Вот почему система Старт-Стоп реально экономит топливо
Можно подумать, что система Старт-Стоп – это просто раздражающая и бессмысленная ерунда. На самом деле есть мнение, что это не так.
Массово, технология автоматического отключения и перезапуска двигателя появилась на автомобилях несколько лет назад, но у людей, впервые столкнувшихся с данным типом систем моментально сложилось определенное мнение по поводу целесообразности ее использования. Многих такая модель принудительного постоянного отключения двигателя во время неторопливого движения в пробках и стояния на светофорах не только раздражает, но и пугает. Что будет с бедным двигателем, стартером, электрической сетью автомобиля и его аккумулятором? Вряд ли такой рванный режим работы полезен механическому организму машины.
И действительно, существует великое множество доводов против использования инновационной технологии. Некоторые владельцы, кому не лень копаться в талмудах-инструкциях к своим современным «железным коням» находят способы ее отключения, другая часть едет в автосервисы, где назойливую технологию благополучно отключают.
Несколько лет назад мы освещали вопрос использования системы на страницах нашего интернет издания 1GAI.RU. Скажем честно, поскольку мы склоняемся к тому, что технология скорее негативно сказывается на эксплуатации автомобиля, а экономия от нее стремится к мизеру, обзоры скорее носят критический характер. Впрочем, надеемся, вы сможете вынести из них интересные факты, которых вы не знали о так называемой технологии «Start-Stop»:
Почему лучше избегать использования системы Старт-Стоп?
Технология «стоп-старт»: долгосрочное влияние на двигатель автомобиля
С нашими наблюдениями солидарна большая часть читателей. Результаты голосования пользователей системы:
Некоторые пользователи в комментариях предполагают и то, что вся затея автопроизводителей с подачи маркетологов и финансовых отделов в первую очередь нацелена на вытягивание денежных купюр из кошельков автомобилистов. И в этом тоже есть рациональное зерно – поломки стартера на автомобилях, оборудованных системой остановки двигателей действительно происходят. Точной статистики «железно» говорящей, что повинна в этом новомодная технология нет, но выглядят такие поломки подозрительными. А ведь стартер на какой-нибудь премиальный или около премиальный автомобиль обойдется в круглую сумму, и кому вы ее заплатите? Правильно, компании, которая сделала эту самую модель. На этом вся экономия средств на топлива благополучно закончится.
Правда в этом случае стоит отметить, что известные, лично нам, случаи выхода из строя элементов системы происходили исключительно на автомобилях возрастом более 5 лет. Дайте знать в комментариях, если вы сталкивались с подобными поломками на более ранних сроках эксплуатации.
Но есть и диаметрально противоположенное мнение автовладельцев. Оно основано на нескольких аспектах:
1.Экономия
2.Экология
Эта группа автомобилистов воспринимает технологию как благо и не намерена отказываться от ее использования ни при каких обстоятельствах. Как раз в этом ключе мы и решили сделать заметку, которую вы в данный момент читаете. Тем более, нашли компетентное в определенных кругах мнение одного американского инженера:
Для понимания происходящего на видео включите перевод субтитров на русский язык
В видео как раз объясняется сколько можно сэкономить топлива (теоретически) используя систему Start-Stop.
Мы не будем пересказывать видеоролик, лишь отметим главные моменты и вывод.
Что такое технология Start/Stop
Сама по себе эта система довольно проста: электроника анализирует режим движения, и как только автомобиль полностью останавливается, используется тормоз или размыкается механизм сцепления – двигатель, вне зависимости от используемого топлива, глушится. Как только педаль тормоза отпущена или включен механизм сцепления, происходит автоматический запуск мотора.
Может ли система «старт-стоп» повредить двигатель?
Многие водители сегодня опасаются, что модная система «старт-стоп» может повредить двигатель автомобиля. В конце концов, сегодня многие новые автомобили оснащаются турбиной. А мы знаем, что резкое выключение двигателя с разогретым турбонагнетателем может повредить его. Стоит иметь в виду, что используемые сегодня системы автоматического выключения двигателя, прежде чем автоматически выключать двигатель, анализируют несколько десятков различных параметров. Если окажется, что условия для выключения мотора неудовлетворительны, двигатель не заглушится при остановке автомобиля. Вот в каких случаях система «старт-стоп» может не работать:
- двигатель или элементы системы последующей обработки выхлопных газов недостаточно нагреты (предельная температура зависит от конкретной модели автомобиля)
- температура снаружи слишком низкая или слишком высокая
- аккумулятор недостаточно заряжен
- параметры работы двигателя указывают на то, что турбокомпрессор слишком горячий
- происходит очистка сажевого фильтра
- превышен лимит циклов запуска в данную единицу времени или температура стартера слишком высока
- автомобиль находится на значительном уклоне, поэтому тормоза и рулевое управление должны оставаться в полной готовности
- водитель активировал одну из энергоемких функций, например был включен обогрев сидений или обогрев заднего/лобового стекла
- кондиционер работает в режиме «максимум»
- водитель не пристегнут ремнем безопасности или двери не закрыты
- машина движется по дороге на большой высоте, например в горах
Так что если ваша машина оснащена этой системой и когда вы видите на приборной панели сообщение «система старт-стоп недоступна» или т. п., не стоит паниковать. В подавляющем большинстве случаев это сообщение не указывает на системную ошибку.
В нашем российском климате при определенных сложных климатических условиях вождения может случиться так, что теоретически система «старт-стоп» будет функционировать только время от времени. Почему? Смотрите список выше. В нашей стране с большими перепадами температуры как зимой, так и летом система выключения двигателя будет работать не так часто, как бы вам хотелось.
В итоге из-за большого количества факторов, влияющих на работу систем «старт-стоп», невозможно точно определить, какую экономию топлива они обеспечивают автомобилю. Самое интересное, что итоговая экономия топлива у всех водителей будет разная. Но в любом случае в российских условиях вы вряд ли заметите существенную экономию топлива, если вообще заметите.
Как работает система Стоп-Старт?
Первые разработки данной технологии проводились еще в середине 70-х Toyota-вскими специалистами, тогдашняя система устанавливалась исключительно на люксовый автомобиль Crown и она выключала двигатель спустя 1,5 секунды простоя. Уже тогда таким способом можно было сэкономить 10% топлива.
Итак, известная всем картина: автомобиль останавливается перед светофором или в пробке. Основываясь на сигналах датчика частоты вращения коленвала, система останавливает двигатель, при этом прочие потребители электроэнергии (аудиосистема, кондиционер и пр.) переходят на питание от АКБ. При выжимании педали сцепления (отпускании тормоза) активируется стартер и двигатель запускается. Проехали метр — повторили
В случае, если заряд АКБ ниже необходимого минимума, принудительное выключение мотора системой исключается для подзарядки. Также система Stop&Start может быть отключена вручную через кнопку на панели приборов.
Альтернатива Stop&Start от Bosch — это система ISG (Idle Stop&Go) от корейского Kia Motors. Главное, пожалуй, отличие — в управлении генератором, который при высокой нагрузке на двигатель отключается ради экономии топлива, а при торможении включается систему рекуперации — потраченное у аккумулятора восполняется. Принудительно система выключается, если заряд батареи упал менее 75% или при использовании кондиционера.
Система старт-стоп с системой рекуперации
Еще один конкурент — система STARS (Starter Alternator Reversible System) от фирмы Valeo. Отличия в их системе кроются в использовании реверсивного генератора. Чаще всего данная технология применяется в автомобилях Citroen и Mercedes, а заявленная экономия топлива достигает 10%. Конструктивно реверсивный генератор — это электрическая машина переменного тока, которая в зависимости от необходимости работает то стартером, то генератором. За работу реверсивного генератора отвечает специальный приводной ремень и обратимый натяжитель, которые и обеспечивают вращение в разных направлениях. Явное преимущество конкретно данной системы — это бесшумность работы и меньшее по сравнению с конкурентами время запуска (обычный стартер — 0,8 сек., реверсивный стартер — 0,4 сек.). Еще одно отличие от конкурентов — самостоятельный блок управления, который работает напрямую с блоком управления двигателем. Взаимодействие с датчиками отличий не имеет. Преимущество конкретно этой системы старт-стоп в возможности использования рекуперативной энергии не только для восполнения заряда основного аккумулятора, а и использование энергии торможения (через ту же рекуперацию) для пополнения батареи гибридного силового агрегата — а это прямая экономия топлива в будущем.
Когда не работает система старт-стоп?
Как мы отмечали выше, каждый производитель устанавливает систему старт-стоп со своими особенностями. Но есть важные правила, которые соблюдают все без исключения производители таких систем. При определенных условиях (которые “зашиваются” в блок управления системой) система старт-стоп не будет срабатывать на остановку двигателя, чтобы не возникла аварийная ситуация и не были повреждены детали двигателя. К таким условия относятся:
- Остановка автомобиля после движения задним ходом. Система старт-стоп работает только в том случае, если автомобиль остановился после движения вперед;
- “Холодный” двигатель. Если охлаждающая жидкость не достигла заданной температуры, система считает, что двигатель автомобиля еще не прогрет до конца, и его остановка может привести к проблемам;
- При низкой температуре в салоне. Если в автомобиле имеется система контроля климата, и на ней выставлено значение, которое на определенное количество градусов выше текущей температуры в салоне, система старт-стоп не сработает;
- Если имеются проблемы с генератором или аккумулятором. Например, если датчики определяют, что заряд аккумуляторной батареи низкий, чтобы снова запустить двигатель;
- Если руль повернут на большой угол. Либо если он был повернут на большой угол при прошедшем маневрировании. Такое ограничение введено для того, чтобы система не срабатывала, например, когда водитель выезжает из ограниченного пространства.
Кроме того, производители автомобилей зачастую добавляют некоторые свои ограничения. Естественно, главным ограничением для работы системы стоп-старт — это то, что она должна срабатывать только на холостом ходу, но никак не при движении автомобиля.
Что касается экономии
Большинство людей думают, что количество топлива, сэкономленное при помощи системы Start-Stop, ничтожно мало, но на самом деле топливо, сжигаемое на холостом ходу при остановке, быстро складывается в большие числа. Исследование, проведенное обществом инженеров-транспортников «Society of automotive engineers», показало, что использование технологии может улучшить экономию топлива автомобиля более чем на восемь процентов при интенсивном движении. Возможно, подобная экономия не столь убедительна, но со временем, это приведет к десяткам и сотням литров сэкономленного топлива.
Система состоит из устройства, облегчающего многократный запуск двигателя, и электронной системы управления.
Одно из самых надежных и простых устройств разработала компания Bosch. Название системы Stop&Start, которая используется на BMW и других европейских автомобилях, стала нарицательным именем, которым обозначают все устройства подобного типа.
В основе разработки компании Bosch мощный стартер с увеличенным сроком службы, снабженный бесшумным бендиксом и рассчитанный на многократный запуск двигателя.
Блок управления системой объединен с блоком управления двигателем, в котором установлено необходимое программное обеспечение.
Для сбора показаний система использует датчик положения педали тормоза или педали сцепления, датчик скорости автомобиля (датчик частоты вращения коленчатого вала) и датчик заряда аккумуляторной батареи.
Методика «сжатия»
Отличительной чертой данной техники от методики «стоп-старт» является сжатие полового члена во время заминки. Т.е. при приближении момента эякуляции, вам необходимо остановиться и сжать половой член на несколько секунд, приведенными ниже способами (рис.1). Такое воздействие ослабляет желание эякуляции, как бы уводя внимание от него.
Рис.1. — Варианты сжатия полового члена (Мастер и Джонсон)
Мужчине, который еще с подросткового возраста привык к быстрой мастурбации, поначалу будет сложно удержаться достаточное время. Но с каждым разом время будет увеличиваться, и при должном упорстве, вы добьетесь контроля над семяизвержением.
Система старт-стоп с рекуперацией
Использование рекуперации энергии при торможении нашло своё применение в системах старт-стоп. Управление автомобильным генератором в таком случае осуществляется следующим образом: при большой нагрузке на мотор транспортного средства генератор в целях экономии топлива отключается; потом он включается при торможении и выполняется подзарядка аккумулятора — осуществляется рекуперация энергии.
В случае когда заряд аккумуляторной батареи становится ниже 75%, старт-стоп с рекуперацией автоматически отключается. Можно сказать, что это особенное свойство — интеллектуальность.
Многие спросят, как отключить такое устройство. И это логичный вопрос, ведь случается, что нет надобности в отключении двигателя. Сделать это можно специальной кнопкой, которая находится прямо на приборной панели.
На видео — работа системы старт-стоп:
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что система стоп-старт позволяет несколько снизить расходы автовладельца на топливо, порой до 8–10%. Также автомобиль сохраняет окружающую среду, ведь гораздо меньше выхлопных вредных газов выбрасывается в атмосферу. Раньше лишь отдельные гибридные автомобили оснащались подобными устройствами, но сейчас всё больше производителей желают устанавливать на свою продукцию такое оборудование.