Основные тенденции на рынке новых легковых автомобилей и LCV, январь-август 2018 года
Содержание
- 1 Основные тенденции на рынке новых легковых автомобилей и LCV, январь-август 2018 года
- 1.1 11.09.2018 / Основные тенденции на рынке новых легковых автомобилей и LCV, январь-август 2018 года
- 1.1.1 Динамика рынка новых легковых автомобилей, январь-август 2018 г./2017 г., тыс. ед.
- 1.1.2 Продажи ТОР-10 марок на рынке новых легковых автомобилей, январь-август 2018 г./2017 г., тыс. ед.
- 1.1.3 Динамика рынка новых легковых автомобилей, по стране происхождения марки, январь-август 2018 г./2017 г., тыс. ед.
- 1.1.4 Табл. 1. ТОП-10 регионов по объему рынка НОВЫХ автомобилей в январе – августе 2020 года (тыс. шт.)
- 1.1.5 Табл. 2. ТОП-10 регионов по объему рынка ПОДЕРЖАННЫХ автомобилей в январе – августе 2020 года (тыс. шт.)
- 1.1.6 Табл. 3. ТОП-10 регионов по соотношению рынка НОВЫХ и подержанных в январе – августе 2020 года (тыс. шт.)
- 1.2 9. ГАЗ
- 1.3 Статистика продаж автомобилей в России за март 2021 года
- 1.4 Традиционная непредсказуемость
- 1.5 Модели
- 1.6 Повышение цен на популярные модели авто
- 1.7 9. Škoda Rapid
- 1.8 Что дальше?
- 1.1 11.09.2018 / Основные тенденции на рынке новых легковых автомобилей и LCV, январь-август 2018 года
11.09.2018 / Основные тенденции на рынке новых легковых автомобилей и LCV, январь-август 2018 года
Российский рынок новых легковых автомобилей в январе-августе 2018 г. вырос на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 1 011,1 тыс. ед.
В августе 2018 г. в России было продано 145,9 тыс. новых легковых автомобилей – на 12,6% больше показателя этого же месяца 2017 г.
Продажи лидера рынка – LADA – по итогам восьми месяцев 2018 г. выросли на 14,7% до 211,3 тыс. ед. Незначительно увеличилась и доля данной марки на рынке новых легковых автомобилей – с 20,6% в январе-августе 2017 г. до 20,9% в январе-августе 2018 г.
Как и в предыдущие месяцы 2018 г. лучшими по продажам среди иностранных марок стали Kia с долей на рынке 13,9%, Hyundai (11,0%) и Renault (8,4%).
Продажи легковых автомобилей иностранных марок выросли на 13,2%, российских – на 13,5%. Соотношение их долей на рынке не изменилось.
Динамика рынка новых легковых автомобилей,
январь-август 2018 г./2017 г., тыс. ед.
Источник: Russian Automotive Market Research
Продажи ТОР-10 марок на рынке новых легковых автомобилей,
январь-август 2018 г./2017 г., тыс. ед.
Январь-август 2017 г.
Январь-август 2018 г.
Динамика продаж, %
Источник: Russian Automotive Market Research
Динамика рынка новых легковых автомобилей, по стране происхождения марки,
январь-август 2018 г./2017 г., тыс. ед.
Источник: Russian Automotive Market Research
Так, по данным агентства, за 8 месяцев 2020 года объем рынка новых легковых автомобилей в нашей стране составил 884 тыс. единиц, сократившись на 12,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Самым крупным региональным рынком по-прежнему остается Москва, жители которой купили более 119 тыс. новых машин. При этом московский рынок «просел» сильнее других регионов-лидеров – на 21,3%. Немногим меньшее падение наблюдалось в этот период в Подмосковье (-17% до 66,37 тыс. шт.) и Санкт-Петербурге (-16% до 50,66 тыс. шт.). Таким образом, три крупнейших рынка новых автомобилей в России продемонстрировали самый сильный спад в ТОП-10.
Среди нестоличных субъектов РФ по объемам первичного рынка лидирует Татарстан (38,63 тыс. шт.; -9,6%), за которым расположился Краснодарский край (32,59 тыс. шт.; -11,9%). Отмечается, что во всех десяти регионах-лидерах рынок новых автомобилей снизился, а наименьшее падение произошло в Свердловской области (-3,5% до 29,96 тыс. шт.).
Табл. 1. ТОП-10 регионов по объему рынка НОВЫХ автомобилей в январе – августе 2020 года (тыс. шт.)
№ | Регион | 8 мес. 2020 | 8 мес. 2019 | Изм., % |
1 | Москва | 119,34 | 151,54 | -21,3 |
2 | Московская область | 66,37 | 79,94 | -17,0 |
3 | Санкт-Петербург | 50,66 | 60,30 | -16,0 |
4 | Республика Татарстан | 38,63 | 42,73 | -9,6 |
5 | Краснодарский край | 32,59 | 36,97 | -11,9 |
6 | Республика Башкортостан | 31,06 | 35,21 | -11,8 |
7 | Свердловская область | 29,96 | 31,03 | -3,5 |
8 | Самарская область | 29,39 | 32,35 | -9,1 |
9 | Челябинская область | 24,76 | 25,97 | -4,7 |
10 | Ростовская область | 22,88 | 24,77 | -7,6 |
В целом по России | 883,99 | 1 006,04 | -12,1 |
Рынок легковых автомобилей с пробегом снизился не так сильно по сравнению с рынком новых автомобилей. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», его объем в январе – августе текущего года составил почти 3,3 млн единиц – на 5,8% меньше, чем за 8 месяцев 2019 года.
При этом крупнейшим вторичным рынком страны является не Москва, а Московская область. За отчетный период жители Подмосковья стали обладателями 168,28 тыс. подержанных автомобилей, что на 10,3% ниже результата годичной давности. Москва (162,84 тыс. шт.; -8,4%) заняла второе место в рейтинге, а замкнул тройку лидеров Краснодарский край (145,77 тыс. шт.), где было отмечено самое сильное падение в ТОП-10 -на 10,9%.
Так же, как и рынок новых автомобилей, вторичный рынок во всех крупных регионах страны показывает отрицательную динамику. Сравнительно неплохо дела идут в Свердловской области, где рынок автомобилей с пробегом остался фактически на уровне прошлого года, показав снижение лишь на 0,2%.
Табл. 2. ТОП-10 регионов по объему рынка ПОДЕРЖАННЫХ автомобилей в январе – августе 2020 года (тыс. шт.)
№ | Регион | 8 мес. 2020 | 8 мес. 2019 | Изм., % |
1 | Московская область | 168,28 | 187,66 | -10,3 |
2 | Москва | 162,84 | 177,69 | -8,4 |
3 | Краснодарский край | 145,77 | 163,62 | -10,9 |
4 | Свердловская область | 103,41 | 103,60 | -0,2 |
5 | Ростовская область | 96,07 | 102,97 | -6,7 |
6 | Республика Башкортостан | 93,25 | 100,36 | -7,1 |
7 | Санкт-Петербург | 92,95 | 96,83 | -4,0 |
8 | Республика Татарстан | 88,16 | 89,41 | -1,4 |
9 | Челябинская область | 87,97 | 89,75 | -2,0 |
10 | Красноярский край | 78,90 | 81,92 | -3,7 |
В целом по России | 3 296,68 | 3 499,03 | -5,8 |
Помимо того, что Москва лидирует по объему рынка новых автомобилей в стране, она еще имеет наилучшее соотношение покупок новых и подержанных машин, которое за отчетный период составило 0,7. Иными словами, в столице на 7 купленных новых автомобилей приходится 10 с пробегом.
В Санкт-Петербурге это соотношение составляет 0,5, т.е. на одну новую машину приходится две подержанных. А, к примеру, в Удмуртии, Рязанской области и Ямало-Ненецком АО, данное соотношение трехкратное.
Табл. 3. ТОП-10 регионов по соотношению рынка НОВЫХ и подержанных в январе – августе 2020 года (тыс. шт.)
№ | Регион | Новые | Подержанные | Соотношение НОВЫХ к подержанным |
1 | Москва | 119,34 | 162,84 | 0,7 |
2 | Санкт-Петербург | 50,66 | 92,95 | 0,5 |
3 | Республика Татарстан | 38,63 | 88,16 | 0,4 |
4 | Ханты-Мансийский АО – Югра | 16,23 | 38,20 | 0,4 |
5 | Самарская область | 29,39 | 70,38 | 0,4 |
6 | Московская область | 66,37 | 168,28 | 0,4 |
7 | Пермский край | 18,11 | 51,14 | 0,4 |
8 | Удмуртская Республика | 11,11 | 31,76 | 0,3 |
9 | Рязанская область | 8,07 | 23,50 | 0,3 |
10 | Ямало-Ненецкий АО | 4,95 | 14,82 | 0,3 |
В целом по России | 883,99 | 3296,68 | 0,3 |
Обратная картина наблюдается в целом ряде регионов Дальнего Востока. Так, в Еврейской автономной области вторичный рынок примерно в 37 раз больше первичного, хотя сами объемы тут очень малы. А на Камчатке и Амурской области местные жители покупают автомобилей с пробегом более чем в 20 раз чаще, чем новые. Чуть ниже это соотношение (18 – 19 раз) в Хабаровском крае, Приморье и Ингушетии.
9. ГАЗ
Еще одно отечественное предприятие попало в десятку – «Горьковский автомобильный завод». Модельный ряд отличается большим разнообразием. Здесь производят не только легковые, но и грузовые, и повышенной проходимости, автобусы, военную технику, гусеничные транспортеры.
Автомобилям этой марки отдают предпочтение бизнесмены. Нет, они не ездят на них сами, машины используются для работы. Грузо- и пассажирские перевозки – вот основная цель покупки ГАЗ.
- Преимущества: ремонтопригодность, надежность, универсальность.
- Недостатки: высокий расход топлива, недоработки производителя, которые покупателю приходится устранять самостоятельно.
Статистика продаж автомобилей в России за март 2021 года
Количество продаж автомобилей в марте 2021 года на 5,6 % по сравнению с мартом 2020 года и составило 148 676 автомобилей. Март 2020 года был лучшим месяце продаж, после чего был введен Локдаун из-зи Ковида.
1) Lada (Лада) – 33 779
2) Kia (Киа) – 20 057
3) Hyundai (Хендай)– 15 332
4) Renault (Рено) — 11 659
5) Toyota (Тойота) – 10 278
ТОП – 25 самых продаваемых марки авто за март 2021 года в России
Традиционная непредсказуемость
В начале года Морне заявлял, что экспортные продажи «АвтоВАЗа» в 2016 г. составили 17 тыс. автомобилей, в 2017 г. — выросли уже до 24 тыс. шт., в 2018 г. — достигли 38 тыс. шт., и в 2019 г. подошли к показателю в 50 тыс. машин.
Приведенные им цифры находят отражение и в данных ФТС по экспортным поставкам за те же периоды.
Динамика экспорта продукции автопрома из Самарской области и Удмуртии в 2017-2019гг, в шт. (по кодам ТН ВЭД)
Наименование | 2017 | 2018 | 2019 |
Автомобили из Сам. обл. (код 8703) | 12136 | 22536 | 29225 |
Автомобили из Удмуртии (код 8703) | 1660 | 3488 | 5712 |
Кузова из Сам. обл. (код 8707) | 10206 | 13646 | 14214 |
Кузова из Удмуртии (код 8707) | 23 | ||
ИТОГО | 24002 | 39670 | 49174 |
ДИНАМИКА | (+41%) | (+65,3%) | (+24%) |
Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе «АвтоВАЗа», наибольшая доля в общем объеме экспортных поставок Lada приходится на самую популярную в РФ модель Granta, немного меньше — на модель Vesta, далее следует Lada 4×4. В компании воздерживаются от комментариев по динамике экспорта за I полугодие 2020 г. и годовых прогнозов российского авторынка.
АЕБ, в начале года ожидавшая лишь двухпроцентного снижения продаж легковых автомобилей и LCV в РФ в 2020 г., по результатам коронавирусного первого полугодия снизила прогноз с 1,76 млн шт. до 1,4 млн шт. (-23,9% к показателю 2019 г.). Таким образом, ожидается возврат к уровню 2016 г., когда в РФ было реализовано 1,426 млн автомобилей — на 11% меньше, чем в 2015 г.
В июле 2020 г. «АвтоВАЗ» вслед за положительным месячным трендом рынка увеличил продажи к прошлому году на 5,7%, до 31,18 тыс. шт. По сравнению с результатом на конец полугодия компания сократила годовое падение реализации с 23,9% до 19,6%, продав в общей сложности 163,776 тыс. автомобилей за семь месяцев.
»Несмотря на »отпускной» период в летние месяцы, мы отмечаем достаточно высокий интерес к нашим автомобилям. Восстановление потребительского спроса наметилось еще в начале июня вместе с поэтапным снятием ограничений в большинстве из регионов РФ. Стоит также отметить рост числа заказов и со стороны наших корпоративных клиентов, что положительно свидетельствует о постепенном восстановлении деловой активности в стране», — приводила пресс-служба «АвтоВАЗа» цитату Морне.
В пресс-службе компании, между тем, отмечают, что в отличие от восстановления внутреннего рынка, внешние поставки могут «отскакивать» не так быстро из-за различного уровня ограничений против коронавируса в разных странах.
Продажи «АвтоВАЗа» в 2017-2019 гг в шт. с динамикой к АППГ (данные АЕБ)
Модели
Если вы собрались продавать Форд Фокус II, будьте уверены: машина найдет покупателя быстро. В десятке самых продаваемых авто по моделям сегодня:
- LADA 2114;
- LADA 2107;
- Ford Focus;
- LADA 2110;
- LADA 2170 («Приора»);
- LADA 4X4;
- Toyota Corolla;
- LADA 2112;
- LADA 2115;
- Hyundai Solaris.
Среди российских моделей сегодня чаще продаются «четырнадцатая» — 400 тысяч машин, «семерка» — 280 и «десятка», которых россияне продали 225 тысяч штук.
Очевидное лидерство среди иномарок у «Фокуса» — в этом году перепродали 125 тысяч автомобилей. Следом идет «Королла» — с молотка ушло 100 тысяч машин. Третье место по продажам занял «Солярис» — по вторичному рынку разошлись 70 тысяч авто.
Повышение цен на популярные модели авто
Начнем с самого популярного отечественного автопроизводителя. АвтоВАЗ в начале года повысил цены на свои автомобили на один и тот же процент независимо от модели — любой автомобиль марки Лада становится в 2021 году дороже в сравнении с 2018-м на 2,5%.
Пожалуй, главный конкурент АвтоВАЗа в России — корейский Kia — на разные модели поднял цены на разный процент. В среднем это 0,8% роста стоимости автомобиля данной марки. Kia, кстати, очень уверенно чувствует себя на российском рынке, популярность марки растет. В то время, как рынок в среднем вырос в прошлом году менее чем на 12 процентов, южнокорейский концерн продемонстрировал темпы роста вдвое выше — в 2018 году было продано на 24% больше автомобилей Kia, чем в 2016-м.
Потенциальным покупателям автомобилей Лада или Kia стоит обратить внимание на аналогичное предложение конкурирующих концернов — автомобили выпуска 2017 года можно приобрести со скидкой!
Третья по популярности марка новых легковых автомобилей в нашей стране — Hyundai из той же Южной Кореи. Две самые популярные модели этой марки, Solaris и Creta, подорожали в 2019 году примерно на 10.000 рублей или 1,5% в сравнении с предыдущим годом.
Немецкий Volkswagen повысил цены с 15 января 2019 года на 2%. Однако, этот процент является средним, поскольку для некоторых моделей цена вообще не изменилась, для других — выросла до 2,3%.
Автомобили Renault подорожали с начала года на тот же самый процент — в среднем на 2%, для разных моделей по-разному. Представители Renault напоминают при этом, что и в прошлом году повышение цен было очень небольшим, и тогда автомобили французской марки подорожали на 3%. Что характерно — повышение затронуло более “прокачанные” версии моделей Renault, а вот цена стартовых повысилась не так заметно, так что для самых малообеспеченных покупателей рост не столь заметен. Кстати, в 2017 году продажи Renault также росли быстрее рынка в целом — было продано на 18% больше автомобилей, чем в 2016 году.
Toyota повысила цены на свои популярные модели RAV4, Land Cruiser Prado, Corolla и Prius на те же 2%, что и большинство конкурентов. Модель Hilux стала дороже на 1,3%. Еще одна японская марка — Nissan — повысила стоимость продукции своего бренда Datsun на 7.000 рублей. Что же касается основной линейки Nissan, то повышение цен на эти автомобили пока в планах. Насколько известно дилерам концерна, цены на продукцию японской марки должны вырасти примерно на 1,5-2,5%.
9. Škoda Rapid
Продано за 6 мес: 16 964 шт
Набирает популярность в России и Škoda Rapid, которой удалось за короткий срок с 13-го места в рейтинге продаж (в прошлом году) подняться в этом году на 9-ю строчку, войдя в ТОП-10 самых продаваемых новых автомобилей по итогу первых 6 месяцев 2018 года.
Также неплохие продажи этого автомобиля зафиксированы и в июне текущего года – 11-е место в рейтинге. Для сравнения: в прошлом году в июне эта модель занимала лишь только 15-ю строчку в статистике продаж.
Что дальше?
Уверен, этот год будет богат на интриги в продажах новых машин. Во-первых, будет интересно посмотреть, каковы будут продажи мая – с высокой долей вероятности можно утверждать, что они будут выше, чем в мае 2020 года, но вот темп роста, скорей всего, уже будет ниже, чем в апреле. Ключевой вопрос – на сколько?
Также далее будет интересно понаблюдать за продажами в летний и осенний периоды – в 2020 году в эти месяцы наблюдался, достаточно, высокий спрос на машины, который большинство экспертов связывали с фактом отложенных покупок – можем ли утверждать, что высокий темп роста апреля и ожидаемый рост мая – это, всего лишь, смещение отложенного спроса с будущих месяцев, или продажи машин так себя не ведут?
Может ли быть такое, что высокий рост апреля был связан с ожиданиями потребителей относительно дальнейшего роста цен на новые автомобили и снижение доступности автокредитов вслед за повышением Центральным Банком России ключевой ставки два раза в течение месяца?
Ответы на эти вопросы мы узнаем уже достаточно скоро. И будем следить за динамикой продаж в том числе на нашем сайте.
Статья подготовлена и одобрена by эксперт страхового рынка Максим Чернов