Беспилотные автомобили в России: реальные прототипы от Яндекса, КАМАЗа и НАМИ
Содержание
- 1 Беспилотные автомобили в России: реальные прототипы от Яндекса, КАМАЗа и НАМИ
- 1.1 Как «Яндекс» и Сбербанк развивают беспилотники
- 1.2 Подключат к дорогам
- 1.3 Российские особенности
- 1.4 Ещё многое предстоит сделать
- 1.5 Только без рук: когда мы пересядем на беспилотные авто и как это повлияет на бизнес
- 1.6 Как оформить подписку для юридических лиц
- 1.7 Как изменится наша жизнь с появлением беспилотников
- 1.8 Беспилотные автомобили в 2020 году. Как далеко продвинулись технологии
Еще в середине мая этого года Яндекс.Такси провело испытания беспилотного автомобиля. Сначала на закрытой территории недалеко от их главного офиса в Москве. Испытания показали, что прототипы успешно справляются с задачами. Теперь их хотят опробовать на дорогах общего пользования, и этот этап запланирован на 2018 год.
Беспилотные автомобили в России разрабатывает не только Яндекс, создана целая ассоциация по развитию автономного, подключенного и электрического транспорта — «Автонет». В ней уже пять участников, включая «КАМАЗ», который тоже создал и испытывает собственные прототипы грузовиков-беспилотников, а также институт НАМИ, создавший беспилотный электробус ШАТЛ.
Как «Яндекс» и Сбербанк развивают беспилотники
«Яндекс» с 2016 года работает над разработкой беспилотного автомобиля. В 2017 году компания представила первые прототипы, оснастив обычные автомобили камерами и сенсорами, которые собирают информацию о транспортном средстве и окружающей обстановке, а также программным обеспечением для анализа данных. В том же году прототип продемонстрировали президенту России Владимиру Путину, а в 2018-м на нем ездил занимавший тогда пост премьер-министра Дмитрий Медведев. Сейчас 130 беспилотных автомобилей «Яндекса» ездят по дорогам России, США и Израиля. До недавнего времени в России подобные автомобили тестировали лишь на ограниченных территориях, например в Иннополисе и Сколково, но с 2019 года «Яндекс» получил разрешение проводить тесты на всех улицах Москвы и Татарстана.
Сбербанк обозначил свой интерес к развитию беспилотников в 2019 году. Вместе с Cognitive Technologies госбанк создал совместное предприятие под названием Cognitive Pilot. Компания должна была работать над развитием усовершенствованных систем помощи водителю автомобиля (ADAS) на базе технологий искусственного интеллекта и систем автономного управления наземными транспортными средствами и промышленными устройствами.
Как пояснил представитель пресс-службы Сбербанка, Cognitive Pilot специализируется в области самоуправляемой сельскохозяйственной техники, рельсового транспорта, радаров, сенсоров и других. Она тесно сотрудничает с созданным в банке в апреле 2020 года департаментом SberDigitalAuto. Сбербанк изначально планировал для автомобильных платформ создать специализированную компанию, пояснили в его пресс-службе. «Умный цифровой транспорт — это не только автономное вождение. Автомобили, общественный транспорт, такси, каршеринг — наши клиенты проводят существенную часть времени внутри автомобиля. Мы хотим, чтобы люди перемещались безопасно и комфортно, поэтому инвестируем в создание автомобильной операционной системы и беспилотные технологии», — рассказал представитель Сбербанка.
По словам источника РБК на автомобильном рынке, пока у Сбербанка нет готового беспилотного автомобиля, но компания планирует создать его с использованием лидаров — специальных сенсоров, которые сканируют окружающее пространство и создают трехмерное изображение окружающей среды. По технологическому принципу беспилотники Сбербанка будут схожи с продуктом «Яндекса», говорит собеседник РБК.
Представитель «Яндекса» не стал комментировать сообщение Сбербанка. Источник, близкий к компании, отметил, что в «Яндексе» «знали о проекте Сбербанка и рады конкуренции».
До недавнего времени Сбербанк и «Яндекс» были партнерами в компаниях «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет» (помимо одноименной интернет-площадки развивает маркетплейс «Беру!»). Но в конце июня объявили о разделе совместных компаний. Как пояснял первый зампредправления Сбербанка Лев Хасис, «конкуренция между экосистемами Сбербанка и «Яндекса» стала нарастать».
Подключат к дорогам
В течение ближайших двух лет — 2021–2022 годах — Россия должна перейти от опытной эксплуатации беспилотников в отдельных регионах к полноценной. В частности, дорожная карта предполагает, что в следующем году будут приняты стандарты страхования ответственности за вред, причиненный беспилотником (в том числе установлены предельные страховые премии).
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев сказал «Известиям», что сегодня во всем мире участники рынка работают над проблемой страхования инновационных ТС, но предстоит решить слишком много вопросов. В частности, чью ответственность страховать — владельца или оператора беспилотника.
Дорожная карта также предусматривает, что закон об эксплуатации беспилотных ТС примут в 2021 году, тогда же в тестовом режиме разрешат оказание коммерческих услуг автомобилями без водителей. Кроме того, до декабря следующего года должны быть определены требования к дорожной инфраструктуре для автоматизированного транспорта. К этому же сроку предлагается разработать меры поддержки для производителей и эксплуатантов беспилотных машин и меры популяризации таких ТС в обществе.
Испытания беспилотного автомобиля ГАЗ на полигоне НАМИ в Московской области
К концу 2022 года, согласно дорожной карте компаний, страна должна быть готова к переходу от тестовой эксплуатации беспилотников к полноценной. На последнем этапе, к декабрю 2022-го, планируется внести необходимые для этого изменения в законодательство, в том числе в ПДД, а также установить единые требования по допуску беспилотников на дороги стран Таможенного союза. Кроме того, предстоит утвердить условия сертификации автономного транспорта, оценки систем контроля за автоматизированными грузовиками и внедрить базовые принципы взаимодействия беспилотных машин друг с другом и дорожной инфраструктурой.
Также на третьем этапе внедрения в России полностью автоматизированных ТС предстоит решить ряд технических задач, следует из дорожной карты. То есть создать в городах-миллионниках тестовые зоны для отработки взаимодействия беспилотных авто с цифровой инфраструктурой (в том числе сетями V2X и 5G), дополнительные полигоны для ускоренной сертификации автономного транспорта, обеспечить покрытие ключевых магистралей связью не ниже LTE (4G), а также инфраструктуру для мониторинга движения беспилотников и достаточное число ремонтных бригад для них.
Российские особенности
На бумаге процедура получения разрешения не кажется запредельно сложной или дорогой. Да, установлено требование предоставить страховку в 10 млн рублей, но в других странах она бывает и выше. Например, в Калифорнии заявитель должен предоставить страховку на сумму $5 млн.
Первоначально в проекте постановления предполагалось, что подать заявление на участие в испытаниях смогут компании, уставный капитал которых составляет не менее 100 млн рублей. Некоторые представители отрасли отнеслись к этому скептически. Еще большие вопросы вызывало и странное ограничение о наличии не более чем 200 тестовых машин в регионе. В итоге эти нормы не вошли в финальную версию.
Однако вышеуказанное постановление не откроет дорогу беспилотникам. Существует два критических недостатка, которые вряд ли позволят нам даже сократить отставание от других стран.
Первый — необоснованное сужение тестируемых типов высокоавтоматизрованных автомобилей. Согласно постановлению, тестируемые ТС должны управляться водителем, который находится во время проведения эксперимента на месте водителя (вот так). А сам смысл получения разрешения заключается в согласовании с НАМИ и МВД внесения изменений в конструкцию по сути обычного серийного автомобиля, например, от японского или шведского производителя.
А что делать с машинами, изначально создаваемыми как беспилотные? Например, с теми, что уже сейчас перевозят людей в аэропортах. Или с автомобилем компании Waymo, который демонстративно довез до дома слепого человека. Ну или хотя бы с будущим грузовиком Tesla: руль в нем есть, но беспилотный режим не потребует никаких изменений, машина обладает встроенной системой автоматического вождения.
Еще обиднее за собственные российские разработки, например, КАМАЗа с НАМИ или «Аврора Роботикс». Где их тестировать? По сути постановление исключает возможность тестирования подавляющего большинство видов ТС, которые объективно наибольшим образом нуждаются в особенном экспериментальном регулировании. В частности, беспилотные шаттлы и другие автомобили, изначально создаваемые как беспилотные.
Второй недостаток — выбранная территория и срок эксперимента. Для тестирования выбраны регионы с, пожалуй, самым лучшим качеством дорожного покрытия в стране. Более того, Москва и Татарстан не имеют серьезных отличий с точки зрения климата или рельефа. Можно ли уверенно полагаться на результаты такого тестирования, выпуская потом машины на дороги Южно-Сахалинска или Екатеринбурга, разрешать им двигаться по сочинским серпантинам?
В 2022 году, когда наш первый, достаточно робкий, эксперимент закончится, наступит юбилей: пять лет, как в ведущих странах будет действовать законодательство о широком тестировании любых видов беспилотных колесных ТС. Более того, почти наверняка в мире будет не менее десятка стран с полноценными законодательством о беспилотниках.
Хотя задачу-минимум принятое постановление выполняет, проблема технологического отставания совсем не решена. При этом, учитывая возможности нашей страны, мы можем и должны выйти в лидеры беспилотной гонки. Регулятору стоит ускориться.
Ещё многое предстоит сделать
По его словам, чтобы российская промышленность была в этой области конкурентной, нам необходим «прозрачный и не перегруженный бюрократизмом правовой фундамент».
У беспилотников, безусловно, большое будущее. Их использование со временем поможет улучшить условия труда водителей (взяв на себя дальние маршруты) и справиться с кадровым дефицитом на рынке, — отмечает руководитель отдела методов, процессов и инноваций FM Logistic Денис Бэнэвиз.
Однако, продолжает эксперт, ещё многое предстоит сделать, чтобы повсеместная интеграция беспилотных технологий стала возможна: не хватает полноценной законодательной базы, страхования, необходимой инфраструктуры. Что касается производства — пока что отечественный бизнес закупает эти технологии за рубежом, поскольку разрыв в разработках составляет 5–7 лет, и преодолеть его будет нелегко.
Кстати, в России существует целая ассоциация по развитию автономного, подключённого и электрического транспорта — «Автонет». В ней пять участников, включая КамАЗ, который испытывает собственные прототипы грузовиков-беспилотников, а также институт НАМИ, создавший беспилотный электробус ШАТЛ. Основная идея, проводимая ими в жизнь, такова: нужно, чтобы органы управления не требовали рук и ног водителя, а были доступны электронике. При этом речь идёт о машине современной — с электронными педалями газа и тормоза, автоматизированной коробкой передач, электрическим усилителем руля. В электронные «мозги» автономного транспортного средства (ТС) заложена карта с навигацией, на которой отражены все дороги с их особенностями, скоростными ограничениями и всем прочим. Этот программно-аппаратный комплекс ведёт машину по карте по специально заложенному алгоритму.
Экспансия автомобильных беспилотников начнётся с грузовиков, так как процесс транспортировки товаров осуществить гораздо проще, нежели пассажирские перевозки. Следующим этапом станет автоматизация работы такси, автобусов и железнодорожного транспорта, то есть транспортных средств, следующих по заданному маршруту. Однако перевозка людей требует полностью выстроенной и надёжной системы, — рассуждает в беседе с News.ru IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК» Вячеслав Тимонин.
Только без рук: когда мы пересядем на беспилотные авто и как это повлияет на бизнес
Современные автомобили премиум-класса умеют сами заезжать в гараж , перестраиваться в соседнюю полосу без участия водителя и даже ехать по трассе в режиме автопилота. И все идет к тому , что скоро человек для управления машиной будет вовсе не нужен. Когда это произойдет , как после этого изменится наша жизнь?
Гонка с Западом
Число новостей о том , что корпорации тестируют беспилотные машины , в последнее время просто зашкаливает. Этим занимаются не только все ведущие автопроизводители , но и Google , Apple , Uber и даже «Яндекс». Отечественные «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» также объявили о том , что работают над автопилотом.
Из российских автопромышленников в этом тренде дальше всего продвинулся «КамАЗ». Уже несколько лет завод испытывает грузовик-беспилотник , а в августе 2016 года компания представила автономный робот-маршрутку. Проект разработали совместно со специалистами НАМИ ( научно-исследовательский автомобильный институт) и «Яндекса». Они рассчитывают , что со временем такой транспорт сменит традиционные автобусы.
Отечественные системы распознавания препятствий уже сейчас «видят» нечеткую обочину , грязные дорожные знаки , отсутствие разметки. И делают это едва ли не лучше зарубежных аналогов — просто потому , что Европе такие проблемы с дорожной инфраструктурой почти незнакомы.
Впрочем , пока Россия по беспилотным разработкам от мировых производителей все-таки отстает. Но , по оценке исполнительного директора ассоциации развития беспилотного транспорта в России «Автонет» Владимира Колмакова , вполне способна в ближайшие полтора десятилетия занять 10−20% мирового рынка таких технологий.
Уже сейчас правительство выделяет субсидии автопроизводителям на разработку машин с дистанционным или автономным управлением. В 2017 году на это заложено 6,6 млрд рублей ( вдвое больше , чем в 2016-м). В бюджете предусмотрена поддержка и на 2018−2019 годы.
Первыми пойдут фуры
У бизнеса уже есть спрос на новые технологии. Так , российская логистическая компания Traft намерена превратить часть своего грузового автопарка в беспилотный транспорт. Как сообщает сайт Росавтодора , компания будет использовать фуры-беспилотники уже летом 2017 года на трассе Москва — Краснодар. В кабине будет присутствовать водитель , но вести сам он не станет , его задача — следить за действиями автопилота.
В дальнейшем компания планирует оборудовать автопилотом 40 грузовых машин. В каждую придется вложить порядка 250−300 тыс. рублей. В Traft уверены: эти инвестиции окупятся.
Артур Мурадян,
директор компании Traft:
Водители управляют грузовиками , как правило , не совсем корректно: быстрый разгон , резкие торможения , неправильный выбор скорости. Это приводит к быстрому износу деталей , а они гораздо дороже , чем в легковых автомобилях. На замену коробки передач в фурах уровня Volvo требуется порядка 1,5 млн рублей. За счет плавных маневров беспилотника мы сможем продлить ресурс деталей. Кроме этого , беспилотная фура позволит экономить до 10% топлива.
Как пишет gazeta.ru , первопроходцы в области использования грузовых беспилотников в России намерены экономить таким образом до 500 млн рублей в год ( в том числе благодаря экономии на фонде оплаты труда , когда от услуг водителей можно будет отказаться).
«Автомобильные перевозки уже сейчас дешевле железнодорожных. А если представить , что колонна грузовиков может ехать 24 часа в сутки без водителей , это удешевит их еще сильнее», — так говорят в «КамАЗе» об экономической целесообразности беспилотников в грузоперевозках.
Пока с человеком
В конце марта премьер-министр Дмитрий Медведев заявил , что Россия пока не готова к беспилотным автомобилям. Дело в том , что для этого нет нормативной базы. Действительно , в ПДД , КоАПе и других документах нигде не сказано , что транспортное средство может передвигаться по дорогам общего пользования самостоятельно.
И это проблема не только нашей страны. В ноябре 2016 года стало известно , что в ООН работают над единым сводом правил для беспилотных автомобилей. Когда его примут , он будет распространяться и на Россию. А пока это не произошло , максимум , что допустимо, — автопилоты как системы помощи водителю. То есть человек обязательно должен находиться за рулем.
Необходимость адаптации законодательств — не единственное , что тормозит развитие технологий. Одним из главных препятствий для внедрения беспилотного транспорта считается вопрос кибербезопасности.
Как и любое другое электронное устройство , беспилотник могут взломать хакеры. И это уже происходило: китайские специалисты из компании , которая занимается интернет-безопасностью , взломали электронную систему Tesla Model S. В фирме заявили , что их экспертам удалось получить удаленный контроль над автомобилем , когда он находится в движении.
Эксперты говорят , что уязвимы все операционные системы , которые позволяют выход в интернет. Также специалистов в России смущает то , что иностранные операционные системы имеют закрытый исходный код , и никто не знает , какие скрытые функции могут быть зашиты в него. Теоретически этим могут пользоваться западные спецслужбы. Российский офис «Лаборатории Касперского» уже разрабатывает отечественную защищенную операционную систему для промышленных и транспортных объектов , включая автомобильную электронику.
Тормозит прогресс и то , что производителям предстоит накопить гигантский объем данных для машинного обучения беспилотных систем. Только аккумулировав миллионы вариантов ситуаций на дороге , машина сможет применить это знание и обеспечить безопасность движения.
Решать эти и другие проблемы будут специалисты под эгидой ассоциации «Автонет». Ее создали в ноябре 2016 года. В состав объединения вошли научный центр НАМИ , «КамАЗ», «Соллерс» и «ГАЗ». Согласно их плану работы , беспилотники должны поехать по дорогам России в 2035 году.
По прогнозам западных экспертов , к тому времени на дорогах будет ездить до 76 млн машин разной степени автономности ( порядка четверти от общего числа), а первые полностью самоуправляемые автомобили появятся еще раньше — в 2021 году.
От частного — к общественному
Сейчас звучит немало прогнозов , как изменится мир после внедрения автономного транспорта. Исследователи Колумбийского университета США смоделировали ситуацию: Uber меняет все 9 тысяч такси Нью-Йорка на беспилотные автомобили. Тогда стоимость проезда снизится более чем втрое , также сократится и время ожидания.
И это сделает такси более выгодным , чем использование личного автомобиля , что обязательно отразится на динамике продаж машин.
Роман Ферштер,
глава представительства компании Mobileye ( израильский разработчик «умных» систем управления автомобилем) в интервью агентству «Автостат»:
Уже скоро вам не нужно будет держать в семье две или три машины. Одна и та же машина отвезет на работу вас , детей в детский сад и в школу , потом вернется на бесплатную парковку домой , а затем приедет за вами и вашими родными в нужное время. А если эта машина в свободное время будет еще обслуживать других людей , например ваших соседей или родственников? Ощущаете разницу? Рано или поздно встанет вопрос: держать ли вообще собственный автомобиль или стоит делиться беспилотником.
Еще одно очевидное и важное последствие: снижение количества ДТП. Следовательно , технологии сохранят миллионы человеческих жизней и снизят экономический ущерб от дорожных аварий.
Снижение аварийности , в свою очередь , изменит дизайн автомобилей — со временем автопроизводители смогут избавиться от многих средств безопасности , которые ограничивают полет фантазии разработчиков , а также делают машину дороже и тяжелее.
А вот на вопрос , станет ли меньше пробок , однозначного ответа нет. С одной стороны , беспилотники будут рациональнее использовать дорожную инфраструктуру ( например , могут ехать группами , то есть соблюдая одинаковую дистанцию между собой , двигаясь с одинаковой скоростью).
Однако Международный союз общественного транспорта ( МСОТ) опасается , что новые технологии только усугубят заторы. По их логике , если беспилотные автомобили будут привлекательны , то на них пересядут те , кто сейчас пользуется общественным транспортом. Соответственно , число машин вырастет. Чтобы решить эту проблему , МСОТ предлагает использовать беспилотные автомобили не для индивидуальных поездок , а для совместных — тогда около 80% машин в городах вообще не будут нужны.
Автономный транспорт повлияет и на рынок недвижимости. Людям не нужно будет нарезать круги вокруг офиса или дома , чтобы припарковаться поближе. Автомобиль может высадить вас и уехать в гараж , на автостоянку или возить другого человека. Соответственно , число парковочных мест можно сократить , что снизит себестоимость возведения объектов недвижимости и даст возможность расширить дороги для автомобилей или пешеходов.
Бенедикт Эванс,
аналитик фонда Andreessen Horowitz:
Автомобили изменили города за последний век , и если сейчас машины абсолютно изменятся , то и города поменяются вместе с ними.
Он указывает и на то , что изменения коснутся даже работы полиции. Она сможет запрашивать копии видеозаписей не только от близлежащих зданий , но и от каждой проезжавшей мимо места преступления машины.
Также прогресс скажется на прибыли продавцов алкоголя. По подсчетам экспертов холдинга Morgan Stanley , рынок алкогольной продукции получит дополнительные $100 млрд в год.
Доверить свою жизнь беспилотным средствам передвижения готовы 56% россиян и 68% американцев. Категорическим отказом в России ответили менее 1%, а в Соединенных Штатах — 6%. Таковы данные опроса 33 тыс. россиян и 7 тыс. американцев. Его проводили Международный центр робототехники , российские университеты МФТИ и МИСиС , а также компания Cognitive Technologies.
Цитата
Роман Ферштер,
глава представительства компании Mobileye в России:
Если говорить про совсем далекое будущее , то , на мой взгляд , через 15−20 лет нам вообще запретят садиться за руль. Так как причина 90% аварий — это человеческий фактор , то конечная глобальная цель — исключить нас из процесса управления автомобилем.
Компьютеризованные машины будут делать это лучше и безопасней нас. Тому , кто не верит , предлагаю начать наблюдать за данной индустрией и за темпом ее продвижения. Мобильность полностью изменится в ближайший десяток лет. А для тех , кто говорит: «А если я получаю удовольствие от вождения?», будут луна-парки с машинами.
Я уверен , что во время езды в автономной машине бывшие водители и другие пассажиры станут получать удовольствие от других вещей — например , от контента , который будет поступать к ним на их личный экран , или от беседы с друзьями , или просто от отдыха в пути.
Источник: агентство «Автостат».
Перспектива перехода на беспилотные автомобили вас радует или пугает?
Екатерина Присяжных,
исполнительный директор компании «К-трейд» и руководитель автоклуба Fit Club Barnaul:
Думаю , мне будет неинтересна эта тенденция , пока она не блокирует право использования классического «ручного» управления. С появлением беспилотников потеряется смысл фразы «удовольствие от вождения». А для меня , как для автолюбителя , это важно. С другой стороны , если появление такого вида транспорта минимизирует аварийность на дорогах , что , в свою очередь , сократит смертность при ДТП , думаю , я буду готова отказаться от своего «удовольствия от вождения». Жизнь и здоровье — дороже всего.
Сергей Рогачков,
директор лазертаг-клуба «Полигон 22»:
Сильно сомневаюсь , что через 20 лет смогут повсеместно внедрить эту технологию. Сначала нужно , чтобы изменилось сознание пользователей и исчезли старые автомобили. Так что считаю , что реализация этой в целом неплохой тенденции затянется. А в Барнауле , как и в подавляющем большинстве городов России , эта технология не будет внедрена , скорее всего , никогда. При нашем климате у нас на дорогах всегда много ям , объехать которые беспилотное авто просто не сможет.
Как оформить подписку для юридических лиц
Стоимость подписки на Republic на год для юридических лиц составляет 14 800,00 руб. НДС не облагается в связи с применением УСН, ст.346.11 НК РФ. Пакетное предложение Republic+Дождь и подписка на Republic с ежемесячной оплатой для юридических лиц недоступны.
Для того, чтобы оформить подписку на юридическое лицо, необходимо направить заявку на buh@republic.ru c реквизитами вашей организации. В ответном письме вы получите скан счета и порядок получения доступа для ваших сотрудников. Подписка для юридических лиц предполагает полное бухгалтерское сопровождение — ежемесячное предоставление счетов-фактуры и актов оказанных услуг.
Юридическое лицо принимает оферту и осуществляет оплату услуг Общества на основании выставленного счета. В соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ оплата услуг Пользователем является акцептом оферты, что считается равносильным заключению Соглашения на условиях, изложенных в оферте. Договор оферты опубликован на Сайте по адресу: https://republic.ru/proposal
Если у вас есть вопросы по приобретению подписки для юридического лица, отправляйте свой запрос на buh@republic.ru.
Авторы и редакторы Republic работают не на абстрактную «аудиторию», которую другие СМИ любят описывать миллионными цифрами и процентами, а на вполне конкретную группу людей, заплативших за подписку. Все доходы авторов и редакторов складываются целиком из денежных поступлений от подписчиков. У нас нет рекламы и назойливых партнерских проектов.
30% доходов от подписки мы тратим на административные нужды: сайту нужны сервера, персоналу — офис, а еще нужно оплатить несколько сервисов, содержать бухгалтера и юристов.
Оставшиеся 70% полностью распределяются между журналистами. В этом смысле у Republic не может быть «прибыли». Этих 70% хватает, чтобы платить журналистам достойные гонорары и компенсации. Если количество подписчиков будет расти и/или статьи отдельных авторов будут особенно популярны, то доходы этих авторов и редакторов могут сильно превышать средний уровень. Никто не будет «изымать» лишние деньги из системы.
Так как Republic — это платформа профессиональной журналистики с независимыми журналами («Политика», «Деньги», «Будущее», «Мнения», «Власть», «Книги» и так далее), деньги подписчиков распределяются между авторами и редакторами в зависимости от количества прочтений. Более того, деньги подписчика идут только в те журналы, тексты которых он читает. Остальные материалы в таком случае не участвуют в распределении средств читателей.
Как изменится наша жизнь с появлением беспилотников
Беспилотные автомобили внесут глобальные изменения в мировую экономику. Стоит понимать, что многие фирмы и заводы перестанут существовать. Однако безопасность на дорогах существенно вырастет, а количество аварий уменьшится (на 80%). Это позволит сохранить тысячи человеческих жизней. Машиностроительная отрасль модернизируется, так как почти все беспилотные проекты работают на электричестве.
Беспилотные авто будут в массовом порядке использоваться в качестве такси. Причем стоимость проезда существенно снизится, так как пропадет человеческий фактор.
Как показали исследования, автовладельцы проводят в своих машинах только 4% времени в год, остальное время автомобиль стоит на парковке или в гараже. Это нерационально, учитывая стоимость обслуживания авто. Поэтому многие люди станут пользоваться услугами беспилотных такси. Владение личным автомобилем потеряет всякий смысл.
Со временем пропадет рынок автострахования, так как беспилотные автомобили не будут попадать в аварии. Исчезнут парковки, занимающие сейчас огромные площади возле офисов, домов и торговых центров. Беспилотные авто будут постоянно двигаться, поэтому им парковки не нужны. Профессия парковщика исчезнет.
К сожалению, многие люди лишатся своих рабочих мест. Это касается таксистов, дальнобойщиков, парковщиков, водителей общественного транспорта и так далее. Но ведь с появлением автомобилей извозчики на лошадях также лишились заработка. Таковы реалии жизни.
Беспилотные автомобили в 2020 году. Как далеко продвинулись технологии
В 2020 году, несмотря на пандемию, технологии не замедлились в своем развитии. Кроме того, некоторые из них стали еще актуальнее в эпоху социального дистанцирования. Например, сервис беспилотных автомобилей. Рассказываем о главных достижениях лидеров рынка в 2020 году, какие обновления и модели появились на рынке — от Tesla до «Яндекса».
Сейчас около 60 компаний занимаются разработкой и выпуском на рынок автомобилей с автопилотом. Кто из них добился наибольшего успеха в 2020 году? Для начала разберемся, что такое автомобиль с автопилотом вообще.
Четыре уровня «самоуправления» автомобилей
Само понятие «самостоятельное вождение» или «автопилот» — это довольно расплывчатый термин. Согласно SAE International, есть четыре уровня беспилотного вождения.
- Автоматизация уровня 1: некоторые небольшие задачи по рулевому управлению или ускорению выполняются автомобилем без вмешательства человека, но все остальное полностью находится под контролем человека.
- Автоматизация уровня 2 похожа на усовершенствованный круиз-контроль или оригинальную систему автопилота на некоторых автомобилях Tesla, автомобиль может автоматически принимать меры безопасности, но водитель должен оставаться начеку за рулем.
- Для автоматизации уровня 3 по-прежнему требуется водитель-человек, но он может добавить к транспортному средству некоторые «критически важные для безопасности функции» в определенных условиях движения или окружающей среды.
- Автоматизация уровня 4 — это автомобиль, который ездит самостоятельно почти все время без участия человека, но может быть запрограммирован так, чтобы не путешествовать по не нанесенным на карту участкам или в плохую погоду.
- Автоматизация уровня 5 означает полную автоматизацию в любых условиях.
Поскольку эти уровни не имеют большого значения для людей, не относящихся к отрасли, производители автомобилей часто не говорят о своих технологиях в этих конкретных условиях SAE. Наиболее интересны для людей либо автомобили, которые большую часть пути по шоссе находятся в режиме самоуправления (уровень 3), либо автомобили, которые могут ездить почти самостоятельно, за исключением нескольких условий (уровень 4).
Итак, какие компании отличились разработками в области беспилотных автомобилей и как в 2020 году?
Cruise — тестирует полностью беспилотные автомобили в Сан-Франциско
Cruise, компания по производству беспилотных автомобилей, аффилированная с General Motors и Honda, тестирует в Сан-Франциско автомобили без водителя, за рулем которого не должен сидеть человек. Компания одной из первых протестировала свои беспилотные автомобили 4-ого уровня в плотной и сложной городской среде.
На видео, опубликованном компанией, сотрудник Cruise сидит на пассажирском сиденье, пока машина едет по темным улицам Сан-Франциско. Все автомобили Cruise имеют аварийный выключатель в центральном канале рядом с переключателем передач на случай, если что-то пойдет не так.
Cruise был одобрен для тестирования автомобилей без водителя (уровня 4) в Калифорнии 15 октября 2020 года. По данным DMV (Автотранспортная инспекция США), Cruise может протестировать только пять беспилотных автомобилей «на некоторых улицах Сан-Франциско». Транспортным средствам не разрешается превышать скорость в 48 км/час, и они не могут работать во время сильного тумана или ливня.
Cruise стала пятой компанией, получившей разрешение на использование автопилота без водителя от Департамента автотранспортных средств штата. Другие компании — Waymo, Nuro, Zoox и AutoX.
Это первый раз, когда Cruise продемонстрировала свои возможности автомобиля уровня 4. Его главный конкурент, дочерняя компания Google Waymo, уже более года тестирует свои полностью беспилотные автомобили в Фениксе и недавно объявила, что сделает свою службу такси уровня 4 доступной для большего числа клиентов.
В прошлом году Cruise представила Cruise Origin, полностью беспилотный прототип автомобиля без рулевого колеса, педалей и каких-либо элементов управления, обычно связанных с вождением человека. Автомобиль, который будет запущен в производство на заводе GM в Детройте-Хамтрамке, построен для совместного использования несколькими пассажирами. Хотя насколько востребован общий транспорт в мире после COVID-19, неизвестно. Cruise недавно представила новый набор протоколов безопасности, направленных на то, чтобы люди оставались социально дистанцированными во время поездок, а транспортное средство дезинфицировалось между поездками.
Google Waymo — открывает доступ к своим беспилотным автомобилям
Waymo, самоуправляемое подразделение Alphabet, объявило, что откроет свои полностью беспилотные автомобили для всех клиентов службы вызова пассажиров в Фениксе, штат Аризона. Раньше к беспилотникам допускалось только несколько человек. Теперь более тысячи пользователей сервиса смогут ездить на автомобиле Waymo без водителя на переднем сиденье.
Waymo тестирует свои автомобили в районе Феникса с начала 2017 года. Беспилотные автомобили компании работают на территории площадью около 260 квадратных км. В конце 2018 года компания запустила ограниченную общедоступную службу вызова пассажиров под названием Waymo One, но единственными клиентами, которые получили доступ, были люди, которые сначала прошли проверку в рамках программы бета-тестирования ранних моделей Waymo. Компания сообщила, что у нее около 1500 активных пользователей в месяц из обеих программ.
Ранее только участникам программы Waymo было разрешено ездить в беспилотных автомобилях компании. Им надо было подписывать с компанией соглашение о неразглашении, чтобы получить доступ к ранним версиям технологии Waymo. Это запрещает им выступать публично, когда, скажем, одна из их поездок отклоняется от курса.
Для начала компания планирует предлагать поездки без водителя только для клиентов Waymo One — хотя эти люди могут брать с собой в поездку друзей и семью, заявил в своем блоге генеральный директор Waymo Джон Крафчик. В течение следующих нескольких недель еще больше людей будет приглашено подписаться на Waymo One. У компании есть список ожидания, из которого она выбирает участников.
Компания также планирует добавить автомобильные барьеры между передним рядом сидений и задней пассажирской кабиной. Затем будет «повторное введение поездок с обученным оператором транспортных средств, что увеличит пропускную способность и позволит нам обслуживать более обширную географическую зону», — сказал Крафчик. Транспортные средства также будут чаще мыть из-за пандемии COVID-19. Здесь изложены правила компании по охране труда и технике безопасности.
«В ближайшем будущем 100% наших поездок будут полностью без водителя», — сказал Крафчик, но не сообщил точных сроков. «Мы ожидаем, что новый сервис без водителя будет очень популярным, и мы благодарны нашим гонщикам за их терпение, когда мы увеличиваем доступность сервиса для удовлетворения спроса».
Отметим, что эти беспилотные автомобили не совсем бесконтрольные. У Waymo есть команда удаленных сотрудников, которые в реальном времени следят с восьми камер за трансляциями каждого автомобиля и могут помочь одним нажатием кнопки, если программа попадает в трудное место и требует человеческого вмешательства, чтобы понять, что происходит. Но Waymo настаивает на том, что, все же, автопилот будет принимать большинство решений о вождении благодаря своей объемной компьютерной системе и программному обеспечению с искусственным интеллектом.
Tesla и её бета-версия Full Self-Driving
В конце октября 2020 года Tesla начала продвигать свое обновление «Full Self-Driving» (FSD) для избранной группы клиентов. Генеральный директор компании, Илон Маск, сообщил, что еще больше владельцев Tesla получат обновление в течении нескольких недель для «широкого запуска» к концу года.
Только те клиенты, которые участвуют в программе раннего доступа Tesla, получат обновление программного обеспечения. Оно позволит водителям получить доступ к частично автоматизированной системе помощи водителю автопилота на городских улицах. Программа раннего доступа используется как платформа для тестирования, помогающая устранять программные ошибки.
Маск заявил, что Tesla подошла к обновлению программного обеспечения «очень осторожно», потому что «мир — сложное и беспорядочное место». В письме к инвесторам Tesla сообщила, что ее команда Autopilot «сосредоточилась на фундаментальном архитектурном переписывании нейронных сетей и алгоритмов управления».
Это переписывание, по словам Маска, позволит автомобилям Tesla интерпретировать окружающую среду в четырех измерениях, а не в двух. Маск уверен — это приведет к повышению производительности и более быстрому обновлению ПО.
Автопилот может центрировать Tesla на полосе движения, даже на поворотах, и регулировать скорость автомобиля в зависимости от движущегося впереди объекта. Функция «Навигация на автопилоте» предлагает и выполняет смену полосы движения, чтобы объехать более медленные автомобили, а также направить Tesla к развязкам и съездам. Еще одна функция может замедлить Tesla до остановки на светофоре и знаках остановки.
Автопилот не может выполнять некоторые из этих задач, если маркеры полосы дороги блеклые или отсутствуют, и он не может делать повороты. Водитель также должен постоянно держать руль, иначе автопилот выдаст серию предупреждений, прежде чем в конечном итоге полностью отключится. Но, когда эти функции работают согласованно, может казаться, что машина едет сама, но водитель по-прежнему несет ответственность, если машина допустила ошибку или разбилась. (Было несколько аварий со смертельным исходом с участием автомобилей Tesla с включенным автопилотом.)
Во время разговора Маск утверждал, что преимущество Tesla в области автономного вождения связано с наличием большого парка транспортных средств — около 930 000 — уже находящихся на дорогах. Эти автомобили записывают ситуации и предоставляют данные для обучения для улучшения нейронных сетей, необходимых для программного обеспечения ИИ, которое и обеспечивает работу беспилотных автомобилей. Подход компании к автономным транспортным средствам в первую очередь ориентирован на компьютерное зрение или использование камер.
«Почти миллион автомобилей, которые предоставляют обратную связь по странным ситуациям, которые вы просто не можете придумать в симуляции, — это действительно ценно», — сказал Маск.
«Яндекс» выпустил новый автономный автомобиль
Компания «Яндекс» выпустила новый беспилотный автомобиль четвертого поколения. Он создан вместе с южнокорейской компанией Hyundai Mobis, которая является «дочкой» концерна Hyundai Motors и производит всю электронную начинку автомобиля. Сотрудничество между компаниями началось в марте 2019 года, когда «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о намерениях, чтобы разработать совместную беспилотную платформу. Первые беспилотные Hyundai Sonata четвертого поколения выехали на улицы Москвы в марте — они были собраны до ограничительных мер из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Но официально они были представлены только недавно.
Первое поколение беспилотника «Яндекс» представил в начале 2017 года — оно объединило все экспериментальные сборки «Яндекса». Во втором поколении появилась унификация: компания поняла, какие из сенсоров лучше всего подходят. Десять таких машин «Яндекс» выпустил во второй половине 2017 и в 2018 году. Третье поколение беспилотников — 90 машин — появилось в 2019 году.
Первый беспилотник Hyundai Sonata сошел с конвейера в Южной Корее и был доставлен в Москву самолетом в мае 2019 года: «Яндекс» установил на машину сенсоры с одного из беспилотников Toyota Prius второго поколения, а также компьютер, после чего машина поехала. «Это подтвердило тот факт, что мы делаем универсальную технологию, которую можно было устанавливать в серийный автомобиль», — отметили в пресс-службе «Яндекса».
Далее полгода «Яндекс» и Hyundai Mobis работали над тем, чтобы глубже интегрировать систему управления в автомобиль. «Наши инженеры ездили в Корею, а корейские инженеры приезжали в Москву. Hyundai Mobis доработали все внутренние системы — настроили управление скоростью, работу генератора и т. д.», — рассказали в пресс-службе «Яндекса».
До конца 2020 года флот «Яндекса» пополнит сотня таких автомобилей — их общее число достигнет 200. Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе — бесплатно и с человеком на месте водителя, так как законодательство пока ограничивает использование беспилотных автомобилей. Часть также присоединится к тестовому флоту компании в США (Мичиган). Большинство автомобилей останутся в Москве, так как это основной тестовый полигон с разнообразными дорожными сценариями (пробки, неправильно припаркованные машины, пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте и т. д.).