Спрос на новые автомобили в России упал на 72%, но одна марка смогла увеличить продажи
Содержание
- 1 Спрос на новые автомобили в России упал на 72%, но одна марка смогла увеличить продажи
- 1.1 Спрос на новые автомобили в России упал на 72%, но одна марка смогла увеличить продажи
- 1.2 Сегменты рынка. Сколько было продано машин за год?
- 1.3 Российский рынок грузовых автомобилей пережить 2020-й
- 1.3.1 По итогам 2019 года продажи новых грузовиков в России сократились на 2%. Всплеск продаж в самом конце года не изменил негативную динамику. Для автопроизводителей ситуация на рынке не стала сюрпризом — причины роста продаж в течение последних трёх лет утеряли актуальность, а новых стимулов не появилось. Но будущее совсем не безнадёжно.
- 1.3.2 Прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5% к показателям 2019 года
- 1.3.3 Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%
- 1.4 Статистика продаж автомобилей в России за март 2021 года
- 1.5 Как предприниматели справлялись с кризисом
- 1.6 Какие машины быстро расходятся на вторичке
- 1.7 Ценовой вопрос
- 1.8 За три квартала 2020 года объем рекламного рынка в России сократился на 8%
- 1.9 Автобусы
Спрос на новые автомобили в России упал на 72%, но одна марка смогла увеличить продажи
Новости 12.05.2020 15
Ассоциация европейского бизнеса, публикующая статистику продаж новых автомобилей, назвала предыдущий месяц «чёрным апрелем».
По итогам апреля в России продали 38 922 новых машины, что на 72% меньше, чем годом ранее. Причина — остановка или существенное ограничение деятельности дилеров из-за распространения коронавируса. Как отмечают в АЕБ, это крупнейшее месячное падение продаж за всю историю статистических данных.
Лидерами среди марок остаются «Лада» и «Киа», спрос на автомобили Hyundai упал сильнее рынка, и марка опустилась с третьего на седьмое место. А вот результат «Шкоды» оказался лучше, чем у конкурентов.
Самое сильное падение отмечено у марки Mitsubishi — минус 95%
И всего одна марка может похвастаться ростом продаж: китайский Changan в апреле реализовал 223 автомобиля — на 53% больше, чем годом ранее.
Самыми продаваемыми моделями остались «Гранта», «Веста» и «Рио». Кроссовер Hyundai Creta скатился с четвёртого на восьмое место, пропустив вперёд, в том числе, «Тигуан» и старую «Ниву».
Продажи новых автомобилей в России в апреле 2020 года
Продажи новых автомобилей в России в апреле 2020 года
Из-за распространения коронавируса спрос на новые машины в большинстве стран упал как минимум вдвое. В Италии, Испании и Великобритании по итогам апреля продажи автомобилей снизились на 97–98%, а в Индии — вообще до нуля. В то же время рынки Китая и Кореи уже могут похвастаться ростом.
Смотрите в нашем телеграме:
Комментарии
ДЭК-251 12.05.2020 ответить
Зато у нас появилась внутрискладская электротележка «Муравей»,почти по цене квартиры! Интересно,продадут когда-нибудь хоть одну?
Гость-2 12.05.2020 ответить
Конечно продадут, причём как раз одну)))
Макс 12.05.2020 ответить
Интересно жопель сколько продал ноль наверно?
admin 12.05.2020 ответить
В апреле Opel — 4 автомобиля
гость 12.05.2020 ответить
Дальше цены задирайте и без работы оставляйте людей .
Смотрел новости 13.05.2020 ответить
Ну так это же прекрасно что меньше продали.Личная машина уже давно из средства передвижения превратилась в средство престижа.Многим она и не нужна но жаба не позволяет не иметь.Вы посмотрите,дворы парковки забиты,на дорогах пробки.В городах дышать не чем.Надеюсь за время пандемии народ это поймет.Новые машины брать не будет,а старые будут стоять без дела.Пока не сгниют и не будут отпрвлены в утиль.
Иван 13.05.2020 ответить
Для жителей городов и вправду автомобиль не очень то и нужен:есть общественный транспорт и такси, а вот из пригородных посёлков и деревень добраться до нужного места быстро, без личного автомобиля, большая проблема.Содержать личный автомобиль становится всё дороже а всяких препонов всё больше.
Александр 13.05.2020 ответить
Вся эта статистика ничего не стоит т.к. в ней не отражены автомобили произведенные в Китае, или автомобили собранные из комплектующих произведенных так же на предприятиях Китая. Даже всем известная РЕНО, всегда провозглашала: «что с Китая у нее нет комплектующих в сборке». Но стоило остановить заводы в Ухане, с РЕНО уже с другой стороны оказалась. Высказав что Комплектующих в их концерне на первое время хватит и останавливать свое производство не намерены.
Ринат 13.05.2020 ответить
Да какая тебе разница откуда комплектующие.Возможно даже в более дорогих машинах есть что то из Китая.Что с того.
Ne On 13.05.2020 ответить
Время безнаказанного повышения цен прошло! Попытки будут продолжаться, но уже никто не будет покупать из страха, что «скоро еще больше подорожают». Поэтому, кто хочет успешно торговать авто — пусть думает о том, как их продавать с удобством для потребителя. Иначе, пусть любуются на них в своих автосалонах сами, а покупать будут у тех, у кого выгодно.
Роман 14.05.2020 ответить
А у кого выгодно покупать то?
Щутник 13.05.2020 ответить
Ну. И где же ты,»рыночный регулятор». В смысле где снижение цен в связи с падением спроса,а? На нефть цены вон как штормит. А тут– полный штиль))) Как говорится, «хоть сгорю, а не отворю. «)))
ВАЙ ВАЙ ВАЙ 14.05.2020 ответить
Россияне знают толк в хороших машинах и умеют считать свои деньги.
Сегменты рынка. Сколько было продано машин за год?
Объёмы продаж гусеничных экскаваторов увеличились на 3%. Всего в 2020 году была реализована 4 231 единица техники. Это на 109 машин больше по сравнению с 2019 годом. Максимальный рост продаж отмечен в марте (+40%), наиболее значительное падение — в феврале (-16%).
Продажи экскаваторов-погрузчиков в 2020 году выросли незначительно. Общий объём поставок составил 3 709 единиц. Это на 0,2% больше по сравнению с 2019 годом. Самый высокий рост был зафиксирован в январе (+53%), но уже в апреле произошло резкое падение (-51%). В целом в течение года отмечалась нестабильная ситуация и лишь к концу отчётного периода объёмы продаж смогли выйти в плюс.
Рынок колёсных экскаваторов в 2020 году значительно просел. Продажи техники данного типа упали на 12% по сравнению 2019 годом, всего была реализована 631 единица. Наиболее значительный спрос со стороны покупателей был зафиксирован в июне (+63%). Положительная динамика также отмечалась в январе, марте и ноябре.
Динамика рынка погрузчиков с бортовым поворотом в течение 2020 года была нестабильной. Всего продано 1 240 машин, что на 4,8% меньше, чем в 2019 году. Высокая активность покупателей наблюдалась в январе и феврале — плюс 41% и 147% соответственно. Но к концу года показатели значительно снизились. Результат декабря — минус 41%.
Отрицательная динамика продаж наблюдалась и на рынке гусеничных тракторов (-2,1%). Снижение началось уже в январе (-22%). Самым неудачным месяцем можно назвать июнь (-32%), а периодом с наиболее значительным ростом — сентябрь (+57%).
Автогрейдеры пользовались спросом, но продажи были нестабильны. Всего в 2020 году было продано 710 единиц (+3,8%). Наиболее значительный спад произошел в феврале (-48%) и августе (-50%).
На рынке сочлененных самосвалов отмечено снижение объёмов продаж. Всего в 2020 году было реализовано 169 единиц, что на 18% меньше, чем в 2019 году.
Повышенным спросом в прошлом году пользовались гусеничные асфальтоукладчики. Всего продано 258 единиц техники (+49,1%). Рост продаж отмечался практически в течение всего года, за исключением мая и января.
Сегмент дорожных катков показал рост на 42% — до 485 единиц. Из них 265 машин — это двухвальцевые вибрационные катки (+43,2%), 190 единиц — одновальцевые вибрационные (+35,7%). Возрос спрос и на пневмоколесные катки: всего было продано 30 единиц (+76,5%).
Что касается карьерных самосвалов, то в этом сегменте рынка было заметное падение. Всего в 2020 году продано 149 единиц, что на 39% меньше данных 2019 года.
Российский рынок грузовых автомобилей пережить 2020-й
По итогам 2019 года продажи новых грузовиков в России сократились на 2%. Всплеск продаж в самом конце года не изменил негативную динамику. Для автопроизводителей ситуация на рынке не стала сюрпризом — причины роста продаж в течение последних трёх лет утеряли актуальность, а новых стимулов не появилось. Но будущее совсем не безнадёжно.
В 2019 году объём продаж грузовых автомобилей достиг 87 тыс. ед., что на 2% меньше, чем годом ранее. При этом сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV) остался примерно на уровне 2018 года. На рынке LCV доминирует «Группа ГАЗ», с показателем продаж 50,7 тыс. ед., что на 3% больше, чем годом ранее. УАЗ реализовал 17,4 тыс. ед., на 3,5% меньше, чем в 2018 году.
Ford продемонстрировал, как можно достигать прогресса на общем депрессивном фоне, нарастив продажи на 13%, до 12 тыс. автомобилей. На 3,5% выросли продажи Lada, до 11,1 тыс. ед. и Volkswagen, до 5,7 тыс. ед.
В сегменте тяжёлых грузовых автомобилей выросли на 7,3% продажи автомобилей КамАЗ, до 27,6 тыс. ед., а в сегменте магистральных грузовиков, за счёт новых моделей, рост продаж КамАЗ составил более 8%, до 4 тыс. ед. В то же время сократились продажи Volvo на 11%, Scania на 16%, до 5,6 тыс. ед., MAN на 1,5% до 5 тыс. ед.
Больше всего грузовиков было продано в Москве, 9,8 тыс. ед., что на 2,3% меньше, чем годом ранее. В Татарстане продажи грузовых автомобилей сократились больше, чем на 13%, до 4 тыс. ед. На 11%, до 3,5 тыс. ед. уменьшились продажи грузовиков в СанктПетербурге. Зато на 13% увеличились продажи в ХантыМансийске, до 3,7 тыс. ед.
Бренды и модели
Наиболее востребованной моделью КамАЗа в 2019 году был КамАЗ43118, продажи которого выросли больше, чем на 4% до 6,8 тыс. ед. Это наиболее продаваемый в России грузовой автомобиль. Основу продаж «Группы ГАЗ» в рассматриваемое время составляли машины «Газон NEXT», объём реализации которых составил 6,5 тыс. ед, что на 6,5% больше, чем в 2018 году.
Продажи флагманской модели Volvo FH сократились на 22%, но это всё равно самый покупаемый грузовик бренда, с показателем продаж в 2019 году 2,8 тыс. ед. Наиболее востребованным грузовиком Scania был седельный тягач серии R, объём продаж которого достиг 1,8 тыс. ед., что на 25% меньше, чем в 2018 году.
При этом выросли продажи грузовиков 8х4 серии Р, на 13,5%, до 582 ед., — но сокращения продаж в целом это не компенсировало.
Высокие темпы продаж показали 40тонные 6х6 грузовики MAN TGS, +50%, но это всего 340 ед., в то время как реализация популярных седельных тягачей MAN TGX сократились на 7,5%, до 2139 ед., что и определило снижение продаж бренда в целом.
Кстати, существенно сократились продажи грузовиков МАЗ в России, на 10,5%, до 3800 ед., при том, что выросли продажи МАЗ5340 на 43%, до 574 ед. и МАЗ6731 «Купава» на 46,5%, до 482 ед. Isuzu с положительным приростом менее 1% продавал модели NQR, в количестве 1,1 тыс. ед., зато обрушились продажи NPR, на 37%, до 1 тыс. ед.
Уральский автозавод показал рост продаж на 4,5%, до 2766 ед., за счёт того, что пользовалась неплохим спросом наиболее популярная модель бренда, Урал4320 (+2,5%, до 1556 ед.). Сильно выросли продажи Урал43206, на 97%, но это всего 145 ед. Продажи DAF сократились на 6%, до 2554 ед., так как упали продажи наиболее популярного DAF XF105 FT. Также нужно отметить положительные результаты 2019 года .
Renault Trucks, чьи продажи выросли на 25%, до 1182 ед. и китайского бренда SHAANXI, с ростом продаж 90%, 1378 ед. Сильно упали продажи довольно заметных на российском рынке Hyundai, на 18%, до 1502 ед.; HINO, — на 32%, до 1165 ед.; FUSO, — на 40%, до 604 ед.
Бу тоже в цене
Что касается динамики продаж грузовых автомобилей с пробегом, то в 2019 году этот сегмент рынка немного вырос, на 1,4%, до 270,2 тыс. ед., по данным АА «Автостат». На грузовики КамАЗ пришлось более 26% этого рынка, с показателями продаж более 71 тыс. ед., что почти на 5% больше, чем в 2018 году. Автомобилей ГАЗ с пробегом было продано более 26 тыс. ед., что на 1,5% меньше, чем годом ранее.
В сегменте подержанных машин сильные позиции удерживает МАЗ, хотя в 2019 году его продажи сократились, но это всё равно довольно много, более 20 тыс. ед. До сих пор успешно продаются автомобили ЗиЛ, что, наверное, можно уже рассматривать как феномен отечественного грузового рынка.
Рост продаж автомобилей этой марки составил более 13% и достиг 16,5 тыс. ед. Тот же Volvo уступает конкуренту из советского прошлого, его продажи сократились примерно на 1%, до 15,2 тыс. ед. Москва и Московская область — регионы с самыми высокими показателями продаж грузовиков с пробегом.
Прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5% к показателям 2019 года
Очевидные причины
Снижение продаж грузовых автомобилей в 2019 году определяется сокращением спроса, которое произошло по многим причинам, среди которых:
• отсутствие достаточной поддержки со стороны государства;
• продолжение действия санкций, некоторые санкции были ужесточены;
• колебание цены на нефть с фиксацией на более низких ценах;
• колебание курса валют к рублю со значительными периодами ослабления рубля;
• рост НДС до 20% в начале 2019 года;
• сокращение объёмов и темпов роста малого бизнеса;
• вынужденный рост стоимости автокомпонентов и автомобилей.
Внесли свой вклад высокие ставки по кредитам, бегство инвестиций с российского рынка, спад инвестиционной активности отечественного бизнеса, продолжающееся падение платёжеспособности потребителей. Кроме естественной необходимости обновления автопарка в 2019 году практически не было причин для роста рынка грузовых автомобилей.
Но в декабре продажи грузовиков подскочили на 8,7%, продажи LCV — на 7,1%, но тоже не от хорошей жизни, а изза того, что государство анонсировало увеличение утилизационного сбора с января 2020 г.
Потребители поспешили купить грузовики до повышения цен и оказались правы, утильсбор вырос:
• на новые грузовики массой до 2,5 тонн на 25,3%;
• от 3,5 до 5 тонн на 5,3%;
• от 8 до 12 тонн на 15%;
• от 12 до 20 тонн на 18,6%;
• от 20 до 50 тонн на 21,5%.
Базовая ставка утилизационного сбора для грузовиков и автобусов составляет 15 тысяч рублей. Разумеется, автопроизводители вынуждены будут компенсировать пошлины повышением стоимости машин.
Хорошее начало
Повышение утильсбора не сразу повлияло на цены автомобилей, потребители по инерции продолжали покупать, и в январе 2020 года рынок грузовых автомобилей продемонстрировал положительную динамику. По данным АА «Автостат», рост продаж по сравнению с показателями января 2019 года составил 18,6% до 6,1 тыс. ед.
Объём продаж автомобилей КамАЗ составил 1925 ед., что на 3,3% больше, чем годом раньше. Продажи «Группы ГАЗ» выросли на 18%, до 615 ед., резко нарастили продажи Volvo, почти на 70%, до 494 ед., MAN (412 ед.; +42,6%), MercedesBenz (369 ед.; +60,4%). Положительная динамика была характерна для большинства брендов коммерческого автотранспорта.
Продажи подержанных грузовиков тоже выросли, более чем на 16%, до 17191 ед. Больше всего было продано автомобилей КамАЗ, 4725 ед., что на 18% больше, чем в январе 2019 года. Существенно выросли продажи грузовых автомобилей Volvo, на 18%, до 1,04 тыс. ед. и Scania, на 35%, до 1, 03 ед.
Объём продаж «Группы ГАЗ» вырос незначительно, на 2%, до 1,8 тыс. ед. Однако прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5%, но уже к показателям 2019 года.
Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%
Светлое старое будущее
По данным АА «Автостат», устаревший грузовой автопарк в России насчитывает почти 4 млн ед. При этом грузовиков, соответствующих устаревшему стандарту Евро3, около 1 млн ед. Грузовиков, которые не соответствуют даже стандарту Евро2 в России около 60%.
Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%. Практически, национальный грузовой автопарк представляет собой настоящий автохлам и эту проблему уже нельзя игнорировать, так как она угрожает экологии, экономике и, в конечном итоге, безопасности граждан. И, кроме того, это отличный повод ввести новый налог, чтобы пополнить казну.
Министерство промышленности и торговли России предложило Министерству транспорта увеличить с 2021 года базовую ставку транспортного налога на коммерческие автомобили Евро3 и ниже. А глава комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев предложил вообще запретить коммерческие автомобили с классом Евро0 и Евро1. Запрет, конечно, неосуществим, таких машин очень много. Но налог вполне могут ввести, и скорее всего введут, и под его действие попадут примерно 80% грузовых автомобилей.
Выиграть от этого может не только госбюджет, но и автопроизводители. Несколько лет назад благодаря программе утилизации автохлама автопроизводители смогли существенно нарастить объём производства и продаж. В случае с грузовым автохламом потребители будут считать, что обойдётся дешевле — платить налог на «зилок» тридцатилетней давности или купить новый грузовик.
Позднее глава ведомства Денис Мантуров пояснил, что предложенное Минпромторгом повышение ставок транспортного налога для автомобилей экологического класса Евро3 и ниже не коснется владельцев личных автомобилей. Таким образом, за модернизацию автопарка заплатят юридические лица.
Возможно, это вызовет какоето небольшое возмущение, так как основные потребители старых грузовиков это малый и средний бизнес, который экономит за счёт старых машин. Но ведь приняли в России и дорожный сбор и даже повышение пенсионного возраста, без особых эксцессов. Тем более, что в случае с автохламом хоть какаято польза есть всем. КамАЗ, «Группа ГАЗ» и «Соллерс» практически поддержали инициативу Минпромторга.
Если налог будет введён, это и будет та самая государственная поддержка автопрому, которую постоянно требуют автопроизводители. Это такая поддержка, о которой можно только мечтать в кризис, благодаря ей можно загрузить мощности всех заводов выпускающих грузовики и надолго.
Поскольку налог планируется ввести с 2021 года, то автопроизводителям нужно продержаться 2020 год, а дальше будет лучше. Предположительно.
Статистика продаж автомобилей в России за март 2021 года
Количество продаж автомобилей в марте 2021 года на 5,6 % по сравнению с мартом 2020 года и составило 148 676 автомобилей. Март 2020 года был лучшим месяце продаж, после чего был введен Локдаун из-зи Ковида.
1) Lada (Лада) – 33 779
2) Kia (Киа) – 20 057
3) Hyundai (Хендай)– 15 332
4) Renault (Рено) — 11 659
5) Toyota (Тойота) – 10 278
ТОП – 25 самых продаваемых марки авто за март 2021 года в России
Как предприниматели справлялись с кризисом
Правительство включило в перечень пострадавших отраслей 66 кодов по ОКВЭД, хотя кризис коснулся 161 вида бизнеса. Из-за этого рассчитывать на помощь государства могли только 25,9 % субъектов малого и среднего бизнеса. Но предприниматели старались справиться сами: оптимизировали финансовые и кадровые ресурсы и даже пытались запускать новые направления.
Оптимизировали расходы
Финансовой подушки не было у 62 % компаний, поэтому им пришлось экстренно оптимизировать расходы. Чаще всего уменьшали затраты на маркетинг, зарплаты сотрудников и офис, а 34 % предпринимателей сокращали штат.
Какие расходы сокращали предприниматели
Какие машины быстро расходятся на вторичке
Средний срок нахождения авто на виртуальной доске объявлений подсчитывали аналитики интернет-аукциона CarPrice. В первой пятерке – только бюджетники:
- Nissan Terrano в любой модификации – 16 дней.
- Lada Kalina 1,6 106 л.с. – 18 суток.
- Kia Rio 1,6 AT – 23 дня.
- Hyundai Solaris 1,6 + «автомат» – 24 дня.
- Toyota Corolla 1,6 – 25 суток.
Площадка наглядно подтверждает, что значение имеет не только популярность модели, а и ее модификация. К примеру, младшая версия Соляриса (1,4 + «механика») покупается менее охотно – простой составляет около 30 дней.
Ценовой вопрос
Дилеры столкнулись с нехваткой новых автомобилей в салонах и говорят, что люди научились быстро принимать решения в «ковидной» экономике. Поэтому клиенты, которые не успели «выхватить» салонный автомобиль, обращаются на вторичный рынок. Среди подержанных машин их ждёт хорошая альтернатива – младше 3 лет и с небольшим пробегом.
Люди стремятся выгодно купить машину в кризис, пока деньги не обесценились. Фото: carsweek.ru.
На новые иномарки ценник ожидаемо вырос – больше чем на 10%, рассказал Autonews.ru гендиректор розничной сети машин с пробегом Automama Никита Быков. Из-за этого подорожают и б/у автомобили. В «Авто.ру» тоже заметили небывалый спрос: на 58% вырос интерес к новым машинам и на 17% – к подержанным.
В среднем на «вторичке» бюджетные автомобили теперь стоят дороже на 7%, а люксовые – на 5%, рассказал глава департамента послепродажного обслуживания ГК «Автоспеццентр» Владимир Желобов.
Однако, не смотря на спрос, стоимость подержанных авто пока сдерживают несколько факторов:
- Снижение доходов населения.
- Ухудшение кредитной истории – некоторые клиенты не смогли оформить кредитные каникулы.
- Политика банков: они очень осторожно относятся к автокредитам на подержанные автомобили. А совокупность трёх факторов заставляет их дольше рассматривать заявки и чаще отказывать.
За три квартала 2020 года объем рекламного рынка в России сократился на 8%
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) подвела итоги развития рекламного рынка за первые три квартала 2020 года. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил более 315 млрд руб., что на 8% меньше, чем в прошлом году.
В АКАР отметили, что несмотря на официальные заявления властей о том, что еще одного локдауна не будет, все же нельзя исключать ужесточение ограничительных мер в период пандемии в конце этого года, так как ситуация с количеством заболевших у нас каждый день за последнюю неделю ухудшается. «Рекламодатели это прекрасно понимают, а потому ведут себя на рынке очень осторожно, проводя порой короткие и очень короткие рекламные кампании, которые в любой момент могут быть отозваны», — указал представитель ассоциации.
В АКАР считают, что в ситуации полной неопределенности строить какие-то прогнозы даже на один-полтора месяца было бы неправильно. «Но при этом мы надеемся, что динамика рынка по итогам года будет как минимум не хуже динамики российского рекламного рынка за 9 месяцев 2020 года», — говорится в сообщении.
АКАР:
Телевидение и интернет сумели лучше адаптироваться к такому специфическому кризису и усилили свои позиции на рекламном рынке. Причем это касается не только российского рынка, но фактически и всех зарубежных. Если же речь идет о товарных категориях, тогда надо говорить в первую очередь об усилении позиций e-commerce в самых различных формах.
Рынок проходит фазу восстановления
По оценке GroupM, объем рекламного рынка по итогам трех кварталов составил 315,9 млрд руб., что крайне близко к опубликованным показателям АКАР. По мнению руководителя департамента контроля и результативности медиазакупок OMD OM Group Андрея Скородумова, рынок перешел в фазу восстановления в третьем квартале, когда показал снижение всего на 5% против 22% во втором квартале. Он ожидает, что последний квартал года покажет еще более позитивные цифры.
Как отметил гендиректор Initiative Егор Бормусов, с начала третьего квартала заметна тенденцию на постепенное восстановление медиаинвестиций со стороны рекламодателей. Четвертый квартал должен продемонстрировать дальнейшее восстановление и завершится показателем -1%, считает он. Это определяется двумя ключевыми факторами: спецификой периода — в четвертом квартале традиционно фиксируется увеличение спроса и активности рекламодателей, а также отсутствием «существенных предпосылок для радикального сокращения инвестиций в оставшиеся два месяца».
Тем не менее в GroupM отмечают, что рынок восстанавливается частично — пока для большинства медиа это не рост, а сокращение скорости падения . По словам директора по стратегии и исследованиям Media Instinct Group Евгения Балдина, по итогам всего года рынок покажет не такие значимые темпы снижения, как в 1−3 кварталах — оно будет в пределах 6−7%. В Initiative ожидают падения на уровне 5% относительно 2019 года.
Телевидение продемонстрировало один из самых интенсивных камбеков
По итогам года картина еще улучшится, так как в четвертом квартале рынок продолжает восстанавливаться, однако в сегменте ТВ это восстановление началось раньше, поэтому итоговая цифра видимо кардинально не изменится, считает директор по инвестициям Publicis Groupe Russia Екатерина Алексеева.
По оценке GroupM, динамика суммарных телевизионных рекламных инвестиций за 2020 год покажет сокращение на 5−6% относительно 2019-го. В Dentsu Russia также оценили годовой результат на уровне минус 5%, а коммерческий директор
Havas Media (Россия) рассчитывает, что падение не привысит 3−7%. По словам управляющего директора по коммерческой деятельности dentsu Russia Андрея Егорова, в четвертом квартале телевидение даже покажет рост.
«Сегмент ТВ продемонстрировал один из самых интенсивных камбеков — после -22% во втором квартале, в третьем АКАР оценил падение всего в 3,6%», — отмечает Андрей Скородумов. Вице-президент MEDIA DIRECTION GROUP Илья Герцев оценил квартальное сокращение в 3,5%, а Егоров и вовсе в 3%. По его словам, это связано с «высокой базой аналогичного периода прошлого года», а также с отсутствием повторного локдауна, которое «позволило избежать двухзначных темпов падения рекламных доходов». Скородумов считает, что в первую очередь сокращение падения связано с отложенными инвестициями рекламодателей.
По словам Евгения Балдина у телевидения есть потенциал для возврата к положительной динамике в 2021, так как оно сохраняет массовую аудиторию, использует новые подходы и показывает высокую эффективность как рекламоноситель для большого количества категорий . В Media Direction Group ожидают увидеть поквартальный рост, начиная со второго квартала 2021 года.
Герцев также указал, что частично ТВ уже демонстрирует плюс — в секторе тематического телевидения. И эта цифра максимальная среди всех медиа. В GroupM также предполагают, что к третьему кварталу в позитивную динамику вышли направления ТВ-спонсорства и рекламы на тематических каналах.
У диджитала единственного есть шанс выйти в плюс
Уже в третьем квартале интернет показал положительную динамику в 2%, отмечает Андрей Скородумов. «Мы ожидаем еще более успешные результаты в последнем квартале, что позволит выйти на позитивную динамику по итогам года», — уверен он.
Агентства оценивают возможный рост сегмента по итогам года до 3%. Однако по словам управляющий директора по операционной деятельности и развитию интернет-бизнесов dentsu Russia Андрея Молева, интернету будет сложно выйти в плюс из-за высокой базы аналогичного периода прошлого года. Он считает, что даже прирост в 0−2% можно будет считать позитивным в текущих рыночных условиях.
Если же канал покажет плюс, то в первую очередь за счет performance-сегмента, указывает Евгений Балдин. «О позитивном тренде говорит, в частности, рост рекламной выручки «Яндекса» и Mail.ru Group в третьем квартале», — поясняет он.
Помимо роста доли performance размещений, положительная динамика также обусловлена адаптацией к новой норме потребительского поведения, считает директор по технологиям Media Direction Group Александр Папков. «Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, осеннего локдауна не произошло, и бизнесу необходимо работать и развиваться дальше, а следовательно, оживают бюджеты даже малого и среднего сегментов», — отметил он.
В диджитал также продолжают массово рождаться новые возможности продвижения, растет объем предложения для покупателей, указывают в GroupM. Другим большим медиа выходить в плюс сложнее, в том числе и по причине не растущего инвентаря, а к значимой инфляции рекламодатели объективно не готовы , уверены в группе.
Бюджеты возвращаются в принт медленнее остальных из-за низкой мобильности сегмента
Наиболее плачевная ситуация наблюдается в прессе. По итогам девяти месяцев падение составило 47%. Однако даже принт показал небольшое восстановление в третьем квартале против второго — снижение сократилось с 64% до 50%, комментирует Андрей Скородумов.
Тем не менее из-за долгосрочной тенденции снижения бюджетов в прессе и восстановление идет медленнее, чем в других СМИ, отмечает Евгений Балдин. «Сегмент прессы, к сожалению, имеет последний приоритет для основного количества рекламодателей и первый попал под сокращение, а также будет последним в списке на возвращение бюджетов», — подтверждает Скородумов.
По словам Балдина, все дело в том, что для тех задач, которые были актуальны в первую очередь в третьем квартале — поддержка спроса, быстрое построение охвата и частоты — пресса не так эффективна. В моменты неопределенности рекламодатели отдают предпочтение быстрым performance-решениям , пояснили в GroupM.
Наибольшие объемы бюджетов в прессе приходятся на ежемесячные журналы, в которых невозможно быстро произвести изменения, комментирует Екатерина Алексеева. Журналы уходят в печать задолго до момента выхода в продажу, поэтому не все бюджеты, снятые во время локдауна оперативно вернулись в издательские дома, отмечает она. «Однако, спрос на премиальные позиции сильных глянцевых изданий остается высоким. Наиболее сложной ситуация выглядит с бортовыми журналами, которые в прошлом году занимали значимую долю рынка», — считают в GroupM.
Радио значительно улучшило показатели за счет сильного сентября
Радио, напротив один из самых «подвижных» сегментов, поэтому и восстановление в нем может происходить быстро, указала Екатерина Алексеева. По итогам девяти месяцев этот канал показал снижение на 33%, однако на фоне результата первого полугодия (37%) показатель кажется относительно позитивным.
Возрождение рынка началось с июля: количество проданного инвентаря в этом месяце относительно июня выросло на 8%, в августе относительно июля на 13%, отметила директор по закупкам радио Media Direction Group Александра Садовничая. В сентябре рост относительно августа и вовсе составил 40%. «Скачок произошел за счет сильного сентября, а также из-за возвращения некоторых категорий рекламодателей», — указала Садовничая.
По словам Алексеевой, в кризисные моменты многие рекламодатели концентрируют усилия на тактических кампаниях. Также именно радио представляет интерес для сегментов, связанных с отложенным спросом, который проявился после выхода из изоляции, подчеркнул Евгений Балдин. «Мы видим рост бюджетов на радио в летние месяцы у таких категорий, как автомобили, торговля и даже массовые мероприятия», — отметил он.
Рост аудитории OOH пока что не отражается на рыночных показателях
С мая по сентябрь 2020 года трафик наружной рекламы показывал рост, а в октябре достиг плато — то есть оставался на уровне сентября, подсчитали в AdMetrix. Однако рыночные результаты не росли пропорционально — за первые три квартала года снижение было на уровне 29%. По словам Андрея Скородумова, это связано с тем при возвращении урезанных маркетинговых бюджетов рекламодатели делают основной упор на интернет и ТВ.
Директор по закупкам ООН Media Direction Group Cергей Гумель считает, что существенного роста объемов бизнеса нет по причине изоляции стран и, как следствие, существенных проблем с поставками товаров. А кроме того, из-за серьезных колебаний валютных курсов, на фоне которых рост потребительского спроса практически отсутствует.
Помимо этого, третий квартал — традиционно низкий сезон для наружной рекламы, указала Екатерина Алексеева, поэтому делать выводы на основе результатов этого периода не совсем корректно. В целом, с учетом четвертого квартала показатели сегмента должны улучшиться еще на 3−5 процентных пункта, считает Гумель.
Региональная реклама теряет больше, так как зависит от малого и среднего бизнеса
Суммарный объем региональной рекламы в средствах ее распространения по четырем медиасегментам — телевидению, радио, прессе и наружной рекламе — в первых трех кварталах 2020 года составил около 25,5 млрд руб., что ниже аналогичного показателя прошлого года на 21%, подсчитали в АКАР. При этом все сегменты регионального рынка имели отрицательную динамику.
В ассоциации поясняют такие результаты тем, что в период кризиса, как правило, наибольшие потери несет мелкий бизнес, зачастую просто не имеющий никаких финансовых резервов. «На рекламном рынке примерно все то же самое. Поскольку локальные рекламодатели в подавляющем своем большинстве могут быть отнесены к среднему и мелкому бизнесу, то и потери региональной рекламы в период кризиса будут больше », — указал представитель АКАР. При чем это характерно не только для нынешнего «ковидного» кризиса, но и для всех предыдущих, подчеркнули в ассоциации.
Автобусы
Российский рынок автобусов не вписывается в привычные рамки: правила игры здесь определяются государством. Поскольку пассажирские перевозки автобусами попросту убыточны, то транспортные компании по определению нищие как церковные мыши. Тем не менее народ возить надо, причем исправно. Поэтому каждая приобретаемая предприятием машина субсидируется государством, а чтобы народные деньги не уходили за кордон — субсидируются только машины, собранные на территории РФ. Именно поэтому уже который год подряд этот сегмент рынка коммерческого транспорта остается с плюсом. Своеобразная круговая порука.
Вместе с тем, поскольку российский автопром так и не смог наладить выпуск полноценного междугородного/туристического автобуса, эта часть рынка все же частично отвоевана зарубежными компаниями. Турпоток в Россию не ослабевает. Зарубежные туристы, как известно, народ избалованный и абы как ездить не хотят, поэтому такие автобусы приобретаются за свои кровные у иностранных производителей без оглядки на кого бы то ни было.
По данным RAMR, в 2019 году рынок новых автобусов вырос на 7,0% и составил 13,91 тыс. единиц. В лидерах — ПАЗ: его продажи составили 8,04 тыс. экземпляров, что на 6,9% больше прошлогоднего результата. Далее следуют ЛиАЗ (1,61 тыс. единиц; –4,7%) и НефАЗ (1,09 тыс. единиц; +41,6%).
Среди иностранных брендов на первом месте по продажам новых автобусов в 2019 году китайский Yutong, реализовавший 590 экземпляров автобусной техники, что на 13,5% больше результата 2018 года.
В модельном рейтинге автобусного рынка России первые три строчки занимают представители Павловского автобусного завода. Лидирует высокопольный автобус малого класса ПАЗ-3205 (3604 штук; –4%). На второй строчке — автобус малого класса ПАЗ-3204 (2700 штук; +6,6%). Третьим стал автобус среднего класса ПАЗ-4234 (1193 штук; +39,5%). Лидер по приобретению новых автобусов — Москва; в семи регионах из первой двадцатки продажи сократились.
Попутно стоит заметить, что столица, взяв курс на поддержание экологически чистой городской среды, обошла все другие российские города по числу приобретенных электробусов. Собственно, этим и объясняется столь успешный рост продаж на НефАЗе, который на сегодня является одним из основных поставщиков электробусов под брендом КАМАЗ.
В начавшемся году всем производителям коммерческой техники придется уповать на новое правительство, пообещавшее ускорить реализацию национальных проектов, а также старт новых инфраструктурных проектов, призванных встряхнуть стагнирующую экономику. Пока же все остается как есть, без радужных прогнозов на будущее.
Данные предоставлены аналитическим агентством «Автостат» и Russian Automotive Market Research (RAMR).