Как связаны котировки палладия, коронавирус и замедление спроса на автомобили
Содержание
- 1 Как связаны котировки палладия, коронавирус и замедление спроса на автомобили
- 1.1 Как связаны котировки палладия, коронавирус и замедление спроса на автомобили
- 1.2 Как воруют катализаторы?
- 1.3 Почему растет число краж катализаторов: причина — на бирже
- 1.4 Какие металлы содержатся в катализаторе?
- 1.5 Выживут не все: почему после удаления катализатора увеличивается расход масла?
- 1.6 Потребители без вариантов
- 1.7 В США воруют катализаторы с авто
Как связаны котировки палладия, коронавирус и замедление спроса на автомобили
Во второй половине минувшего года мы наблюдали заметное оживление на рынке драгоценных металлов. Инвесторы и спекулянты вспомнили про «вечные ценности» на фоне тенденции к увеличению разного рода экономических и политических рисков. Однако новым рекордсменом среднесрочного прироста стоимости среди благородных металлов стало вовсе не золото. Несмотря на существенное удорожание, оно заметно отстало от такого металла, как палладий. С начала июня прошлого года и до середины января фьючерсы на палладий выросли в цене немногим более чем на 80%. Контракты на золото за тот же период подорожали на существенно более скромные 19%.
Стоит отметить, что за последние четыре года палладий продемонстрировал еще более впечатляющий рост стоимости. В начале 2016 года тройская унция этого металла стоила дешевле $500. А в январе 2020 года ее биржевая стоимость доходила до $2427. Таким образом, инвестиции в этот металл и в производные инструменты на него принесли немалый доход расчетливым инвесторам и терпеливым спекулянтам.
Как воруют катализаторы?
Для того, чтобы снять катализатор, конечно же, требуются определенные не только навыки, но и специальные инструменты. Но в первую очередь злоумышленники выясняют, какие катализаторы самые дорогие для сдачи, а потом уже ищут определенные автомобили для демонтажа. Главное, найти безопасное от посторонних глаз место. Затем в ход идут домкрат и сабля — авто поднимают на необходимую высоту и срезают катализатор. В основном эта процедура занимает около минуты.
Но эту часть снимают не только на улицах — зафиксировано очень много случаев, когда катализатор воруют на СТО. Существует простая схема: когда автомобиль стоит на ремонте, недобросовестные специалисты срезают катализатор, а вместо него ставят недорогой пламегаситель, который потом аккуратно заваривают, и устанавливают на место. Кстати, часто сами владельцы машин просят демонтировать катализатор, поэтому эта услуга в последнее время стала популярной на СТО. Что делают со старыми катализаторами от авто в принципе понятно — извлекают драгметаллы и продают.
Почему растет число краж катализаторов: причина — на бирже
Оперативная съемка: преступников поймали с поличным во время резки катализатора
Возникшее в последнее время преступное явление кражи катализаторов — большая проблема для всех водителей. Тем, кто не может оставить машину в гараже или на охраняемой стоянке, необходимо учитывать возможные риски, связанные с кражей катализатора. Но почему неожиданно эта деталь стала так популярна у воров?
Ответ на этот вопрос нужно искать на мировых биржах. В настоящее время грамм палладия стоит около 75,90 американских долларов (75 904,25 $ за кг), что в пересчете по курсу ЦБ (17 февраля 2021 года) составляет 5 561 рублей за грамм.
Для сравнения: золото сегодня на мировых биржах стоит 57,14 долларов за грамм (57 142,82 $ за кг), что составляет 4 187 рублей за грамм.
В результате больших мировых цен на драгоценные металлы растет и стоимость катализаторов — как новых, так и б/у. Так, используемый катализатор может стоить в среднем от 7 до 15 тыс. рублей. В среднем в одном катализаторе от современного автомобиля может содержаться от 1 до 3 граммов палладия.
Какие металлы содержатся в катализаторе?
Катализаторы стали массово устанавливать на автомобили во второй половине 1980-х годов. Были даже машины со старыми карбюраторными моторами и нейтрализаторами выхлопных газов. Не будем углубляться в устройство данного узла — это тема для отдельной статьи. Отметим лишь, что этот элемент нужен для очистки выхлопа от большей части вредных веществ. В катализаторе содержатся три драгметалла: платина, палладий и родий. Соотношение этих материалов варьируется в зависимости от типа двигателя. Так, в дизельных моторах преобладает платина, в бензиновых больше родия и палладия.
На протяжении многих лет платина являлась наиболее ценным металлом в нейтрализаторе выхлопных газов. Были времена, когда она стоила в пять раз дороже палладия. Но с 2015 года (после дизельгейта Volkswagen) объем производства дизельных автомобилей значительно снизился. Это спровоцировало падение цен на платину. Если раньше данный металл стоил 2,2 тысячи долларов за унцию (около 31,1 грамма), то последние годы он оценивается в 600—800 долларов. В свою очередь подорожали драгметаллы, применяющиеся в бензиновых машинах. Так, цены на родий за последние годы выросли с 1,5 тысячи до 12 тысяч (!) долларов за унцию.
Каталитический нейтрализатор выполняет роль фильтра. Он преобразует отработавшие токсичные газы в субстанции, которые не представляют такой большой угрозы для окружающей среды. При этом автомобиль исправно работает и без катализатора, из-за чего многие автовладельцы не замечают пропажи этой детали.
Работа каталитического нейтрализатора подразумевает использование веществ, способных ускорять химические реакции. Из-за этого большинство компаний использует для его производства платину, родий и палладий. Благодаря своим химическим свойствам эти металлы пользуются широким спросом и обладают высокой стоимостью. Их легко сбыть на британском черном рынке или специализированных аукционах, что и привлекает многочисленных злоумышленников.
Выживут не все: почему после удаления катализатора увеличивается расход масла?
Некоторые производители нас научили тому, что каталитический нейтрализатор – это зло, которое надо как можно скорее вырезать. Иначе – керамическая пыль в цилиндрах, задиры и все прочие радости, о которых рассказывают на форумах, пишут в журналах и которыми папы-автомеханики пугают непослушных сыновей. Многие автолюбители соглашаются на ампутацию этого экологического аппендикса, но потом приходят в ужас от сделанного: мотор начинает жрать масло с невероятным аппетитом. Неужели это из-за удалённого катализатора?
Всё-таки катализатор или нейтрализатор?
В комментариях нам периодически пытаются сделать стыдно. Мол, хватит уже называть каталитический нейтрализатор катализатором. Это неправильно, неграмотно и вообще «фу». Давайте всё-таки сначала разберёмся, можно ли называть эту деталь катализатором. Начнём с курса химии.
Задача нейтрализатора (или катализатора) – сократить выброс в атмосферу оксидов азота NOх и несгоревших углеводородов. Сделать это можно в два этапа. Сначала надо разделить NOx азот и водород. И на первом этапе в нейтрализаторе происходит реакция, которую можно записать так:
2NO => N2 + О2 или 2NO2 => N2 + 2*O2
Таким образом мы вместо вредных оксидов азота получаем абсолютно безвредные азот и кислород. Замечу, что тут происходит реакция восстановления.
Второй этап – реакция окисления, во время которой углеводороды СО вступают в реакцию с освободившимися в первой реакции кислородом. Тот, кто учился в школе хорошо, поймёт такую запись:
2CO + O2 => 2CO2
В итоге мы получаем безвредный азот и обычный углекислый газ (диоксид углерода). И всё это было бы невозможно как раз без катализатора – вещества, которое ускоряет химические реакции, но не участвует в них.
В качестве катализаторов в нейтрализаторе могут выступать платина, родий, палладий и даже золото. Без них процесс был бы невозможен, и вся начинка нейтрализатора – это по большому счёту и есть катализатор, который выглядит как напылённый на керамические соты слой драгметаллов. А нейтрализатор – это не только каталитический блок, но ещё и корпус, и лямбда-датчики, и кожух-теплоизолятор. «Пылит» в цилиндры как раз керамический блок – катализатор реакции, а не весь нейтрализатор в сборе, поэтому обычно говорят об удалении именно катализатора, иногда – с заменой его пламегасителем. Так что ошибки тут нет: эту штуку вполне можно называть катализатором.
Ну а нейтрализатор, встроенный в выпускной коллектор, и вовсе называют катколлектором. Так что и тут ошибок в терминологии нет.
Что не так?
Теоретически первые катализаторы стали ставить ещё в 1975 году. Но больших проблем от них тогда ещё не было, и до последнего времени никто и подумать не мог, что катализатор может стать причиной задиров и масложора. Дело в том, что нейтрализаторы стояли далеко от блока цилиндров – в выпускной системе где-нибудь под днищем автомобиля. Да, катализатор может умереть и там: забиться и развалиться.
В этом случае страдания автомобилиста незначительны: машина хуже тянет, но мотор остаётся целым. Может ещё раздражать появившаяся ошибка лямбда-датчиков, которые не понимают, что происходит с количеством кислорода. Решение проблемы элементарное – катализаторы вырезают, ЭБУ прошивают под Евро 2 или ставят на лямбда-зонды обманки, которые имитируют штатную работу катализатора.
Ситуация стала намного хуже, когда катализаторы стали ставить близко к блоку. В случае разрушения основы катализатора керамическая пыль стала попадать в цилиндры. Удивительно, что до сих пор существуют люди, убеждённые, что пыль из выпуска попасть во впуск никак не может. Мол, эти каналы никак не пересекаются. На самом деле они пересекаются очень даже здорово. Например, в момент перекрытия клапанов – подхода поршня к верхней мёртвой точке, когда впускной клапан уже открыт, а выпускной – ещё не закрыт. Ну или через EGR.
Скорее всего, в неверии в возможность керамической пыли попадать в цилиндры отчасти виноваты инженеры по гарантии одного корейского бренда (а, может, и не одного), которые в своё время всеми силами убеждали жертв катализаторов в том, что разрушение сего чудесного элемента не может привести к задирам. Хотя при этом гарантия на катализатор составляла всего тысячу километров (несколько лет назад она стала больше), а убитый мотор предлагалось менять за свои деньги. В общем, керамическая пыль в цилиндры попадать может, это факт, спорить с ним не стоит, и останавливаться на этом вопросе не будем и пойдём дальше.
Пути решения
Керамический катализатор со временем выходит из строя на любой машине. Но опасность представляют собой в первую очередь те, которые стоят на выпускном коллекторе на расстоянии 15-20 см от ГБЦ. Кроме того, есть моторы, где катализатор умудрились ставить в выпускной коллектор, встроенный прямо в ГБЦ. Со временем моторов с катколлекторами становится всё больше (потому что они экологичнее – быстрее прогреваются), а проблема – всё более массовой. Мировой автомобильный разум начал искать способы борьбы со злом.
Очевидно, что лучший способ – это установка нового катализатора. Но его стоимость так неприлично высока (десятки тысяч рублей), что согласиться на такую замену могут только потомки Онассиса, Рокфеллера и других завидно богатых дяденек. А с учётом того, что катализатор способен накрыться и за 20 тысяч пробега, обычные люди идут другим путём. Менее законным, но более рациональным – путём удаления катализатора.
Этот метод практикуется уже давно и в целом успешно (есть исключения, о которых скажу ниже). Тут самое главное – выполнить эту не очень законную операцию вовремя. Этот вопрос сложнее, чем кажется на самом деле. И мы потихоньку пришли к главному вопросу: может ли удаление катализатора повысить расход масла? Может! Но только если удалить его слишком поздно.
На практике это выглядит следующим образом. В сервис приезжает машина с забитым катализатором. Причём неважно, какая именно – хоть «японец», хоть «кореец», хоть «немец» (хотя у последних проблем с катализатором намного меньше. Они губят моторы своими путями, более по-европейски технологичными). Жалобы – отсутствие тяги и ошибки кислородных датчиков. Мотор «крутится» неохотно (это важно), машина страдает отсутствием динамики.
Катализатор оказывается действительно забитым до состояния кирпича. Его удаляют, в идеале – с коррекцией прошивки. И машина начинает ехать. А через некоторое время её владелец возвращается с жалобой на появившийся «масложор». В большинстве случаев причина очень простая: керамическая крошка уже попала в мотор и своё чёрное дело сделала. Но мотор отзывался на педаль газа не слишком охотно, отчего его не больно-то раскручивали. А до красной зоны он часто не мог раскрутиться в принципе. После того, как причина повышенного давления на выпуске была устранена, водитель на радостях стал газовать чуть сильнее, а главное – мотор стал лучше реагировать на педаль газа. А расход масла у мотора с задирами очень сильно зависит от оборотов коленвала. Так возникает ощущение, что «масложор» появился как раз после удаления катализатора. Хотя почти всегда он в этом случае был и раньше: поршневая была уже загублена пылью.
Таким образом, удаление катализатора после того, как он уже сильно повреждён, часто бывает бесполезным. И перед тем, как его вырезать, стоит проверить цилиндры эндоскопом. Если задиры есть, боржоми пить уже поздно, а активная езда заведомо существующий «масложор» только увеличит. Кроме того, присутствующий масложор сам способен убить нормальный катализатор – масляный туман с присадками из-за роста давления в картере забьёт его достаточно быстро.
Стоит признать, что в этом случае повышение расхода масла с удалением катализатора связано очень и очень косвенно. Но существуют ситуация, когда масложор начинается именно из-за удаления катализатора.
Мои знакомые из разных сервисов вспомнили только один мотор, так болезненно воспринимающий эту процедуру – Chrysler Pentastar. V-образный мотор объёмом 3,6 л можно найти под капотом Jeep Wrangler и Grand Cherokee, а также у некоторых моделей Chrysler, Ram и Dodge. У него катализатор стоит как раз во встроенном в головку блока коллекторе, так что «пылить» в цилиндры со временем он начинает хорошо. Конечно, многое зависит от тонкостей эксплуатации и качества бензина, но обычно к ста тысячам пробегам катализатор пора вырезать.
Честно говоря, никто из специалистов не смог однозначно ответить, почему именно Pentastar так критичен к удалению катализаторов. Скорее всего, дело действительно в противодавлении, которое создаёт катализатор. Без него расход масла становится больше, поэтому после удаления катализатора приходится его создавать искусственно – установкой пламегасителей или других приспособлений, которые создают препятствие для отработавших газов.
Удалять или нет?
С проблемой масложора после удаления нейтрализатора встречаются многие, и почти все списывают это на недостаток противодавления. А вот специалисты, которые разбирали десятки (если не больше) моторов с повышенным масляным аппетитом, уверены в обратном: исправный мотор после удаления катализатора есть масло литрами не будет (если он не Pentastar). Но убедить в этом сторонников теории противодавления невозможно. Эти сектанты настолько же упёртые, как и те, кто не верит в возможность попадания керамической пыли в цилиндры.
Так что в итоге: можно удалять катализатор или нет? Если отбросить в сторону этическую сторону вопроса, то удалять можно. А некоторым даже нужно. Например, всем корейским автомобилям с моторами Gamma и Theta или Nissan и Infiniti с моторами VQ, QR, VK45, VK50 и VK56. У них и катализаторы слабые, и расположены они неудачно. Так что примеров с задирами от керамической пыли навалом. А удаляются они там без последствий. Но опять же – только при условии полностью исправного мотора. Если масложор уже есть, он, скорее всего, станет ещё заметнее. И очень захочется выставить виноватыми тех, кто удалял катализатор.
Ну а лучше всего, конечно, стараться продлить катализатору жизнь. Основная причина его раннего выхода из строя – неисправности системы зажигания, позволяющие бензину догорать в выпуске. Плохие свечи, неисправные катушки, некачественный бензин – всё это заметно снижает ресурс нейтрализатора.
Ещё ему сильно вредят холодные пуски и езда на непрогретом моторе. Поэтому если приходится ездить зимой короткими перебежками от дома до работы и обратно, перед поездкой мотор надо обязательно прогревать.
Ну и последний совет – не надо гонять по лужам. Если нейтрализатор стоит под днищем, он может трескаться от резкого перепада температур. Правда, на количество пыли в цилиндрах это практически не влияет: как я уже говорил, установленный далеко от мотора катализатор убить его не может.
Потребители без вариантов
Основным потребителем палладия выступает автопром, в прошлом году на него пришлось почти 84% поставок. Палладий используется в качестве катализатора в бензиновых двигателях для сокращения выбросов, платина для тех же целей используется в дизельных двигателях.
Переломный момент для палладия наступил осенью 2015 года, когда произошел так называемый дизельгейт: выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей концерна Volkswagen были оснащены программным обеспечением, которое во время тестов занижало количество вредных газов.
Одним из последствий скандала стало сокращение правительственных субсидий для машин с дизельным двигателем. В результате спрос на платину снизился, а на палладий — резко возрос.
Источник: Коммерсантъ
Хотя с тех пор цена палладия увеличилась в несколько раз, компании отрасли и аналитики считают, что это мало повлияет на политику автопроизводителей. Частично заменить палладий в бензиновых двигателях платиной теоретически возможно, но для автоконцернов это означает дополнительные расходы на тесты и сертификацию. Между тем потенциальный выигрыш от подобной замены не так велик.
«Дефицит палладия никак не повлияет на спрос в автоиндустрии,— подтверждает руководитель практики по предоставлению услуг предприятиям металлургической и горнодобывающей отрасли PwC в России Михаил Бучнев.— Автоконцерны продолжат его закупать. Есть ожидания, что выпуск автомобилей в мире в 2020 году будет на 3–5% выше, чем в 2019 году. И скорее всего, это будет рост со стороны бензиновых машин».
Кроме того, экологические стандарты к выбросам автомобилей ужесточаются, что также не способствует уходу от палладия.
В ABN Amro предполагают, что спрос на палладий может упасть лишь в случае стремительного увеличения числа электромобилей, которые начнут вытеснять автомобили с бензиновым двигателем. Тем не менее в скорую реализацию такого сценария мало кто верит, поскольку электромобили заметно дороже, а при отсутствии государственных субсидий спрос на них низкий.
Источник: Коммерсантъ
Кроме того, владельцы или желающие купить такой автомобиль сталкиваются с проблемой наличия зарядных станций, а в условиях холодного климата использование электромобилей в целом вызывает вопросы.
В начале текущего 2020 г. цена палладия преодолела отметку в 2000$ за одну унцию. Три недели спустя драгметалл вырос на 425$ или +21%. За последние 4 недели стоимость палладия выросла на +30%, а за последние 12 месяцев рост составил +80%. Если рассматривать более широкую перспективу, то с 2008 г., когда был достигнут минимум цены на фоне мирового кризиса, то цена палладия выросла в 15 раз!
Таким образом, палладий торгуется сейчас на отметках в два раза больше платины. Оба промышленных металла используются в основном при производстве автомобильных катализаторов. Получается, что палладий стал на сегодняшний день самым дорогим среди основных четырёх драгметаллов (золото, серебро, платина, палладий). Их всех опережает только родий по цене 10.000$ за унцию, который также активно используется в промышленности.
Даже несмотря на стремительный рост цены палладия, многие аналитики прогнозируют дальнейший рост до 3000$ за унцию. Некоторые инвестбанки, среди которых HSBC и UBS, повысили свои прогнозы по стоимости палладия. Однако в банке Goldman Sachs считают, что достигнутые уровни не смогут сохраниться в перспективе, так как автомобильная отрасль, которая потребляет 90% палладия, может начать использовать платину, которая в 2 раза дешевле. То же самое касается и химической промышленности, которая потребляет 4% от мирового предложения палладия.
Почему палладий дорогой?
Палладий, как и родий с платиной, относятся к платиновой группе металлов. Они используются в автомобильных катализаторах, чтобы во время химической реакции очистить выхлопные газы от вредных веществ. Более того, палладий также активно используется в химической промышленности, электронике, стоматологии, в ювелирной отрасли, где он добавляется в сплав с золотом для получения белого золота.
Стоит также напомнить про «дизельный скандал», который вынудил многие автомобильные компании сократить производство дизельных автомобилей, где в катализаторах как раз используется платина. К тому же в некоторых странах мира происходит ужесточение законодательства относительно качества выхлопных газов. Эти процессы уже происходят в Индии, Китае, Северной Америке и Европе.
Инвестиционные ETF-фонды решили воспользоваться «хайпом» вокруг палладия и стали предлагать инвесторам этот драгметалл с целью заработать на его росте. Для этого им пришлось покупать палладий для резервов, чтобы обеспечить свои акции физическим драгметаллом, что создало дополнительный спрос.
Почему в мире мало палладия?
В мире есть всего лишь несколько регионов, где ведётся регулярная добыча палладия. Россия и Южная Африка производят 80% всего палладия, который предлагается на мировом рынке. За последние годы не было открыто новых месторождений этого драгметалла, что привело к его дефициту. Дело в том, что он добывается в качестве побочного продукта при добыче других металлов.
Спрос на палладий в мире настолько велик, что он превышает все разумные пределы. Складские запасы крупных поставщиков уже практически исчерпались. Возможно, наступит момент, когда поставки палладия будут происходить по квотам. Дефицит драгметалла в мире стал наблюдаться с 2012 г. В 2019 г. на мировом рынке не хватало уже 600.000 унций палладия, что при текущей стоимости составляет 1,5$ млрд.
По словам экспертов, на фоне роста дефицита палладия из-за проблем с производством в Южной Африке крупные игроки стали в панике скупать имеющийся на рынке драгметалл, то есть началась паническая скупка палладия, в результате чего мы стали свидетелями такого невероятного роста его стоимости.
Платина vs. Палладий
Автомобильная отрасль, конечно, может заменить палладий на платину, но это потребует некоторого времени на перестройку всего производственного процесса. Затем необходимо провести новую сертификацию катализаторов с платиной. По словам экспертов, данный процесс может занять от 3 до 6 лет. И ещё не факт, что автопроизводители захотят этим заниматься. Поэтому спекуляции на эту тему никак не влияют на рост цены палладия. В этой связи можно сделать вывод, что драгметалл сохранит свой восходящий тренд, а значит мы станем свидетелями новых ценовых рекордов.
Самая популярная золотая монета в РФ — Георгий Победоносец по выгодным ценам!
Клубная цена от 10 шт. и ОПТ от 100 шт. — КУПИТЬ
В США воруют катализаторы с авто
Наткнулся на сайт американской НКО NICB, специализируются они на раскрытии мошенничества с автострахованием, угонами и т.п. Так вот, на заглавной странице в новостях, меня привлёк заголовок о драматическом всплеске краж автомобильных каталитических конвертеров, в простонародье – катализаторов.
Думал, что это преувеличение, списывал на ранимость пиндосов на предмет подобных преступлений. Ан нет:
Мы наблюдаем значительный рост (краж) во время пандемии. С продолжающимся ростом цен на металлы, содержащихся в катализаторах, растёт и количество краж последних. Есть чёткая связь между кризисными временами, ограниченными ресурсами, которые вызывают нарушение цепочки поставок, которое, в свою очередь, привлекает инвесторов в драгметаллы.
И тут же график этих «инвестиций в драгметаллы»:
Как видите — если в начале 2019 года тащили по 100-130 катализаторов в месяц, то теперь прут по 2300 и более. Рост в 20 раз — это лучше, чем биткоин!
В производстве катализаторов используются платина, палладий или родий. В последние годы, стоимость этих драгметаллов значительно возросла. По состоянию на декабрь 2020 года, цена родия составила $14500 за унцию, $2336 за унцию палладия и $1061 за унцию платины. Обычно, приёмщики платят от $50 до $250 за катализатор.
«Демонтаж катализатора занимает всего несколько минут с использованием простых, легкодоступных инструментов с приводом на аккумуляторах, которые можно приобрести в любом магазине» — учат афроамериканцев сотрудники НКО NICB.
К чему я это? Воровство щёток-дворников, лобовых стёкол, колёс и прочего добра в 80-е и 90-е в наших краях я помню хорошо. Но вот так, чтобы воровали глушители для сдачи в утиль — не припоминаю.
Всегда чуял, что polar fox подбирается к США, но не думал, что он уже так близко.
Впрочем, массовые кражи проводов на цветмет и даже обычного железа на чермет уже стали в США обыденностью, напоминая период 90-х в России.