Итоги продаж новых автомобилей в 2021 году
Содержание
- 1 Итоги продаж новых автомобилей в 2021 году
- 1.1 Итоги продаж новых автомобилей в 2021 году
- 1.2 Выгодно ли покупать машину перед Новым годом: отвечают эксперты
- 1.2.1 За – с нового года машины подорожают
- 1.2.2 За – щедрые декабрьские скидки
- 1.2.3 Против – за сутки машина состарится на год
- 1.2.4 Против – скидки в начале января сохранятся в отличие от суеты
- 1.2.5 За – большой пакет выгодных акций
- 1.2.6 К сведению: возможные риски выгодной покупки автомобиля перед Новым годом
- 1.3 Российские производители в плюсе
- 1.4 Цены на новые автомобили: прогноз на 2021 год
- 1.5 Могут ли цены на автомобили вырасти дополнительно
- 1.6 Какие машины быстро расходятся на вторичке
- 1.7 Рынок новых автобусов январь 2021 г.
- 1.8 Российский рынок грузовых автомобилей пережить 2020-й
- 1.8.1 По итогам 2019 года продажи новых грузовиков в России сократились на 2%. Всплеск продаж в самом конце года не изменил негативную динамику. Для автопроизводителей ситуация на рынке не стала сюрпризом — причины роста продаж в течение последних трёх лет утеряли актуальность, а новых стимулов не появилось. Но будущее совсем не безнадёжно.
- 1.8.2 Прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5% к показателям 2019 года
- 1.8.3 Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%
- 1.9 Взаимосвязь спроса и цены
Итоги продаж новых автомобилей в 2021 году
В потоке новостей начала мая как-то не получила должного внимания информация об итогах продаж новых автомобилей в 2021 году. Вполне возможно, было достаточно других информационных поводов, которые преобладали в это время, либо просто было скромные результаты продаж в первом квартале не способствовали росту интереса.
Как мы помним, в апреле прошлого года вся страна в ее подавляющем большинстве ушла на удаленную работу, а работа сферы услуг, предоставление которых было возможно только в очном режиме, была, фактически, под запретом. На этом фоне, рынок продаж новых автомобилей продемонстрировал драматическое падение, когда было реализовано всего 39 тыс. новый автомобилей, – это минимальный объем ежемесячных продаж за последние несколько лет – до этого никогда в последние годы в месяц не продавалось меньше 100 тыс. новых машин, а среднемесячный объем продаж колебался в районе 150 тыс. единиц. Тем особенно было интересно отследить, как будут идти продажи новых машин в этом году.
В первые три месяца этого года продажи шли хуже, чем в предыдущие годы, – за весь первый квартал было реализовано на 12 тыс. машин или 2,8% меньше, чем в первом квартале 2020 года, что не вызывало оптимизма у экспертов. Так, например, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель сообщал, что «в целом ситуация на рынке не вызывает удивления. Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку. Наибольшее замедление продаж наблюдается в массовом сегменте».
Однако, всё изменилось именно в апреле. Давайте посмотрим на графики динамики продаж:
Если по итогам 1 квартала 2021 было падение продаж на 2,8%, то уже по итогам первых четырех месяцев года рост составил 23,3%. Особенно эта цифры выглядит впечатляюще после падения на 19% за аналогичный период прошлого года. Более того, объемы продаж за январь-апрель лишь немногим недотягивают до аналогичных в 2019 году, уступая им всего 0,2%.
В целом, это хорошие новости не только для автомобильного рынка, но и для сопутствующих ему отраслей, включая банковский сектор и страхование.
Очевидно, что именно продажи апреля развернули динамику первого квартала. Посмотрим, как это выглядит на графике.
Объем продаж в апреле 2021 года составил почти 152 тыс. автомобилей. Эта цифра включает в себя продажи автомобилей немецкими автоконцернами за 1 квартал, т.к. помесячные данные по ним отсутствуют. Это почти в четыре раза больше, чем в апреле 2020 года – чистый прирост продаж составил 290%, и на 2,5% больше, чем в первые четыре месяца 2019 года, хотя и чуть меньше, чем в 208 году. Продажи апреля не достигли пиковых значений квартальных месяцев, однако, на фоне общей динамики продаж, эти цифры вполне в тенденции предыдущих лет.
Выгодно ли покупать машину перед Новым годом: отвечают эксперты
В декабре продажи новых автомобилей обычно подскакивают, округляя в большую сторону годовые показатели. Дилеры во главе с самими автокомпаниями активно зазывают в шоу-румы. Стоит ли их слушать?
За – с нового года машины подорожают
1 января, пока все приходят в себя после встречи очередного Нового года, в автосалонах меняют ценники. Это связано, прежде всего, с традиционной корректировкой цен из-за инфляции, а также с периодическими правовыми нововведениями. В начале 2020 года, в частности, снова вырастет утилизационный сбор на импортируемые в страну автомобили.
О грядущем подорожании в связи с изменением ставок утильсбора уже заявили в российских представительствах компаний Volvo и Jaguar Land Rover. В «Вольво» пообещали рост цен с 1 января на 30 000 – 110 000 рублей в зависимости от модели, а «Ягуары» и «Ленд Роверы» российский офис «вынужден» будет реализовывать дороже на 1,5-2,5%.
АвтоВАЗ о повышении цен официально пока не объявлял, однако, по информации «Ведомостей», полученной от дилеров, их индексация неизбежна. Стоимость всех моделей с января вырастет в среднем на 2,3%.
Нет сомнений в том, что и другие компании в январе повысят ценники. Поэтому с этой позиции приобретать машину – или делать предзаказ – лучше в декабре по старому «прейскуранту».
За – щедрые декабрьские скидки
Сайты автодилеров пестрят рекламными баннерами «Минус 20% на весь модельный ряд» и т.п. Автосалоны спешат освободить склады и выполнить годовой план продаж.
Вот что говорит Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»:
Сегодня на рынке сложилась достаточно сложная, но прогнозируемая ситуация. С одной стороны на рынке присутствует сезонный фактор по освобождению складов и выполнению основных годовых показателей ритейла, с другой, рынок уже сейчас готовится к неизбежным изменениям по повышению утилизационного сбора, вступающим в силу с 1 января 2020 года. Также на стоит забывать о плановом сезонном инфляцировании свой продукции заводами-изготовителями. Оценивая масштабно ситуацию в целом, необходимую покупку откладывать точно не стоит. Приобретение желательно совершить в текущем, 2019 году, до повышения сбора на новые автомобили и планового повышения отпускных цен.
Разумеется, дистрибьюторы преследуют в рекламных призывах прежде всего свою выгоду.
Против – за сутки машина состарится на год
Дилеры потому и предлагают скидки и заманчивые условия вроде комплекта зимних шин или годового обслуживания в подарок, что спешат реализовать автомобили уходящего модельного года. 1 января 2020 года новенький автомобиль, купленный в конце декабря 2019 года, будет считаться прошлогодним. И это сыграет роль при потенциальной последующей перепродаже.
Против – скидки в начале января сохранятся в отличие от суеты
Автосалоны заинтересованы в быстрой реализации складских запасов, которые 1 января превращаются в прошлогоднюю «тыкву», поэтому купить машину выгодно, но без ажиотажа, можно будет и в первые дни нового года. Выбор комплектаций и версий станет, скорее всего, меньше, однако менеджера можно будет попробовать уговорить на большее количество подарков.
Также что в декабре, что в январе не стоит рассчитывать на выгодную покупку недорогой и популярной модели, говорят дилеры:
Размер предоставляемой скидки зависит от нескольких факторов. По понятным причинам, волатильность в бюджетном сегменте гораздо ниже, чем в премиальном и ожидать больших скидок на популярные дефицитные модели точно не стоит, — пояснил Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»:
Вот что сообщили Matador.tech в пресс-службе автомобильной группы «АВИЛОН»:
К концу года многие дилеры заинтересованы высвободить склад, поэтому помимо скидок импортёра предлагают свои дополнительные скидки и бонусы. Возможно, дисконтированные автомобили будут распродаваться и в следующем году, но в январе уже не будет такого богатого выбора. А сейчас есть большой выбор моделей и выгодные предложения, поэтому чтобы не пришлось идти на компромисс в выборе цвета или комплектации, стоит поспешить с покупкой авто. Мы уже сейчас наблюдаем, что активность со стороны клиентов в конце года увеличилась – это видно и по трафикам в салонах, и по телефонным звонкам соответственно, с каждым днем выбор будет сужаться и к середине декабря акционные автомобили могут попросту закончатся.
За – большой пакет выгодных акций
Как уже было сказано, помимо прямых скидок на машины дилеры предлагают подарки, и такие условия действительно могут помочь сэкономить больше, чем на цене самого автомобиля.
Пресс-служба АГ «АВИЛОН»:
Максимально выгодные условия можно получить, если воспользоваться дополнительными продуктами дилерского центра: кредитным предложением, застраховать автомобиль, сдать старую машину в трейд-ин.
ГК «АвтоСпецЦентр» это подтверждает:
Большинство дилерских сетей оценивают свою доходность в кумулятиве. Для покупателя это может означать, чтов абсолютном выражении размер скидки при покупке дополнительных продуктов в виде кредита, страхования, дополнительного оборудования, использования схемы trade-in будет гораздо выше, чем просто покупка самого автомобиля без дополнительных услуг.
К сведению: возможные риски выгодной покупки автомобиля перед Новым годом
Чтобы не потерять бдительность, делая себе новогодний подарок в виде нового автомобиля, не забывайте об осторожности. Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» предупреждает:
Схемы образования итоговых скидок действуют только у официальных дилеров. Поэтому существует достаточно высокий риск для покупателяпопасть в неприятную ситуацию, рассчитывая на рождественские скидки в салонах не официальных дилеров. Видов непрозрачных манипуляций может быть достаточно много, начиная от указания продажной стоимости автомобиля без НДС, подписания кредитного договора с кабальными условиями вплоть до прямого шантажа в случае отказа от невыгодной покупки. Чтобы не испортить себе праздник от покупки нового автомобиля, обязательно перед посещением салона необходимо удостовериться, что вы выбрали официального дилера.
Российские производители в плюсе
Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как отмечают на «КАМАЗе», их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2018 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.
Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.
Цены на новые автомобили: прогноз на 2021 год
Снижение объемов производства и опустевшие склады дилеров при достаточно высоком спросе привели к тому, что в декабре 2020 года автосалоны не устраивали предновогодних распродаж, как это было в предыдущие годы. Не было снижения цены на машины прошлого модельного ряда, и ждать их в ближайшем будущем не стоит.
Эксперты сходятся во мнении, что основное повышение цен придется на январь-апрель нынешнего года. К лету прайс на какое-то время зафиксируется, если больше не будет происходить резких скачков валютных курсов.
К марту цены, скорее всего, еще не стабилизируются. Продолжится растянутый на несколько месяцев плавный рост, запланированный автопроизводителями еще в конце прошлого года.
Больше всего повышение цен коснется наиболее популярных моделей массового сегмента, а также премиального сегмента.
Стоит также отметить, что дефицит новых автомобилей на российском рынке с каждым месяцем становится все меньше, а это может благоприятно сказаться на ценах – как и тот факт, что спрос на новые авто неизбежно упадет из-за значительного подорожания. Это на фоне оставшихся на прежнем уровне доходов населения неизбежно вызовет падение спроса, что может побудить дилеров опять устраивать распродажи и делать скидки.
Могут ли цены на автомобили вырасти дополнительно
Могут, поскольку до сих пор ничего не ясно с судьбой так называемого утилизационного сбора, которым облагаются российским государством все новые автомобили. По разным данным, этот сбор может остаться неизменным, а может вырасти вдвое (для автомобилей с высокими характеристиками — более чем вдвое, ан 125%).
В целом рост стоимости автомобилей, который случился в начале 2019 года, вполне терпимый. 2-2,5% роста — это чуть ниже инфляции предыдущего года, что вполне нормально. Однако если государство все же повысит утилизационные сборы, очевидно, автопроизводителям придется задуматься о том, чтобы пересмотреть ценники в дилерских центрах еще раз.
Прогноз роста цен на автомобили от аналитиков говорит о том, что хотя утилизационный сбор положен и для автомобилей, произведенных внутри страны, и для тех, что ввозятся из-за рубежа, повышение цен затронет главным образом чисто импортные автомобили или автомобили, в которых высока доля импортных комплектующих. Дело в том, что государство компенсирует российскому автопрому, в том числе местным заводам зарубежных концернов, утилизационный сбор так называемыми промышленными субсидиями, объем которых как раз равен величине сбора в каждом конкретном случае.
В автомобильной группе “Авилон”, продающей машины 25 марок – от Fiat и Hyundai до Ferrari и Bugatti – полагают, что существенный рост цен на новые автомобили реален уже в мае-июне. “Сейчас запасы автомобилей на складах дилеров невелики и у эффективных компаний не превышают двухмесячного объема продаж, а в связи с традиционным всплеском спроса во втором квартале, дилеры быстро распродадут автомобили по старым ценам и уже в мае-июне будет существенный всплеск цен на новые автомобили иностранных марок”, – заявил агентству RNS представитель компании.
Когда стоит ожидать повышения цен на автомобили? “Мы не можем оценить, насколько изменение курса носит долгосрочный характер, но даже если увеличение курса иностранной валюты на 10% продержится две недели – мы получим информационные письма от многих производителей об увеличении отпускных цен”, — уточняют в “Авилоне” и напоминают, что при курсе 70 рублей за 1 евро многие автокомпании удерживали цены на новую продукцию в зависимости от марок на 10-30% ниже прайсов европейских дилеров.
Какие машины быстро расходятся на вторичке
Средний срок нахождения авто на виртуальной доске объявлений подсчитывали аналитики интернет-аукциона CarPrice. В первой пятерке – только бюджетники:
- Nissan Terrano в любой модификации – 16 дней.
- Lada Kalina 1,6 106 л.с. – 18 суток.
- Kia Rio 1,6 AT – 23 дня.
- Hyundai Solaris 1,6 + «автомат» – 24 дня.
- Toyota Corolla 1,6 – 25 суток.
Площадка наглядно подтверждает, что значение имеет не только популярность модели, а и ее модификация. К примеру, младшая версия Соляриса (1,4 + «механика») покупается менее охотно – простой составляет около 30 дней.
Рынок новых автобусов январь 2021 г.
Рынок новых автобусов стартовал в 2021 году с заметного спада продаж. В сравнении с январем прошлого года
количество проданных автобусов в стране упало на 12,4% и сократилось с 1090 до 955 единиц. Произошло это в основном из-за спада продаж в сегменте иномарок, который «просел» на 56% с 155 до 68 машин (доля в объёме продаж — 7,1%). При этом продажи российских автобусов упали только на 5% в годовом сравнении с 935 до 887 единиц, а их доля в объёме всего рынка осталась на уровне 92,9%.
«ПАЗ» в январе 2021 года сохранил лидерские позиции на рынке новых автобусов и реализовал 582 авто, на 2,6% больше, чем годом ранее — 567 единиц. Первое место в линейке «ПАЗ» и первое место на автобусном рынке занимает модель ПАЗ-3205, продажи которой в январе 2021 года составили 302 машины, что на 5,3% ниже уровня реализации прошлого года (319 единиц). Второе место в рейтинге среди моделей занял ПАЗ-4234 — 165 штук, на 35% ниже уровня продаж за январь 2020 года (122 авто).
Вторым среди марок рынка автобусов в январе стал «ЛИАЗ» — 129 проданных единиц техники, на 40% меньше, чем годом ранее (214 единиц), за ним расположился «НЕФАЗ» — 102 машины (+30%; 78 единиц), а топ-5 дополнили «МАЗ» — 50 автобусов (+127%) и IRISBUS — 17 единиц. «Пятёрку» самых продаваемых моделей автобусного рынка РФ в январе 2021 года дополнили также: ПАЗ-3204 — 102 перепроданных автобуса (+21%), НЕФАЗ-5299 — 95 единиц (+48%) и ЛИАЗ-5292 — 49 штук (-59%).
В Центральном ФО продажи новых автобусов упали в январе на 29% в годовом сравнении с 314 до 224 машин. При этом именно этот рынок остается главным рынком сбыта автобусной техники. Второй по величине продаж был зафиксирован в Северо-Западном ФО — 177 единиц, на 37% больше, чем в январе 2020 года — 129 машин. В Приволжском округе продажи «просели» на 30% с 225 до 157 единиц. В Сибири объём автобусного рынка вырос на 18,6% с 140 до 166 машин, а на Урале за тот же период был зафиксировал спад продаж на 7,4% с 121 до 112 авто. В Южном округе за месяц был реализован 81 новый автобус (-11%), на Дальнем Востоке — 21 (-49%), а на Северном Кавказе — 17 единиц (-41%).
Российский рынок грузовых автомобилей пережить 2020-й
По итогам 2019 года продажи новых грузовиков в России сократились на 2%. Всплеск продаж в самом конце года не изменил негативную динамику. Для автопроизводителей ситуация на рынке не стала сюрпризом — причины роста продаж в течение последних трёх лет утеряли актуальность, а новых стимулов не появилось. Но будущее совсем не безнадёжно.
В 2019 году объём продаж грузовых автомобилей достиг 87 тыс. ед., что на 2% меньше, чем годом ранее. При этом сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV) остался примерно на уровне 2018 года. На рынке LCV доминирует «Группа ГАЗ», с показателем продаж 50,7 тыс. ед., что на 3% больше, чем годом ранее. УАЗ реализовал 17,4 тыс. ед., на 3,5% меньше, чем в 2018 году.
Ford продемонстрировал, как можно достигать прогресса на общем депрессивном фоне, нарастив продажи на 13%, до 12 тыс. автомобилей. На 3,5% выросли продажи Lada, до 11,1 тыс. ед. и Volkswagen, до 5,7 тыс. ед.
В сегменте тяжёлых грузовых автомобилей выросли на 7,3% продажи автомобилей КамАЗ, до 27,6 тыс. ед., а в сегменте магистральных грузовиков, за счёт новых моделей, рост продаж КамАЗ составил более 8%, до 4 тыс. ед. В то же время сократились продажи Volvo на 11%, Scania на 16%, до 5,6 тыс. ед., MAN на 1,5% до 5 тыс. ед.
Больше всего грузовиков было продано в Москве, 9,8 тыс. ед., что на 2,3% меньше, чем годом ранее. В Татарстане продажи грузовых автомобилей сократились больше, чем на 13%, до 4 тыс. ед. На 11%, до 3,5 тыс. ед. уменьшились продажи грузовиков в СанктПетербурге. Зато на 13% увеличились продажи в ХантыМансийске, до 3,7 тыс. ед.
Бренды и модели
Наиболее востребованной моделью КамАЗа в 2019 году был КамАЗ43118, продажи которого выросли больше, чем на 4% до 6,8 тыс. ед. Это наиболее продаваемый в России грузовой автомобиль. Основу продаж «Группы ГАЗ» в рассматриваемое время составляли машины «Газон NEXT», объём реализации которых составил 6,5 тыс. ед, что на 6,5% больше, чем в 2018 году.
Продажи флагманской модели Volvo FH сократились на 22%, но это всё равно самый покупаемый грузовик бренда, с показателем продаж в 2019 году 2,8 тыс. ед. Наиболее востребованным грузовиком Scania был седельный тягач серии R, объём продаж которого достиг 1,8 тыс. ед., что на 25% меньше, чем в 2018 году.
При этом выросли продажи грузовиков 8х4 серии Р, на 13,5%, до 582 ед., — но сокращения продаж в целом это не компенсировало.
Высокие темпы продаж показали 40тонные 6х6 грузовики MAN TGS, +50%, но это всего 340 ед., в то время как реализация популярных седельных тягачей MAN TGX сократились на 7,5%, до 2139 ед., что и определило снижение продаж бренда в целом.
Кстати, существенно сократились продажи грузовиков МАЗ в России, на 10,5%, до 3800 ед., при том, что выросли продажи МАЗ5340 на 43%, до 574 ед. и МАЗ6731 «Купава» на 46,5%, до 482 ед. Isuzu с положительным приростом менее 1% продавал модели NQR, в количестве 1,1 тыс. ед., зато обрушились продажи NPR, на 37%, до 1 тыс. ед.
Уральский автозавод показал рост продаж на 4,5%, до 2766 ед., за счёт того, что пользовалась неплохим спросом наиболее популярная модель бренда, Урал4320 (+2,5%, до 1556 ед.). Сильно выросли продажи Урал43206, на 97%, но это всего 145 ед. Продажи DAF сократились на 6%, до 2554 ед., так как упали продажи наиболее популярного DAF XF105 FT. Также нужно отметить положительные результаты 2019 года .
Renault Trucks, чьи продажи выросли на 25%, до 1182 ед. и китайского бренда SHAANXI, с ростом продаж 90%, 1378 ед. Сильно упали продажи довольно заметных на российском рынке Hyundai, на 18%, до 1502 ед.; HINO, — на 32%, до 1165 ед.; FUSO, — на 40%, до 604 ед.
Бу тоже в цене
Что касается динамики продаж грузовых автомобилей с пробегом, то в 2019 году этот сегмент рынка немного вырос, на 1,4%, до 270,2 тыс. ед., по данным АА «Автостат». На грузовики КамАЗ пришлось более 26% этого рынка, с показателями продаж более 71 тыс. ед., что почти на 5% больше, чем в 2018 году. Автомобилей ГАЗ с пробегом было продано более 26 тыс. ед., что на 1,5% меньше, чем годом ранее.
В сегменте подержанных машин сильные позиции удерживает МАЗ, хотя в 2019 году его продажи сократились, но это всё равно довольно много, более 20 тыс. ед. До сих пор успешно продаются автомобили ЗиЛ, что, наверное, можно уже рассматривать как феномен отечественного грузового рынка.
Рост продаж автомобилей этой марки составил более 13% и достиг 16,5 тыс. ед. Тот же Volvo уступает конкуренту из советского прошлого, его продажи сократились примерно на 1%, до 15,2 тыс. ед. Москва и Московская область — регионы с самыми высокими показателями продаж грузовиков с пробегом.
Прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5% к показателям 2019 года
Очевидные причины
Снижение продаж грузовых автомобилей в 2019 году определяется сокращением спроса, которое произошло по многим причинам, среди которых:
• отсутствие достаточной поддержки со стороны государства;
• продолжение действия санкций, некоторые санкции были ужесточены;
• колебание цены на нефть с фиксацией на более низких ценах;
• колебание курса валют к рублю со значительными периодами ослабления рубля;
• рост НДС до 20% в начале 2019 года;
• сокращение объёмов и темпов роста малого бизнеса;
• вынужденный рост стоимости автокомпонентов и автомобилей.
Внесли свой вклад высокие ставки по кредитам, бегство инвестиций с российского рынка, спад инвестиционной активности отечественного бизнеса, продолжающееся падение платёжеспособности потребителей. Кроме естественной необходимости обновления автопарка в 2019 году практически не было причин для роста рынка грузовых автомобилей.
Но в декабре продажи грузовиков подскочили на 8,7%, продажи LCV — на 7,1%, но тоже не от хорошей жизни, а изза того, что государство анонсировало увеличение утилизационного сбора с января 2020 г.
Потребители поспешили купить грузовики до повышения цен и оказались правы, утильсбор вырос:
• на новые грузовики массой до 2,5 тонн на 25,3%;
• от 3,5 до 5 тонн на 5,3%;
• от 8 до 12 тонн на 15%;
• от 12 до 20 тонн на 18,6%;
• от 20 до 50 тонн на 21,5%.
Базовая ставка утилизационного сбора для грузовиков и автобусов составляет 15 тысяч рублей. Разумеется, автопроизводители вынуждены будут компенсировать пошлины повышением стоимости машин.
Хорошее начало
Повышение утильсбора не сразу повлияло на цены автомобилей, потребители по инерции продолжали покупать, и в январе 2020 года рынок грузовых автомобилей продемонстрировал положительную динамику. По данным АА «Автостат», рост продаж по сравнению с показателями января 2019 года составил 18,6% до 6,1 тыс. ед.
Объём продаж автомобилей КамАЗ составил 1925 ед., что на 3,3% больше, чем годом раньше. Продажи «Группы ГАЗ» выросли на 18%, до 615 ед., резко нарастили продажи Volvo, почти на 70%, до 494 ед., MAN (412 ед.; +42,6%), MercedesBenz (369 ед.; +60,4%). Положительная динамика была характерна для большинства брендов коммерческого автотранспорта.
Продажи подержанных грузовиков тоже выросли, более чем на 16%, до 17191 ед. Больше всего было продано автомобилей КамАЗ, 4725 ед., что на 18% больше, чем в январе 2019 года. Существенно выросли продажи грузовых автомобилей Volvo, на 18%, до 1,04 тыс. ед. и Scania, на 35%, до 1, 03 ед.
Объём продаж «Группы ГАЗ» вырос незначительно, на 2%, до 1,8 тыс. ед. Однако прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5%, но уже к показателям 2019 года.
Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%
Светлое старое будущее
По данным АА «Автостат», устаревший грузовой автопарк в России насчитывает почти 4 млн ед. При этом грузовиков, соответствующих устаревшему стандарту Евро3, около 1 млн ед. Грузовиков, которые не соответствуют даже стандарту Евро2 в России около 60%.
Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%. Практически, национальный грузовой автопарк представляет собой настоящий автохлам и эту проблему уже нельзя игнорировать, так как она угрожает экологии, экономике и, в конечном итоге, безопасности граждан. И, кроме того, это отличный повод ввести новый налог, чтобы пополнить казну.
Министерство промышленности и торговли России предложило Министерству транспорта увеличить с 2021 года базовую ставку транспортного налога на коммерческие автомобили Евро3 и ниже. А глава комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев предложил вообще запретить коммерческие автомобили с классом Евро0 и Евро1. Запрет, конечно, неосуществим, таких машин очень много. Но налог вполне могут ввести, и скорее всего введут, и под его действие попадут примерно 80% грузовых автомобилей.
Выиграть от этого может не только госбюджет, но и автопроизводители. Несколько лет назад благодаря программе утилизации автохлама автопроизводители смогли существенно нарастить объём производства и продаж. В случае с грузовым автохламом потребители будут считать, что обойдётся дешевле — платить налог на «зилок» тридцатилетней давности или купить новый грузовик.
Позднее глава ведомства Денис Мантуров пояснил, что предложенное Минпромторгом повышение ставок транспортного налога для автомобилей экологического класса Евро3 и ниже не коснется владельцев личных автомобилей. Таким образом, за модернизацию автопарка заплатят юридические лица.
Возможно, это вызовет какоето небольшое возмущение, так как основные потребители старых грузовиков это малый и средний бизнес, который экономит за счёт старых машин. Но ведь приняли в России и дорожный сбор и даже повышение пенсионного возраста, без особых эксцессов. Тем более, что в случае с автохламом хоть какаято польза есть всем. КамАЗ, «Группа ГАЗ» и «Соллерс» практически поддержали инициативу Минпромторга.
Если налог будет введён, это и будет та самая государственная поддержка автопрому, которую постоянно требуют автопроизводители. Это такая поддержка, о которой можно только мечтать в кризис, благодаря ей можно загрузить мощности всех заводов выпускающих грузовики и надолго.
Поскольку налог планируется ввести с 2021 года, то автопроизводителям нужно продержаться 2020 год, а дальше будет лучше. Предположительно.
Взаимосвязь спроса и цены
Мало-мальски экономически подкованному человеку уже понятно, что избыток предложения при низком спросе негативно влияет на итоговую стоимость товара. Однако не нужно забывать и про себестоимость, и про сроки годности товара. То, что актуально для стильных трендов и скоропортящихся продуктов питания немного не подходит к авторынку — даже если спрос остановится полностью, то машины не «протухнут» и не выйдут из моды.
Понятно, что автоновинки, появляющиеся быстрее грибов после дождя, после окончания экономического спроса подскочат в цене, причем до величин, некомфортных покупателям. Однако последние радостно обратят внимание на ранее изготовленные машины, ныне имеющие невысокую стоимость. При этом важно понимать, что повышение спроса на предыдущие модели тут же поднимет на них цену.
В этом нет ничего странного — на стоимость прямо влияет уровень спроса. Поэтому предсказать цены на автомобили в 2021 году практически невозможно. Сейчас стоит лишь предположить, что если пандемия уляжется в ближайшее время и мир быстро отойдет от ее последствий, то уже ко второй половине 2021 года цены на машины начнут расти. Если экономический кризис будет затяжным, то и в первом, и во втором полугодии стоимость автомобилей ожидается ниже средней.