Интересные электромобили из Китая, которые можно пригонять уже сейчас
Содержание
- 1 Интересные электромобили из Китая, которые можно пригонять уже сейчас
- 1.1 Интересные электромобили из Китая, которые можно пригонять уже сейчас
- 1.2 Самые продаваемые китайские электромобили
- 1.3 Заменить батарею на станции подзарядки
- 1.4 Какие из этих компаний могут быть нам интересны
- 1.5 2. BYD (SHE: 002594).
- 1.6 Cadillac ELR
- 1.7 Финансы – все сложно
- 1.8 Компании-конкуренты “Тесла“
Интересные электромобили из Китая, которые можно пригонять уже сейчас
Еще недавно фразой «пригнал себе машину из Китая» можно было начинать анекдот. Да и заканчивать тоже. Белорусы возили автомобили из Европы, США, Канады, ОАЭ, России и даже Южной Кореи. Но не из Китая. Да и не было смысла что-то везти из Поднебесной. Далеко и дорого. Интересными моделями, недоступными в других регионах, Китай тоже не радовал. Все изменилось в этом году. После того как правила ввоза электромобилей стали гуманнее, сотни, если не тысячи, белорусов начали присматриваться к EV. А мировым лидером по объемам выпуска и продаж электрокаров как раз таки является Китай. Уже сегодня по Беларуси катается с десяток машин без ДВС, привезенных в страну из КНР. Кажется, пора изучать китайские EV-модели. Открывайте блокноты — мы подобрали семерку наиболее интересных, на наш взгляд. Их можно везти в Беларусь уже сегодня — варианты полностью серийные.
NIO — китайский производитель автомобилей со штаб-квартирой в Шанхае, специализирующийся на проектировании и разработке электрических автономных транспортных средств. Официальный сайт.
NIO была основана в ноябре 2014 года Уильямом Ли, председателем правления Bitauto и NextEV. После запуска в NIO инвестировали несколько компаний, включая Tencent , Temasek , Baidu , Sequoia , Lenovo и TPG. Первая модель — спортивный автомобиль NIO EP9, дебютировала в тот же день, когда была основана марка. Что достаточно необычно и впечатляюще даже для крупного автопроизводителя.
Tesla, которая пыталась организовать станции по замене батарей, но никогда не практиковала использование ее в широких масштабах. Вместо этого использует свою сеть Supercharger.
Nio же построила функционирующую сеть станций замены батарей, которая покрывает несколько тысяч километров скоростных китайских автомагистралей.
Первым этапом была установка 18 станций замены аккумулятора в 14 различных местах вдоль автомагистрали G4. Это дорога протяженностью 2273 километра (1412 миль), соединяющая Пекин (национальную столицу) с дельтой реки Чжуцзян (крупнейший в мире городской район, где расположены Гонконг и Шэньчжэнь). Это было завершено в ноябре 2018 года. Скорость замены батарей на станции — менее 5-и минут.
Второй этап состоял в установке станций быстрой зарядки аккумуляторов в 8 местах вдоль скоростной автомагистрали G2 — дороги протяженностью 1212 км (753 мили), соединяющей Пекин с Шанхаем . Этот этап был завершен в январе 2019 года.
Также в компании используют зарядные микроавтобусы (+100 км за 10 минут зарядки)
Модельный ряд
За 5 лет компания создала целую линейку электромобилей. И уже сейчас может похвастаться электромобилем на любой вкус. А если учесть что каждый из них имеет достаточно широкий перечень дополнительных опций, получается что каждый автомобиль компании почти что индивидуален.
NIO EP9
Итак 2014 год, день основания марки и премьеры первой модели NIU EP9.
Если Вы смотрите передачу Top Gear, то наверняка уже видели этот электромобиль и Ричарда Хамонда за рулём:
Электрический спорткар с пиковой мощностью в 1 мегаватт, максимальной скоростью в 313 км/ч и разгоном до 200 км/ч за 7,1 сек.
Между делом установил порядка мировых 5 рекордов на различных трассах.
NIO ES8
Январь 2018, компания представляет уже не гоночный и не спорткар. А огромный 7-и местный электрический семейный кроссовер — ES8.
6-и или 7-и местный электрический кроссовер в зависимости от комплектации. До сотни за 4,4 сек. Пробег на заряде до 450 км. Два электромотора обеспечивают полный привод. Панорамная крыша и голосовой помощник. По цене в ¥456,000(
NIO ES6
Ноябрь 2018, компания анонсирует старт предварительных заказов на меньшую версию ES6. Более компактный внедорожник ES6.
Максимальная скорость в 200 км/ч, разгон до 100 за 4,7 сек и пробег на заряде до 510 км. Вот основные отличия компактной версии китайского электрического кроссовера стоимостью ¥ 398,000(
Голосовой помощник Naomi
Про него хочется сказать отдельно, так как Тесла относительно недавно ввели голосовые команды в свои электромобили. Модельный ряд Nio оснащены голосовым помощником, который не просто выполняет команды. Привет Сири и Алиса, в китайские автомобили доступ Вам уже есть, пользователи захотят помощника на своём языке, верно ведь?
Тем не менее, компания достаточно лаконично презентует эту функцию, а маленький шевелящийся смайл на центральной консоли, добавляет электромобилю определенный шарм.
А что ещё будет?
Да, это далеко не всё, компания активно развивается и в будущем как и Тесла хочет создавать также автономные транспортные средства, о чём также активно заявляет.
Футуристичные концепты, которые похожи на автомобили из фильма умеет рисовать скажем и Ауди, однако успехи китайской компании вселяют большую надежду. Концепт NIO EVE был представлен в 2017 году и уже в этом 2020 должен быть реализован(будем следить):
28 декабря 2019 года на Believe in Better NIO Day 2019 в Shenzhen(Шэньчжэне), компания также представила блок питания Power Home мощностью 20 кВт(я думаю понятно что это тоже наследие Теслы, но в своём исполнении).
А также новую жидкостную батарею на 100 кВт/ч. Поставки которой начнутся в четвертом квартале 2020.
Глубокое обновление ES8, увеличив мощности двигателей, рестайлинг, и новая батарея на 100кВт/ч с пробегом на заряде до 580км. Также обновляется ES6 и с новой батареей он сможет пробегать до 615 км.
Весной 2019 компания также представил концепт седана, который должен появится, удивительно, уже в 2020 году, NIO ET7:
Получается достаточно серьёзный конкурент есть у Теслы, и на территории Китая, равных ему пока тоже. И у них многое уже получилось, но к сожалению в России их пока нет, как впрочем и Теслы(официально).
Самые продаваемые китайские электромобили
За декабрь прошлого года общее число зарегистрированных электрокаров превысило 102 000 экземпляров, что составляет 230% от аналогичного периода предыдущего года – прирост составил 600 000 автомобилей. Однако в масштабах всего Китая доля электрокаров пока не кажется значительной – 3,3% от всего рынка новых автомобилей.
При этом электромобили на экспорт китайские автопроизводители пока отправляют очень небольшими партиями, что обусловлено повышенным спросом и крайне выгодными условиями внутри страны – конкурировать с иностранными конкурентами вне Китая пока нет смысла.
Ниже представлен топ-5 наиболее продаваемых электромобилей на внутреннем рынке, которые позволяют сформировать понимание текущей стадии развития сегмента (цифры указаны за 12 месяцев 2017 года).
5. JAC iEV6S/E
25 741 проданный автомобиль
Компактный переднеприводный кроссовер был представлен широкой публике в 2016 году. Его приводит в движение двигатель мощностью 114 л.с., который при средней скорости 60 км/ч исчерпает заряд батареи за 300 км пути, после чего зарядка займёт 11 часов.
Максимальная скорость, которую способен развить автомобиль – 130 км/ч. Вероятно, наиболее сбалансированный электромобиль из всего топа, принимая во внимание как ездовые характеристики, так и место внутри.
4. Chery eQ
27 444 проданных автомобилей
Электрическая версия имевшей огромную популярность в Китае модели Chery QQ — за один декабрь 2017 года было приобретено 5 650 экземпляров, то есть популярность электрокара на внутреннем рынке только растёт. Примерно за $24 000 покупатель получит небольшой городской автомобиль с батареей на 22 кВт, позволяющую проезжать расстояние до 200 километров без подзарядки.
Мощность электрического двигателя – 57 л.с., что позволяет разогнать eQ только до 100 км/ч. Возможно, с более мощным мотором он составил бы конкуренцию VW Up и Smart Forfour ED.
3. BYD Song PHEV
30 920 проданных автомобилей
Наиболее популярный продукт BYD на рынке Китая, демонстрирующий, однако, достаточно низкие показатели запаса хода – 70 километров без зарядки батареи при том, что в Китае пока далеко не повсеместно установлены пункты зарядки электромобилей. Двигатель мощностью 112 л.с. разгоняет автомобиль до 180 км/ч, до 100 – за 4.9 секунд, как заявляет производитель. Самый дорогой из пятёрки – около $40 000.
Полноприводная гибридная версия модели под названием EV400 вышла в марте этого года и установилась на уровне 4-5 тысяч проданных экземпляров за месяц. Динамика и скорость электрической версии были сохранены, а запас хода был значительно увеличен до 360 км или до 400 км, если скорость за время поездки не будет превышать 60 км/ч.
2. Zhi Dou D2 EV
42 342 проданных автомобиля
Успех маленького двухместного автомобиля от огромного конгломерата, также владеющего Volvo и Geely, обусловлен, в том числе, огромным количеством контрактов, заключенных со службами доставки и компаниями на рынке такси. Продажи стартовали в 2015 году, к середине 2017 он стал наиболее распространенным электромобилем Китая, заняв 10% рынка, а в конце прошлого года машина получила новый, чуть более мощный двигатель, развивающий 41 л.с., до этого показатель был в два раза меньше – 20 л.с.
Максимальная скорость, которую может развить D2 – 88 км/ч, а без подзарядки электрокар может проехать 155 километров. Цены в Китае начинаются от $21 000, в Европе D2 EV продается как квадроцикл (что относит его к классу Renault Twizy).
1. BAIC EC-Series
78 079 проданных автомобилей
В начале 2018 четырехместный хэтчбек BAIC EC-Series спустя год после начала продаж достиг средней скорости сбыта в 10 000 проданных экземпляров в месяц, обогнав вышеупомянутого ZHI Dou D2 EV, даже учитывая большую популярность у коммерческих пользователей, а BYD впервые за три года потерял первенство в этой нише. Причиной тому является очень низкая стоимость EC-Series – около $22 000, запас хода в 200 км и, вероятно, дизайн, чем-то напоминающий кроссовер.
Запас хода составляет 156 км при мощности двигателя 41 л.с. Вероятно, в 2018 году он вновь станет самым продаваемым электромобилем в мире, обогнав Tesla Model 3.
Заключение
Китай делает уверенные шаги на пути к отказу от двигателей внутреннего сгорания, оказывая ощутимую поддержку внутреннему рынку электромобилей. Их продажи и технические характеристики будут расти из года в год, что, скорее всего, приведет к большому отрыву Китая как производителя электрических автомобилей. Значит ли это, что они в скором времени будут появляться в России?
В России такие программы разрабатываются, однако пока состояние инфраструктуры для электрокаров не позволяет ожидать роста спроса на такие автомобили, возможно, за исключением Москвы и Московской области, где сегодня находится большая часть зарегистрированных электромобилей страны.
Видео о китайском конкуренте Tesla Model X:
Заменить батарею на станции подзарядки
ET7 от Nio можно заряжать как обычно на зарядных станциях. Кроме того, разряженная батарея в обменной станции Nio, так называемой станции замены батареи, может автоматически заменяться на полностью заряженную. Этот процесс занимает менее 5 минут и поэтому происходит намного быстрее, чем зарядка на зарядной станции.
В настоящее время в Китае имеется около 170 таких станций по замене аккумуляторов. К концу года Nio хочет организовать сеть из 500 таких обменных станций.
Выход на рынок Nio ET7 запланирован на 2022 год. И пока нет никакой информации о том, будет ли этот электромобиль доступен также и в Европе.
Какие из этих компаний могут быть нам интересны
Если говорить о тех компаниях, в которые могут инвестировать не только юридические лица, но и простые юзвери через одного из онлайн-брокеров, то лично меня больше всего заинтересовали такие вендоры.
Nio (NYSE: NIO)
Несмотря на проблемы с браком и конкуренцию с Tesla, перспективы Nio выглядят многообещающими. Тем более что после отмены халявы с субсидиями компания Илона Маска вынуждена задирать ценник.
Nio же может позволить себе больше, потому что европейские инвесторы уже закинули ей 1 миллиард долларов и планируют закидывать раньше в составе совместного производства.
Geely (HKG: 0175)
Полное название — Zhejiang Geely Holding Group Co. В перспективе один из самых успешных китайских производителей электромобилей по одной простой причине: ее совладелец — Volvo.
Совместное предприятие уже успешно производит линейку D2 — ультракомпактные, полностью электрические городские 2-местные машинки. Производит также машины под заказ для других брендов.
Мне такая бизнес-модель нравится, плюс приток европейских инвестиций тоже обеспечен.
BYD (SHE: 002594)
Автомобили BYD очень популярны на китайском рынке, во многом за счет очень удачной линейки фирменных бюджетных и компактных кроссоверов.
Плюс интересный факт: Berkshire Hathaway, инвестиционная компания Уоррена Баффетта, инвестировала в компанию 230 миллионов долларов США и продолжает это делать.
BYD также обеспечивает себя аккумуляторами и развивает остальную инфраструктуру, поэтому может претендовать и на госсубсидии даже после недавнего указа.
SAIC (SHA: 600104)
SAIC Motor Corporation Limited (ранее Shanghai Automotive Industry Corporation) — китайская государственная автомобильная компания. Сами конструируют, сами строят.
Участник индекса Fortune Global 100 и один из государственных китайских автопроизводителей «большой четверки». Так что без субсидий тоже не останется.
Плюс SAIC с удовольствием клепает тачки и для других торговых марок, в том числе и в рамках совместного предприятия. Широкая диверсификация источников дохода дает гарантии, что прибыль будет в любом случае.
Beijing Electric Vehicle Corp (BAIC Group)
BJEV акцентируется на самых бюджетных электрокарах. Пока действовала программа субсидий, продавала свои самые дешевые машинки по цене менее 8000 долларов США (модель EC180).
Но после отмены госхалявы дела у нее не ухудшились: наоборот, появились инвесторы, поэтому после EC180 BJEV пополнит модельный ряд электромобилей городскими седанами и внедорожники среднего класса, а также люксовыми седанами типа EH300 (вполне удачный закос под Mercedes).
В общем, примерные расклады я дал, а вы уже как знаете. Лично я в китайский автопром верю и не сомневаюсь, что рынок электрокаров там расти будет.
А если вы обратите внимание на график роста мировой экономики, то увидите, что расти она будет быстрее, чем где-либо. А где больше зарабатывают, там больше и тратят.
Так что, как по мне, китайцы дают неплохие ауты для заработка. Поэтому, если и вкладывать в автомобильный рынок, то именно в китайский. Неверующим просьба срывать покровы в комментах.
2. BYD (SHE: 002594).
Компания BYD (SHE: 002594), основанная в экономическом центре Шэньчжэня, является одной из самых быстрорастущих автомобильных компаний в мире, и сейчас, возможно, самое подходящее время для знакомства с ней. От необычного названия (аббревиатура от «Build Your Dreams») до уникальной штаб-квартиры (кампус площадью 2 800 000 м2 со школами, отелями и монорельсовой системой) – компания излучает уверенность, присущую ранним дням существования Силиконовой Долины.
Малоизвестный на международном уровне, BYD уже является гигантом в Китае, его огромный ассортимент продукции затрагивает практически все высокотехнологичные секторы, от бытовой электроники до накопителей энергии. Фактически, компания уже является крупнейшим в мире производителем автомобилей с батарейным питанием.
Хотя компания не оказала большого влияния за пределами Китая и еще не продемонстрировала реальных глобальных амбиций, это не означает, что для феноменального роста еще нет места. Электромобили составляют только 2% от общего объема продаж автомобилей в Китае, отчасти потому, что страна плохо оборудована точками зарядки. Даже если она никогда не выйдет за пределы своих границ, будущее BYD выглядит захватывающим.
Cadillac ELR
Перед нами четырёхместный гибрид с силовой установкой, которую одолжили у упомянутого выше Chevrolet Volt. Такой Cadillac имеет два электромотора мощностью в 235 л.с и 506 Нм крутящего момента. При этом авто разгоняется до сотни за 6,4 секунды, а скорость может составлять до 208 км/ч. На электрических моторах вы можете проехать 60 километров, а затем на двигателе внутреннего сгорания проехать еще 530 километров, не думая о зарядке.
Данный электромобиль несомненно выделяется в потоке благодаря стильному дизайну в духе всего бренда Сadillac. И, в дополнение, салон, в отличие от некоторых других «зеленых» авто, действительно отличается качественными материалами и комфортом.
Финансы – все сложно
С финансами у Tesla все действительно сложно. С одной стороны, компания еще в 2010 году провела IPO и теперь ее бумаги торгуются на биржах (и торгуются неплохо). С другой – Tesla все еще убыточна. Выйти на прибыль удалось только в третьем квартале 2018 года – но по итогам этого и следующего годов Tesla демонстрирует убыток. В 2020-м компания показала положительный результат в первом квартале, но проблемы все же остаются.
Вообще среди инвесторов это считается нормальным – растущая компания редко показывает прибыль и выплачивает дивиденды, предпочитая вкладываться в развитие. Это видно и по Tesla. Например, в 2019 году компания заработала 24,6 миллиарда долларов выручки, а на производство потратила 20,5 миллиардов. Однако на общие расходы ушло 2,6 миллиарда, и на разработки – еще 1,3 миллиарда. Учитывая еще расходы по процентам и налоги, итоговый годовой финансовый результат – чистый убыток в 862 миллиона долларов.
Сам Илон Маск обещал инвесторам показать прибыль уже в 2018 или 2019 годах, но пока положительный результат отмечен лишь по итогам отдельных кварталов. Инвесторы же, судя по всему, не считают происходящее чем-то экстраординарным, и продолжают зарабатывать – уже не на дивидендах, а на росте курса акций:
Благодаря такой динамике Tesla уже обогнала по капитализации большинство автомобильных компаний. По состоянию на начало июня 2020 года расклад был такой:
- Tesla – 190 миллиардов долларов;
- Toyota – 182 миллиарда долларов;
- Volkswagen – 75 миллиардов долларов;
- Honda – 48 миллиардов долларов;
- Daimler AG – 41 миллиард долларов.
Соответственно, Tesla лидирует не только среди компаний, производящих электромобили, компания – лидер среди автопроизводителей всего мира в целом. В 2020 году бумаги Tesla, как и акции других компаний, упали в цене после начала пандемии коронавируса, но быстро восстановились и превысили докризисный уровень. Это связывают с тем, что в Китае начинает восстанавливаться спрос, в том числе на электромобили, производимые на новом заводе в Шанхае.
Финансовые проблемы могут быть связаны еще и с тем, что компания с большими трудностями выходит на плановые объемы выпуска, из-за чего страдает выручка, а клиенты вынуждены ждать доставки машины несколько месяцев после заказа.
Тем временем проекты, которые могли бы дать больше денег компании – пикап Model E или грузовик Tesla Semi – пока не дошли до фазы коммерческих моделей (при том, что деньги на их разработку уже потрачены).
И еще одна проблема Tesla – слишком сильная закредитованность. У компании долгов примерно в 2,5 раза больше, чем размер собственного капитала, а долгосрочный кредитный рейтинг имеет негативный прогноз.
Поэтому, если говорить объективно, рост стоимости акций не говорит о том, что в финансовом плане компания благополучна – пока капитализация держится во многом благодаря имени ее владельца и руководителя.
Компании-конкуренты “Тесла“
1. Nio
Слова “Тесла” и “Китай” часто звучат в заголовках СМИ в течение многих лет, поскольку они оба связаны с инновациями и ростом, способными изменить мир. Поэтому, когда появляется шанхайский автомобильный стартап и все вокруг шёпотом называют его “китайской Tesla“, вы точно обратите на него внимание.
Основанная ещё в 2014 году, компания NIO (NYSE:NIO) выпускает электромобили премиум-класса для международного рынка. Хотя её продукция, как правило, хорошо принимается критиками, сама компания приобрела репутацию рискованной и непредсказуемой. Некоторые комментаторы опасаются, что её оценка основана на расплывчатом понятии “потенциала“, а не на текущих финансовых показателях, хотя то же самое обвинение вполне может быть выдвинуто и против самой Tesla.
С другой стороны, в последнее время её акции выглядят немного привлекательнее. За финансовый квартал, закончившийся в октябре, Nio поставила почти 5000 автомобилей, создав всплеск продаж на 35%, при этом её акции подскочили после объявления о партнёрстве по разработке беспилотных автомобилей с технологическим гигантом Intel (NASDAQ: INTC).
Акция Nio определённо является рискованной ставкой, но движение компании в направлении расширения границ в сочетании с исключительно низкой ценой делают её слишком интересной, чтобы просто списать со счетов.
2. BYD Company
Ещё один китайский конкурент “Тесла“, компания BYD (SHE:002594), основанная в Шэньчжэне, экономическом центре страны, является одной из самых быстрорастущих автомобильных фирм в мире, и сейчас самое подходящее время познакомиться с ней.
Во всём, от необычного названия (аббревиатура от “Build Your Dreams“) до своей уникальной штаб-квартиры (кампус площадью 670 акров со школами, отелями и монорельсовой системой), компания излучает уверенность, которая ассоциируется с первыми годами существования Кремниевой долины.
BYD почти неизвестна на международном уровне, но уже является гигантом в Китае и её огромный ассортимент продуктов затрагивает почти все высокотехнологичные сектора от бытовой электроники до хранения энергии. Фактически, компания уже является крупнейшим в мире производителем транспортных средств на батарейках.
Хотя компания не оказывает большого влияния за пределами Китая и до сих пор не демонстрировала никаких реальных глобальных амбиций, это не означает, что у неё нет перспектив для феноменального роста. На долю электромобилей приходится только 2% от общего объёма продаж автомобилей в Китае, отчасти потому, что страна пока слабо оснащена пунктами зарядки для них.
Даже если этот новый конкурент Tesla так и не рискнёт выйти за пределы границ своей страны, её будущее выглядит очень многообещающим.
3. Volkswagen
Когда Илон Маск объявил, что следующая “Гигафабрика” его компании будет открыта на окраине Берлина, всё внимание переключилось на немецкую автомобильную промышленность и её кажущуюся неспособность создать что-нибудь такое же интересное.
Одним из отраслевых гигантов, который уже давно обещает изменить ситуацию, является Volkswagen Group (ETR:VOW3). В ноябре компания выполнила обещание, выпустив новый электромобиль, получивший название “ID.3“. В рамках своего “электрического наступления” Volkswagen также намерен выделить десятки миллиардов евро к 2028 году и выпустить до семидесяти новых электрических моделей.
Volkswagen, одна из крупнейших мировых компаний, за 82 года существования пережила множество взлётов и падений, не говоря уже о диктатуре, войне, разделении и воссоединении своей страны, поэтому у неё огромный опыт в достижении долгосрочных целей, таких как эта.