Для чего нужны габаритные огни в автомобиле: основные требования
Содержание
- 1 Для чего нужны габаритные огни в автомобиле: основные требования
Для чего нужны габаритные огни в автомобиле: основные требования
В первую очередь следует разобраться в том, какие внешние приборы есть у современных автомобилей. Эта информация будет полезна тем гражданам, кто проходит обучение в автошколе. Основная сложность для новичка заключается в схожести названий некоторых световых приборов.
Габаритные огни
Габаритами называют фары небольших размеров, которые располагаются по углам авто. Всего их насчитывается 4 штуки. Эти лампы дают мягкий, неяркий свет. Они предназначены для того, чтобы водители других авто могли оценить размеры машины в условиях плохого освещения.
Конструкция современного автомобиля такова, что при включении фар ближнего или дальнего света, габаритные огни загораются автоматически. Таким образом, без габаритов попросту не будет работать ближний свет.
Дневные ходовые огни
Речь идет о двух световых приборах, которые находятся в передней части авто и дают яркий свет. Их основное предназначение – улучшение видимости авто в светлое время суток.
Использовать ДХО ночью нежелательно, поскольку они могут ослеплять встречных водителей. К тому же, для освещения дороги эти фары не предназначены.
Дневные ходовые огни установлены в большинстве современных автомобилей. Однако еще 10 лет назад они встречались довольно редко.
Ближний и дальний свет фар
Фары ближнего и дальнего света представлены четырьмя лампочками. Речь идет об основных световых приборах, которые предназначены для освещения дороги непосредственно перед автомобилем. Они имеют следующие функции:
- Ближний свет освещает участок перед авто. Обычно его используют при передвижении на небольших скоростях.
- Дальний свет обеспечивает водителю достаточный обзор на несколько метров вперед. Его следует включать в том случае, если машина движется с высокой скоростью.
Противотуманные фары или ПТФ
Речь идет о двух фарах, которые расположены в переднем бампере авто. Эти световые приборы позволяют осветить дорогу в условиях плохой видимости. Поскольку ПТФ не относятся к обязательным элементам освещения, они присутствуют не во всех комплектациях автомобилей.
Противотуманный фонарь
Это фара красного цвета, которая находится в задней части машины. Она улучшает видимость авто в тумане и прочих условиях, ухудшающих обзор. Ввиду высокой яркости, противотуманный фонарь не следует использовать при хорошей погоде – он может попросту ослепить едущего сзади водителя.
Такие световые приборы обязательно присутствуют во всех комплектациях авто.
Согласно ПДД передний свет авто может быть белым, желтым или оранжевым. Однако этот аспект также регламентируется ГОСТом. Согласно требованиям, ближний и дальний свет, габаритные огни, ДХО должны быть белыми.
Поворотники могут быть желтыми, а противотуманки — белыми или желтыми.
Подобные разночтения, по мнению экспертов, несущественны, наказание за расхождение не предусмотрено. Санкции положены за все оттенки, кроме названных.
Если инспектор зафиксирует несоблюдение правил, водителя ждет штраф 500 рублей за езду с нарушением и 3 тысячи за установку осветительных приборов с нарушением.
Если фонари распространяют красный свет, их конфискуют, а водителя лишат прав сроком до 6 месяцев.
Такое наказание обусловлено тем, что красные огни спереди отвлекают остальных участников движения и создают аварийную обстановку.
Почему задние фонари красные?
Автор статьи: SkodaKodiaq.club
Существование определенных вещей и явлений настолько очевидно, что большинству из нас даже не приходит в голову глубоко задуматься об их природе. Когда дело доходит до автомобильной промышленности, одной из таких «очевидностей» является тот факт, что автомобильные задние фонари красного цвета.
Вопрос в том, почему этот цвет? Почему красный, а не белый, желтый или синий? Мы постараемся решить эту проблему в следующей статье.
Чтобы ответить на заданный вопрос, необходимо углубиться в историю и, что интересно, историю не только автомобилизации, но и железнодорожного транспорта. На практике, в свою очередь, принят целый ряд стандартов освещения и световых сигналов. И, похоже, что, в конце концов, это не должно вызывать удивления, поскольку первый поезд на регулярном железнодорожном транспорте начал свою работу в 1820-х годах, а первый серийный вагон появился на дороге только спустя 80 лет.
Кстати, машинисты поездов, тогдашние диспетчеры движения, а также сами железнодорожные станции и их сотрудники, чтобы иметь возможность общаться друг с другом, должны были опираться на более или менее организованные системы световой связи. Что касается автомобильного движения, то ни светофоры, ни светофоры автомобилей (речь идет о тех, которые будут выполнять функции, отличные от освещения дороги), из-за небольшого количества транспортных средств, вначале просто не были нужны.
Красный с самого начала был «сплавом»
Самым известным «светлым стандартом», который автомобильный транспорт привлекает из железнодорожного движения, является, конечно, красный «остановка», зеленый «движение».
Выбор красного цвета для обозначения стоп-приказа никогда не вызывал никаких возражений, поскольку практически каждый из нас ассоциируется с опасностью, кровью, огнем и в целом с опасными ситуациями. Кажется, что в наших генах есть механизм, который всегда заставляет нас воспринимать его как тревожный цвет.
Функциональный аспект также был важен — красный хорошо виден как днем, так и ночью.
Зеленый не всегда означает «идти»
Зеленый только через какое-то время стал сигнализировать о цвете «иди». Изначально он занимал функцию, которая теперь зарезервирована для желтого — « предупрежден». К сожалению, чтобы занять свое законное место, много железнодорожных происшествий должно было случиться раньше .
В начальный период белый свет означал «свободный путь», что, как вы можете легко догадаться, привело к многочисленным недоразумениям. Водители путали уличное освещение или даже звездные огни со светом, сигнализирующим о свободном движении. Со временем, когда несчастные случаи в результате этих недоразумений стали поглощать все больше и больше погибших, организация светофоров изменилась. От белого перешли к желтому, потому что этот цвет лучше всего отличать от зеленого и красного, и в то же время он был отчетливо виден ночью. Желтый прыгнул в зеленое место, превратившись в предупредительный свет, и так было до сегодняшнего дня.
Трафик использует опыт железнодорожных перевозок
Конечно, в более поздний период семафоры имели много модификаций, а вся система железнодорожных светофоров — далеко идущее расширение. Тем не менее, с точки зрения обсуждаемой нами темы, это не принципиально. Единственно важным является тот факт, что организация дорожного светофора смоделирована по решениям, принятым в железнодорожном сообщении, а при освещении самих вагонов — по освещению поездов. Когда дело доходит до этого последнего выпуска, лучшим доказательством того, что вас вдохновляют поезда, являются задние фонари красного цвета.
Красные огни в конце последнего вагона
Фактически, поскольку поезда получили внешнее освещение, на их последние вагоны были установлены красные габаритные огни. Можно предположить, что целью было улучшение видимости задней части транспортного средства, хотя более безопасно ссылаться на факты. Более конкретно, определенные стандарты и правила для освещения поездов были установлены в самом начале — среди них существовали и те, которые касались задних фонарей.
Было принято решение о цвете, отличном от белого, по тем же причинам, по которым его исключили из сигнализации — чтобы он никого не вводил в заблуждение. Но почему он был красным?
Теории, объясняющие выбор красных огней
Есть по крайней мере две теории, объясняющие, почему задняя часть поездов была отмечена красными огнями.
Первая теория основана на том, что уже было сказано — красный — это просто скрытое сообщение «остановить», «остановить» или «остерегаться». Еще до того, как было решено пометить заднюю часть поездов, он постоянно входил в систему светофора, поэтому его выбор был просто очевиден. Введение следующего цвета огней не имело смысла, в то время как выбор желтого, белого или зеленого означал бы возвращение недопонимания и железнодорожных происшествий.
Вторая теория относится к первой в некоторой степени. Предполагается, что красный цвет был выбран по экономическим причинам. Зачем начинать дорогостоящее производство новых ламп (например, фиолетовых, оранжевых или синих), поскольку рынок полон огней, светящихся красным цветом? Законы экономики неумолимы — с финансовой стороны это было бы не выгодно, и уж точно не в девятнадцатом веке.
Автомобили следуют за поездами
В то время, когда еще не думали о создании системы визуальной и световой сигнализации , которая бы регулировала движение транспортных средств на дорогах, железнодорожное движение было достаточно хорошо организовано. Поскольку используемые в нем решения оказались эффективными, они также охотно использовались при создании первоначальных правил дорожного движения.
Что касается красных задних фонарей, автомобили просто унаследовали их от своих «предков» — значит, поезда. Стоит помнить, что эти транспортные средства, вопреки внешнему виду, имеют много связей и что именно поезда были во многих отношениях моделью для более поздних транспортных средств.
Конструкция задних фонарей
Устройство фонаря включает в себя следующие световые элементы:
- задние габаритные огни;
- стоп-сигналы;
- поворотники;
- сигнал заднего хода;
- противотуманный фонарь.
Автомобильные транспортные средства комплектуются приборами иллюминации, которые монтируются с правой и левой стороны. Для них предусмотрены специальные цвета — белый, красный и желтый.
Габаритные огни оборудуются в транспортном средстве в количестве двух штук и имеют красный цвет. Они включаются с помощью специального рычага на приборной панели в салоне авто. Как правило, эти огни совмещаются со стоп-сигналами, которые загораются при нажатии на тормоз.
Поворотники и огни аварийной сигнализации используют одно светосигнальное устройство, желтого цвета. Чтобы включить поворотник в транспортном средстве, нужно переключить рычаг под рулем авто. Запуск аварийных огней включается кнопкой, которая встроена в приборную панель.
Что касается огня заднего хода, то он загорается при переключении селектора передач на заднюю скорость. Задний противотуманный фонарь обычно соединен с передними противотуманками. Он красного цвета. Как правило, их надо применять исключительно в условиях недостаточной видимости.
Внутренний блок фонаря с лампочками
Конструктивно фонари бывают:
- С линзой Френеля. В этом типе отсутствуют отражатели, свет попадает на линзу, а она уже и формирует луч.
- Рефлекторный. Состоит из отражателя и рассеивателя.
- Комбинированный. В нём объединены два предыдущих типа, в виде отражателя и линзы Френеля.
Принцип работы линзы Френеля
Как источник света в задних огнях применяют лампы накаливания или светодиоды. Сегодня все больше используются светодиоды. Ведь они мало потребляют энергии. А их срок эксплуатации доходит до отметки в 100 тыс. часов.
Еще немаловажным достоинством светодиодов считается время их срабатывания. Так, стандартная лампа включается за 200 миллисекунд, а светодиодная за 1 миллисекунду. Это, в свою очередь, повышает шанс быстрее увидеть маневры транспортного средства и своевременно реагировать на дорожную обстановку.
Виды ламп для задних фонарей
Для их работы необходим свой блок управления, который может устанавливаться в сам фонарь или отдельно от него.
Задние огни обычно монтируются отражателями свободной формы, иногда применяют параболические отражатели. Источник света находится прямо в фокусе отражателя. Это еще называется прямым отражателем.
Отражатели задних фонарей
Если используются светодиодные лампы, то у каждой из них есть своя определенная область отражателя. Сегодня широко стали применять иллюминацию со скрытым источником света. Это достигается за счет использования светодиодов, которые имеют косвенный отражатель. Светят они со стороны, но свет идет под прямым углом.
Также появилась технология устройства со сдвоенным отражателем. В ней присутствуют одновременно два отражателя, которые используют единый источник света. Один из них ловит боковые пучки света и формирует фоновую иллюминацию. Второй — образует интенсивный пучок света.
Можно ли тонировать фары?
Нет. И здесь отследить законодательную последовательность такого запрета тоже достаточно просто. Для этого снова возвращаемся к Основным положениям ПДД – теперь пункту 7.18, который запрещает ездить на машине, если в его конструкцию без разрешения ГИБДД внесены изменения.
Почему же тонировка передних фар – это конструктивное изменение?! По меньшей мере, так указывает Технический регламент. В одной из прошлых статей мы приводили его пункт 3.6, который предписывает, что установка не предусмотренных конструкцией оптических деталей на световые приборы, в том числе плёнка, не допускаются – даже прозрачные.
Таким образом, наносить чёрную или любого другого цвета тонировку на фары в любом виде запрещено.
Можно ли покрасить в чёрный отражатель?
Тоже нет. И тоже из-за пункта 3.6 регламента – он запрещает не только наносить тонировку на переднюю фару, но и окрашивать детали и ставить оптические элементы в её конструкцию, не предусмотренные заводом-изготовителем.
Какое наказание?
Ровно такое же, как за запрещённый цвет фар – часть 1 статьи 12.5 КоАП как универсальная норма за любые нарушения Основных положений ПДД. Эти положения, в свою очередь, ссылаются на изменение конструкции, а правила последней как раз регулируются Техрегламентом.
Аннулирование регистрации
Штраф – не самое печальное, что ждёт вас за нарушение запрета тонировать фары. На практике 2021 года применяется также прекращение регистрации автомобиля. Это не совсем наказание формально, но сотрудники ГИБДД используют его именно в этих целях.
- Статья 18 ФЗ О регистрации транспортных средств указывает, что машина может быть снята с учёта по основаниям, перечисленным в статье 20 этого же нормативного акта.
- Пункт 4 части 1 этой статьи, в свою очередь, предписывает, что не подлежат регистрации машины, в конструкцию которых внесены изменения.
- Пункт 55 Постановления Правительства №1764 прямо говорит о том, что на основании статьи 18 закона регистрация временно прекращается до устранения причин – тонировки фар.
И происходит такое примерно по такому сценарию:
- вас останавливает инспектор ДПС и обнаруживает, что фары затонированы,
- выписывает вам штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП 500 рублей,
- вы уезжаете по своим делам,
- приблизительно через неделю-месяц вам приходит письмо с указанием о незаконно внесённых изменениях в конструкцию и предложением показать автомобиль в исправном состоянии с удалённой с фар тонировкой,
- если вы не отреагируете на письмо, то в скором времени придёт второе письмо об аннулировании учёта.
Передвигаться на таком автомобиле нельзя – иначе вас ждёт изъятие госномеров и свидетельства о регистрации, а саму машину отправят на штрафстоянку.
Требования к трещинам на лобовом стекле
4.7. Наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя.
Трещины на лобовом стекле не входят в действующий перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Однако проект новой редакции предусматривает новое условие.
То есть в настоящее время отсутствие трещин на лобовом стекле проверяется только в ходе планового технического осмотра автомобиля. И, если трещины обнаружены, то автовладельцу предлагают их устранить, а лишь затем выдают диагностическую карту.
Если рассматриваемый сегодня проект нормативного документа будет утвержден, то автовладелец должен будет самостоятельно следить за отсутствием трещин. А если трещины будут обнаружены сотрудниками ГИБДД при остановке автомобиля, то на водителя будет наложен штраф.
Напомню, что за управление автомобилем, у которого есть неисправности из рассматриваемого перечня, водитель может быть наказан по части 1 статьи 12.5 КоАП — предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.
Для чего нужны габаритные огни
Основное предназначение, которое задумывалось для этого типа освещения изначально – обозначить машину, стоящую на обочине. То есть, неяркий свет обращает внимание других участников движения и позволяет им издалека увидеть остановившееся транспортное средство. Включать габариты обязательно начиная с периода сумерек и до утреннего времени, когда видимость приходит в норму.
Но их используют и днем, так как это повышает безопасность движения, хотя в этот период свет виден не так хорошо, особенно если стоит ясная погода. За счет применения в системе лампочек небольшой мощности они не так сильно сажают аккумуляторную батарею. Но если оставить машину надолго (например, на сутки), то можно посадить аккумулятор, поэтому оставлять включенными габариты на заглушенной машине больше нескольких часов не рекомендуется.
На грузовом и другом крупногабаритном транспорте этот тип подсветки служит для обозначения размеров транспорта в условиях недостаточной видимости. Там чаще всего установлено намного больше лампочек, они расположены как в нижней, так и в верхней части. Требования по мощности и особенностям установки отличаются в разных странах, но в целом они примерно одинаковы.
Часто водители используют габариты как замену ходовым огням. Это неправильно и противоречит ПДД, за это могут наложить штраф. Поэтому для езды в светлое время стоит использовать ближний свет фар, дальний с подачей сниженной мощности или противотуманные фары (в Европе ими пользоваться как альтернативой дневному ходовому свету нельзя).
Некоторые водители ставят в габариты яркие светодиодные лампочки, чтобы улучшить видимость и использовать их в качестве ходовых огней. Это также запрещено и может повлечь как наложение штрафа, так и лишение прав на срок от полугода до года.
Вывод
Тонирование фар является чисто декоративным инструментом, в некоторых случаях выполняет легкую защитную функцию. Но в большинстве случаев покрытие снижает светопропускную способность приборов, что повышает риски аварийной ситуации. Именно поэтому существует наказание за такие действия собственника авто.
Никто не говорит о том, что легкая тонировка может нанести вред участникам движения. При таком варианте даже инспекторы могут вынести только предупреждения, не применяя взыскание. Но другие виды тонирования могут повлечь не только порчу ТС, но и навредить жизни людей. Поэтому лучше от такой красоты отказаться.
Как пройти техосмотр
Если имеется тонировочный слой на световых приборах автомобиля, то возникают проблемы при прохождении техосмотра. Он проводится согласно положениям Федерального закона о техническом осмотре. В ходе технической проверки изучаются надежность крепления и работы освещения. Исследуется наличие повреждений.
В случае обнаружения изменения цвета или ухудшения силы излучения у фар техосмотр не будет пройден. Также нарушениями признаются дополнительные слои, которые покрывают часть оптики. Степень пропуска света измеряется только у передних устройств. Если задние фонари по остальным параметрам соответствуют требованиям, то результат ТО будет положительным.