Безаварийным стажем может похвастаться только треть российских водителей
Содержание
- 1 Безаварийным стажем может похвастаться только треть российских водителей
- 1.1 Безаварийным стажем может похвастаться только треть российских водителей
- 1.2 Плохое состояние дорог
- 1.3 В какие дни недели и время меньше всего аварий?
- 1.4 Кто виноват и что делать?
- 1.5 Ситуация третья. Пешеходный переход
- 1.6 Страх после аварии
- 1.7 Как избежать аварий
- 1.8 Новый сервис позволит рассчитать вероятность ДТП для каждого водителя
- 1.9 Пешеход наиболее опасен
Безаварийным стажем может похвастаться только треть российских водителей
В среднем две трети автовладельцев в России попадали в ДТП как минимум раз в жизни – об этом говорит статистика, собранная экспертами «Авито Авто» на основании опроса, проведенного среди 5 тысяч респондентов. При этом классический спор о том, попадают ли женщины в аварии чаще мужчин, вновь выиграли дамы: «идеальных» среди них 46%, а среди мужчин – только 27%. Но если многие это столь же традиционно смогут оспорить, сославшись на нерепрезентативность выборки, то распределение водителей по степени агрессивности вождения в зависимости от региона дало довольно неожиданные результаты.
Мужчины против женщин, юность против опыта
В «смешанном» зачете на вопрос о том, попадали ли вы хоть раз в ДТП, ответить отрицательно смог 31% респондентов – то есть, 69% водителей как минимум раз попадали в аварию. Правда, у большинства из них – у 49% – это случалось 1-2 раза в жизни, а еще 17% назвали цифру от 3 до 5. Прочие варианты уложились в оставшиеся 3%: 2% водителей попадали в аварию от 6 до 10 раз, а 1% угораздило сделать это более 10 раз. Статистика, правда, не учитывает, кто из водителей становился виновником аварии, а кто потерпевшим – и те, и другие попали в общую категорию.
А вот распределение негативного опыта между мужчинами и женщинами вышло ожидаемо неравномерным: женщины как минимум на словах подтвердили миф о том, что водят аккуратнее мужчин. Среди них безаварийным стажем похвастались 46%, а еще 44% попали в категорию «от 1 до 3». Выборка «от 3 до 5 раз» составила 9% у женщин против 19% у мужчин, и даже среди тех, кто попадал в аварию более 10 раз в жизни оказались почти сплошь мужчины – среди женщин таких оказалось менее 1%.
А вот статистика распределения ДТП по возрасту подтверждает теорию о том, что новички водят более аккуратно, а водители со средним стажем (7-10 лет) чаще попадают в ДТП из-за переоценки собственных возможностей. Так, среди автовладельцев возрастом от 18 до 25 лет о безаварийном стаже рассказали 53% водителей, а вот в возрастной группе от 26 до 45 лет таких осталось меньше трети. Зато многих этот разовый опыт учит на всю жизнь: половина водителей и в группе от 26 до 45 лет, и старше 46 лет попадала в ДТП 1-2 раза. А вот процент аварийных водителей, которые попадали в ДТП более 10 раз, от возраста не зависит: во всех возрастных группах таких было по 1%.
Стиль вождения – не гарантия безопасности
При этом даже спокойное вождение не стало гарантированным способом избежать ДТП: даже среди мужчин свой стиль езды как «умеренный, классический» охарактеризовали 68%, а среди женщин – и того больше, 76%. Медленных ездоков оказалось примерно поровну среди и тех, и других, а вот «гонщиком» себя ощущает каждый пятый мужчина за рулем, хотя и среди дам агрессивных водителей хватает: 13%.
Зато предположения о том, что с возрастом и опытом даже агрессивные водители становятся спокойнее, подтвердились. Молодежь, правда, не только лидирует по безаварийности, но при этом еще и умудряется агрессивно ездить: о таком грехе заявила треть автовладельцев возрастом от 18 до 25 лет. Среди опытных водителей таких уже 19%, а среди тех, кому больше 46 лет – всего 9%.
Регионы – аварийные и безопасные
А вот распределение водителей по аварийности и особенно по стилю езды оказалось не таким очевидным, как можно было бы предположить. Обычно самыми лихими считают водителей южных регионов – но Ростовскую область и Краснодарский край по числу агрессивных водителей среди опрошенных обошли Челябинская, Свердловская и даже Новосибирская области, а также Пермский край. Совсем немного уступили южанам жители обеих столиц, расположившихся в рейтинге сразу за ними.
При этом отнюдь не всегда аккуратное вождение означает нулевую аварийность. К примеру, Ставрополье лидирует в рейтинге самых спокойных водителей, и это дает свои результаты: 44% опрошенных там водителей не попадали в ДТП ни разу. Схожая ситуация у Волгоградской области, которая входит в четверку самых спокойных и в тройку самых безаварийных. А вот воронежским автовладельцам тот факт, что они делят первую строчку по спокойствию со ставропольскими, это не мешает попадать в аварии: здесь «небитых» насчитали всего 25% — ровно столько же, сколько в самом агрессивном Челябинске, а также Москве и Новосибирской области.
Плохое состояние дорог
Другая причина частых аварий – неизменно плохое состояние дорог, к которому уже привыкли все водители на постсоветском пространстве. Даже если дорога и была отремонтирована, то после первой же зимы она, как правило, снова превращается в сплошную полосу препятствий, состоящую из ям и выбоин.
Причина такой ситуации кроется в качестве материалов, используемых для устройства и ремонта дорог. Ямы становятся не только причиной разбитой подвески и ходовой части автомобиля, но и более страшных катастроф. Бороться с этим можно опять же повышенным вниманием и соблюдением скоростного режима движения.
Для примера можно привести следующие случаи:
- Налетев на хорошую выбоину, можно легко оказаться на встречной полосе, создав аварийную ситуацию.
- Открытый канализационный колодец или неправильно установленный люк также очень опасны для участников дорожного движения.
В какие дни недели и время меньше всего аварий?
Согласно статистических исследований менее аварийным днем является суббота, т.к. автолюбители используют этот день для активного отдыха. Большее количество дорожно-транспортных происшествий случается в пятницу. Причиной этому является усталость после рабочей недели, многие торопятся домой.
В крупных мегаполисах менее аварийноопасная ситуация на дорогах с 3 часов дня до 6 часов вечера. А больше всего ДТП происходит в промежуток времени с 18-00 до 21-00 часов. Самым опасным временем для вождения является первый час после начала поездки, а наиболее безопасным временем – четырнадцатый час за рулем.
Кто виноват и что делать?
Вот и встает вопрос — как быть с начинающими водителями? Как им помочь справиться со страхами или, наоборот, осадить самоуверенных гонщиков? Инструкторы, преподаватели автошкол, эксперты и методисты пришли к выводу, что система непрерывного обучения БДД для начинающих водителей — выход и решение проблемы для новичков-автомобилистов. Превосходный опыт показала международная программа «Академия безопасного вождения», которая проводится в России с 2014 года известным автопроизводителем в партнёрстве с экспертным центром «Движение без опасности» при поддержке российской Госавтоинспекции. Целью проекта является бесплатное обучение начинающих водителей навыкам безопасного вождения. Тренинги включают в себя и теорию, и практику.
Опытные инструкторы учат начинающих водителей правилам поведения в случае возникновения аварийной ситуации, экстренному торможению, управлению скоростными режимами, контролю пространства вокруг автомобиля и выбору оптимальной дистанции. В дополнение блок упражнений, посвященный взаимодействию и коммуникации участников дорожного движения между собой. Это как раз та самая культура вождения: почему необходимо использовать ремни безопасности, знать об опасностях маневрирования и к каким последствиям может привести использование мобильного телефона во время вождения. За четыре года проект охватил 16 регионов России и повысить свое водительское мастерство смогли свыше 6 тысяч начинающих водителей.
«Цель нашей программы — снижение аварийности с участием водителей со стажем до 2-х лет. На тренингах мы объясняем, что повышать уровень навыков вождения необходимо постоянно. Учитывая непрерывные изменения в автомобильной сфере, технологии, законодательство и т.д., сегодня недостаточно один раз сдать экзамен на права, чтобы чувствовать себя на дороге уверенно и безопасно» — отмечает Александр Ревский, заместитель директора экспертного центра «Движение без опасности».
Уверен в необходимости дополнительного обучения БДД и автоэксперт Дмитрий Болысов. Он считает, что давно пора принять на вооружение государственную программу, которая была бы нацелена на непрерывное образование как начинающих водителей, так и тех, кто давно за рулем. В качестве примера эксперт приводит ситуацию с обучением вождению в условиях первых заморозков и снега. По мнению Болысова, такая программа не должна быть очень затратной — предоставление площадок для тренировок и профессиональных инструкторов — не слишком высокая цена за безопасность. Автоэксперт уверен, что даже несколько часов тренировок в неделю качественно улучшили бы навыки вождения среди молодежи и существенно сократили количество ДТП.
Нельзя не упомянуть и о достаточно распространенной аварийной ситуации на скоростном шоссе, в которой участвуют животные. Собаки и кошки не в счет. Реальную опасность представляют крупная живность — лоси, кабаны, олени. Большинство подобных столкновений приходится на темное время суток и сумерки, когда у этого зверья наступает период активизации жизнедеятельности.
ЛОСИНЫЕ ИСТОРИИ
Советов на случай столкновения с крупной фауной, перебегающей скоростную автодорогу, на самом деле не так уж и много. Первый — следить за происходящем не только на асфальте трассы, но и за движением на ее обочинах. Впрочем, ночью лося из быстро идущей машины особо не понаблюдаешь — он выскакивает внезапно из темноты наперерез курсу авто и несется по своей лосиной нужде. В такой ситуации главное — не пытаться инстинктивно объехать зверя перед его мордой. Единственный шанс не врезаться — огибать косматого перебежчика сзади, со стороны крупа.
НА ПЕРЕСЕКАЮЩИХСЯ КУРСАХ
Одно из особо опасных мест на любом, особенно региональном, шоссе — перекресток с второстепенной дорогой. Когда по ней к трассе приближается или стоит в ожидании «окна» в потоке другая машина, внутренне приготовьтесь к экстренному торможению и рулежке. Водитель замеченного вами транспорта может решить, что «успеет проскочить», невзирая на знаки приоритета. Такие «проскакуны» в условиях лесистой местности, когда примыкающая дорога не просматривается издалека, особенно опасны.
Поэтому стоит для себя решить, что из каждого примыкания наперерез вашему курсу в любой момент может вылететь «торпеда» с безмозглым пилотом за рулем. И соответствующим образом готовиться.
ПРАВО НАЛЕВО
Другая типичная аварийная ситуация на местной трассе возникает, кода тебе нужно свернуть влево на примыкающую дорогу. Нормальный человек в этом случае останавливается в левом ряду с включенным левым «поворотником», пропускает встречных и только после этого начинает маневр.
Но именно в этот момент сзади подлетит очередной «гонщик» и попытаться объехать поворачивающего слева! Это запрещено ПДД, но истинного «профи» даже сплошная разметка на осевой не останавливает, а ПДД — и подавно. В результате в вашу водительскую дверь на скорости под 100 км/ч вполне может «врубиться» тонированная «в ноль» вазовская «классика» или новенький внедорожник.
Самое обидное, что ГИБДД потом может решить, что в аварии виноваты и вы, хотя и поворачивали по Правилам: «не убедился в безопасности маневра поворота», скажут. Способ избегнуть подобного исхода один: перед тем как начать поворот на трассе, высматриваем летящего сзади отморозка во всех зеркалах заднего вида!
РАССТОЯНИЕ УДАРА
Дистанцию до впереди идущей машины нужно, по возможности, держать как можно большую. Причем следить стоит не только за ее задним бампером, но и за происходящим далеко впереди. Для этого имеет смысл двигаться в полосе, слегка сместившись к ее краю — чтобы улучшить себе обзор.
Если этого не делать, то когда перед впереди идущей машиной внезапно появится резко затормозившее авто, яма, и т. п., вы физически не успеете среагировать и врежетесь либо в корму «ведущего», либо, если он успеет отвернуть, в само препятствие.
Ситуация третья. Пешеходный переход
Поспешность при переезде пешеходного перехода может обернуться крайне серьезными последствиями. Типичная ситуация: в соседних полосах машины вроде бы притормозили, но впереди никого нет. Неопытный водитель, может быть, даже увидел, как кто-то из пешеходов перешел дорогу. Автомобилист, не сбавляя хода, выезжает на переход либо даже ускоряется, возобновляя движение. А в этот момент на дорогу из-за других машин выходит кто-то еще.
— Для начинающих водителей вообще существует проблема уследить за всем на дороге. Они вроде и стараются, но все равно могут не заметить ни сам переход, ни человека, который собирается выйти на проезжую часть. Могут не сбавить скорость в темное время суток — просто на всякий случай. Такие ошибки, кстати, характерны и для опытных водителей. Проблема не в том, что они не смотрят по сторонам, а в том, что не знают, куда смотреть. И не замечают того, что нужно замечать, — считает Краснов.
Опытный водитель не застрахован от ошибок. Но он умеет предугадывать развитие событий и проявляет осторожность даже тогда, когда для этого нет видимой причиной, но есть характерные предпосылки.
Страх после аварии
Собственный отрицательный опыт, несомненно, вызывает самый сильный страх. Многие очень долго его испытывают, попав в серьезное ДТП, а в исключительных случаях и вовсе никогда не садятся больше за руль. Все дело в том, что мозг хорошо запоминает яркие эмоционально окрашенные события. Если они сопровождались травмой, реальной угрозой для жизни, впоследствии сознание делает все, чтобы в похожей ситуации организм, во-первых, был готов к испытаниям, во-вторых, сделал все, чтобы их избежать. Поэтому человек боится садиться за руль, а если и оказывается на водительском месте, это служит сигналом мозгу о близкой опасности, и человек испытывает трудно контролируемый страх.
Как избежать аварий
Никто не застрахован от ДТП, но и считать, что оно является неизбежным злом для любого автомобилиста нельзя. Достаточно много водителей, которые десятки лет ездят без серьезных происшествий. В этом им помогают нехитрые, но эффективные правила, которые просто необходимо знать начинающим автолюбителям.
Общий поток
Многие неопытные водители боятся потока машин, который характерен для современных городов. Однако опасность представляет не большое количество автомобилей, а различие в скорости движения отдельных участников. Мнение о том, что медленное перемещение убережет от ДТП совершенно неверно, также как и попытки прижиматься к обочине. Движение с малой скоростью, вызывает необходимость маневра со стороны других водителей, что достаточно сложно обеспечивать в автомобильном потоке.
Движение близко к обочине не снижает риска аварий, а скорее наоборот. На краю дороги больше вероятность повстречать недисциплинированных пешеходов и велосипедистов, кроме того помехи создает стоящий транспорт. Вывод напрашивается простой – двигаться надо в общем потоке со средней скоростью автомобилей в нем. Другими словами, первый совет – действуй в потоке, как все.
Дистанция
Безопасная дистанция до впереди идущего автомобиля – это азбука для начинающего водителя. Ее не зря называют воздушной подушкой безопасности. Эта дистанция должна позволить своевременно остановиться при экстренном торможении. Зависит она от скорости передвижения. На мокрой дороге ее следует увеличить минимум на треть.
Неадекватные водители
На дороге можно повстречаться с самыми разными автолюбителями. Огромную опасность представляют пьяные и просто неадекватные водители. Если впереди идущий автомобиль «рысчет» по шоссе, то надо быть крайне осторожным. Такой транспорт, по возможности, надо быстрее обогнать и удалиться от него. Однако, данный вариант опасен при совершении обгона. Чаще неопытный водитель, наоборот, притормаживает, давая возможность удалиться «неадеквату за рулем».
Не менее опасны лихачи и простые автомобильные хулиганы. Не стоит соперничать с ними в скорости. Для этого контингента важно занять крайнюю левую полосу дороги, а потому не следует вылазить на нее. Лучше всего движение совершать по центральной полосе.
Зеркала
Зеркала в автомобиле установлены не для красоты. Они помогают оценить обстановку сзади и сбоку от машины. Перед совершением любого маневра следует воспользоваться ими. Особенно важно посмотреть в левое зеркало при попытке совершить левый поворот. Даже на пустынной дороге может появиться неожиданно лихач, идущий на обгон.
Поворотники
Множество аварий происходит при повороте автомобиля, его перестраивании и остановке. Достаточно часто причина вполне банальна – маневр совершался без включения поворотника. Нельзя рассчитывать, что у машины сзади отменные тормоза, а водитель обладает мгновенной реакцией. Предупредить его о маневре с помощью подфарников необходимо своевременно. Часто ДТП происходит при перестройке машины для остановки или выезде после нее без включения поворотников.
Пешеходы
В городе, независимо от скорости передвижения, большую опасность вызывают непрогнозируемое поведение пешеходов, особенно детей. Водитель должен всегда быть готовым к тому, что человек на обочине может неожиданно начать пересечение дороги, выскочить на проезжую часть, побежать. Зона повышенной опасности – остановка общественного транспорта. Пешеходы могут выскочить из-за автобуса с любой стороны, а потому при приближении к стоящему транспорту лучше перестраховаться, и снизить скорость.
К сожалению, слабой дисциплиной отличаются и другие водители. Трудно быстро остановиться, когда из припаркованного автомобиля на проезжую часть выходит хозяин или пассажир. Особо внимание «зебре». Здесь пешеход чувствует себя хозяином и может позволить себе любые действия.
Светофор
Многие автолюбители знают, сколько ДТП происходит у светофора и на перекрестке. При подъезде к нему надо сбавить скорость. Впереди едущий автомобиль может затормозить резко при переключении света или появлении недисциплинированного пешехода. Неопытный водитель часто не успевает среагировать и въезжает в него.
Подъезжать к светофору лучше всего по средней полосе, где шансов встречи с нерадивым пешеходом значительно меньше, да и среагировать проще, увидев начало его движения. Нежелательно пересекать зону светофора в числе первых или последних, т.к. повышается риск столкнуться с нарушителями. В первом случае велика вероятность «встречи» с теми, кто решил проскочить перекресток уже после переключения зеленого света, а во втором – с теми, кто слишком торопится и начал движение на желтый свет.
Вообще, совет для начинающего водителя – не следует вообще находиться на перекрестке при желтом свете светофора. Может просто не хватить опыта для оценки реальной дорожной ситуации. Лучше переждать еще один светофорный цикл.
Интуиция
Вождение автомобиля требует включения интуиции. Человек должен постоянно контролировать поведение других участников движения, предвидеть их возможные маневры. Например, небольшие метания автомобиля указывают на то, что он может начать перестройку, т.к. ему что-то не нравится впереди. Решительное выражение лица водителя в машине сзади может указывать на стремление обязательно обогнать (возможно, с нарушением ПДД).
Для неопытных водителей существует важный совет – берегитесь таксистов. В городских условиях они способны совершать умопомрачительные, непредсказуемые маневры. Для них ничего не стоит «подрезать» автомобиль, увидев потенциального клиента на обочине. Это движение следует особо опасаться.
Новый сервис позволит рассчитать вероятность ДТП для каждого водителя
В последнее время в открытом доступе появилось большое количество официальных и экспертных данных, позволяющих проанализировать статистику ДТП. Так, в октябре 2016 года ГИБДД опубликовала более 306 тысяч карточек ДТП по всей России, что позволяет достаточно точно определить, где, когда и с кем аварии происходят чаще всего.
Где происходят ДТП?
Данные ГИБДД подтверждают вполне логичный вывод о том, что ДТП чаще происходят там, где больше населения и, соответственно, больше автомобилей. Города-миллионники и крупные магистрали являются самыми аварийно-опасными точками на карте России.
В Москве и Санкт-Петербурге ситуация еще более сложная. Из-за пробок в этих городах происходит большое количество мелких ДТП. В столице, по данным Российского союза автостраховщиков, автомобилисты заявляют в среднем о 10 тысячах страховых случаев в месяц.
По статистике, большое количество ДТП в столице происходит на съездах и развязках на МКАД и ТТК. А самые аварийно-опасные районы — Южное Бутово, Гольяново и Хорошево-Мневники.
Когда происходят ДТП?
Больше всего аварий происходит с июня по октябрь. Значительный пик наблюдается перед Новым годом. А вот в январе можно наблюдать некоторое затишье, которое длится до апреля. Хотя и зиму нельзя назвать безопасным сезоном для автолюбителей. Несколько десятков раз в год на дорогах случается так называемый «день жестянщика», когда от ДТП не спасает ни повышенное внимание, ни сниженная скорость.
Что касается времени суток, статистика аварийности совпадает с интенсивностью пробок. Около восьми утра люди едут на работу, а около шести вечера возвращаются домой. Как раз в это время и происходит большинство ДТП.
Интересно, что в выходные количество происшествий на дороге не снижается относительно будних дней. Больше аварий происходит ночью.
Кстати, именно в темное время суток случаются ДТП с самыми серьезными последствиями.
С кем происходят ДТП?
Три четверти аварий происходят по вине мужчин. Конечно, это не значит, что они хуже водят, просто женщины за рулем автомобиля встречаются гораздо реже.
Вероятность ДТП зависит от стажа и возраста водителя. Женщины-новички попадают в аварии в три раза чаще, чем мужчины, которые недавно получили права. Однако, с ростом опыта управления транспортным средством представительницы слабого пола становятся участниками ДТП реже, чем мужчины.
Наиболее «аварийно-опасными» считаются молодые (до 27 лет) и пожилые (после 60 лет) водители. Шансы на ДТП увеличиваются и у владельцев мощных автомобилей.
Как просчитать вероятность попасть в аварию?
При всем обилии статистических данных для анализа вероятности аварии, ДТП для водителя остается неприятным и случайным стечением обстоятельств. Но это не значит, что вы не можете сделать дороги более безопасными для себя.
Предупрежден — значит, вооружен. Сервис «Маршрутология» поможет оценить дорожную ситуацию на вашем маршруте и подготовиться к поездке. Кто-то будет более внимательным и аккуратным или подумает над тем, чтобы изменить маршрут, а кто-то, возможно, предпочтет воспользоваться общественным транспортом.
«Маршрутология» сопоставляет дорожную ситуацию, количество перекрестков и погодные условия со статистикой ГИБДД на заданном участке, личными параметрами водителя и характеристиками автомобиля. Степень опасности маршрута оценивается по 10-балльной шкале.
Воспользоваться сервисом «Маршрутология» могут автолюбители из Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Для анализа маршрута используются как данные из открытых источников, так и собственная статистика страховой компании INTOUCH.
Сложность каждого отрезка пути рассчитывается при помощи сервиса «Яндекс. Карты». Учитываются длина маршрута, количество поворотов и загруженность дорог. Официальные данные ГИБДД об аварийности в различных районах города позволяют оценить вероятность ДТП на конкретном участке. Данные о погоде предоставляет всемирная погодная карта OpenWeatherMap. В расчете также учитывается время суток.
Личные параметры водителя и характеристики автомобиля анализируются с помощью детализированной модели оценки рисков страховой компании INTOUCH, созданной на базе как собственного многолетнего опыта, так и опыта европейских страховщиков. Два года назад компания INTOUCH запустила программу «Умное страхование» с использованием телематических устройств, которая получила массовое распространение среди розничных клиентов компании. За время использования этой технологии был собран и тщательно проанализирован большой объем информации о стиле вождения клиентов. Сегодня это позволяет очень точно определять вероятность ДТП для автолюбителей различного пола и возраста, а также — в зависимости от стажа вождения и модели автомобиля.
INTOUCH является инициатором «Движения за ответственное вождение». C 2012 года компания мотивирует автолюбителей из Москвы и Санкт-Петербурга быть внимательными на дороге и не нарушать правила дорожного движения.
Любое ДТП — это стресс, потерянные время и деньги. Страхование КАСКО от INTOUCH — надежное вложение автовладельцев в собственный комфорт и финансовую защищенность. А «Маршрутология» — еще один шаг к тому, чтобы сделать использование личного автотранспорта более безопасным.
На правах рекламы
АО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ». Лицензия ЦБ РФ СИ № 0870 от 18.08.2015
Пешеход наиболее опасен
В меньшей степени начинающие водители боятся маневров при парковке и при движении задним ходом. Еще 8% боятся помешать другим водителям своими неумелыми действиями. Однако всего 5,3% новичков опасаются пешеходов. В этом факте заключается большая опасность, потому как, по статистике, именно начинающие водители часто становятся участниками ДТП с пешеходами. А такие аварии считаются тяжкими и влекут за собой неприятные последствия для водителей, даже если они не виноваты в случившемся, а пешеход буквально выскочил с тротуара и угодил им под колеса.
Меньше всего начинающие водители боятся светофоров. Их в опросе упомянул только 1% респондентов.