Тренды авторынка: «Дилеров предупредили — автомобилей в достаточном количестве не будет»
Содержание
- 1 Тренды авторынка: «Дилеров предупредили — автомобилей в достаточном количестве не будет»
- 1.1 Тренды авторынка: «Дилеров предупредили — автомобилей в достаточном количестве не будет»
- 1.2 Позитивный минус
- 1.3 Факты
- 1.4 Редкие везунчики
- 1.5 Борьба за лидерство
- 1.6 Игра на понижение
- 1.7 Самые популярные подержанные автомобили от 3 до 5 лет
- 1.8 Средняя статистика обесценивания ТС по классам через три года владения
- 1.9 Тенденции и прогнозы
Тренды авторынка: «Дилеров предупредили — автомобилей в достаточном количестве не будет»
Эксперты предвещают новый дефицит машин и, как следствие, рост цен
Прирост объемов продаж автомобилей в России по итогам четырех месяцев 2021 года измеряется десятками процентов, а по отдельным маркам и сотнями. Однако не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Дилеры по прежнему испытывают дефицит машин, а высокие показатели — результат восстановления поставок на фоне обвала прошлого пандемийного года. Об этом и перспективах автомобильного рынка — в обзоре «Реального времени».
Позитивный минус
Несмотря не то что продажи всё еще в минусе, итоги девяти месяцев 2020 года можно оценивать в целом как позитивные, считает аналитик авторынка JATO Dynamics Сергей Баранов.
«После провала в апреле и мае, когда рынок потерял 60% объема из-за режима самоизоляции, многие участники ожидали, что падение по итогам года составит от 30 до 50%. Однако спрос быстро восстановился и третий квартал прошел под знаком дефицита новых автомобилей», — пояснил Сергей Баранов.
Факты
Но говорить о тотальном дефиците всех марок и моделей я бы не стал. Да, складские запасы всех дилеров сократились примерно вдвое, но автозаводы и импортеры работают чуть ли не круглосуточно, чтобы выполнить заказы клиентов. Просто дефицит дополнительно подогревает интерес покупателей: они спешат приобрести интересующие модели, причем часто в любой комплектации, лишь бы машина была в наличии. Чем пользуются многие дилеры, стремясь компенсировать месяцы вынужденного простоя. Поэтому клиентам и предлагают, как правило, машины лишь в максимальной комплектации, со всеми возможными и невозможными опциями. Типа, хотите, берите, что предлагаем, в противном случае придется ждать нужную именно вам модификацию несколько месяцев, а она придет уже по совсем другим ценам.
Честно говоря, многим покупателям пришлось уже столкнуться и с откровенным шантажом, когда количество установленных дилером на автомобиль дополнительных опций (часто совершенно ненужных!) просто зашкаливало; к цене бюджетной машины они прибавляли до 20% стоимости! Это, как мне кажется, уже за пределом добра и зла; если бы мне предложили подобный вариант — бежал бы от такого дилера куда глаза глядят и еще бы на весь мир ославил. О чем эти люди думают? Ведь дефицит скоро кончится.
И один из главных вопросов: что ждет наш рынок в декабре? Во-первых, новость не слишком приятная: завершилась одна из главных государственных программ поддержки спроса на автомобили — льготное автокредитование. Средства по ней уже исчерпаны. Между тем аналитики рынка ожидают хорошие результаты продаж и в декабре. Хотя в этом месяце точно не будет никаких «тотальных распродаж», поскольку у многих брендов сохраняется дефицит многих моделей.
Единственная программа, которая позволит получить скидку при покупке, — это сдача старого автомобиля в трейд-ин. Есть еще несколько специальных программ у некоторых производителей, когда они предлагают кредиты под очень хорошие проценты через свои банки. Но распространяются такие «сладкие» программы, как правило, на не слишком популярные модели. В общем, тут каждый вправе решать для себя сам: совершить покупку в оставшиеся три недели декабря (когда выбор, честно говоря, совсем небольшой) или ждать, когда через два-три месяца приедет собранная специально для вас машина… но, возможно, совсем по другой цене.
Если же вы готовы немного подождать, то лучшее время для покупки нового авто — это конец зимы, когда ажиотаж (и дефицит) точно закончится, а у дилеров останутся автомобили 2020 года выпуска. Вот тогда можно рассчитывать даже и на скидки.
Редкие везунчики
Основные участники рынка закончили год на уровне средних показателей падения рынка, то есть, в пределах 5–15%. Лидером в России по-прежнему остаётся Lada, в 2020 году продажи автомобилей марки упали на 5%, до 343,5 тыс. единиц. Вторую строчку заняла южнокорейская Kia с результатом 201,7 тыс. машин, что на 11% меньше, чем в 2019 году. Тройку лидеров замыкает Hyundai — дилеры марки реализовали за год 163,2 тыс. автомобилей, падение составило 9%.
В десятке самых продаваемых марок в стране положительную динамику показали только два бренда: Skoda (+7) и BMW (+3). «У Skoda рост объясняется в целом устойчивым положением марки в России, которая имеет востребованный у нас модельный ряд, а главное — налаженный корпоративный сбыт, начиная от таксопарков и заканчивая автомобилями полиции», — прокомментировал dp.ru главный редактор автомобильного журнала «Движок» Илья Огородников.
К тому же чешский бренд недавно запустил продажи компакт-кроссовера Karoq, место которого пустовало со времен ухода модели Yeti, а также марка обновила два своих бестселлера — Rapid и Octavia. Как отметили в агентстве «Auto-Dealer-СПб», новый Rapid в Петербурге стал заметно популярнее своей предыдущей версии. Что касается Karoq, то он за неполный год присутствия на рынке занял чуть менее 20% продаж марки в городе. Положительная динамика у BMW во многом связана с тем, что бренд является премиальным, а люкс-сегмент всегда в кризис чувствует себя лучше, чем масс-маркет.
Борьба за лидерство
Представители бизнеса отмечают, что отрасли потребуется еще много времени, чтобы ситуация с поставками полностью пришла в норму. Тройка самых продаваемых автомобилей в апреле 2021 года выглядит так: Lada Granta – 14 050, Lada Vesta – 11 178 и Kia Rio – 6996 машин.
Hyundai Solaris потерял одну позицию относительно результата марта и оказался на седьмом месте (5163 штуки). Недавно обновившаяся Toyota Camry обогнала своего главного конкурента Kia K5, поднявшись на девять пунктов и заняв 13-ю строчку. Впервые в топ-25 появился обновленный Hyundai Santa Fe. Nissan Qashqai и X-Trail, наоборот, исчезли из списка бестселлеров в апреле.
«Четверо крупнейших локальных производителей демонстрируют особенно высокий результат по сравнению с прошлым годом, когда они больше всего пострадали в результате локдауна. Совокупный объем продаж за первые четыре месяца 2021 года составил 515 934 автомобиля, что, как и ожидалось, на 24,3% выше, чем в 2020 году, но на 4,5% ниже, чем в тот же период 2019 года», – отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По его словам, достигнутые в этом году продажи подтверждают прогноз о росте рынка к концу года на 2,1%. В то же время он отметил, что комитет автопроизводителей сможет скорректировать свой прогноз в июле.
«Для дальнейшей̆ стабилизации спроса и бизнеса по-прежнему необходимы меры государственной̆ поддержки», – отметил Томас Штэрцель.
Игра на понижение
Однако не все стартапы смогут извлечь выгоду из коронавирусного кризиса. Например, такие компании, как Uber и Lyft, которые активно инвестировали в разработку машин с автопилотом, оказались в тяжелом положении. В условиях карантина люди перестали пользоваться услугами такси, что привело к параличу отрасли на некоторых рынках. Конечно, и Uber, и Lyft работали совместно с автопроизводителями (с Volvo и Ford соответственно), но и они столкнулись с трудностями. В этих условиях преимущество в погоне за серийным автомобилем с автопилотом пятого уровня получают интернет-гиганты — Google со своим проектом Waymo и китайский Baidu c проектом Apollo.
Фото: Александр Казаков / «Коммерсантъ»
В незавидном положении оказались и каршеринговые компании, по чьему имиджу пандемия нанесла существенный удар. Если раньше угроза заражения той или иной болезнью в каршеринговом автомобиле казалась мнимой, то COVID-19 показал, что это реальность, ведь полностью продезинфицировать машину после каждого водителя нельзя. А ведь еще недавно казалось, что оснащенная автопилотом каршеринговая машина — ближайшее будущее автомобильной индустрии. В условиях пандемии работа каршеринга прекращается одной из первых и возобновляется одной из последних, что увеличивает риски для участников рынка. При самом негативном сценарии отрицательный эффект от пандемии индустрия каршеринга будет чувствовать вплоть до тотальной вакцинации населения.
Помимо прочего, пандемия показала, что глобализация несет значительные риски для автопроизводителей при возникновении форс-мажорной ситуации в странах-производителях комплектующих. Когда коронавирус еще не вырвался за пределы Китая, многие автомобильные заводы в Европе и Японии вынуждены были снизить объем производства из-за дефицита деталей, поступавших из-за границы. В разгар эпидемии коронавируса в КНР высказывались опасения по поводу возможной остановки российских заводов иностранных брендов, но быстрая локализация вируса позволила возобновить работу предприятий, удаленных от Уханя — эпицентра пандемии. Разделение труда и международные цепи поставок выгодны производителям, когда в мире все спокойно. Однако пандемия коронавируса на фоне все чаще вспыхивающих торговых и тарифных войн может стать катализатором деглобализации автомобильной индустрии.
Самые популярные подержанные автомобили от 3 до 5 лет
5. Mazda 3
Подержанную «Мазду», в среднем, продают за 13,1 дня
Эта элегантная японская красавица – самая дорогая машина на рынке подержанных авто из всех моделей, представленных в нашем рейтинге. Из рук в руки она переходит за сумму в 848 000-1 190 000 рублей.
У нее хорошая шумоизоляция, средний расход топлива по городу составляет 9.7 литра, и, по отзывам опытных автолюбителей, в самостоятельном ремонте не сильно сложнее, чем представители ВАЗ-семейства. Однако перед покупкой подержанной Mazda 3 советуем сделать пробный заезд, чтобы убедиться в отсутствии «жора» масла, а также внимательно проверить геометрию кузова, так как эти машины часто продают битыми.
4. Renault Logan
Удается продать, в среднем, за 13,1 дня
Надежный и неприхотливый субкомпактный бюджетник полюбился российским автовладельцам за вместительность, высокий клиренс, надежную подвеску и уверенный запуск в холода даже при минус 30 градусах.
Жалуются владельцы Renault Logan на шумоизоляцию (традиционная беда бюджетных легковых авто) и нехватку мощности на шоссе, особенно с включенным кондиционером.
Уйдет «не битый не крашеный» 3-5 летний «Логан» за 298-628 тысяч рублей.
3. Lada Granta
Среднее время продажи – 13 дней
Один из самых популярных российских бюджетников недолго задерживается на досках объявлений по продаже автомобилей. Обычно он уходит за 245-475 тысяч рублей, в зависимости от возраста и технического состояния.
Эта модель отличается довольно экономичным расходом топлива – до 10 литров в городе без учета пробок, высоким клиренсом, хорошей обзорностью и внушительным объемом багажника (480 литров). А вот шумоизоляция в ней неважная, это отмечают большинство водителей.
2. Hyundai Solaris
Можно продать за 12,1 дня
Молодой кореец санкт-петербургской сборки принесет своему «старому» владельцу от 410 тысяч до 845 тысяч рублей, в зависимости от состояния и комплектации. У него симпатичная внешность, удобные кресла, в которых и водителю и пассажирам комфортно путешествовать на дальние расстояния, хорошая обзорность и экономичный расход топлива – 8-10 литров в городе.
Шумоизоляция и штатная музыка у Hyundai Solaris посредственные, но последнюю проблему легко решить установкой качественной автомагнитолы.
1. Kia Rio
Очень быстро уходит на вторичном рынке — за 11,5 дней
Первым номером в списке самых ликвидных «б/у» авто идет машина корейского бренда, но питерской сборки. Новому хозяину она обойдется в 445-850 тысяч рублей. В 2019 году Kia Rio возглавила пятерку самых продаваемых автомобилей в России до 1 миллиона рублей.
Средняя статистика обесценивания ТС по классам через три года владения
- Компакты (кроссоверы в том числе), середнячки и машины сегмента «гольф» обесцениваются медленнее всех: в среднем на 28-35% за 3 первых года.
- Среднеразмерные SUV до 3 млн. рублей теряют в цене 37-42% после трех лет интенсивной эксплуатации.
- Люксовые паркетники и седаны, стоимостью от 3 млн. рублей дешевеют практически в половину от первоначального запроса (43-49%) – как представители B-класса за пять лет.
Тенденции и прогнозы
В условиях национальной изоляции, введённой весной во всех регионах страны, автосалоны в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах, наиболее пострадавших от вируса, а также большинство мелких региональных дилеров полностью или частично приостановили свою деятельность. Возобновляется она постепенно, и поток клиентов, по отчётам местных представителей AEB (ассоциации европейского бизнеса), во второй половине года стал набирать обороты.
Однако по причине роста цен на первично необходимые товары и услуги при одновременном падении реальных доходов населения эксперты продолжают прогнозировать сокращение спроса примерно на 20% как минимум до апреля 2021 г. Равно как и резкое снижение экспорта в страны ближнего/дальнего зарубежья.
Раньше около 40% местной автопродукции отправлялось за границу – даже на Кубу, но львиная доля приходилась на Чехию, Украину и Латвию. Больше всего, по данным агентства Autostat, экспортировалось моделей марок Skoda, Lada и Renault.
Минэкономики предполагает до 2025 года субсидировать отечественный автопром, вкладывая ежегодно в отрасль не менее 65 млрд. рублей. Субсидии применялись и раньше (к примеру, в 2015 году они составили 43 млрд. рублей, в 2016-м – 50 млрд., в 2017-м – 65 млрд.), однако теперь они будут ориентированы не только на стимулирование производства и спроса на отечественные автомобили, но и на разработку/продвижение новых технологий.
Но, несмотря на все усилия, прогнозы аналитиков неутешительны: в ближайшие несколько лет, говорят они, рынок автомобилей будет приходить в нормальное состояние медленно, и вряд ли стоит ожидать значительных позитивных сдвигов в производстве, спросе и объёме экспорта.
Заключение
Примечательно, что среди самых продаваемых автомобилей тон задают продукты местного производства – они стали бестселлерами в условиях кризиса. Им тоже приходится нести значительные убытки, но россияне купили больше всего этих моделей в текущем году (пока). Больше всего автомобилисты интересуются внедорожниками и кроссоверами: их было реализовано меньше, чем год назад, но другие сегменты «упали» гораздо глубже.
Что интересно, аналитики заметили любопытную тенденцию на внутреннем российском авторынке. Люди здесь по-прежнему делятся на разные группы покупателей, однако даже те, которые раньше покупали лишь самые дешёвые машины из соображений экономии, теперь чувствуют необходимость приобрести что-то более дорогое, нескучное, технологичное и ориентированное на стиль жизни.
Видео о надежных автомобилях для РФ:
Описание ситуации с продажами автомобилей в России на первую половину 2020 года: наиболее популярные модели, тенденции и прогнозы. Видео о надежных автомобилях для РФ.