1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Британцев напугала старая российская подлодка «Акула»

Содержание

Британцев напугала старая российская подлодка «Акула». Почему ее посчитали угрозой?

Британия заявила об «ужасающей» активизации российских подлодок «Акула» в Атлантике. Вот только на вооружении Минобороны РФ всего одна такая субмарина. Судно это всем хорошо знакомо — на воду его спустили 40 лет назад. Реальная причина переполоха проста: Королевский флот переживает не лучшие времена.

Великобритания обеспокоена «ужасающим всплеском активности» российских подлодок в Северной Атлантике, ранее контролируемой Королевским и американским флотами. Как пишет The Daily Mail, увеличение числа субмарин говорит о новой провокационной стратегии холодной войны со стороны России. Речь идет о тяжелых атомных подлодках проекта 941 «Акула» или «Тайфун» по кодификации НАТО, оснащенных новейшими стелс-технологиями.

«Военные игры и маневры никогда не были столь интенсивными, особенно когда мы не можем точно определить местонахождение наших врагов. Ситуация серьезная и должна быть решена правительством до того, как станет слишком поздно», — заявил источник издания.

В последнее время подлодки неоднократно замечали вблизи британского побережья, поясняет издание. По словам его источника, в районах, куда раньше Россия направляла одну подлодку, теперь встречают две или три. А применяемая капитанами тактика «намеренно провокационна и крайне опасна». Старший офицер Королевского флота Тони Радакин подтвердил, что активность России в Атлантике сейчас выше, чем за последние 30 лет.

Особые опасения, отмечает газета, вызывает тот факт, что последнее поколение российских подлодок может незамеченным пройти через Фареро-Исландский рубеж противолодочной обороны НАТО. Он расположен между Гренландией, Исландией и Великобританией.

«Морская Хиросима» и герой блокбастера: почему подлодку К-19 боялись советские и американские подводники

Фото © Keystone / Hulton Archive / Getty Images

Головная подлодка проекта 658 считалась последним писком военных технологий. Первую атомную субмарину с баллистическими ракетами на борту построили в рекордные сроки — уже 11 октября 1959 года лодку с тактическим номером К-19 приготовили к спуску на воду. Правда, почти сразу военные моряки, которые и без того суеверны, напряглись из-за уцелевшей бутылки шампанского, традиционно разбиваемой о борт нового корабля.

Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов

Неразбитую бутылку не стали принимать близко к сердцу и под торжественный марш подлодку начали спускать на воду. Традиционная для флота церемония едва не обернулась трагедией — корабль едва не пошёл ко дну вместе со специальным стапелем, на котором был закреплён, и спусковой бригаде пришлось экстренно срезать крепления газовым резаком.

К-19 (заводской номер 901), хотя её и называли первой атомной подлодкой с баллистическими ракетами, строилась в ответ на создание аналогичных субмарин в США. Несмотря на требования передать корабль военным как можно быстрее, успеть раньше американцев не получилось — К-19 сдали на три месяца позже, чем первую АПЛ George Washington.

Фото © Keystone / Hulton Archive / Getty Images

Ответ на американские ракеты

Опыта в производстве атомных подлодок с баллистическими ракетами в СССР не было. В отличие от США, где теме создания атомных субмарин всегда уделяли много внимания, весь путь проектирования К-19 пришлось проходить через пробы, ошибки и титанические усилия. Бывший командир группы систем управления ракетным оружием (БЧ-2) К-19, капитан первого ранга Глеб Богацкий однажды даже назвал точные цифры — по три тысячи рабочих на каждую смену. Строили первый корабль с баллистическими ракетами в три смены — 24 часа в сутки.

Желание догнать и перегнать американцев неизбежно сказалось и на качестве головного корабля — при пуске реактора давление оказалось вдвое больше обычного, и лишь чудом никто из членов экипажа не погиб и не получил смертельную дозу радиации. Капитан первого ранга, историк флота Игорь Курдин поясняет: проблемность головных кораблей сохраняется и сегодня.

На этапе ходовых испытаний и при производстве всегда возникают сложности. Кроме того, К-19 строилась как инструмент для срочного ответа. Эта подлодка была головным кораблём в серии и строилась на базе субмарин 627-го проекта. Но не нужно заблуждаться и думать, что это К-19 была проблемной. Слабые места, например парогенераторы, были и на других советских подлодках. Одна из них — К-3 «Ленинский комсомол»

Капитан первого ранга, историк флота

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/24/1009083447453.9519.jpg» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/24/1009083447453.9519.jpg» loading=»lazy» />

Во время ходовых испытаний К-19 выяснилось, что при проектировании допущена серьёзная ошибка — лодка имела едва заметный крен на один градус. Во время отработки экстренного погружения крен увеличился до 30 градусов, лодка начала быстро заваливаться на бок. Аварийное всплытие субмарины едва не привело к столкновению кораблей сопровождения, но даже с таким дефектом испытания было решено продолжать.

«Воздушный перевал Дятлова»: Кто убил любимую хоккейную команду сына Сталина

В январе 1960 года произошло первое происшествие. Офицер-оператор ядерного реактора повредил установку из-за неправильно выбранного алгоритма снижения мощности. Из-за этого подлодка не только лишилась одного из реакторов, но и пережила настоящую операцию со вскрытием лёгкого и прочного корпуса, крышки реактора и перегрузки ядерного топлива. Через год стали проявляться и другие особенности лодки. Во время боевого патрулирования в Баренцевом море у субмарины заклинило рули глубины, появился сильный дифферент, из-за которого лодка начала «клевать носом» и могла врезаться в дно. Лишь экстренная продувка балласта помогла вытолкнуть корабль на поверхность.

«Акула» уходит на пенсию. Самую большую подлодку в мире скоро могут распилить на металл

3 июля 1961 года на К-19 произошла авария кормового реактора. Устранять неисправность решили своими силами, однако отсутствие защитных костюмов и смертельные дозы радиации унесли жизни восьми матросов и офицеров. Ещё через сутки, после того как аварию на реакторе частично устранили, экипаж К-19 был эвакуирован. В том же году, уже после дезактивации, К-19 отправляется в ремонт с заменой реакторного отсека и вновь зачисляется в состав флота лишь три года спустя. Пять лет К-19 служит относительно беспроблемно и даже ставит рекорды — выполняет боевые стрельбы в северных широтах, проскальзывает под носом у потенциального противника, наблюдает за учениями ВМС США и НАТО.

Взрыв «ядерной дубинки». Как первая баллистическая ракета сожгла маршала Неделина и разрушила космодром Байконур

15 ноября 1969 года подлодка К-19 сталкивается с американской USS Gato — после сильного удара обе подлодки уходят на базы с повреждениями прочного корпуса. Ещё через год, уже после восстановительного ремонта, первая советская АПЛ попадает в новое морское ДТП — на входе в Мотовский залив субмарина врезается в рыболовецкий сейнер. До 1972 года подлодка несколько раз проходит ремонт и ломается в море, однако все неисправности устраняются на месте.

Но 24 февраля из-за утечки масла в машинном отделении начинается сильный пожар, устранить который своими силами становится невозможно. Подлодка лишается хода и ложится в дрейф. В страшном пожаре погибло 28 человек. 12 матросов просидели в закрытом кормовом отсеке 23 дня без света и почти без воды и пищи.

Повезло или нет?

Бывший генконструктор ЦКБ «Рубин» Виктор Семёнов вспоминал: поступить по-другому и отказаться от строительства таких лодок было нельзя.

Всё это (строительство субмарин с ядерным оружием. — Прим. Лайфа) делалось ради того, чтобы в комплексе отработать сложнейший механизм производства. А это был путь проб и ошибок

Бывший генконструктор ЦКБ «Рубин»

Несмотря на постоянную критику, свои задачи подлодки 658-го проекта выполнили на отлично. Бывший командир БЧ-2 на подлодке К-284 Андрей Веденский пояснил, что даже разница в потенциале и возможностях на время позволила СССР «успокоить» американских военных.

К-19 и все лодки этого проекта уступали американским по боевой мощи — три ракеты вместо 16. Но дело было не в количестве. Боевого пуска с пяти бортов было достаточно, чтобы нанести американцам непоправимый ущерб. Да, лодки (658 проекта. — Прим. Лайфа) были шумные, проблемные, но они были. И несли боевую службу. Это главное, что нужно помнить

Бывший командир БЧ-2 подлодки К-284

Бывшие подводники отмечают, что именно К-19 и субмарины этого проекта в целом позволили СССР на время сохранить ядерный паритет и дали заводам время на подготовку к производству подводных крейсеров следующего поколения.

Одна «Акула» контролирует полмира: Легенда ВМФ России до сих пор наводит страх на американцев. И это неудивительно

В этот день около сорока лет назад в Северодвинске спущена на воду самая большая в мире подлодка «Акула». Спустя короткое время она показала Западу свою уникальность. В то время американцы были заинтересованы в том, чтобы у нас не было «Акул». Сейчас, в общем-то ничего не изменилось. В США до сих пор боятся этих уникальных кораблей. Рассказываем, почему.

Самая большая русская субмарина «Акула» относится к классу тяжелых подводных ракетных крейсеров стратегического назначения. Дата начала работы над ее проектом — декабрь 1972 года. А в сентябре 1980 года в Северодвинске ее спускают на воду.

Такой огромный девятиэтажный дом

Те, кто побывал на ее палубе, признаются, что сразу определить масштабы субмарины невозможно. И даже когда до сознания доходит, что от киля до верхней точки рубки – 26 метров, то есть примерно с девятиэтажный дом, понимаешь, что все равно не в силах осознать весь размер «Акулы».

В восьмидесятые и девяностые эти лодки в буквальном смысле наводили ужас на потенциального врага. Но именно благодаря своему устрашению «Акулы» помогали сдерживать особо ретивых, тем самым сохраняя «мир во всем мире».

Отметим, что «Акулы» были построены специально для несения боевого патрулирования подо льдами Арктики. И там они использовали основное преимущество любой подлодки — это скрытность.

Те, кто побывал на ее палубе, признаются, что сразу определить все масштабы субмарины невозможно. Фото: MOD Russia/globallookpress.

Субмарина способна своим корпусом взломать лед толщиной до 2,5 метра. Примечательно то, что на ход управления это не никак влияет. И в этом тоже ее уникальность.

Plus size обеспечил «Акуле» попадание к Книгу рекордов Гиннесса

А еще немаловажным фактом является и то, что этот девятиэтажный гигант способен развить скорость до пятидесяти километров в час, оставаясь при этом одним из самых малошумных среди своих атомных «коллег».

Читать еще:  Вот почему седан Тойота Камри так высоко ценится во всем мире

Всего таких лодок было шесть. Это поистине самые грозные подводные корабли. Отсюда, собственно, и название – как у смертельно опасных хищников. Благодаря своим размерам plus size они вошли в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подлодки в мире.

Субмарина способна своим корпусом взломать лед толщиной до 2,5 метра. Примечательно то, что на ход управления это не никак влияет. Фото: Serguei Fomine/globallookpress

Эксперты отмечают, что «Акулы» до сих пор остаются непревзойденными в мировом кораблестроении.

«Нас уважали и боялись»

Американцы были очень заинтересованы, чтоб у нас этих «Акул» не стало. И на это есть причина.

«Одна подлодка контролирует полмира, а их было шесть, — цитирует ТАСС капитан-лейтенанта Дмитрия Краснова. — У нее ракеты — одна на 11 тысяч км туда, другая на 11 тысяч в другую сторону… А лодка ходит по северным широтам, и вот представьте земной шар, как легко можно стрелять».

Но именно этот страх и оказался нам на руку.

«Акула» позволила создать паритет с американцами, нас уважали и боялись», — убежден генеральный директор ПО «Севмаш» Михаил Будниченко.

А еще это единственный в мире корабль, который способен в подводном положении проходить по кругу. Другие субмарины могут ходить только вперед или назад.

В США «Акул» боятся до сих пор

Примечательно, но факт: в США серьёзно рассматривают последствия переоборудования российских подлодок «Акула». Об этом написало американское военное издание Military Watch Magazine.

В статье сказано, что одна модернизированная «Акула» с 200 ракетами «Калибр» может нейтрализовать авианосную группу ВМС США с эсминцами, крейсерами и авианосцем в случае запуска ракет до момента её обнаружения и нейтрализации.

Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо». И наши заметно их превзошли. Фото: MC1 James Kimber/globallookpress

Уже запущенные противокорабельные «Калибры», летящие со скоростью 3 Маха, сложно перехватить: они наводятся не только с помощью внешнего целеуказания, но и самостоятельно.

«Акулу» при модернизации также можно будет вооружить «Ониксами» и гиперзвуковыми «Цирконами».

Плавучий «Хилтон»

Кстати, внутри субмарины – повышенная комфортность. Для экипажа есть комнаты отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, солярий, обшитая дубовыми досками сауна.

Сами моряки называют «Акулы» плавучим «Хилтоном».

Подводники признаются, что корабли сделали свое дело — благодаря «Акулам» были подписаны договоры об СНВ, гигантские субмарины сыграли колоссальную роль для нашей страны. В истории подводного флота «Акулы» навсегда останутся самыми лучшими лодками в мире.

ТТХ 941 «Акула»

Годы постройки 1976—1989

Годы службы 1981—н.в.

Водоизмещение (т) надводное / подводное 23 200 / 48 000

Спрятались за военным кораблем

В 1983 году подводная лодка СССР чуть не стала причиной начала новой мировой войны. Америка в тот год выступила с заявлением, что усилила безопасность морских границ и больше не боится подводных лодок СССР. Советская армия, со своей стороны, тайно подошла к северным берегам США. Спустя 5 дней субмарину обнаружили.

В 80-х подводный флот СССР был впечатляющим

Тогда судно скрылось от локаторов, пристроившись к огромному грузовому лайнеру. Так прошло еще 4 дня, но винт зацепился за трал корабля. Этот факт показал, что грузовое судно наверху вовсе не было гражданским кораблем. Военное судно изучало местность в поисках подводной лодки. Ярость представителей ВМФ США усилилась, когда намотанным на винт тралом оказалось именно секретное обнаруживающее устройство.

4. «Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»

Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.

Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.

Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.

К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.

Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.

Найти подводную лодку

Главным достоинством подводной лодки, с момента ее изобретения почти 400 лет назад, была незаметность. Скорее всего так будет и впредь, но за все эти годы появилось множество методов обнаружения подводных лодок.

Все способы поиска подводных лодок можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активный метод — с использованием своего излучения и отражения сигнала, пассивный — только излучение или возмущение среды вызванные целью.

Визуальный метод

Вода прозрачна и лодку банально видно с воздуха пока она находится на небольшой глубине. А уж если она не погрузилась, то кильватерный след будет виден и с орбиты, а главное, он будет хорошо заметен еще некоторое время после погружения.

Также интересным приемом поиска можно считать наблюдение за морем ночью. В воде обитает огромное количество светящихся организмов. Любой объект прошедший сквозь «облако» флуоресцентного планктона оставит длинный и хорошо заметный шлейф. Даже если глубина будет большой, этот шлейф может подняться ближе к поверхности и демаскировать подводную лодку. Правда нет никаких данных об эффективности такой методики. Свечение ведь довольно слабое.

Так светится планктон в некоторых частях мирового океана

Известный факт, скорость распространения колебаний зависит от плотности среды. Жидкость плотнее газа, а значит шум издаваемый подлодкой будет распространяться в ней очень хорошо. В 4,5 раза быстрее, если сравнивать атмосферу на уровне моря и воду на поверхности. Именно поэтому эхолокация — это самый популярный метод.

Интересно, что вода в море-океане на однородна, скорость звука зависит от температуры и давления. К тому же существуют такие явления как «подводные звуковые каналы», где звук распространяется на большее расстояние и зоны с эффектом «акустической тени», в которой лодка может скрываться.

Любая подводная лодка, противолодочный корабль, самолет или вертолет имеет на борту ГАС (гидроакустическую станцию). У подлодки или надводного корабля она является частью конструкции, либо может быть буксируемой, в авиации — только буксируемой (или сбрасываемой). Но работают все гидролокаторы одинаково, улавливают звук (пассивный режим) или испускают свои звуковые сигналы, чтобы обнаружить отраженный от препятствия эхо-сигнал.

По тому же принципу работают гидроакустические буи, которые обычно сбрасывают с самолетов, вертолетов или кораблей противолодочной обороны и стационарные системы подобные американской SOSUS. Слушают море.

Для подводников, существует хороший способ остаться не обнаруженной — поменьше шуметь. Но когда применяется активная эхолокация, шансов становится меньше, ведь создать покрытие или форму совершенно не отражающее звуковые волны невозможно, так же как и в случае с радиолокатором и самолетом-невидимкой — абсолютной невидимости не существует.

Кильватерный след

Это шлейф из вихрей который оставляет за собой любое судно при движении. Обычно его хорошо видно, но в случае субмарины это не так, если она находится глубоко под поверхностью. Это проблема для всех, кроме другой подлодки.

Эхолокаторы созданные в СССР были менее эффективны по сравнению с аналогами у вероятного противника. Поэтому в 70 годах 20 века была создана целая серия устройств позволяющих отслуживать чужие субмарины по их кильватерному следу (СОКС). Работает устройство используя принцип когерентной оптической томографии, это то же самое, что и эхолокация, но вместо звуковых волн — оптические, инфракрасного диапазона. Дело в том, что длинный хвост из вихрей созданных винтом по другому переломят свет, чем относительно спокойная жидкость вокруг, а значит, достаточно чувствительный датчик это заметит.

Проект 971 «Щука-Б» то, что выглядит как трубки на рубке — СОКС

Магнитометр

Подводная лодка, это большое металлическое судно, а значит имеет достаточно сильное собственное магнитное поле, по которому ее можно засечь. Для этого используется магнитометр. Фактически, это обычная электромагнитная катушка. Впервые такой прием был применен в далеком 1915 году и тогда это была просто индукционная петля, лежащая на дне, в которой возникал ток при проходе над ней корабля.

Проблема с магнитометрическим способом существенная, чтобы что-то найти нужно оказаться почти точно над (или под) целью. Чуть влево или вправо, цель останется незамеченной. Магнитометры применяются в противолодочной авиации, но не как основной метод обнаружения подводной лодки, а как вспомогательный.

P-3 «Orion». Магнитометр выглядит как длинная балка на хвосте. Красный квадрат на фюзеляже — блок гидроакустических буев

Выхлопные газы

Если субмарина оборудована двигателем внутреннего сгорания, а не ядерным реактором или воздухо-независимым двигателем, ее можно обнаружить по специфическому запаху. В английском прибор-газоанализатор так и называется «нюхач» sniffer. Но время идет и «сесть на хвост» подводной лодке с воздухо-независимой или атомной силовой практически невозможно.

По неподтвержденным данным, существуют приборы способные определить наличие в воде даже ничтожного количества посторонних примесей, таких как частички краски или обшивки. Но это похоже скорее на легенду, чем на действительно рабочий прием.

Тепловой след и радиация

Ядерный реактор нуждается в охлаждении. Для этого используется морская вода, которая после ее использования становится теплее. В инфракрасном диапазоне волн тепловой след достаточно заметен даже из космоса, чтобы демаскировать субмарину. Тоже касается и следов радиации в использованной воде, ее также можно обнаружить. Не ядерным силовым установкам точно так же нужно охлаждение, хотя и не такое интенсивное, как реактору.

Радиолокация

Один из самых современных методов. Еще во время Второй Мировой появилась возможность обнаруживать поднятый перископ или шноркель (выхлопную трубу) субмарины при помощи радаров. Но сегодня существуют и более продвинутые методы — поиск по возмущениям водной поверхности. Причем сам объект может двигаться на большой глубине, а след от него в виде специфических зыби, можно выделить на фоне стандартного волнения океана.

С таким эффектом знаком любой рыбак наблюдавший так называемый горб Бернулли и Волны Кельвина. Рыба глубоко, ее не увидеть с помощью зрения, но на поверхности воды при быстром движении появляется заметные круги.

Примерно так выглядит возмущение от движущегося под водой объекта

Эффект известный, но до наших дней использовать его не было возможности. Сейчас специальное программное обеспечение уже может отличить обычные волны в океане от рисунка Волн Кельвина высотой несколько миллиметров, полученном с помощью радара.

Например, у японского специализированного самолета «Кавасаки» Р-1 сразу 4 радара дающие обзор на все 360 градусов. Наверняка они появились на борту не просто так.

Kawasaki P-1. Есть и магнитометр, и акустические буи, и радары

Итак, найти подлодку можно используя несколько приемов: услышать, увидеть, заметить ее след или изменение физических полей. А лучше использовать сразу несколько способов поиска подводных лодок, для надежности. Не стоит сбрасывать со счетов и прослушивание радио эфира (подводникам нужно иногда выходить на связь) и возможность предугадать вероятный маршрут и банальный шпионаж. Скрытность не бывает абсолютной.

Как устроена подводная лодка ”Тайфун”

Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.

Читать еще:  Вот наглядная причина почему электрический грузовик круче дизельного

«Акула» отдыхает в порту.

Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении.

Тайны океана. Жуткие, необычные встречи под водой

1982 год, лето — начальником водолазной службы войск МО СССР генерал-майором В. Демьяненко на окружном сборе разбирались действия коллег. Немногим ранее, на западном берегу Байкала водолазами-разведчиками в ходе учебно-боевых погружений в студеной воде озера неоднократно встречались неизвестные подводные пловцы в облегающих серебристых комбинезонах, во всем походивших на людей, но громадного роса, около 3-х метров.

На глубине около 50-ти метров они не пользовались ни аквалангами, ни какими бы то ни было другими аппаратами, на голове был только шаровидный шлем. Двигались на больших скоростях, ведя наблюдение за районом спусков. Обеспокоенное начальство приняло решение задержать «неопознанных ныряльщиков», для чего 7 водолазов под командованием офицера попытались набросить сеть на одного из них. В результате чего — всех нападавших выбросило на поверхность воды каким-то мощным импульсом. Из-за резкого перепада давления и кесонной болезни вся группа серьезно пострадала: 4 водолаза стали инвалидами, 3 погибли.

Мистика подлодки «Дакар»

Экипаж подводной лодки «Дакар» готовился к своему первому плаванию на новой субмарине, купленной Израилем у Британии, и собирался отчаливать к новому порту приписки. 69 израильских подводников под командой опытного капитана Яакова Ранаана покинули английский Портсмут, чтобы по прошествии 20-ти дней причалить в Хайфе. Но больше этих людей никто никогда не увидит ни живыми, ни мертвыми…

1968 год, 9 января — лодка вышла из Портсмута. Торжественная встреча «Дакара» с участием премьер-министра Израиля планировалась на 29 января.

24 января капитан подлодки Яаков Ранаан доложил на базу, что прошли Крит. Последующий сеанс состоялся 25 января в 00 ч 02 мин – капитан доложил руководству, что следует с опережением графика и возможно придет в Хайфу на сутки раньше. Очередной сеанс планировался спустя 6 часов. Однако больше лодка на связь не выходила…

Поиски субмарины продолжались больше 30-ти лет. Лишь в 1999 г. между Кипром и Критом, на глубине 3 тыс. метров, американская поисковая компания обнаружила странный подводный объект, которым и оказался пропавший «Дакар».

Тщательные подводные исследования субмарины не дали ответа на основной вопрос: по какой причине мог затонуть «Дакар»? Следов нападения на подлодку не обнаружили – корпус не был поврежден. А самым странным было то что – останков экипажа на борту не оказалось.

Версий гибели субмарины за 30 лет накопилось большое количество – от нападения вражеских судов до неисправности подлодки и халатности экипажа. Однако в 2013 г. всплыл любопытный факт – из рассекреченных документов ВМФ Великобритании стало известным, что в районе исчезновения израильской подлодки 26 января 1968 г. с рыболовецкого судна был замечен странный подводный объект громадных размеров. Как свидетельствовали очевидцы, объект двигался абсолютно бесшумно и при этом ярко светился.

Исчезновение «Минервы»

1968 год, 2 февраля — в том же Средиземном море, неподалеку от Тулона, проходил этап поисковой операции – ВМС Франции пытались обнаружить подлодку «Минерва». Французская подводная лодка с 59 членами экипажа на борту бесследно исчезла во время учений 27 января 1968 г. В последней радиограмме капитан субмарины доложил о неопознанном подводном объекте (НПО), который приследовавал «Минерву». После чего связь с лодкой прервалась.

Длительные поиски «Минервы» оказались напрасными – подлодка пропала бесследно…

«Скорпион» в погоне за призраком

Подводная лодка «Скорпион» (США) бесследно исчезла в Атлантике в 250 милях от Азорских островов в мае того же самого 1968 г.

21 мая субмарина в последний раз выходила на связь. Спустя два месяца активных поисков подлодку признали пропавшей без вести. Однако в скором времени в СМИ появились статьи, в которых сообщалось, что в руках руководства ВМФ США якобы находятся секретные пленки переговоров военно-морской базы с субмариной. Капитан «Скорпиона» Фрэнсис Этвуд Слэттери незадолго до исчезновения подводной лодки сообщал руководству, что подлодка преследует необыкновенную цель – неопознанный подводный объект, который двигается на громадной скорости! Американский флот отказался от объяснений, однако общественность и журналистов насторожил тот факт, что большинство материалов расследования было строго засекречено.

Французские подводные лодки «Эридис», «V-2326» и «Сибиль» в разное время мистическим образом исчезли в том же самом районе Средиземного моря, где пропала «Минерва».

И это лишь самые громкие случаи расследования пропавших судов и только за один 1968 г. Что же могло произойти с субмаринами? Кто или что стало причиной их гибели?

Некоторые из исследователей считают, что, возможно, подлодки были атакованы неизвестными подводными объектами. То, что они бороздят океанские просторы, уже не вызывает сомнений – существует множество документальных свидетельств встречи с ними. Но вот кто они – таинственные обитатели глубин? Есть даже такая фантастическая версия, что высокоразвитая подводная цивилизация – потомки жителей легендарной Атлантиды!

Старт из подольда

1966 год — в Северной Атлантике проходили военные маневры, кодовое название «Дин Фриз». Они проводились в сложной ледовой обстановке, поэтому были привлечены ледоколы. На борту одного из них находился знаменитый полярный исследователь Рубенс Дж. Виллела. Вместе с вахтенным офицером и рулевым он стал свидетелем невероятного зрелища — старта подводного НЛО. Ученый так это описал: «Внезапно, пробив почти 3-х метровую толщу льда, из глубин вылетело серебристое шаровидное тело и на огромной скорости исчезло в небе. Объект имел в диаметре не менее 12 ярдов, но пробитая им полынья была в значительной степени больше. При этом холодную воду в ней покрывали клубы пара, возможно, от раскаленной обшивки этого шара».

Мало того, что НЛО пробил 3-х метровый лед, громадные глыбы льда, выброшенные на большую высоту, с грохотом обрушились на торосы. В общем, зрелище было не для слабонервных.

Исчезнувший экипаж

12-ти метровый катамаран, найденный 18 апреля 2007 г. в районе Большого Барьерного рифа у северных берегов Австралии, удалось обнаружить с вертолета – он явно дрейфовал сам по себе, без каких либо признаков управления.

Спасатели спустились на борт и не нашли ни одного человека. Однако при этом создавалось впечатление, что экипаж находится на борту – двигатель работал, все вещи команды – на своих местах, ноутбук включен, столовые приборы расставлены, словно экипаж прямо сейчас собрался сесть за стол, все аварийные системы, включая GPS, в рабочем состоянии.

Как удалось выяснить, в море на яхте вышли Дерек Баттен, яхтсмен с 25-ти летним стажем, и его друзья, братья Петер и Джеймс Танстеды. Ни расследования властей Австралии, ни поиски тел ничего не дали – экипаж яхты «KAZ II» пропал бесследно…

Сумасшедший капитан

Легендарный «Летучий голландец» не надо представлять, зато о 3-х мачтовом судне «Эбий Эсс Харт» известно значительно меньше, хотя его история леденила кровь морякам XIX столетия! 1894 год, сентябрь — в Индийском океане немецкий пароход Pikhuben («Пиккубен») спешит на помощь паруснику «Эбий Эсс Харт», на мачте которого развевается сигнал бедствия.

Однако когда моряки поднялись на борт, они онемели от ужаса – единственным живым человеком на барке был сумасшедший капитан, а вся команда – 38 человек – была мертва.

Исчезновение утонувших кораблей

Еще одно мрачное и необъяснимое явление – это исчезновение уже утонувших кораблей со дна морского! 2016 год — министр обороны Нидерландов шокировала мировое собощество сообщив о том, что со дна Яванского моря странным образом исчезли 3 нидерландских и 3 британских военных корабля, которые затонули во время Второй мировой войны. Сравнительно не так давно их нашли дайверы, но теперь международная экспедиция, которая отправилась обследовать находку, сообщила, что суда, лежавшие на 70-ти метровой глубине еще два года назад, мистическим образом пропали.

1977 год, сентябрь — советским подводникам был отдан приказ: скрытно проследить маршрут американских подлодок и немедленно доложить об этом в штаб ВМФ. На задание вышла субмарина К-133. Спустя несколько часов она подошла к острову Гуам, на котором находится американская база «Апра-Харбор». Когда до базы оставалось всего 500 км, гидроакустик подводной лодки зафиксировал на бортовом эхолокаторе странные радиосигналы.

Они были такой мощности, что создалось впечатление, будто какое-то судно преследует советскую подлодку. И расстояние до этого судна – не более километра. Командование Главного штаба ВМФ отдало новый приказ: развернуться и постараться исследовать область, откуда исходили странные радиосигналы.

Получив разрешение, субмарина К-133 взяла обратный курс и пошла на сближение с неопознанным подводным объектом. Однако менее чем через четверть часа, произошло невероятное.

Странный объект стал набирать скорость и, разогнавшись до 400 км/час, исчез с радаров. Когда подлодка К-133 подошла в тот квадрат, откуда поступал мощнейший сигнал, там никого не оказалось.

Какой НПО могла преследовать советская лодка? Ответ на этот вопрос по сей день остается загадкой.

Странности на учениях

1963 год, 28 февраля — на северном побережье Пуэрто-Рико, в 100 км от острова проходят учения ВМС США. Задача – отработка поиска и уничтожения советских подлодок. В операции принимали участие атомные субмарины второго поколения, авианосец «Уосп» и самолеты-бомбардировщики Б-52. Ровно в 9 часов утра подводники отправились на задание. Все подводные лодки маневрировали в режиме «бесшумного хода». Однако уже спустя 15 мин техник-гидроакустик авианосца передает командиру корабля: справа по борту обнаружен неопознанный объект. Он приближается с невероятной скоростью – около 300 км/час!

Такую скорость под водой развить нереально. Но для этого странного объекта законы физики будто не существовали! Более того, за считанные минуты объект погрузился на глубину 6 км, а потом снова поднялся к самой поверхности… С каким НПО довелось столкнуться американским морякам у побережья Пуэрто-Рико?

Подводные НЛО

«1965 год — авианосец «Банкер Хилл» наблюдал подводные НЛО. При этом их заметили вначале на радарах, потом визуально. И были вызваны перехватчики, которые находились на авианосце, с целью определить скорость. Скорость передвижения объектов под водой составила 300 км/час».

«Банкер Хилл» был заперт и не мог продолжать движение. Тогда командование авианосца решило: уничтожить подводные объекты! В воздух поднялись три палубных штурмовика «Трекер», оборудованные не только системой обнаружения, но и средствами уничтожения подлодок противника. Крейсерская скорость таких самолетов составляет около 240 км/час. Максимальная – 450. Однако как только «Трекеры» достигали границ зоны поражения противника, неопознанные объекты делали резкий маневр, погружаясь или уходя в сторону.

Бой так и не начался. Через 14 мин бешеной погони произошло абсолютно невероятное! Один из объектов выскочил из воды и на огромной скорости ушел по воздуху. Два других будто растворились в океанской глубине – радары их потеряли…

Первая мировая война

Соединённые штаты Америки проявляли небывалую активность в расширении своего подводного флота на самом начальном этапе 20 века, в дальнейшем все подлодки поступили на вооружение на время Первой мировой.

В самом начале 20 века американцы заказывали следующие субмарины:

  1. Тип В – 3 лодки «Wiper» (1905)
  2. Тип С – 5 лодок «Octopus» (1906)
  3. Тип D – 3 лодки «Narwhall» (1907)
  4. Тип Е – 2 лодки «Salmon» (1908)
  5. Тип F – 4 лодки «Сагр» (1909)

В самый последний момент перед Первой мировой войной, которая проходила с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918 года, Америка решает выпустить ещё несколько субмарин «Seawolf› (SS-28), «Nautilus» (SS-29) и «Garfish» (SS-30), которые составили тип Н. Обозначение (SS) в американском флоте соответствовало тому, что судно имеет дизельный двигатель, в последующем штаты и вовсе убрали их из своего арсенала. Выступая на стороне Антанты, на время войны американский флот придерживался оборонительных позиций. Это определило довольно позднее вступление Америки в военный конфликт, до него все описанные судна служили в Тихом океане, а после ввязывания в мировое противостояние были переброшены в Атлантику. Тем не менее расцвет всего подводного флота пришелся не на этот период.

Читать еще:  Вот почему лампочка давления масла на приборной панели не спасет от повреждения двигателя при низком уровне масла

Много лодок, мало пользы

Все построенные субмарины имели лишь теоретический успех, так как послужили примерами для заказов на постройку подлодок для 8 стран. А за времена Первой мировой так и не имели боевых столкновений с противником. Многие судна тонули, погибая в авариях.

25 марта 1915 года война уже бушевала на просторах Европы, но США в это время проводили учения своей новой подлодки, где её ждала погибель. SS-23 F-4 неподалеку от Гавайских островов погрузилась в воду, оставив за собой пятно из масла. Как оказалось, потом произошло полное потопление корабля. Глубина в том районе оказалась 90 метров, что не позволило спасти команду и саму подлодку. Её подняли на поверхность только через 5 месяцев. 29 августа этого же года, как спасатели показали исследователям вытащенное судно, начался анализ трагедии и восстановление картины событий. К сожалению, тайна так и не была разгадана, так как все отверстия были задраены, а корпус не поврежден.

Ещё один представитель военного семейства подлодок, также закончил свою жизнь, без какого-либо постороннего вмешательства со стороны противников Антанты. «SS-30 Н-3» 14 декабря 1916 года неподалеку от Калифорнийского побережья села на мель. Весь экипаж корабля уже начинал терять сознание от выброса хлора, но спасатели с берега добрались до команды и успели вытащить всех матросов. К счастью, пострадало лишь немного людей.

Наибольшая глубина погружения подлодок ВМФ России, ВМС США и Японии

Факт существования батискафа, сумевшего покорить глубочайшую бездну, свидетельствует о технической возможности создания обитаемых аппаратов для погружений на любые глубины.

Почему же ни одна из современных подлодок и близко не способна погрузиться — даже на 1000 метров?

Полвека назад собранный из подручных средств стандартной стали и плексигласа батискаф достиг дна Марианской впадины. И мог бы продолжить свое погружение, если бы в природе встречались большие глубины. Безопасная расчетная глубина для «Триеста» составляла 13 километров!

Свыше 3/4 площади Мирового океана приходится на абиссальную зону: океанское ложе с глубинами свыше 3000 м. Подлинный оперативный простор для подводного флота! Почему никто не использует эти возможности?

Покорение больших глубин никак не связано с прочностью корпуса «Акул», «Бореев» и «Вирджиний». Проблема заключается в другом. И пример с батискафом «Триест» здесь совершенно ни при чем.

Они похожи, как самолет и дирижабль

Батискаф — это «поплавок». Цистерна с бензином, с закрепленной под ней гондолой экипажа. При принятии на борт балласта конструкция обретает отрицательную плавучесть и погружается в глубину. При сбрасывании балласта — возвращается на поверхность.

В отличие от батискафов, подводным лодкам требуется в течение одного погружения многократно изменять глубину нахождения под водой. Иначе говоря, подводный корабль обладает способностью многократно изменять запас плавучести. Это достигается путём заполнения забортной водой балластных цистерн, которые при всплытии продуваются воздухом.

Обычно на лодках применяются три воздушные системы: воздух высокого давления (ВВД), среднего (ВСД) и низкого давления (ВНД). К примеру, на современных американских атомоходах запасы сжатого воздуха хранятся в баллонах под давлением 4500 фунтов на кв. дюйм. Или, по-человечески, примерно 315 кг/см2. Однако ни одна из систем-потребителей сжатого воздуха не использует ВВД напрямую. Резкие перепады давления вызывают интенсивное обмерзание и закупорку арматуры, одновременно создавая опасность компрессионных вспышек паров масла в системе. Повсеместное применение ВВД под давлением свыше 300 атм. создало бы недопустимые опасности на борту субмарины.

ВВД через систему редукционных клапанов поступает к потребителям в виде ВСД под давлением 3000 фн. на кв. дюйм (примерно 200 кг/см2). Именно таким воздухом продуваются цистерны главного балласта. Для обеспечения работы остальных механизмов лодки, запуска оружия, а также продувания дифферентных и уравнительных цистерн применяется «рабочий» воздух под еще более низким давлением около 100-150 кг/см2.

И здесь в действие вступают законы драматургии!

С погружением в морские глубины на каждые 10 метров давление возрастает на 1 атмосферу

На глубине 1500 м давление составляет 150 атм. На глубине 2000 м давление 200 атм. Это как раз соответствует максимальному значению ВСД и ВНД в системах подводных лодок.

Ситуация усугубляется ограниченными объемами сжатого воздуха на борту. Особенно после продолжительного нахождения лодки под водой. На глубине 50 метров имеющихся запасов может быть достаточно для вытеснения воды из балластных цистерн, но на глубине 500 метров этого хватит лишь для продувания 1/5 их объема. Большие глубины — всегда риск, и там требуется действовать с предельной осторожностью.

В наши дни существует практическая возможность создания подлодки с корпусом, рассчитанным на глубину погружения 5000 метров. Но для продувания цистерн на такой глубине потребовался бы воздух под давлением свыше 500 атмосфер. Сконструировать трубопроводы, клапаны и арматуру, рассчитанные под такое давление, при сохранении их разумной массы и исключения всех связанных опасностей на сегодняшний день является технически неразрешимой задачей.

Современные подлодки строятся по принципу разумного баланса характеристик. Зачем делать высокопрочный корпус, выдерживающий давление километровой толщи воды, если системы всплытия рассчитаны на гораздо меньшие глубины. Погрузившись на километр, подлодка будет обречена в любом случае.

Однако в этой истории имеются свои герои и отверженные.

Традиционными аутсайдерами в области глубоководных погружений считаются американские подводники

Корпуса американских лодок на протяжении полувека делаются из одного сплава HY-80 с весьма посредственными характеристиками. High-yield-80 = сплав повышенной прочности с пределом текучести 80 000 фунтов на кв. дюйм, что соответствует значению 550 МПа.

Многие эксперты выражают сомнения в адекватности такого решения. Из-за слабого корпуса лодки неспособны в полной мере использовать возможности систем всплытия. Которые позволяют продувание цистерн на значительно больших глубинах. По оценкам, рабочая глубина погружения (глубина, на которой лодка может находиться длительное время, совершая любые маневры) для американских субмарин не превышает 400 метров. Предельная глубина — 550 метров.

Применение HY-80 позволяет удешевить и ускорить сборку корпусных конструкций, среди преимуществ всегда назывались хорошие сварочные качества этой стали.

Для ярых скептиков, которые немедленно заявят, что флот «вероятного противника» массово пополняется небоеспособным хламом, нужно заметить следующее. Те различия в темпах кораблестроения между Россией и США обусловлены не столько применением более качественных сортов стали для наших подлодок, сколько другими обстоятельствами. Ну да ладно.

За океаном всегда полагали, что супергерои не нужны. Подводное оружие должно быть максимально надежным, тихим и многочисленным. И в этом есть доля правды.

«Комсомолец»

Неуловимый «Майк» (К-278 по классификации НАТО) установил абсолютный рекорд глубины погружения среди подводных лодок — 1027 метров.

Предельная глубина погружения «Комсомольца» по расчетам составляла 1250 м.

Среди главных отличий конструкции, несвойственных другим отечественным подлодкам, — 10 бескингстонных цистерн, размещенных внутри прочного корпуса. Возможность стрельбы торпедами с больших глубин (до 800 метров). Всплывающая спасательная капсула. И главная изюминка — аварийная система продувания цистерн с помощью газогенераторов.

Реализовать все заложенные преимущества позволил корпус, изготовленный из титанового сплава.

Сам по себе титан не являлся панацеей при покорении морских глубин. Главным при создании глубоководного «Комсомольца» были качество сборки и форма прочного корпуса с минимумом отверстий и ослабленных мест.

Титановый сплав 48-Т с пределом текучести 720 МПа лишь незначительно превосходил по прочности конструкционную сталь HY-100 (690 МПа), из которой изготавливались подлодки «СиВулф».

Другие описываемые «преимущества» титанового корпуса в виде малых магнитных свойств и его меньшей подверженности коррозии сами по себе не стоили затраченных средств. Магнитометрия никогда не являлась приоритетным способом обнаружения лодок; под водой все решает акустика. А проблема морской коррозии уже лет двести решается более простыми методами.

Титан с точки зрения отечественного подводного кораблестроения обладал ДВУМЯ реальными преимуществами:

а) меньшей плотностью, что означало более легкий корпус. Появившиеся резервы тратились на другие статьи нагрузки, например, ГЭУ большей мощности. Неслучайно подлодки с титановым корпусом (705(К) «Лира», 661 «Анчар», «Кондор» и «Барракуда») строились как покорители скорости.;

б) Среди всех высокопрочных сталей и сплавов титановый сплав 48-Т оказался наиболее технологичным в обработке и при сборке корпусных конструкций.

«Наиболее технологичный» — не значит простой. Но сварочные качества титана хотя бы позволяли производить сборку конструкций.

За океаном имели более оптимистичный взгляд на применение сталей. Для изготовления корпусов новых подлодок XXI века была предложена высокопрочная сталь марки HY-100. В 1989 году в Штатах заложили головной «СиВулф». Спустя два года оптимизма поубавилось. Корпус «СиВулфа» пришлось разобрать на иголки и начинать работу заново.

В настоящее время многие проблемы решены, и стальные сплавы, эквивалентные по свойствам HY-100, находят более широкое применение в кораблестроении. По некоторым данным, подобная сталь (WL = Werkstoff Leistungsblatt 1.3964) применяется при изготовлении прочного корпуса немецких неатомных подлодок «Тип 214».

Существуют еще более прочные сплавы для изготовления корпусов, например, стальной сплав HY-130 (900 МПа). Но из-за плохих сварочных свойств корабелы считали применение HY-130 невозможным.

Пока не поступили новости из Японии.

耐久 значит предел текучести

Как утверждает старая пословица: «Что бы вы ни умели делать хорошо, всегда найдется азиат, который делает это лучше».

В открытых источниках присутствует крайне мало информации о характеристиках японских боевых кораблей. Однако экспертов не останавливают ни языковой барьер, ни параноидальная секретность, свойственная вторым по силе ВМС в мире.

Из доступной информации следует, что самураи наряду с иероглифами широко используют английские обозначения. В описании подлодок присутствует сокращение NS (Naval Steel — военно-морская сталь), сочетаемая с цифровыми индексами 80 или 110.

В метрической системе счисления «80» при обозначении марки стали, скорее всего, означает предел текучести 800 МПа. Более прочная сталь NS110 имеет предел текучести 1100 МПа.

С точки зрения американца, стандартная для японских подлодок сталь носит обозначение HY-114. Более качественная и прочная — HY-156.

Немая сцена

«Кавасаки» и «Мицубиси Хэви Индастриз» без всяких громких обещаний и «Посейдонов» научились изготавливать корпуса из материалов, ранее считавшихся несваримыми и невозможными при постройке подлодок.

Приведенные данные соответствуют устаревшим субмаринам с воздухонезависимой установкой типа «Оясио». В составе флота 11 единиц, из которых две самые старые, вступившие в строй в 1998-1999 гг., переведены в разряд учебных.

«Оясио» имеет смешанную двухкорпусную конструкцию. Наиболее логичное предположение — центральная секция (прочный корпус) изготовлена из наиболее прочной стали NS110, в носовой и кормовой частях лодки применяется двухкорпусная конструкция: легкая обтекаемая оболочка из NS80 (давление внутри = давлению снаружи), прикрывающая цистерны главного балласта, вынесенные за пределы прочного корпуса.

Современные японские субмарины типа «Сорю» считаются улучшенными «Оясио» с сохранением основных конструктивных решений, доставшийся им от предшественников.

При наличии прочного корпуса из стали NS110 рабочая глубина «Сорю» оценивается как минимум в 600 метров. Предельная — 900.

С учетом представленных обстоятельств ВМС самообороны Японии на сегодняшний день обладают самым глубоководными флотом боевых подлодок.

Японцы «выжимают» всё возможное из доступного. Другой вопрос, насколько это поможет в морском конфликте. Для противостояния в морских глубинах необходимо наличие ядерной силовой установки. Жалкие японские «полумеры» с увеличением рабочей глубины или созданием «лодки на батарейках» (удивившая мир подлодка «Орю») похожи на хорошую мину при плохой игре.

С другой стороны, традиционное внимание к мелочам всегда позволяло японцам иметь преимущество над противником. Появление ядерной силовой установки для ВМС Японии — вопрос времени. Но у кого в мире еще имеются технологии изготовления сверхпрочных корпусов из стали с пределом текучести 1100 МПа?
Олег Капцов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector