0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Украинские автомобили-самоделки 20 столетия: когда шейхи отдыхают

Украинские автомобили-самоделки 20 столетия: когда шейхи отдыхают

Вы думаете, только арабские шейхи позволяют себе автомобили штучной работы? В прошлом веке по количеству уникальных авто на душу населения нам не было равных. Конечно, возможности у нефтяных принцев и советских самодельщиков были разные, но цель одна.

И владелец самодельного автомобиля, отдавший пять лет жизни его постройке, и нувориш, заказывающий полмиллиона “зеленых” очередной шестиколесный монстр с турбонаддувом, всегда хотели одного: получить автомобиль под свои запросы. Ну и еще немножко выделиться из общей массы населения. Как ни странно, и у тех, и у других это получалось с одинаковым успехом. Интересно, что более половины всех машин штучной работы была построена на территории Украины.

В 1980-е годы большие автопробеги самодельщиков были ежегодными. Уникальные автомобили могли увидеть жители разных городов. К слову, участвовали в них далеко не все самодельщики: одни не хотели, других не допускали.

5 самых интересных самодельных автомобилей СССР

Хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам. Вряд ли отечественные Кулибины руководствовались мнением Фердинанда Порше, но на подсознательном уровне суть улавливали совершенно точно.

Монотонное однообразие автомобильных форм и красок в Советском Союзе, очереди на покупку и ценники машин спровоцировали появление в стране целого течения автомобильных кулибиных. Самоделки, кустарно создаваемые умельцами в противофазе промышленного автопрома, на фоне последнего выделялись звучными именами и оригинальным дизайном, заметно проигрывая в качестве. Но те эксклюзивные купе и спорткары были автомобилями из другой жизни, знакомой по редким прогонам зарубежных фильмов на большом экране, а потому мелочей в них старались не замечать. Впрочем, как и крупного – ни один «демарш» так и не получил конвейерного продолжения…

«Ленинград»

Ты слышал о нем? Мы, честно говоря, до недавнего времени были уверены, что история самостоятельного автомобилестроения началась в стране сильно позже. Каемся, упустили из виду. Оказывается, еще в 1956 году рядовой ленинградец с инженерным образованием сконструировал и построил на «модернизированных узлах и агрегатах отечественных автомобилей» спортивный родстер. Двухместная открытая модель с 90-сильным 3,5-литровым двигателем от представительского ЗИМа (ГАЗ-12) разгонялась до скорости свыше 180 км/ч, что позволило владельцу покрыть расстояние в 2125 км от Симферополя до Ленинграда за рекордные 20 часов. Об этом с гордостью рапортовала советская пресса тех лет, но интерес к машине быстро затерялся где-то между решениями очередного съезда КПСС и успехами хлопкоробов Узбекистана.

Автомобиль класса GT от Щербининых – собственно, так расшифровывалась аббревиатура названия спортивного купе, созданного братьями Александром и Владимиром в 1969 году. Донорские агрегаты от ГАЗ-12, «21-й Волги» и ГАЗ-69 плюс рама собственного производства и стеклопластиковый кузов – для тех лет «Гран Туризмо» отечественного разлива считался довольно динамичным. При мощности 75 л.с. «ГТЩ» мог разогнаться до 150 км/ч. Любопытно, что многие современные «автокритики» с каким-то садистским удовольствием приписывают ему сходство с чешской Skoda 1100 GT, выпущенной компанией практически одновременно с отечественной самоделкой.

Читать еще:  Викторина: Как нужно обслуживать автомобиль

«Панголина»

Над Lamborghini Countach и DeLorean DMC-12, чья стилистика четко прослеживается в «Панголине», корпели опытные конструкторы. Наш ответ автомобильным Америке и Италии придумал и в год Олимпиады-80 оформил в металле и стеклопластике один единственный гений из народа. Инженер по образованию Александр Кулыгин из Республики Коми АССР взял за основу вазовскую «копейку» с 1,2-литровым двигателем мощностью 62 л.с. и «доработал все напильником». Немного модифицировал подвеску, увеличил колеи сместил мотор в базу, сконструировал легкий откидной «колпак» для доступа к мотору и салону. Результат превзошел ожидания как по эффективности (максимальная скорость достигала 180 км/ч), так и по части имиджа – аэродинамичная форма кузова не раз мелькала в телевизоре и украшала собой выставочные подиумы.

«Меркурий»

Двухместное спорткупе с 1,6-литровым 75-сильным двигателем, ходовой от «шестерки» и кузовом из стеклоткани не блистало выдающимися динамическими свойствами или отточенной управляемостью. У нее была другая миссия – революционный для 1982 года дизайн автомобиля враз сворачивал головы. Кстати, идентичный стеклопластиковый кузов, что так будоражил воображение населения, в середине 80-х получила еще одна уникальная модель по имени «Протон». Только место бензинового агрегата под капотом заняли мотор от электропогрузчика и два емких аккумулятора.

«Лаура»

Жигулевский 1.3 мощностью 63 л.с. от «пятерки», механическая коробка передач от «Запорожца», элементы подвески от «Нивы», кузов из стеклопластика и самодельный сварной каркас из водопроводных труб. Переднеприводную «Лауру» образца 1985 года выпуска причисляют к первым советским автомобилям, «просчитанным» на компьютере. Естественно, в частном порядке на договорной основе в некоем ВУЗе. Тем не менее, сам маэстро Джузеппе Бертоне, говорят, был крайне изумлен, узнав, что купе, которое засветилось на пражской выставке «100 лет автомобиля» в 1986 году, собрано усилиями всего двух человек буквально на коленке.

Внедорожник «Нева»

1988) – самодельный пикап повышенной проходимости, сконструированный в 80-х годах прошлого столетия жителями г.Стрельна (Санкт-Петербург) Николаем Яковлевым и Владимиром Капусто.

Автомобиль, выпущенный создателями в двух экземплярах, собирался на узлах и агрегатах ГАЗ-69 и УАЗ-469 – трансмиссия, ходовая часть; ГАЗ-24 – элементы подвески; ВАЗ-2101/03/21 – двигатель, коробка передач, стекла. Рама, панели кузова были изготовлены конструкторами самостоятельно из металла.

Как утверждали создатели, машины показывали отличную проходимость, легко преодолевая преграды, которые были не под силу, к примеру, «Ниве».

Площадки для поиска коллекционных автомобилей советского производства

Благодаря всемирной паутине модели автомобилей в масштабе 1 к 43 становятся все более популярными не только у новичков, но и у тех, кто годами собирает свою коллекцию. С появлением Интрнета появилась отличная возможность, не выходя из дому, узнать модельный ряд того или иного производителя, ознакомиться с характеристиками моделек, выбрать, заказать и купить понравившуюся машинку. Кроме того, на специальных форумах или сайтах можно совершать обмены своими моделями, состоять в Клубах коллекционеров, обмениваться мнениями и опытом коллекционирования и просто найти себе приятное общение по близкой теме. Также, существует немало сайтов, где можно обменять, продать или купить модели автомобилей 1:43. Магазин «Авто модели» производит скупку и продажу советских моделей масштаба 1 : 43 (производства до 1991 года).

Читать еще:  Автосалон в Чикаго 2014: Новые автомобили

Какие бывают модельки машин?

В советские времена производили два вида автомоделей масштаба 1:43 – это заводские машинки и модели, сделанные вручную профессионалами. Конечно, для любителя разница между этими двумя видами автомоделей мало ощутима, а вот для настоящего коллекционера важна каждая деталь. Так, например, коллекционные модели автомобилей в масштабе 1 43 имеют открывающиеся дверцы салона, капота, багажники, крутящийся руль, стекла из настоящего стекла и другие проработанные детали. За счет такой высокой проработки коллекционные модели автомобилей в масштабе 1:43 очень похожи на свои прототипы. Такие модели находятся на очень высоком уровне.

Кроме того, для настоящих профессионалов важна серийность модели. То есть чем лимитированней или был выпуск, тем дороже оцениваются модели автомобилей в масштабе 1 к 43. Также, высокая цена формируется и на старинные или редкие экземпляры.

Из истории создания моделей автомобилей масштаба 1:43

Первые модели транспортных средств масштаба 1 к 43 появились в Великобритании. Изначально англичане производили модели поездов, а уже потом стали делать масштабные модели автомобилей. Впоследствии этот масштаб стал одним из самых распространенным в Европе и России.

В Советском Союзе модельки машин в масштабе 1 к 43 изначально производили для демонстрации их заказчикам, в том числе и зарубежным покупателям. Впоследствии, выпущенные в открытую продажу модели авто масштаба 1:43 стали очень популярны среди населения СССР. Да и цена по тем временам на них формировалась очень даже демократическая!

Свое место в истории производства советских масштабных автомоделей заняли легендарный Москвич 400, ВАЗы, Волги, ГАЗы, мотоциклы, спецтехника. На таких заводах, как Элекон, Тантал, Радон и др. в промышленных масштабах выпускались масштабные модели практически всех марок автомобилей, которые производились в Советском Союзе, в том числе – автобусы, тракторы, грузовики и т.д.

ЗИС-150/ЗИЛ-150

База – ЗИС-15. Модель пошла в серию в апреле 1948 года.

Основные параметры:

  • мотор – 90 л.с.;
  • грузоподъёмность – 4 т;
  • 5-ступенчатая КПП;
  • привод тормозов – пневматический.

Усовершенствовались мотор, карбюратор и впускной коллектор. С июля 1957 года – ЗИЛ-150.

Выпускался на нескольких предприятиях. Модификаций – более 10. До октября 1957 года выпущено около 780 тысяч машин.

Грузовик ЗИЛ-150

ГАЗ-М-20 Победа

Всем известная марка. Выпускался он также на Горьковском автомобильном заводе с 1946—1958 год. Несложно догадаться по названию, чему была посвящена линейка.

По мощности автомобиль имеет три модификации: 52 л.с., 75 л.с. и 100 л.с. По техническим характеристикам и внешнему виду «Победу» часто сравнивают со многими зарубежными иномарками, в том числе и немецкими.

Одной из отличительных особенностей автомобиля является его тормозная система: она первой в СССР была сделана гидравлической. Ценовая категория «Победы» равно примерно 500 000 рублей.

Процедура регистрации самодельного автомобиля

Успешное прохождение сертификации самодельного автомобиля ещё не означает, что его поставят на учёт в ГИБДД в день обращения, как это бывает с серийными заводскими ТС. У машины ещё нет VIN-кода, без которого регистрационные действия не осуществляются.

Постановление об отсутствии VIN-кода

ГИБДД не имеет полномочий присваивать идентификационные номера транспортных средств, поэтому при обращении в МРЭО вам выдадут постановление об отсутствии VIN-кода. Для его получения необходимо подтвердить легальное происхождение автомобиля.

Читать еще:  Десять самых запутанных кнопок и символов в автомобиле

Проверка в Бюро судебных экспертиз

Для установления юридической чистоты транспортного средства его направляют в Бюро судебных экспертиз. Эксперты должны проверить автомобиль и выдать направление на присвоение VIN-кода.

Присвоение идентификационного номера

Сегодня в России присвоением идентификационных номеров самодельным автомобилям занимается центр “Стандартизация и идентификация” при ФГУП НАМИ в г. Москве. Привозить сюда машину не нужно, даже самому приезжать нет необходимости. Достаточно оправить письмо-заявку на адрес электронной почты центра wmi@nm.ru, где указать следующие сведения:

  • наименование и тип ТС;
  • год изготовления;
  • номер двигателя, шасси и кузова;
  • мощность, рабочий объём и тип двигателя;
  • разрешённую максимальную массу;
  • массу без нагрузки;
  • грузоподъёмность;
  • Ф.И.О. мастера-изготовителя.

Дополнительно к письму необходимо приложить:

  • чертёж общего вида ТС формата А4 или фотографии (вид спереди и сбоку) с указанием габаритных размеров;
  • ксерокопию 1,2 и 5 страницы паспорта.

Через некоторое время вы получите свидетельство, в котором будет указан VIN-код самодельного транспортного средства.

Постановка на учет в ГИБДД

После проведения всех вышеперечисленных процедур регистрация самодельного автомобиля в ГИБДД становится реальной и вы сможете получить ПТС. Необходимо пройти техосмотр, оформить полис ОСАГО и выполнить стандартную процедуру регистрации, после которой вам должны присвоить регистрационный номер и выдать СТС. Регистрационные знаки можно получить в этом же отделении ГИБДД или заказать в организации, занимающейся их изготовлением.

История развития

Первым автомобилем выпускаемым в СССР является “АМО Ф 15”, который был выпущен на одноимённом заводе в 1924 году, именно с появления этой модели начинается история советской автомобильной промышленности. В 1931 — 1933 годах завод “АМО” подвергся реконструкции и получил новое название “ЗИС”. За 1930 — 1932 года был построен завод “НАЗ” (позже был переименован в “ГАЗ”), который производил авто по лицензии “Ford”.

ГАЗ-М20 «Победа» (1949)

К 1938 году эти заводы смогли вывести СССР на ведущие позиции мирового рынка по выпуску грузовых авто.

Примечательно, но с 1987 года на заводе который выпускал КамАЗы, также начался выпуск микролитражных авто ВАЗ 1111 “ОКА”. В 1980 годах советская автомобильная промышленность добилась значительных успехов, страна занимала ведущие места в мире, по производству авто. Но в период застоя рост производства авто почти прекратился, и установился в пределах выпуска 1.3 миллиона авто в год. Несмотря на кризис в стране, авто промышленность освоила выпуск автомобилей с кузовами типа хэтчбек: ВАЗ 2108 “Спутник”, ЗАЗ 1102 “Таврия” и Москвич 2141, к производству были подготовлены грузовики ГАЗ 4301 и ЗИЛ 4331. После распада СССР автомобильная промышленность, которая концентрировалась преимущественно в Украине, России и Беларуси, разделилось на национальные предприятия.

УАЗ-452

Легендарная советская машина, которая демонстрирует и силу, и слабость одновременно. Это отличный внедорожник, способный преодолеть участки дороги, с которыми не справятся другие автомобили. И тут же имеет очень слабую «раздатку», которая забарахлит после 2,5 тыс. км. Качество метала не самое лучшее. В машине имеются зазоры, в которые легко можно просунуть палец. Поэтому ни о каком комфорте не может идти речи.

Какой автомобиль вы бы добавили в список?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: