0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобили будущего с точки зрения СССР

Автомобили будущего с точки зрения СССР

Трудно провести границу между «сегодня» и «завтра» автомобилей. Тем более автобусов и грузовиков. Интервалы между сменами их моделей длиннее, чем у легковых автомобилей, поскольку программа выпуска меньше и затраты на производственное оборудование окупаются медленнее. К тому же для «действительно полезных» не важна мода, их рассчитывают на долгую жизнь. И вот получается, что и на сборочных конвейерах, и на дорогах можно увидеть архаичные машины бок о бок с прогрессивными.

Автобусное будущее

Получить представление о перспективном автобусе поможет своеобразное предполагаемое продолжение, экстраполяция развития… автобусного остановочного пункта. Когда- то его обустройство заключалось в табличке на фонарном столбе. Таблички становились подробными, превратились в щиты с расписанием. Появились платформы, «карманы» в тротуарах для заезда автобусов, застекленные павильоны. Растут требования к информации, комфорту, безопасности. Продолжением этой линии развития станет небольшая станция, под крышу которой заходит автобус. В пересадочных узлах она образует комплекс со станциями трамвая, метро, железной дороги (может быть, под землей).

Платформу станции, конечно же, выполнят высокой, на одном уровне с полом автобуса. Отпадает необходимость в ступеньках, из-за которых автобус долго задерживается на остановках. Улучшится удобство входа и выхода, очень важное для пассажиров с детьми и пожилых. За счет сокращения продолжительности остановок возрастет эксплуатационная скорость автобуса. Не потребуется ни понижения его пола (оно имеет конструктивные пределы), ни «южных устройств для опускания подножки, применяемых, например, в США. Соответственно изменится внешний вид автобуса.

За станцией с высокой платформой видится новый расцвет двухэтажных автобусов, вместительных, но занимающих мало места на улице. Препятствием их распространению служит внутренняя лестница, с ней связаны потери площади обоих этажей и большая высота кузова. Стоит выполнить станцию двухэтажной, может быть, с эскалатором, и верхний этаж автобуса превратится в комфортабельный, как у легкового автомобиля, невысокий салон с несколькими дверями, сплошь заполненный рядами кресел.

Ожидаемое возрождение двухэтажного автобуса — типичный для истории техники пример развития «по спирали». Когда-то все омнибусы, конные, паровые или бензиновые были с «империалом» и естественно выглядели на улицах, забитых экипажами. Погоня за скоростью, сокращением времени остановок уничтожила империал. Он сохранился лишь в Англии. Но в последние годы двухэтажные автобусы вновь появились и за ее пределами. Им откроет широкую дорогу решение проблемы «лестница — остановочный павильон». Сегодня против этого решения еще возражают радетели безопасности; мол, как обойтись без внутренней лестницы, если… Точно такие возражения звучали по адресу пневматических шин, запрета звуковых сигналов, выдвинутой вперед кабины водителя, да и самого автомобиля! И во всех случаях найдены технические решения, обеспечивающие безопасность полезных устройств. Так будет и с двухэтажным автобусом.

В малых городах и на окраинах больших в часы пик автобусы переполнены, а в остальные часы ходят редко, чтобы не «возить воздух» (и опять-таки переполненные). Найдено решение и этой проблемы — так называемые «модульные» автобусы и автобусы, работающие по вызову.

«Модульные» выполняются в двух вариантах — с рабочим местом водителя и без него, но оба с двигателями. Их можно соединять в поезда с единым управлением всеми двигателями и трансмиссиями. В часы пик работают поезда, в остальные часы — головные машины без прицепов. Соблюдается постоянная частота движения автобусов, равномерное их наполнение, минимальные расход топлива, загрязнение воздуха и занятость водителей.

Автобусы для работы по вызову снабжены радиоустановкой. Центральная диспетчерская держит связь с водителями и с остановочными пунктами. Ожидающий пассажир нажимает кнопку нужной ему цели поездки, сигнал поступает на ЭВМ; она диктует водителю одного из автобусов кратчайший маршрут, обеспечивающий реализацию нескольких вызовов и недолгое ожидание пассажиров на остановках. Система «по вызову» уже применяется в ряде западноевропейских городов.

Будущее развитие грузовиков

Хотя пути развития автобусов и грузовиков давно стали самостоятельными, между ними сохраняется общность в главном: растет грузоподъемность больших машин и вместе с тем распространяются малые.

Повышенная грузоподъемность проявляется в советском автостроении еще с 30-х годов. Она отражает особенности социалистической системы — крупные сельские хозяйства, централизованная перевозка промышленных и торговых грузов. Среднее значение грузоподъемности единичного автомобиля достигло в 1960 году 3 т, в 1975-м — 5,5 т, в 1985 году — около 7 т. Этому способствовал пуск величайшего в мире завода грузовых автомобилей — КамАЗ. За рубежом рост грузоподъемности сопровождается массовым применением малотоннажных автомобилей, так что ее среднее значение остается меньшим, чем в СССР.

Развитие грузовых автомобилей АМО-ЗИЛ.

Вместе с тем для советских автомобилей характерна умеренная нагрузка, приходящаяся на каждую пару колес. Поэтому наиболее распространенные грузовые автомобили ГАЗ и ЗИЛ будут и впредь строиться с капотной компоновкой, ныне мало популярной на Западе, но обеспечивающей равномерное распределение массы по колесам.

В связи с ограничениями нагрузки на оси при одновременном росте грузоподъемности автомобиля число осей, в основном ведущих, у грузовых автомобилей увеличивается. Давно ли трехосный автомобиль считали специальной машиной? А ныне это повседневный массовый автомобиль. Представляются реальными и уже выпускаются большегрузные автомобили с числом осей четыре— шесть. Этому сопутствует увеличенная платформа, которая займет впоследствии всю длину машины. Увеличение количества ведущих осей, возможно, ускорит внедрение электро- или гидропривода, согласующихся с автоматизацией управления.

Развитие компоновки большегрузных автомобилей

Все вместе взятое изменит облик грузового автомобиля. Он превратится в своеобразный шоссейный вагон. Кабина «вагона», по удобствам превосходящая салон нынешнего легкового автомобиля, вероятно, окажется под платформой, так же как и сместившийся к середине колесной базы двигатель. Скорей всего, кабина станет одноместной: грузчиков заменят механизмы, а экспедитора, как это уже делается, — сам водитель, если его не заменит робот. Облегчение труда водителя не ограничится автоматизацией трансмиссии, от-личным обзором дороги и низкой посадкой кабины. Она будет оборудована кондиционером, не менее обязательным здесь, чем на тракторе, комбайне или представительской легковой машине, и всевозможными электронными устройствами, контролирующими работу агрегатов автомобиля.

Такой вагон станет особенно удобным объектом для получающих все большее распространение комбинированных автомобильно-железнодорожно-водных перевозок. Размеры платформы автомобилей и прицепов будут согласованы с размерами железнодорожных платформ, корабельных трюмов, палубных площадок, а может быть… и фюзеляжей самолетов. Кузов грузового автомобиля окончательно превратится в унифицированный контейнер.

Конечно, это картина сравнительно далекого будущего. Ему должны предшествовать переходные стадии.

Разделению грузовых автомобилей на магистральные и городские будут способствовать многие обстоятельства, в том числе и такое, как различие в типах двигателей. Каким бы успешным ни было совершенствование двигателей внутреннего сгорания, городским автомобилям придется с ними рано или поздно расстаться. Для этой сферы использования автомобилей наиболее перспективным видом энергии представляется электричество. Поэтому во всех странах ведутся большие работы по электромобилям, некогда сданным в архив. Напомню, что главные препятствия к распространению электромобилей — их большая масса и малая энергоемкость доступных по стоимости аккумуляторных батарей. Можно ожидать улучшения показателей батарей примерно вдвое, но все-таки электромобили будут значительно уступать жидкотопливным и газовым соперникам. Однако при специализации городских электромобилей к ним не обязательно предъявлять те же требования, что и к машинам, рассчитанным на большую скорость и дальние рейсы. Суточный пробег грузовых и служебных автомобилей в городе не превышает 100 км (значительно больший пробег только у автобусов и такси), скорость ограничена, в течение суток неизбежны одна или несколько продолжительных остановок. Эти особенности создают условия для внедрения электротяги, близкие к условиям…XIX века. Можно рассчитать пробег от одной зарядки до другой, а для пополнения запаса энергии предусмотреть в местах стоянок зарядку или смену батарей. Пока электромобилей немного, можно подзаряжать их от городской электросети, а затем придется создать изолированные от населенных пунктов центры зарядки батарей. Ведь они нетоксичны только во время работы, разрядки, а при зарядке выделяют ядовитые пары.

Электромобили будущего

Подчеркнем: речь идет только о городских электромобилях. Перспектива замены всех автомобилей электромобилями неоправданна, да и вряд ли реальна. На загородных дорогах двигатели автомобилей не приносят большого вреда. Вместе с тем при «тотальной» замене общая мощность электромобилей была бы равна мощности сотен крупнейших электростанций, необходимых для зарядки батарей. Парк же городских машин значительно меньше, причем на каждую расходуется, учитывая ее умеренные скорость и суточный пробег, в 5—7 раз меньше энергии, чем на быстроходный автомобиль.

Электромобили отечественного производства. На схемах показано расположение их агрегатов: А — аккумуляторы, В — двигатели

Его силовой установкой, как показывают исследования, еще долго будет служить двигатель внутреннего сгорания, однако отличный от теперешнего. Отличия уже проявляются. Если в 60—70-х годах произошла замена на грузовых автомобилях рядных двигателей с боковыми клапанами на У-об- разные, верхнеклапанные, то к 90-м годам ожидается массовый перевод грузовых автомобилей на дизель. Дальнейшая перспектива с учетом экономии топлива, содержания вредных веществ в отработавших газах, ресурсов топлива такова: следует ожидать прогресса двигателей, работающих на спиртовом и газовом топливе. Исследования подтвердили перспективность двигателей с непосредственным впрыском топлива, турбодизелей, вероятность интенсивного развития водородных силовых установок.

Читать еще:  Самые необычные и редкие автомобили на Авто Ру

Что еще может измениться в конструкции грузовых автомобилей? Очень многое, как и в конструкции автобусов, легковых машин. Вот лишь один пример: у городских «развозных» фургонов руль, возможно, переместится вправо, чтобы водителю было удобнее выполнять функции экспедитора и маневрировать около пунктов погрузки-разгрузки. К тому же будет исключен опасный выход водителя на проезжую часть улицы. Еще один пример развития «по спирали»!

Можно было бы продолжить взятые из современной практики примеры, которые приобрели новые перспективы внедрения, но нам пора обратиться к более общим проблемам будущего автомобиля и к судьбе его идеи.

ВАЗ-Porsche-2103 (1976)

Не только лишь многочисленными предсерийными образцами будущей «Нивы», похожими на армейские внедорожники, удивляли прототипы тольяттинского автозавода в семидесятых годах. Довольно интересно выглядел проект рестайлинга флагманской «трешки», в которому приняли участие спецы из Porsche.

Они здорово модернизировали внешность советского седана, убрав с него весь хром, предложив оригинальную радиаторную решетку, пластиковые бамперы в цвет кузова и большое боковое зеркало опять же в пластиковом корпусе. Немцы улучшили изоляцию салона, заменили переднюю панель, установили новый руль, как в Porsche 924, а заодно перенастроили подвеску.

Но из-за слишком больших затрат и сложностей «зеленого света» такой рестайлинг не получил. Вместо него тольяттинцы реализовали уже готовый к тому времени упрощенный вариант, благодаря которому родился ВАЗ-2106. А предложенные зарубежными коллегами идеи пришлись впору вышедшей позже «пятерке».

Какими видели машины будущего в Советском Союзе (15 фото)

Автомобильным инженерам и дизайнерам в нашей стране всегда было чем ответить на футуристичные зарубежные концепт-кары. Авто Mail.ru вспоминает самые необычные и интересные прототипы времен «холодной войны» и развала СССР

Москвич-408 «Турист» (1964)

На счету инженеров столичного автозавода МЗМА (АЗЛК с 1968 г.) было великое множество интересных ходовых прототипов от гоночных автомобилей до настоящих рамных внедорожников Москвич-415 в духе легендарного Jeep CJ-5. Но, пожалуй, один из самых красивых — двухдверный купе-кабриолет Москвич-408 «Турист».

Этот автомобиль был построен в двух экземплярах (черный и синий) на базе обычного седана Москвич-408 с целью запуска в мелкосерийное производство. Кузов первого из них был максимально унифицирован с исходником и сделан из металла, отличаясь от серийного «четыреста восьмого», по сути, только рамкой лобового стекла и съемным стеклопластиковым колпаком крыши.

Кузов синей машины был изготовлен с широким использованием алюминия. Из «крылатого металла» этому «гранд-туризмо» сделали двери, задние крылья, а также крышки капота и багажника.

К сожалению, за стеной поставленных перед заводом сверхзадач до запуска двухдверки в серию дело так и не дошло. Да и до наших дней эти прототипы увы не дожили.

ВАЗ-Porsche-2103 (1976)

Не только лишь многочисленными предсерийными образцами будущей «Нивы», похожими на армейские внедорожники, удивляли прототипы тольяттинского автозавода в семидесятых годах. Довольно интересно выглядел проект рестайлинга флагманской «трешки», в которому приняли участие спецы из Porsche.

Они здорово модернизировали внешность советского седана, убрав с него весь хром, предложив оригинальную радиаторную решетку, пластиковые бамперы в цвет кузова и большое боковое зеркало опять же в пластиковом корпусе. Немцы улучшили изоляцию салона, заменили переднюю панель, установили новый руль, как в Porsche 924, а заодно перенастроили подвеску.

Но из-за слишком больших затрат и сложностей «зеленого света» такой рестайлинг не получил. Вместо него тольяттинцы реализовали уже готовый к тому времени упрощенный вариант, благодаря которому родился ВАЗ-2106. А предложенные зарубежными коллегами идеи пришлись впору вышедшей позже «пятерке».

ЗИЛ-4102 (1988)

Преемника знаменитого «членовоза» ЗИЛ-4104 в Советском Союзе хотели построить задолго до «Ауруса». Одним из проектов, претендовавших на эту роль, был лимузин ЗИЛ-4102. Два его ходовых прототипа построили на ЗИЛе в конце восьмидесятых с подачи Михаила Горбачева.

Новый более демократичный и современный правительственный лимузин разрабатывали с оглядкой на Rolls-Royce Silver Spirit, Volvo 760 и Cadillac Fleetwood. В четырехместном салоне с отделкой кремовой кожей и велюром присутствовали климат-контроль и аудиосистема с десятью динамиками.

Несмотря на свежий дизайн и ряд инноваций, вроде несущего кузова, уменьшенного на полтонны веса, лучшей аэродинамики и экономичности, машина не получила одобрения. Говорят, автомобиль не понравился Горбачеву. Может, не хватило грандиозности и монументальности?

КамАЗ-1101 «Мишка» (1980)

Еще до того, как в Тольятти разработали «Оку», идея выпустить простой и доступный народный автомобиль посещала умы конструкторов завода в Набережных Челнах, известного своими надежными грузовиками.

С подачи тогдашнего ведущего конструктора «КамАЗа» Владимира Баруна был спроектирован и построен в экспериментальном цехе предприятия небольшой двухместный автомобильчик. Ему присвоили индекс 1101 и имя «Мишка» в честь младшего сына Баруна.

Несколько прототипов 26-сильной машинки, в том числе с четырехместным салоном, в котором задний ряд занял место багажника, «КамАЗ» показывал на разных выставках того времени. Видимо, этого было недостаточно, потому что вместо «Мишки» на ЗМА в 1995 году начали собирать «Оку».

УАЗ-3170 (1979)

Прежде чем на УАЗе сформировалось понимание того, как должны выглядеть внедорожники нового поколения, известные нам под именами «Симбир» и «Патриот», в Ульяновске построили несколько довольно интересных прототипов под индексами 3170, 3171 и 3172. Первый чем-то отдаленно напоминал Defender и Range Rover.

Несколько итераций второго отличались внешне головной оптикой и мягким складным верхом. У одного фары были круглыми в духе Suzuki Samurai, а у другого — «жигулевскими» прямоугольными. Однако и эта серия, разработанная по заказу минобороны в качестве замены модели УАЗ-469, также не получила одобрения, оставшись в статусе ходовых прототипов.

УАЗ-3172 (1991)

Еще одна попытка выпустить новый внедорожник по запросам военных, но уже под индексом 3172, была предпринята в начале девяностых, когда УАЗ представил многоцелевой универсал повышенной проходимости. Изображенный на фотографии синий прототип был построен в единственном экземпляре как гражданская версия новинки, рассчитанная не столько на аграриев и геологов, сколько на туристов и любителей путешествий на природе.

Проекты из журнала «Техника-молодежи», которые стали реальностью

И все-таки современное поколение не совсем обмануло ожидания людей из прошлого. Целый ряд проектов, которые представила рубрика «Окно в будущее», были успешно воплощены в жизнь и перестали быть чем-то фантастическим, заняв свою нишу в повседневных вещах нашего настоящего.

Так, например, в рубрике был представлен проект монофона – устройства, записывающего телефонный разговор. Причем советские мечтатели даже разработали собственный алгоритм работы этого аппарата: по информации Novate.ru, запись обязательно должна начинаться после приветствия.

Монофон планировали для записи телефонных разговоров. /Фото: livejournal.com

Сегодня эта разработка прошлого находится в пользовании едва ли не у половины человечества. Вот только название у нее другое – всем известный автоответчик. Либо это просто дань этикету, либо разработчики записывающего устройства все-таки подсмотрели идею у журнала «Техника-молодежи», но каждый разговор на автоответчике действительно начинается с приветствия.

В наше время монофон из журнала называют просто автоответчик. /Фото: dic.academic.ru

Еще одной воплощенной в жизнь идеей людей 20 века были высотные дома. В те времена небоскребы уже строили, но больше на Западе и они еще не стали массовым явлением. Сегодня же высотными домами никого не удивить, ведь их количество растет едва ли не в геометрической прогрессии.

Город будущего у советского человека мог быть только с высотками. /Фото: searchbiznes.ru

Причинами столь активного применения в архитекторских проектах именно многоэтажных зданий являются увеличение численности населения и, вместе с этим, уменьшение площадей земли, которые можно задействовать под строительство.

Сегодня высотные дома — это повседневность. /Фото: seachbiznes.ru

Не забывал советский человек и о небе. Фантазии на тему авиации будущего были не менее популярными. К примеру, очень любили представлять «самолеты-невидимки». А сегодня уже существуют лайнеры, которые не способен «засечь» даже самый современный радар.

Черный дрозд — самолёт, невидимый для радаров. /Фото: techcult.ru

Но авиастроение пошло еще дальше. На сегодняшний день в разработке находятся проекты самолетов, которые могли бы летать не только в привычном небе, но и гораздо выше. Такие лайнеры должны бороздить космическое пространство и доставлять людей к звездам.Еще одним любопытным проектом был универсальный летательный аппарат, не требующий для взлета и посадки специальных условий, какие нужны для обычной авиации. То есть, самолеты, который не нуждается во взлетно-посадочной полосе на земле и аэродроме.

Эта разработка успешно воплотилась в жизнь в военной сфере. Так, ни для кого не является чем-то необычным, когда какой-нибудь истребитель или другой самолет приземляется на специальную платформу на корабле – сегодня это рядовая операция на любом авианосце. Теперь самолеты могут «присесть» даже посреди океана.

Сегодня самолёты могут не долетать до ближайшего аэродрома, если поблизости есть авианосец. /Фото: GetBg.net

Интересно также и то, что советские «прогнозисты» не обошли стороной даже виртуальную реальность. Конечно, прародители Интернета появились в Америке еще во второй половине 20 века, но «Окно в будущее» заглянули еще дальше, предполагая, что однажды люди, находящиеся далеко друг от друга смогут увидеться в реальном времени повсеместно, без применения телемостов. Сегодня эта мечта является для многих из нас частью повседневности и носит имя Skype.

Оказывается, советские мечтатели предугадали даже Скайп. /Фото: wikipedia.org

Конечно, порой идеи советских мечтателей, оставленные на страницах журнала «Техника-маолодежи» и современного человека поразят своей смелостью и оригинальностью. Но кто знает, если часть этих проектов уже воплотилась в настоящем, то другие не останутся навсегда на бумаге, а просто ждут своего часа, когда человечество «дорастет» до таких высот, которые позволят ему воплотить пока несбыточные идеи в жизнь.

Что предсказали советские ученые

Кондитеры и художники предприняли неплохую попытку угадать наше время, но их работа воспринимается скорее как веселое предсказание — никто не назовет это плодом глубокого анализа. Рассмотрим, каким наше будущее видели советские ученые.

Читать еще:  Советские концептуальные автомобили

В 1957 году вышла книга «Репортаж из XXI века», в которой двадцать советских ученых прогнозировали будущее на 2007 год. В 1962 году было выпущено второе, дополненное и расширенное издание. Предсказывая состояние науки, ученые давали и общую картину мира.

Вице-президент Академии наук СССР Александр Васильевич Топчиев предполагал, что термоядерные станции появятся даже до 2000 года, но его надежды не оправдались. Зато в отношении развития электронной промышленности он был абсолютно прав: Александр Васильевич прогнозировал появление автоматизированных заводов — и они появились. Презентация первого полностью автоматизированного завода в России состоялась в 2018 году. Люди на нем, конечно, работают, но их почти в пять раз меньше, чем на схожих обычных заводах.

Академик Анатолий Аркадьевич Благонравов также считал, что автоматизация затронет многие сферы жизни: не только заводы и фабрики, но и дома обзаведутся автоматами. Описывал он их как универсальные машины, которые понимают приказ убраться в квартире, приготовить ужин и прочитать вам самые свежие новости. Система умного дома совместно с компьютером уже способна показать что-то похожее, но до описанной Благонравовым картины она не доросла.

Более фантастическое видение было представлено в 1960 году: диафильм о том, как Советский Союз будет жить в 2017. Фотонные ракеты, подземные города, где вечная весна, и автоматизированные дома.

В Советском Союзе будущее представлялось как время прогресса и технических достижений, Стругацкие очень похоже передавали идею такого инженерного общества в повести «Понедельник начинается в субботу». И прогресс, и технические достижения у нас есть — но наш мир на мечты и прогнозы предков не похож.

БудущееЛифт в космос
и город-плотина: Каким видели будущее в СССР

Ретрофутуризм из журнала «Техника молодёжи»

  • Гриша Пророков , 14 августа 2014
  • 25124

Текст

Look At Me продолжает рубрику «Назад в будущее», в рамках которой каждую неделю мы выясняем, как люди прошлого представляли себе будущее и насколько их ожидания сбылись в наше время. В новом выпуске — футуристические здания из советских журналов 60—80-х годов.

Каким представляли идеальное оружие массового уничтожения в 30-е годы

Многоуровневая автостоянка

(«Техника молодёжи», 1975)

Автостоянка, по форме напоминающая пчелиные соты, для парковки высоко над землёй. Шестиугольники вращаются, позволяя водителю, поднявшись вместе с машиной на лифте, оставить её в любой из ячеек.

Космический лифт

(«Техника молодёжи», 1959)

Космический лифт в виде пневматической башни высотой 160 км — модель физика Георгия Покровского. Впервые идея космического лифта была высказана ещё академиком Циолковским в 1895-м году. Покровский же предложил готовый к реализации инженерный проект: диаметр «пневматической башни» должен был составлять 100 километров у основания и 390 метров у верхушки, уходящей в космос. Чтобы не разрушиться под тяжестью собственного веса, выполненная из полимерных материалов башня должна была быть легче воздуха, для чего Покровский предложил заполнить её гелием. Внутри неё, в свою очередь, могли бы подниматься аэростаты, заполненные водородом. Назначение космического лифта физик видел в транспортировке астрономических и астрофизических приборов за пределы стратосферы. Существенным недостатком такой конструкции оставалась взрывоопасность водорода.

Буквально через год после публикации, в 1960-м году, советский инженер Юрий Арцутанов опубликовал статью «В космос — на электровозе», в которой предложил построить башню-лифт на спутнике, вращающемся на геосинхронной орбите Земли (то есть с равной скоростью), и соединить её с поверхностью Земли с помощью троса. В честь него даже была названа единица, определяющая отношение прочности на разрыв к плотности материала, из которого мог бы быть выполнен такой трос, — Юрий.

В нулевых идеей космического лифта несколько лет занималось NASA — в 2005-м году космическим агентством был утверждён конкурс Space Elevator Competitions и спонсировался до 2009 года. Мероприятие продолжает существовать, переместившись из США в Японию, Германию и Израиль. Его участники в основном обращаются именно к модели Арцутанова; в 2014 году он сам присутствовал на мероприятии в качестве почётного гостя и одного из судей.

Летающие острова Венеры

(«Техника Молодёжи», 1971)

Инженер и писатель-фантаст Сергей Житомирский — как приверженец популярной в ХХ веке идеи колонизации планет Солнечной системы — предложил концепцию жилых «летающих островов» в небе Венеры. Каждый из них должен располагаться на гигантской круглой пластмассовой платформе, покрытой слоем почвы, на которой растут земные растения. Остров покрыт сферической оболочкой из синтетической плёнки, ограничивающей его воздушное пространство; внутри — дома, сады и парки. Основные жилые помещения при этом находятся как бы под землёй — внутри самой платформы. По краям площадки, вне оболочки, находятся посадочные площадки аэродромов, для перемещения людей с острова на остров на специальных, сконструированных для Венеры летальных аппаратах. Каждый остров, впрочем, и сам по себе большой летательный аппарат, поскольку оснащён «мощными пропеллерами», расположенными внизу площадки.

Интерес инженера именно к Венере, вероятно, связан с соответствующей космической программой, проводившейся в СССР в 60—80-х годах. В 1975-м году советский космический аппарат Венера-9 передал на Землю первые чёрно-белые снимки её поверхности, в 1982-м году аппараты Венера-13 и Венера-14 передали первые цветные фотографии и произвели первый глубокий анализ грунта. Тем не менее, первой планетой в очереди на колонизацию людьми всё-таки оказался Марс.

Катамаран-танкер-ледорез

(«Техника Молодёжи», 1970)

Название, по смысловой нагрузке способное составить конкуренцию заглавию сериала «Мыши-рокеры с Марса», говорит само за себя: судно рассекает льды, перевозит грузы в отсеках-субмаринах, при этом оснащено комфортной верхней палубой для пассажиров.

Город-плотина

(«Техника Молодёжи», 1974)

Проект города 2000-го года в Беринговом проливе представил архитектор Каземир Луческой. По его представлению, города-плотины в будущем могли взять на себя функцию автомагистрали, соединяя «острова и страны, например, Испанию с Алжиром, Яву с Суматрой». Город Берингов, соединяя Азию и Северную Америку, также должен был решить проблему потепления климата в районе пролива и сделать доступным морской путь для прохода судов — неледоколов из Восточно-Сибирского в Берингово море. Весь город состоит из одной главной улицы и её небольших ответвлений «на два-три дома». По ней проложены три ленты тротуара, движущиеся с разными скоростями. В качестве транспорта местные жители используют электромобили и электромопеды. Несколько башен поддерживают здания верхнего яруса.

В настоящее время действительно существует проект тоннеля через Берингов пролив, но в виде железнодорожной магистрали. Несмотря на то, что проект обсуждается с 1990-х годов, сроки его реализации по-прежнему остаются весьма туманными.

Каким видели светлое будущее Кир Булычёв и другие советские писатели-фантасты

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Светлое будущее не показать без тёмного настоящего

Когда речь идёт о советских писателях, сумевших создать своё собственное объёмное видение будущего, вперёд выходят четверо. Братья Стругацкие, создавшие концепцию светлого завтра, которую теперь называют Миром Полудня, по названию одного из их романов. Иван Ефремов, певец грандиозных задумок. Кир Булычёв – практически создатель двух параллельных будущих: игрового, детского, где живёт Алиса Селезнёва и существуют путешествия во времени, и взрослого, с покорением космоса.

Если посмотреть внимательно, то во многом мир будущего у этих писателей передаётся через столкновение советской утопии с популярными во всемирной научной фантастике антиутопии. Особенно это заметно в книгах Булычёва. Иногда кажется, что вся книга написала для того, чтобы придумать антиутопичный мир, а потом в него внезапно, с небес, падают прогрессивные коммунисты-земляне и всех быстренько спасают.

Как правило, в противопоставленных светлому коммунизму антиутопиях инопланетяне или, иногда, жители пока ещё сохранившихся капиталистических стран страдают от всего того, что уже существовало в двадцатом веке: милитаризм, разрушение среды обитания из-за экологической несознательности, кризис перепотребления и тому подобные. Этим советская фантастика отличалась от западной, где часто антиутопия базировалась на научно-техническом прогрессе, который непременно попадал не в те руки или изначально концентрировался на изобретениях, которые помогали элите получать неограниченную власть.

Советского человека воспитывают с пелёнок

Начиная с самого появления СССР официальной позицией относительно того, откуда возьмётся новый, чистый душой советский человек главным ответом было воспитание коллектива. Вопрос был в том, как именно коллектив это сделает. У Ефремова и Стругацких вопрос решён через системы интернатов, Кир Булычёв в этом отношении выделяется: его Алиса Селезнёва много времени проводит во взаимодействии со взрослыми рабочими коллективами (отца и его друзей) и со школьными товарищами (Аркадием и Пашкой), но, тем не менее, она растёт прежде всего дома. Правда, как и дети в романах Ефремова и Стругацких, общается с родителями чуть ли не преимущественно по видеосвязи.

Конечно, интернаты будущего, в которых люди светлого завтра будут оставлять на воспитание своих детей, корифеи научной фантастики не видели в точности такими, как в своём настоящем. Во-первых, научно-технический прогресс позволит детям будущего общаться с родителями так же часто, как, например, общались воспитываемые няньками дворянские дети прошлого. Во-вторых, заметны и различия к подходу в воспитании.

У Стругацких в интернатах (в которые, кстати, отдавать детей необязательно) скорее домашняя атмосфера. У детей есть наставники, с которыми они, похоже, состоят в тёплых эмоциональных отношениях, и их жизнь полна неформальными тёплыми отношениями со сверстниками, похожие на отношения братьев и сестёр. В их мире возможны приключения, жизнь не состоит из одной только дисциплины. У Ефремова воспитание детей описано заметно меньше и упор делается на привитии чувства прекрасного, буквально во всём – даже в позах. Правда, по итогу человек будущего по Ефремову склонен совершать скорее красивые, чем разумные поступки…

Читать еще:  Rolls-Royce Sweptail, эксклюзивный автомобиль за $13 млн.

Дети будущего у Кира Булычёва очень самостоятельны, любознательны, отзывчивы (кстати, как и у Стругацких). Они растут активными людьми, готовыми проявить инициативу – даже «ботан» Аркаша, друг Алисы Селезнёвой, без труда переходит к действиям, когда находит это необходимым. И, кстати, похоже, в их школах скорее проектное образование, чем обычное урочно-часовое – и итог можно счесть потрясающим. Конечно, Алиса и Аркадий в принципе дети с «подарочным» характером, поэтому они могут быть так успешны в учёбе (а они успешны), но и гиперактивный, слишком увлекающийся и порой забывающий о логике Пашка тоже демонстрирует способность обучаться и недюжинную эрудицию.

Уже сейчас некоторые предположение этих фантастов сбылись, несмотря на то, что коммунистическое будущее ближе не стало. Так, видеосвязь действительно облегчила детям возможность общаться даже с очень занятыми родителями, а родители чаще стали работать если не на другом конце вселенной, то в других краях страны и мира. Финляндия перешла на проектное образование, отказавшись от обычных школьных программ. А вот самостоятельность детей не просто не стала выше в мире в целом – она, напротив, уменьшилась по сравнению с годами, когда писатели творили светлое завтра в своих книгах.

Вопросы быта и увлечений

Герои всех четверых писателей по-своему презируют быт и моду… Очень по-своему. У Ефремова, например, люди будущего живут преимущественно во временных квартирках, практически не задумываясь о том, как возить за собой скарб – ведь он состоит только из нескольких памятных вещей. Всё остальное – посуду, одежду, книги, да что угодно вообще – можно получить на месте. Все дома строятся рационально, с самой необходимой мебелью и ровно той техникой, которая позволяет не тяготиться бытом, обустроенным не слишком сложно. Несмотря на то, что Ефремов провозглашает подчёркнутый эстетизм будущего, по быту ясно, что в нём практически нет места небольшим творческим хобби. Даже кулинарии.

В некотором роде с бытом Ефремов угадал. Современные молодые люди из развитых страх часто делают выбор в пользу жизни с рюкзаком, разъезжая по хостелам или коливингам (что-то вроде продвинутого общежития с услугой уборки, включённой в оплату жилья). Они раздают или распродают вещи перед переездом и покупают или берут в дар на месте новые, сохраняя в постоянной собственности только некоторые гаджеты и памятные вещицы. Современная техника позволяет им не думать слишком много о бытовых вопросах. Атмосфера и отношение к быту очень похоже на то, что рассказывали о своей молодости в двадцатых многие учёные и приключенцы: когда работа захватывает, когда ты делаешь что-то невероятно крутое, тебя не очень смущает аскетичность твоей жизни.

У Стругацких в будущем люди, похоже, смогут выбирать, жить ли им в уютных маленьких домиках (из которых хорошо получаются уединённые рабочие лаборатории) или в современных городах. А может, не заводить постоянного жилья и бродить по Земле, планетам и просто космосу. Быт всё так же мало занимает героев светлого завтра, пока они не сталкиваются с чем-то отвратительным, оказываясь в пространстве антиутопии – например, Макса Камеррера тяготит необходимость мытья под струями не очень чистой воды. Одежда людей будущего, в основном, практична и не стесняет движений – ведь в любой момент может захотеться поиграть в волейбол или пробежаться по росе. Движение вообще очень важная часть жизни людей будущего.

Булычёв гораздо больше уделяет внимания бытовым деталям в детских повестях, чем во взрослых. Например, там мы видим пневмопочту – трубы, по которым приходят посылки, или роботов-домработников. Жизнь Алисы переполнена бытом, потому что детям, что ясно понимал автор, интересно как раз то, как будут жить люди будущего, а не то, как они будут работать. Летя на космическом корабле с друзьями, она по очереди дежурит по хозяйству – что даёт возможность показать характер безалаберного и немного эгоистичного друга Пашки, который, в отличие от Аркаши, думает только о великих вещах, а не о завтраках и уборке. На корабле отца она ухаживает за инопланетными существами. И так далее – нет книги об Алисе без интересных деталей обычной жизни. Тем не менее, в романах Булычёва практически нет особых находок, он фактически пользуется при описании быта уже существующими представлениями о том, как продвинутся техники будущего.

Мир светлого завтра по Булычёву – это как раз мир хобби, которым уделяется много времени, которые помогают учиться за счёт мотивации и со временем превращаются в любимую работу. Так, Аркадий увлекается генетикой, Павел – тайнами и секретами, Алиса – путешествиями в космосе (и ситуациями, в которых можно проявить свои лидерские качества). Легко представить, какой набор профессий может вырасти из этих увлечений. И это очень похоже на жизнь новых поколений в развитых странах: глубокое увлечение тем или иным занятием и раннее проникновение в секреты связанной с ним профессии встречается теперь очень часто.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Гироскопический общественный транспорт будущего — видение дизайнера Dahir Insaat

Более двух лет Dahir Insaat работает над футуристической формой городского транспорта. Как он говорит, что эти диковинные транспортные средства.

Более двух лет Dahir Insaat работает над футуристической формой городского транспорта. Как он говорит, что эти диковинные транспортные средства «заменят автобусы, трамваи и троллейбусы в городах будущего».

«Гироскопический транспорт», который увидел «Insaat», представляют из себя огромные дисковые автомобили, движущиеся по улицам на колесах, поднимаясь над дорогой и перекрываясь, образуя несколько слоев движения. Дизайнер утверждает, что предлагаемый им способ транзита будет иметь «огромный потенциал для обеспечения эффективного, экономичного, безопасного, экологически чистого, удобного и маневренного транспорта, который не зависит от общих транспортных потоков на артериальных дорогах».

Огромные дискообразные колесные транспортные средства двигаются по улицам городов будущего.

В то время как мобильные гондолы могут казаться неудобными для повседневного использования, Insaat гарантирует, что предлагаемый дизайн полностью функционален и органичен для городов будущего. «Я могу без преувеличения сказать, что этот способ транспорта совместим с человеческой средой обитания, с пространством, в котором существуют жители города. Он может проходить по паркам, площадями и пешеходными дорожками, а в некоторых случаях он может даже ездить рядом с людьми, прогуливающимися по широким бульварам. В конце концов, это абсолютно безопасно как в экологическом, так и в физическом плане».

транспортные средства возвышаются над дорожным движением, перекрывая друг друга, образуя несколько слоев движения

Insaat предлагает, чтобы гироскопы изначально приводились в действие маховиками, запущенными утром, и продолжали приводиться в действие в течение дня от энергии, поставляемой солнечными батареями, установленными на крышах автомобилей. Гондолы установлены на расширяющихся ножках, которые могут сжиматься и расширяться в зависимости от дорожной обстановки, то есть они легко проходят под мостами и автомобильными эстакадами.

Внутри пассажиры сидят в рядах, точно так же, как в метро или в автобусе, или, наоборот, — ездить внутри роскошных обстановок, которые включают удобные диваны и телевизоры.

Предлагаемый режим транзита будет иметь «огромный потенциал», говорит дизайнер.

Insaat предлагает, чтобы гироскопы изначально приводились в действие маховиками, запущенными утром.

Транспортные средства будут продолжать работать в течение дня от энергии, поставляемой солнечными батареями.

Гондолы установлены на расширяющихся ножках, которые могут сокращаться и увеличиваться в зависимости от дорожной обстановки.

Внутри пассажиры сидят рядами, точно так же, как в метро или в автобусе.

В качестве альтернативы роскошные интерьеры включают удобные диваны и телевизоры.

Фотогалерея

Комментарии (0)

Читать

Такой бы стала Toyota Supra 5-го поколения, если бы победили дизайнеры, а не маркетологи

Самое читаемое

Последние новости

В Тюменской области продают «Волгу»-переростка с рамой как у «Кировца»

Дрэг-гонка со спецэффектами: 1300-сильный Nissan Altima против Subaru WRX STI из «Джимханы»

Самодельный мини-грузовик «Хуторок»: он мог стать серийным и разъезжать по всему СНГ

Этот Mercedes-Benz 380SL с нестандартным кузовом меньше всего похож на «Мерседес»

Дизайн

Таким мог бы стать Mitsubishi Lancer Evolution нового поколения

Mercedes-Benz G500 4×4 стал еще более крутым внедорожником

Всё что мы знаем о летающем полицейском автомобиле из второго сезона сериала «Любовь, смерть и роботы»

Дизайнер Lamborhgini нарисовал идеальный Alfa Romeo, вдохновленный классической моделью

Мечта японских тюнеров: полюбуйтесь на самый спортивный и заниженный грузовичок Honda

Примерно так будет выглядеть новый дакаровский КамАЗ с кабиной К5

Дизайнер помечтал на тему электрического Jeep Wrangler ближайшего будущего

Очередная попытка представить внешность кроссовера Ferrari Purosangue

2050: Мы будем летать

Дизайнер Томас Ларсон Род считает, что его идея будет реализована относительно скоро. Он разработал концепт под названием Chase 2053, способный передвигаться по земле и по воздуху. Как следует из названия, массовое производство этого футуристического автомобиля ожидается в 2053 году.

Корпус Chase 2053 выполнен из углеродных нанотрубок, что делает его жестким и устойчивым к любому повреждению. Концепт оснащен экологически чистым водородным двигателем. Помимо этих уникальных особенностей концепт не имеет приборной панели, что значительно сокращает его вес.

Конечно, Chase 2053 пока далек от воплощения и наименее реалистичен в нашем списке, но вспомните какой путь проделала автомобильная промышленность за предыдущие 50 лет, перейдя от простых бензиновых автомобилей без Wi-Fi, встроенных компьютеров и автопилотов к электрокарам, в которых есть не только все это, но и многое другое.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Много эксклюзивных историй, полезных материалов и красивых фото.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector