Вождение автомобиля в зимних условиях
Содержание
Вождение автомобиля в зимних условиях
Холодная погода, обледенение дорог, снегопады, густой туман, оттепели и сильные морозы затрудняют вождение автомобиля.
Езда зимой требует от водителя повышенной осторожности, так как снежный покров часто превращается в ледяную поверхность, на которой сила сцепления колес автомобиля с дорогой уменьшается и поэтому возникают скольжение, боковой занос, буксование и т.п. Снежные колеи, ухабы, накатанные участки дорог, снежные наносы и сугробы, глубокий рыхлый снег создают препятствия, для преодоления которых необходимо отлично владеть техникой вождения автомобиля и иметь надлежащий опыт. Малейшая оплошность, допущенная водителем при управлении автомобилем, может затруднить продвижение и привести к столкновению, наезду, аварии.
Трогание с места после длительной стоянки на открытом воздухе в сильный мороз нужно производить очень плавно, при минимальных оборотах коленчатого вала.
Это необходимо для того, чтобы предупредить срыв шпоночных соединений в силовой передаче вследствие загустевания смазки в коробке передач и картере дифференциала. В этих условиях необходимо трогание с места производить очень плавно на первой передаче, а затем в течение нескольких минут вести автомобиль медленно, постепенно разогревая смазку в коробке передач, облегчая этим работу деталей и предохраняя их от поломки.
Движение в снегопад, оттепель, гололедицу
Во время оттепели и гололедицы водитель должен проявлять повышенную осторожность, двигаться со скоростью не более 30 км/час, не забывая, что на скользкой дороге тормозной путь резко возрастает.
Особую осторожность надо соблюдать в местах скопления пешеходов.
Вместе с тем надо держать повышенную дистанцию от впереди идущего и увеличенный интервал от рядом двигающегося автомобилей.
Для предупреждения бокового заноса автомобиля необходимо:
- тормозить двигателем (не выключая сцепления);
- не допускать резких поворотов, не тормозить на поворотах и закруглениях пути;
- переключение передач производить на прямых участках пути;
- не допускать резких изменений скорости движения;
- на участках с ограниченной видимостью снижать скорость до минимальной, своевременно подавая предупредительные сигналы.
Подъемы и спуски в гололедицу следует объезжать.
Если объезд невозможен, на подъемах и спусках надо двигаться на пониженной передаче, с равномерной скоростью, без переключения передач. Может случиться, что автомобиль на скользком подъеме остановится и начнет скользить назад. В этом случае водитель, не теряя присутствия духа, плавно поворачивая руль, должен поставить автомобиль под косым углом к дороге. Если есть возможность, следует использовать для упора придорожные препятствия (дерево, надолбу и т. п.).
Движение по снежной дороге
Выезжая за город зимой, надо иметь на машине шанцевый инструмент, буксирный трос и вспомогательные средства противоскольжения.
Двигаться по глубокому снегу следует на пониженной передаче, с пониженной скоростью, без резких поворотов руля, так как снег оказывает значительное сопротивление качению и снижает сцепление колес с дорогой.
Снежные наносы на дороге и сугробы преодолевают под прямым углом, на пониженной передаче, с повышенной скоростью (пробивают). Когда необходимо преодолеть сильно заснеженные участки и подъемы, на ведущие колеса надевают цепи противоскольжения. Если колеса начнут буксовать, не следует продолжать движение, так как это может привести к закапыванию колес. В таких случаях нужно подать автомобиль назад по колее и двигаться вперед на пониженной передаче.
Хорошим способом преодоления заснеженного участка с твердым основанием является расчистка колей в снегу, включение низшей передачи и подталкивание автомобиля сзади.
По отдельным обледеневшим местам дороги надо проезжать с замедленной скоростью, при встречных разъездах соблюдать осторожность, чтобы колеса автомобиля не оседали в рыхлом снегу обочины.
Снегозащитные приспособления (щиты), а также снежные валы, образованные из снега, удаленного с проезжей части дороги, могут значительно ухудшить видимость пути на закруглениях, поэтому в этом случае надо соблюдать повышенную осторожность: снижать скорость, подавать звуковые сигналы и т. п.
При движении против солнца по накатанной до блеска снежной дороге надо снижать скорость, так как видимость ухудшается.
Встречающиеся на дороге осколки льда, срезанные комки смерзшегося снега следует пропускать между колесами.
Зимой трамвайные рельсы могут оказаться ниже уровня снежного покрова, отчего около рельсов образуются глубокие колеи. Двигаться по трамвайной колее нельзя, так как это очень часто приводит к столкновениям с трамваем или другим транспортом. Если по каким-либо причинам автомобиль попадет в рельсовую колею, нужно, снизив скорость, плавным поворотом руля в правую сторону вывести его из колеи.
Железнодорожные пути зимой могут также оказаться в углублении. Поэтому, чтобы избежать буксования колес, рельсы переезжают на низшей передаче при непрерывном, повышенном тяговом усилии.
Для того чтобы вывести забуксовавший на снежной дороге автомобиль, нужно расчистить пространство вокруг всех колес и использовать имеющиеся подручные материалы (песок, хворост и пр.).
Переправы по льду
Переправы устраивают по льду рек и озер, если толщина льда достаточно велика. Для автомобилей весом 8-10 т. требуется толщина льда не менее 35-40 см, весом до 5 т. — 30 см, до 3 т. — 20 см, до 1,5 т. — 15 см. При необходимости естественный лед можно усиливать намораживанием или укладкой по нему настила или жердей (досок).
При переправе по льду автомобили выезжают по одному. Движение по льду производится с открытой дверцей кабины, на пониженной передаче, без резких поворотов, с плавным увеличением скорости при прогибах льда. Остановки на льду не допускаются.
Меры против обморожения
Отправляясь зимой в загородную поездку, водитель должен тепло одеться, причем одежда, рукавицы и валенки должны быть сухими. Если будет необходимо выполнять работу на морозе (устранять неисправность автомобиля), следует отогревать руки о горячий блок двигателя. В сильные морозы (ниже 30), при сильном ветре, во время продолжительных загородных поездок рекомендуется смазывать лицо тонким слоем вазелина или животного жира.
Начальная стадия обморожения характерна побелением пораженных мест тела и резким падением их чувствительности. Побелевшую часть тела надо тотчас растереть снегом. Растертое место краснеет, кровообращение восстанавливается и начавшееся обморожение прекращается. Легко обмороженное место смазывают жиром. В более тяжелых случаях обмороженную часть тела перевязывают чистым бинтом и при первой возможности обращаются к врачу.
Уход за автомобилем на стоянке
Если автомобиль хранится на открытой стоянке, то в сильные морозы необходимо снять аккумуляторную батарею.
Во время движения по снегу в тормозные диски попадает снежная пыль, которая от тепла тает, и образовавшаяся влага может вызвать примерзание колодок к диску. Поэтому, установив автомобиль на стоянку, следует подложить под колеса упоры, не затягивая рычага тормоза.
Потенциально опасные участки дороги
То, что на дороге водитель обязан быть внимательным и не терять концентрации, является известной аксиомой. При этом на определенных участках дороги в плане потенциального скольжения и заноса следует быть особенно внимательным, в частности:
- на мосту;
- на выезде из скоростных туннелей большой протяженности;
- ближе к обочине.
Стоит дать более подробное объяснение, почему эти места относятся к числу потенциально опасных. В городе дороги обычно окружены зданиями и деревьями, соответственно, эти объекты гасят порывы ветра и снижают обледенение. Но мосты лишены этого преимущества, – они, как правило, открыты всем ветрам и снегу, поэтому на них дорога имеет более скользкое покрытие.
Также следует учитывать, что стандартная для мостов выпуклая форма создает своеобразный эффект трамплина – автомобиль на скорости хуже сцеплен с дорогой после того, как тот проедет верхнюю точку моста. В процессе движения по обычной дороге контролировать этот аспект намного проще, но при въезде на мост ситуация быстро может поменяться, и вовремя отреагировать на такое изменение непросто. Особую опасность представляют в этом плане мосты, на которых есть повороты.
Опасность туннелей заключается в том, что в них дорога обычно чистая и сухая, внутри нет ветра, а на выезде картина резко меняется:
- машина сразу попадает с такой дороги на гололед;
- риск получения сильного бокового удара ветром серьезно возрастает;
- происходит резкая смена освещения, что влияет на реакцию водителя.
Наконец, ближе к разделительным полосам и к обочине дорога грязнее, соответственно, эта часть более скользкая. Отсюда совет водителям – не стоит спешить занимать левый ряд, это может оказаться очень опасным решением. Любой обгон зимой следует совершать только будучи абсолютно уверенным в его безопасности.
3. Гололед
При езде по скользкой дороге чем меньше манипуляций проделывает водитель, тем устойчивее и безопаснее движение автомобиля. На пустой трассе совершенно незачем резко менять скорость и дергать руль в попытке объехать неровность. Обычно времени для плавного маневрирования достаточно — нужно лишь быть предельно внимательным.
Проходить повороты следует на постоянной, заранее сниженной скорости, не трогая педаль тормоза во избежание заноса.
Поворачивающий направо грузовик
В городах пешеходы должны всегда помнить, что автомобили зимой часто покрыты грязью от химических реагентов. Серая пелена на краях стекол, не смываемая очистителями, ограничивает обзор. В итоге водители плохо замечают людей по бокам автомобиля. Это опасно при поворотах направо. Часто секции светофоров, разрешающие движение транспорту прямо и направо, совмещены с зелеными сигналами для пешеходов. Когда транспортные средства поворачивают, их водители могут не увидеть пешеходов.
Особенно опасно, когда поворачивают грузовики. Из-за больших габаритов кабины шоферы не видят, что делается на дороге справа. Наезды на пешеходов в этом случае часто заканчиваются смертельным исходом.
Особенно опасно, когда дорогу на перекрестке переходит ребенок. Водители грузовиков их почти не видят.
Поэтому при переходе улицы даже на разрешающий сигнал светофора необходимо смотреть не только по бокам, но и на примыкающие дороги, с которых поворачивает транспорт. Если слева находится грузовик, начинающий движение, то лучше пропустить его и не упорствовать. Его водитель не видит пешеходов в темноте.
4 дорога
Это великолепный путь, и если вы избрали именно его, нет сомнений – вы экстравагантный человек. Ваша жизнь наполнена эмоциональными вспышками, яркими моментами и необычными вещами. Вы тянетесь к неординарному, выходящему за рамки привычных стандартов: иногда то, что вы предпринимаете, и вещи, которыми вы себя окружаете, вводят других людей в состояние шока.
Выбирая тропу, расположенную под извилистыми деревьями разных форм, вы доказываете, что вы далеки от реальных планов и сиюминутных действий. Для вас важнее та атмосфера, в которой вы находитесь, чем конкретная дорога, по которой вам приходится шагать. Поэтому некоторая осторожность вам точно не помешает: все-таки поглядывайте вперед, вдруг вы не заметите важного человека или серьезное препятствие.
Люди чувствуют в вас силу и энергию, а также отмечают хорошо развитое чувство юмора и способность наслаждаться жизнью в полной мере. Но не забудьте показать некоторым из них, что вы тоже можете быть серьезным человеком.
Снежинка в треугольниках
Нужно отметить, что они относятся к предупреждающим знакам. Как нетрудно догадаться, снежинка в свою очередь указывает на некоторые особенности погоды, в частности на наличие гололедицы и подобных факторов.
Таким образом, если увидите на дороге знак снежинка в треугольнике, следует проявлять осторожность, дальше может наблюдаться скользкий участок дороги, либо знак предупреждает об обилии снега.
Также и другие знаки со снежинками в треугольнике указывают на то, что дорога является снежной или, так сказать, зимней. Поэтому следует проявлять осторожность и отслеживать возможные мешающие факторы, которые могут возникать на таких дорогах.
Что делать водителям?
В темное время суток нужно максимально снижать скорость на дорогах. Причем не только там, где установлен знак «Осторожно, дикие животные». Потому что животное может неожиданно появиться в любом месте — даже забежать в город.
Знак «Осторожно, дикие животные» вешают только в том случае, если на этом участке уже произошло три ДТП с участием диких животных. Так что если предупреждения нет, это еще не значит, что здесь нет зверей.
Если вы видите лосей на дороге, нужно немедленно остановиться и включить аварийный сигнал, таким образом предупредив других водителей. После этого нужно дождаться, пока животное уйдет в лес. Ни в коем случае нельзя ему сигналить, потому что можно спровоцировать неадекватную реакцию. Бывает, что лоси выходят на дорогу и стоят. Тогда сверните на обочину, остановитесь и включите аварийку. И обязательно дайте знак огнями встречным машинам.
Но часто животное появляется на дороге буквально за секунду до столкновения, так что даже если водитель едет со скоростью 60 километров в час, затормозить просто нереально. В этом случае необходимо резко уйти от удара с животным — уж лучше пусть машина улетит на обочину, чем полтонны живого веса влетит в салон.
При этом машину нужно поворачивать в заднюю часть животного, потому что оно всегда двигается вперед. Траекторию движения нужно рассчитывать, предполагая, что лось успеет рвануться вперед, и вы проскочите. И опять же, ни в коем случае не сигнальте, потому что тогда он может либо внезапно остановиться, либо броситься на машину.
Если вы понимаете, что столкновение неизбежно, нужно всем телом прижаться к стойке автомобиля. Потому что когда животное влетит в салон и сомнет крышу, вы успеете сгруппироваться, стойка может спасти вам жизнь.
Если столкновение уже произошло и лось остался лежать на дороге, необходимо тут же сообщить об этом службам ДПС. Дальше они уже вызовут охотинспекцию. Часто водители скрываются с места аварии и погружают лося в машину, чтобы избежать штрафа. Этого делать нельзя, потому что тогда вы попадете под уголовное дело. Если водитель забирает тушу сбитого лося себе, это статья о незаконном изъятии животного из природы, проще говоря — о браконьерстве.
Лось — стадное животное. Поэтому если вы увидели одного лося, с высокой вероятностью где-то рядом второй. Если это лось, то может появиться лосиха с лосятами, если самка — в любой момент могут появиться сразу несколько взрослых самцов. А осенью, когда выпадает первый снег, у лосей бывают крупные миграции. Поэтому надо быть особенно внимательными.
Источник фото: pixabay
Неправильное поведение при заносе
Если вы попали в занос, сохраняйте спокойствие, иначе вы сами сделаете себе хуже. Это может показаться пугающим, но есть способы безопасно исправить ситуацию. Управляйте своей машиной в направлении заноса. Многие действуют в точности наоборот и ситуация только ухудшается.
На первый взгляд, это может показаться противоположным тому, что вы хотите сделать, но это поможет вам восстановить контроль.
Сужение дороги
Знаки сужение дороги показывают, что в ближайшее время произойдет сужение проезжей части:
При этом изогнутая темная полоса на знаке показывает, с какой стороны дорога будет сужаться. Если изогнуты обе полосы, то дорога сужается одновременно с двух сторон.
Если Вы встретили подобный знак, то позаботьтесь о том, чтобы вовремя перестроиться на соседнюю полосу.
Перегруз
Частые поездки на перегруженном автомобиле серьезно отражается на его ходовой части. Особенно страдают амортизаторы. Усугубляет ситуацию агрессивная манера езды. Кроме того, сильно ухудшается комфортность передвижения.
Таким образом, при управлении автомобилем на дороге с плохим покрытием лучше проявлять особое внимание, осторожность. Взяв за основу перечисленные выше рекомендации, можно значительно сократить риски повреждения подвески.