минус — чрезмерная тряска при движении по неровностям. Причиной этого являются низкопрофильные колёса и подвеска, оптимизированная для езды по асфальтовому покрытию.
Длина — 4770 мм, ширина — 1890 мм, высота — 1703 мм. Двигатели — дизельный R 2.2 CRDi (200 л. с.), бензиновые Theta-II 2.4 GDI (188 л. с.) и Lambda-II 3.5 MPI (249 л. с.). Коробка передач — автоматическая, привод — полный.
В самой скромной комплектации кроссовер Hyundai Santa Fe обойдётся в 2 149 000 руб.
Volkswagen Teramont
Это яркий кроссовер с внушительной внешностью и по-спортивному низкой посадкой. Автомобиль оборудован системой 4MOTION Active Control, позволяющей выбрать режим, наиболее подходящий к конкретной дорожной обстановке.
Volkswagen Teramont может похвастаться продуманным экстерьером, панорамной крышей со сдвижным люком и лёгким доступом к третьему ряду сидений, на которых будет удобно не только детям, но и взрослым пассажирам.
Минусы: скромное оснащение салона, небольшой крутящий момент на старте.
Длина — 5036 мм, ширина — 1989 мм, высота — 1769 мм, колёсная база — 2979 мм, дорожный просвет — 203 мм. Двигатели — R4 TSI (220 л. с.) и VR6 FSI (249 л. с.). Коробка передач — восьмиступенчатый автомат, привод — полный.
В минимальной комплектации Volkswagen Teramont можно приобрести за 3 009 000 руб.
Audi Q7
Премиальный кроссовер AudiQ7 — динамичный и вместительный автомобиль с благородным дизайном. Его можно приобрести с третьим рядом сидений, складываемых по отдельности, а также креплениями для пассажиров ростом не более 160 см.
Недостаток, часто отмечаемый на форумах, — мало места для хранения мелких вещей в передней части салона.
Длина — 5052 мм, ширина — 2212 мм, высота — 1740 мм, колёсная база — 2994 мм, дорожный просвет — 235 мм. Двигатели — дизельный 45 (3,0 л, 249 л. с.), бензиновые 45 (2 л, 252 л. с.) и 55 (3 л, 333 л. с.). Коробка передач — автомат (tiptronic), привод — полный (quattro). Разгон 0-100 км/ч — до 6,9 с.
Минимальная цена Audi Q7 — 4 050 000 руб.
Кроме перечисленных моделей, в России также доступны Honda Pilot, Infiniti QX 60, Land Rover Discovery Sport и другие.
Как видно, новые 7-местные автомобили в 2020 году представлены не так широко, как год-два назад. Многие модели, особенно в кузове минивэна, были сняты с продажи. И всё же выбор есть, причём в разных ценовых категориях.